Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений

Тема

Форма

Ответственные,

специалисты

7. Подростковый алкоголизм – игры со смертью

Беседа

Психолог

8. Почему курят дети

Анкетирование

Психолог

9. Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних

Беседа

Классный руководитель, социальный педагог

10. Спорт против наркотиков

Спортивно-массовое мероприятие

Учитель физкультуры

9, 11 классы

1. Вредные привычки

Тематический классный час

Классный руководитель, психолог

2. Наркотики и ответственность

Тематический классный час

Социальный педагог, психолог

3. Предупреждение инфекционных заболеваний

Беседа

Медицинский работник

4. Социально-медицинские аспекты пагубных пристрастий – курения, алкоголизма и наркомании

Круглый стол

Приглашенные специалисты

5. Курить – здоровью вредить

Тематическая выставка плакатов, рисунков

Классный руководитель, социальный педагог, педагог-организатор

6. Бросай курить

Акция

Социальный педагог, классный руководитель

7. Спасибо, не курю

Марафон здоровья

Школьный библиотекарь

8. Спасибо – нет!

Тренинг

Социальный педагог, психолог

9. Почему курят дети

Анкетирование

Психолог

10. Спорт против наркотиков

Спортивно-массовое мероприятие

Учителя физической культуры

11. Здоровье и здоровый образ жизни

Круглый стол

Привлеченные специалисты, классный руководитель, психолог, социальный педагог

ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Профилактика табакокурения

Формирование здорового образа жизни младшего школьника должно включать как профилактическую деятельность, так и непосредственную теоретическую и практическую работу. Это значит, что следует одновременно проводить профилактику вредных привычек и заболеваний, учить заниматься физическими упражнениями, соблюдать правила гигиены. Форма и место проведения занятий могут быть самыми разнообразными: урок, практическое занятие, экскурсия и наблюдение, игра и театральная постановка. И чем разнообразнее формы работы, тем они эффективнее. Единственное, чему нет места в этой важнейшей и труднейшей работе, – это нравоучительная беседа.

Кроме запланированных занятий важно уметь использовать непредвиденные ситуации и обыгрывать их. Например, младшие школьники заметили, что кто-то из старших курит в туалете. Как правило, малышам неприятен дым, запах табака. Они негодуют, что кто-то нарушает установленный в школе порядок, и сообщают об этом учителю. Учитель может обсудить этот случай в классе и утвердить ребят в стремлении не курить, хотя бы потому, что малышам это вредно и неприятно. Впоследствии нужно время от времени напоминать о принятом ими решении не курить, то есть давать соответствующую установку. Другими словами, малыши постепенно должны утвердиться в том, что это их собственное решение и свое слово они сдержат.

Заметим, что, по статистическим данным, каждый десятый мальчик пробовал курить именно в 9–10 лет. Следовательно, эти попытки надо пресекать уже в 7–8-летнем возрасте, закладывая отвращение и нежелание даже один раз взять в рот сигарету. Более того необходимо разъяснять, что вредно не только курить самому, но и находиться рядом с курящим человеком, вдыхать табачный дым. Получается, что курильщик – весьма эгоистичный человек, не думающий о других. А ребята знают, что эгоистов не любят окружающие – ни взрослые, ни дети. Это еще один аргумент в пользу отказа от курения: не куришь – уважаешь окружающих, бережешь их здоровье. И если ребенок 7–10 лет не может заставить своих родителей или других близких и знакомых бросить курить, то обеспечить собственное здоровье он уже в состоянии. Возможно, он попытается убедить отца бросить курить, объясняя это желанием беречь и его, и свое здоровье. Известно, что, убеждая других, часто утверждаешься и сам в своей правоте.

На уроках природоведения или окружающего мира о вреде курения говорится неоднократно: при освоении правил поведения в гостях или в транспорте (о социальной стороне этого вопроса), при изучении своего организма и гигиены (о его медицинской стороне), также на уроках по изучению строения и функционирования нервной системы и мозга, сердца, пищеварения и дыхания.

Приведем примеры уроков.

Урок по теме «Строение ротовой полости».

Задачи урока: объяснить, что здоровые зубы – это не только красиво, но и важно для профилактики многих заболеваний органов пищеварения; познакомить со строением зубов, научить ухаживать за зубами и полостью рта. Убедить в том, что больные зубы надо лечить, а за здоровыми – ухаживать, что курение отрицательно сказывается на здоровье зубов.

Оборудование урока: зеркальце, зубные щетки, зубная паста.

Фрагмент содержания урока.

Сначала дается материал о строении ротовой полости, о функции зубов, их значении в пищеварении. Затем проводится работа по профилактике курения.

Ребятам предлагается рассмотреть в зеркальце свои зубы. Проверить, насколько они чистые, нет ли налета или зубного камня, определить цвет эмали. Затем проводится практическое занятие по чистке зубов. Можно включить музыку: одна песня длится, как правило, 2,5–3 минуты. Именно столько времени и необходимо чистить зубы. Затем ребятам предлагается вновь посмотреть в зеркало. Они видят, что зубы стали чище, белее. Ученики обмениваются мнениями и выясняют, что цвет зубной эмали у всех разный – у одних зубы совершенно белые, у других – желтоватые. Но и те, и другие – чистые. Ребята счистили налет, который содержит миллионы микробов (в 1 мг налета – до 800 млн). Дети замечают, что ощущение во рту стало приятнее, свежее, с привкусом мяты, или лимона, или фруктов.

Учитель акцентирует: с ребятами, у которых чистые зубы, приятно разговаривать, улыбки у них стали веселее и белее, а вот с курильщиками говорить неприятно: зубы у них даже после чистки желтые, запах сигаретного дыма даже аромат зубной пасты не устраняет, улыбки унылые и «тусклые». Конечно, и здоровья у курильщика нет, и зубы некрасивые. Особенно плохо, если курильщики зубы не чистят: осадок от сигарет накапливается в зубном налете.

Учитель рассказывает ребятам сказку.

Жил-был в одном Сером королевстве король Атсап. Невзрачный был король: сутулый, тощий, морщинистый да еще он постоянно кашлял. И так кашлял, будто гром вдали гремел. Надо сказать, что и подданные у него были не лучше: одного мучал кашель, у другого колени и локти скрипели при каждом движении, у третьего желудок болел, у четвертого голова плохо соображала, пятый ночами не спал, а у шестого сердце болело. Короче – у каждого была своя болезнь. Жили в королевстве все бедно, так как работать было некому: во-первых, болезни лечили, а во-вторых, постоянно «перекуры» устраивали. Еще в том королевстве было очень грустно – никто не улыбался и друг с другом старался не разговаривать. Богач был только один, по имени Атерагис. А богат он был потому, что каждый день все жители к нему за товаром приходили, последние денежки отдавали, так как думали, что снадобье, которое он им продавал, «от всех болезней». Принимать то лекарство надо было регулярно. Атерагис о жителях королевства беспокоился и бесплатно к упаковке «лекарства» выдавал коробок спичек.

А был у того короля Атсапа сын Тропс. Любил его очень король, да понимал, что в собственном королевстве он сына здоровым не вырастит, и потому отослал его учиться в соседнюю страну, где все жители румяные, да веселые, да богатые. Прошло много лет, выучился Тропс, специальность получил – тренер называется. Вернулся домой и ужаснулся: ни одного здорового человека не осталось – ни взрослого, ни ребенка. Что такое, в чем дело?

Учитель обращается к ученикам: А вы догадались? Как на самом деле звали короля? А его сына? А богача, продававшего «лекарство»?

Учитель записывает имена героев на доске.

После беседы с учениками учитель продолжает рассказывать сказку.

А когда он догадался, то и за дело взялся, Перво-наперво собрал всех ребятишек, объяснил, что к чему. Лагерь для них организовал спортивный на берегу реки. Утром – зарядка, пробежка, умывание, чистка зубов. Потом уроки (учителей выписал из соседней страны). Потом – купание в реке, да прогулки в лес по грибы и по ягоды. Питание четырехразовое: соки, фрукты, творог да молоко. Конечно, и супчики, и котлетки присутствовали. После обеда и ужина – чистка зубов под музыку. Затем сон на свежем воздухе. Через месяц про «снадобье» Атерагиса никто и не вспоминал. Щеки стали румяными, личики загорелыми, улыбки белозубыми. Удался эксперимент.

Вернулись ребятишки домой. Родители их увидели и обрадовались - какие они стали красивые да здоровые. Тут-то младшее поколение и рассказало старшим, как они жили-поживали, бегали-учились-умывались, да «снадобье» не принимали. А еще рассказали, чему их в школе заморские учителя учили – кто такой Атерагис, да какой он злодей. Объяснили, почему Атсап перед ним бессилен. И тут собрались все жители, потолковали и решение приняли: не ходить больше к Атерагису, не принимать его лекарство. А чтобы не было соблазна – все уехали. Кто к детям в лагерь, кто в соседнее государство.

Ждет Атерагис день, ждет два, ждет неделю – никто к нему не идет. Вышел в город – нет никого. Один Атсап остался, да и тот заперся во дворце, а у дверей щетки зубные выставил, да еще с самой жесткой щетиной... Собрал тогда Атерагис свои пожитки, упаковал снадобье (кабат оно называлось) да и уехал в неизвестном направлении. Тут все жители вернулись и стали жить-поживать да здоровье наживать.

А вы, слушатели, будьте начеку: вдруг тот Атерагис у вас объявится. Что делать-то будете?

На следующих уроках можно обсудить, почему у жителей этого королевства такие разные болезни были. Почему, например, большинство из них кашляли? Ребята, наверное, уже знают, что если кашляешь, нужно идти к врачу. Врач смотрит горло, потом слушает грудную клетку и говорит: «дыши, не дыши, дыши глубже». Что же он там слушает и слышит?

  1. Данное методическое пособие адресовано педагогам-психологам, воспитателям, социальным педагогам, инструкторам по труду для проведения профориентационной работы с воспитанниками детских социозащитных учреждений

    Информационно-методическое пособие
  2. Наша жизнь в наших руках пособие для учителя, психолога, инспектора пдн 2003 г

    Документ
    Невозможно быть по-настоящему счастливым в этой жизни, зная о том, что дети уходят из дома из-за родителей, злоупотребляющих спиртными напитками; прожигают свои юные жизни, нюхая клей, употребляя наркотики, становясь преступниками
  3. Учебно-методическое пособие для учителя начальных классов Махачкала 2011

    Учебно-методическое пособие
    В работе приводятся особенности обучения первоклассников согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.
  4. Методические рекомендации для руководителей и педагогов образовательных учреждений. Под общ ред. Н. В. Борисовой. Чебоксары, 2011. 117 с. Авторы-составители

    Методические рекомендации
    Организация работы по профилактике употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях/Методические рекомендации для руководителей и педагогов образовательных учреждений.
  5. Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта.

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опытавысших учебных заведений,представленных на XIV Республиканской выставке «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы»:
  6. Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. с (1)

    Информационно-методическое пособие
    Данная книга содержит методики игровой деятельности, которые в разное время были разработаны и апробированы учеными и практиками в детских центрах «Артек», «Орленок», оздоровительных центрах Ярославской и Костромской области.
  7. Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. с (2)

    Информационно-методическое пособие
    «Чтобы не скатиться к безумию, не достичь его никогда, мы нуждаемся в восстановлении. Мы должны заново взглянуть на зелень, должны поразиться, но не ослепнуть, глядя в бездонную синеву, на золотые и красные краски.
  8. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (8)

    Программа
    ФИО, должность разработчика программы повышения квалификации: _Юров Юрий Васильевич, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики. канд. мед.наук ВГПУ
  9. Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений

    Методические рекомендации
    Предлагаем вам методические рекомендации, которые содержат информацию о проблеме терпимости окружающих к лицам с отклонениями в развитии. Вашему вниманию представлены основные направления работы руководителя и специалистов психологической

Другие похожие документы..