Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений

Возраст участников диктует необходимость знакомить подростков с непосредственно касающимися их законами относительно алкоголя и наркотиков, что также поможет им осуществить выбор здорового образа жизни, особенно если это будет подкрепляться решением подростковых психологических проблем процесса взросления (например, как научиться распознавать групповое давление и противостоять ему, каковы способы управления эмоциями; что нужно сделать, чтобы принять решение, как вести себя в конфликтной ситуации или как строить отношения со взрослыми, со сверстниками и т. п.)

Таким образом, основной целью занятий с учащимися данной возрастной группы является не только собственно профилактика употребления психоактивных веществ (специфический компонент), но и формирование необходимых социально-психологических навыков, отсутствие которых во многом определяет сложность данного возраста (неспецифический компонент).

Большую помощь в работе с подростками, так же как и на занятиях с детьми младшего школьного возраста, могут оказать наглядные средства. Спектр возможных к применению наглядных пособий достаточно велик: слайды, постеры, различного рода раздаточный наглядный материал. Не следует забывать о натуральных объектах, моделях, макетах, комплектах слайдов и плакатах с изображением определенных предметов и явлений, а также рисунках (в том числе популярные среди многих молодых людей «граффити» или шутливые комиксы). Работа с подобными наглядными средствами поможет удовлетворить подростковое любопытство и даст простор развитию воображения, а также позволит оперировать определенными, свойственными именно молодежной субкультуре понятиями в процессе обсуждения той или иной проблемы.

Преобладание в этом возрасте теоретического рефлексивного мышления, позволяющего анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях, классифицировать предметы и понятия, искать аналогии, а также происходящая интеллектуализация восприятия и памяти с активным использованием мнемонических приемов и дальнейшее развитие воображения, которое становится на службу бурной эмоциональной жизни, – все это позволяет в качестве демонстрационных материалов успешно применять схемы, графики, таблицы, использовать для работы навыки сравнения, анализа и синтеза явлений. Отвечать задачам профилактики будут также дидактические карточки с заданиями для ролевых игр, видеофильмы, иллюстративный материал для дискуссии и т. п., что позволяет вносить необходимый для занятий активный компонент.

Старший подростковый возраст является переходным между подростковым и юношеским возрастом. Он является в определенной степени рубежным периодом в развитии самосознания личности. Переосмысливается и переоценивается уже накопленный опыт, вырабатывается основание жизненной позиции, отношение к людям, обществу, миру и к своему месту в нем. Все чаще начинает тревожить вопрос: кто я – ребенок или взрослый? В этот период закладываются и преобразуются основания ценностных ориентаций, формируется система ценностей, возникают главные, подчиняющие себе все остальные потребности, решается вопрос: с кого брать пример? К старшему подростку общество уже предъявляет определенные требования, например, требование его профессионального самоопределения, хотя и первоначального. Это означает, что молодой человек должен уметь разбираться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Все это в свою очередь предполагает наличие у него развитой способности к рефлексии, навыков принятия решения и умения делать правильный выбор в жизни.

На первый план у старших подростков в качестве ведущей деятельности выходит учебно-профессиональная, и это необходимо учитывать при выборе конкретных форм профилактических занятий. Такими предпочтительными формами занятий могут являться личностный тренинг, тренинги развития позитивного самосознания и профессионального ориентирования, другие формы психологических тренингов, а также беседы, лекции, мозговые штурмы, диспуты, круглые столы и ролевые игры. Для учащихся данного возраста особо интересным может быть создание социально значимых проектов, в реализации которых в качестве полноправных членов общества будут участвовать сами ребята (например, организация жизни на необитаемом острове для потерпевших кораблекрушение пассажиров или создание устава образовательного заведения, проекты проведения и организации профилактических и массовых культурных мероприятий внутри школы, помощь в обучении / воспитании младших школьников, создание наглядных пособий для организации профилактической работы в школе и т.п.). Такая форма организации участия старших подростков в социально значимых проектах дает возможность успешно сочетать специфический и неспецифический компоненты профилактической в работы. В ходе реализации проекта смогут не только успешно реализоваться знания, полученные учащимися по различным аспектам проблемы, но и сможет окончательно сформироваться собственное убеждение в выборе образа жизни, свободного от алкоголя, наркотиков и иных ПАВ. Примером создания такого проекта в рамках специфической профилактики является деятельность самих ребят по разработке мероприятий в целях сокращения потребления сигарет, алкоголя, наркотиков в своей школе или своем микрорайоне.

Продолжительность занятия со старшими подростками может составлять 45–90 минут. Опыт показывает, что чем более актуальной и интересной для группы в целом будет тема занятия, тем выше способность учащихся концентрировать внимание на обсуждаемых вопросах.

Проводить занятия с данной возрастной группой должны люди, которым подростки могут доверять и которые не будут оставлять у участников группы сомнений в своей компетентности в отношении обсуждаемых вопросов. Возможно, таких людей стоит искать вне коллектива школы, чтобы у юношей и девушек не было повода беспокоиться по поводу зависимости ведущих от администрации школы. Ими могут стать, к примеру, соответствующие специалисты – психологи или врачи. Одной из самых эффективных форм является привлечение к работе молодых активистов (студентов и т.п.), чтобы разговор шел на равных (этот подход называется peer education – «обучение через ровесников»). Одно условие является непременным: работающий с подростками должен уметь четко определить свою собственную позицию по отношению к употреблению химических веществ. Подростки, как никто другой, сразу чувствуют ложь со стороны ведущего и его позицию «двойной морали». Честное признание собственных проблем (например, проблема злоупотребления табаком) является не только фактором, повышающим доверие к ведущему, но и может стать основой обсуждения в группе.

Основной целью занятий с учащимися старшего подросткового возраста следует считать формирование сознательной установки на здоровый, свободный от ПАВ, образ жизни, овладение высокоэффективными поведенческими стратегиями и личностными ресурсами, осознание собственной ответственности в этом процессе. Поэтому профилактические занятия по-прежнему должны содержать как специфический, так и неспецифический компоненты. Ведущему следует включать в работу темы, способствующие развитию способности рассуждать, принимать решения и учиться на своих ошибках; осознавать личную ответственность за свою жизнь и отказываться от потребности винить других в своих ошибках; узнавать и исследовать собственные ценности и те, которые отличаются от ценностей семьи.

Несомненный интерес у подростков вызовут проблемы, касающиеся стрессоразрешающего поведения, межполового общения, формирования навыков постановки и достижения цели. Что касается проблемы психоактивных веществ, то здесь по-прежнему актуальным остается разговор обо всех их видах, однако акцент делается на проблеме анализа причин употребления табака, алкоголя, наркотиков, рассмотрении механизма формирования зависимости от них и работе над поиском альтернативы их употреблению. Полезным может быть обсуждение темы влияния наркотиков на семью и общество в целом, а также связи экономической, политической, социальной и психологической обстановки в стране с обострением проблемы употребления психоактивных веществ различными категориями населения.

Так как у старших подростков повышается избирательность оценки значимости учебного процесса, то становится необходимым найти наиболее осмысленный подход к обучению, включающий в себя и повышение эффективности процесса усвоения ими информации. Именно поэтому задача ведущего – не только обеспечить подростков достаточным уровнем информации об известных им психоактивных веществах, но и включить в работу смежные вопросы, например, предупреждение возникновения таких заболеваний, как гепатит и СПИД. Эта тема тем более будет актуальной для юношей и девушек, учитывая их возросший интерес к вопросам пола.

Проводя профилактическую работу с учащимися старшего подросткового возраста, ведущему необходимо четко представлять, что он вполне может столкнуться с задачей проведения не только первичной профилактики, направленной на предупреждение проб химических веществ, но и вторичной профилактики, имеющей дело с теми, кто уже знает вкус алкоголя и наркотиков и периодически употребляет их. Здесь может оказать помощь четкое осознание ведущим своих непосредственных задач в проведении профилактической работы:

– дать детям объективную информацию о действии химических веществ на организм;

– сориентировать детей на их способность сделать свой собственный выбор;

– дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни.

Эти задачи – единственно реальные для практикующего специалиста.

Можем ли мы гарантировать, что определенные мероприятия приведут к тому, что дети не станут употреблять вещества никогда? Конечно, нет. Мы можем только с той или иной степенью вероятности предположить, что наша работа сделает это употребление менее вероятным.

Непосредственную помощь в проведении профилактических занятий с группой старших подростков может оказать умелое использование наглядных средств информации. Здесь будет уместна демонстрация практически всего спектра наглядных пособий для информации об известных учащимся психоактивных веществах. Необходимость предотвращения потенциального злоупотребления ими диктует возможность включения тех средств, которые используются в работе с группами потребителей алкоголя и наркотиков (рисунки, модели, муляжи и макеты, видеофильмы, слайды, справочная и информационная литература и т. п.). Правомерным будет также использование наглядных средств, в которых в том или ином виде содержится информация о смежных вопросах, например, предупреждение возникновения таких заболеваний, как гепатит и СПИД (брошюры, фотографии, видеофильмы и т. п.). Независимо от вида носителя наглядные пособия должны стать логической частью всего занятия или выполняемого проекта и способствовать его удачному решению.

Примерная программа занятий
по формированию здорового образа жизни

среди учащихся общеобразовательных учреждений

Младшие школьники (14 классы).

Организм человека. Забота о своем организме. Организм человека – сложный механизм, функционирующий во взаимодействии различных органов и систем. Внешние и внутренние органы человеческого организма. Системы органов. Необходимость заботы о своем организме как основа для сохранения его здорового функционирования. Полезное и вредное для нашего организма.

Понятие привычек, их возникновение и роль в жизни человека. Привычки полезные и вредные. Способы формирования полезных привычек.

Съедобные и несъедобные продукты и различные бытовые вещества. Вредные и полезные продукты. Помощь взрослых в выборе безвредных и полезных продуктов.

Внутренний мир человека. Чувства и эмоции. Приятные и неприятные эмоции. Значение способности делиться своими эмоциями с другими людьми.

Основы самопознания. Я и моя семья. Я и мои друзья. Взаимодействие с другими людьми. Умение слушать. Навыки правильного слушания. Дружба. С чего она начинается?

Основы специфической профилактики химических зависимостей. Медикаменты. Роль медикаментов в оказании помощи больному организму. Отрицательное действие медикаментов. Роль взрослого в предотвращении отрицательного воздействия медикаментов на организм. Правила хранения и употребления медикаментов.

Курение. Влияние табака на организм человека. Алкоголь. Употребление алкоголя. Понятие алкогольных и неалкогольных напитков. Влияние алкоголя на организм человека.

Учащиеся младшего подросткового возраста (5, 6 классы).

Организм человека. Забота о своем организме. Способы заботы о своем организме (личная гигиена, правильное питание, режим дня, физическая культура, закаливание, лечение различных заболеваний).

Навыки безопасности жизнедеятельности. Понятие опасности и безопасности. Определение степени риска в различных жизненных ситуациях. Помощь взрослых в предотвращении негативных последствий опасных ситуаций.

Внутренний мир человека. Навыки управления неприятными эмоциями (злость, гнев, страх, обида, скука). Способы различения эмоций и чувств других людей.

Основы самопознания. Кто я? Уникальность человеческого «я». Кто я – ребенок или взрослый? Особенности подросткового периода. Понятие самооценки. Адекватная и неадекватная самооценка. Приемы, позволяющие повысить свою самооценку. Понятие уверенности человека в себе. Признаки поведения уверенного и неуверенного человека. Права человека на уверенность в себе.

Взаимодействие с другими людьми. Понятие общения. Виды и формы общения. Передача вербальной и невербальной информации в процессе общения. Умение начинать, поддерживать и прекращать разговор. Взаимоотношения со взрослыми (с родителями, учителями). Способы поддерживания дружеских отношений и прерывания нежелательных отношений. Как пережить потерю друга? Отношения между мальчиками и девочками. Быть принятым другими – не значит быть как все. Понятие группового давления. Его виды. Способы противостояния групповому давлению. Умение отказываться. Ссора с окружающими – почему она возникает и как ее избежать?

Жизненно важные навыки. Важность умения оценивать получаемую информацию. Формирование навыков критического мышления. Этапы решения проблемы. Навыки принятия решения. Умение преодолевать препятствия как основа для достижения поставленной цели. Понятие причинно-следственных отношений. Умение предвидеть последствия своих действий и поступков.

Основы специфической профилактики химических зависимостей. Курение и общество. Понятие «пассивное курение» и его последствия. Злоупотребление алкоголем. Наркотики. Определение понятия «наркотик». Влияние наркотиков на организм человека. Антиреклама наркотиков. Реклама преимуществ жизни, свободной от наркотиков. Умение сказать «нет» наркотикам. Наркотики и закон.

Учащиеся старшего подросткового возраста (79 классы).

Основы самопознания. Типология личности. Личностные ценности. Понятие прав человека. Права социальные и права личностные. Право человека на ошибку и на неудачу. Профессиональное самоопределение, его задачи и трудности.

Взаимодействие с другими людьми. Критика, ее виды. Реакция на критику. Умение критиковать. Умение хвалить и принимать похвалу. Определение своего места среди других людей. Одиночество. Взаимоотношения с родителями. Взаимоотношения с противоположным полом. Любовь. Понятия «группы», «виды групп». Нормы и правила группы. Социальные роли в группе, ролевые и личностные отношения. Понятие конфликта. Поведение в конфликтной ситуации. Решение конфликта путем совместного принятия решения.

Жизненно важные навыки. Понятие стресса, его основные виды. Фазы развития стресса. Умение справляться со стрессом.

Основы специфической профилактики химических зависимостей. Наркотики. Формирование зависимости от наркотических средств. Изменение личности под влиянием наркотиков. Результаты злоупотребления наркотиками для общества. Причины начала употреблений наркотиков. Профилактика химических зависимостей, возможности участия в ней каждого.

  1. Данное методическое пособие адресовано педагогам-психологам, воспитателям, социальным педагогам, инструкторам по труду для проведения профориентационной работы с воспитанниками детских социозащитных учреждений

    Информационно-методическое пособие
  2. Наша жизнь в наших руках пособие для учителя, психолога, инспектора пдн 2003 г

    Документ
    Невозможно быть по-настоящему счастливым в этой жизни, зная о том, что дети уходят из дома из-за родителей, злоупотребляющих спиртными напитками; прожигают свои юные жизни, нюхая клей, употребляя наркотики, становясь преступниками
  3. Учебно-методическое пособие для учителя начальных классов Махачкала 2011

    Учебно-методическое пособие
    В работе приводятся особенности обучения первоклассников согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.
  4. Методические рекомендации для руководителей и педагогов образовательных учреждений. Под общ ред. Н. В. Борисовой. Чебоксары, 2011. 117 с. Авторы-составители

    Методические рекомендации
    Организация работы по профилактике употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях/Методические рекомендации для руководителей и педагогов образовательных учреждений.
  5. Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта.

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опытавысших учебных заведений,представленных на XIV Республиканской выставке «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы»:
  6. Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. с (1)

    Информационно-методическое пособие
    Данная книга содержит методики игровой деятельности, которые в разное время были разработаны и апробированы учеными и практиками в детских центрах «Артек», «Орленок», оздоровительных центрах Ярославской и Костромской области.
  7. Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. с (2)

    Информационно-методическое пособие
    «Чтобы не скатиться к безумию, не достичь его никогда, мы нуждаемся в восстановлении. Мы должны заново взглянуть на зелень, должны поразиться, но не ослепнуть, глядя в бездонную синеву, на золотые и красные краски.
  8. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (8)

    Программа
    ФИО, должность разработчика программы повышения квалификации: _Юров Юрий Васильевич, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики. канд. мед.наук ВГПУ
  9. Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений

    Методические рекомендации
    Предлагаем вам методические рекомендации, которые содержат информацию о проблеме терпимости окружающих к лицам с отклонениями в развитии. Вашему вниманию представлены основные направления работы руководителя и специалистов психологической

Другие похожие документы..