Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений

Барон. Без башмаков, леди?

Настя. Голая! На четвереньках поползу!

Барон. Это будет картинно, леди... если на четвереньках...

Настя. Да, и поползу! Только бы мне не видеть твоей рожи... ах, опротивело мне все! Вся жизнь... все люди!..

Сатин. Пойдешь, –- так захвати с собой Актера... Он туда же собирается... ему известно стало, что всего в полуверсте от края света стоит лечебница для органонов...

Актер (высовываясь с печи). Орга-ни-змо-в, дурак!

Сатин. Для органонов, отравленных алкоголем...

Актер. Да! Он – уйдет! Он уйдет... увидите!

Барон. Кто – он, сэр?

Актер. Я!

Барон. Merci, служитель богини... как ее? Богиня драм, трагедии... как ее звали?

Актер. Муза, болван! Не богиня, а муза!

Сатин. Лахеза... Гера... Афродита... Атропа... чорт их разберет! Это все старик... навинтил Актера... понимаешь, Барон?

Барон. Старик – глуп...

Актер. Невежды! Дикари! Мель-по-ме-на! Люди без сердца! Вы увидите – он уйдет! «Обжирайтесь, мрачный умы»... стихотворение Беранжера... да! Он – найдет себе место... где нет... нет...

Барон. Ничего нет, сэр?

Актер. Да! Ничего! «Яма эта... будет мне могилой.... умираю, немощный и хилый!» Зачем вы живете? Зачем?

Барон. Ты! Кин, или гений и беспутство! Не ори!

Актер. Врешь! Буду орать!

Настя (поднимая голову со стола, взмахивает руками). Кричи! Пусть слушают!

Барон. Какой смысл, леди?

Сатин. Оставь их, Барон! К черту!.. Пускай кричат-разбивают себе головы... пускай! Смысл тут есть!.. Не мешай человеку, как говорил старик... Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей...

М. Горький «На дне»

Есть три выхода из тоски: два крайних и один средний. Из крайних – положительный выход заключается в том, чтобы дерзнуть и отыскать-таки истину собственного существования, отрицательный – в том, чтобы сделать выбор, который в пьесе М. Горького предпочел Актер.

Средний выход предполагает сохранение жизни. Однако это жизнь типичного представителя в типичных обстоятельствах, то есть с приоритетом развития социального, а не индивидуального начала в человеке. Это ведет к иллюзорности существования. Из стремления, так сказать, вышибить клин клином человек вынужден обращаться к психотропным веществам (алкоголю, наркотикам), чтобы посредством искусственного погружения себя в мир иллюзий хоть таким способом и на какое-то время избавиться от недействительности своего существования вообще.

Другой вид иллюзорного существования свойственен преступнику. В деятельности его есть много такого, что сближает ее с творчеством (дерзновенность, активность позиции, сила воли и т. д.). Кстати, эти качества провоцировали некоторых художников к поэтизации преступного деяния. Например, в поэме Байрона «Корсар» главный герой – атаман пиратов. Именно в нем великий романтический поэт заключил свой протест против бездуховности человеческого существования. Преследуя ту же цель, современный французский кинематограф готов героизировать киллера.

Человек производит открытие своего «я» (строит свой идеал, вырабатывает принципы) на своей собственной основе. Оперевшись на самого себя, он уже почувствовал всю прелесть «этого сладкого слова «свобода». И теперь ощущает себя на перепутье, потому что взращивать в себе это чувство можно по-разному.

Ведь «сладким словом «свобода» подпитывается деятельность не только творческой индивидуальности, но и не признающего над собой никаких условий индивидуалиста. Законы существуют для того, чтобы защитить интересы людей, следовательно, тот, кто преступает через законы, действует против людей.

В эпохах такого склада, что характерен и для нашей, только что начавшейся, сосуществование обеих проекций «свободы» является фактом. Об эпохе Возрождения, например, мы, естественно, судим по жизни и творчеству таких выдающихся личностей, как Леонардо да Винчи и Рафаэль, Рабле и Шекспир. Однако есть у этой эпохи и, так сказать, оборотная сторона. Вот что можно прочитать о ней, например, у А.Ф. Лосева: «Пороки и преступления были во все времена человеческой истории, были они и в средние века. Но там люди грешили против своей совести и после совершения греха каялись в нем. В эпоху Ренессанса наступили иные времена. Люди совершали самые дикие преступления и ни в какой мере в них не каялись, и поступали они так потому, что последним критерием для человеческого поведения считалась тогда сама же изолированно чувствующая себя личность».

Итак, преступность является иллюзорным видом существования вследствие своей безнравственности. Попросту сказать: она – по самой природе своей – основывается на несчастье другого человека. Поскольку все сферы жизни человека переплетены теснейшим образом, уродливость в развитии одной из них (в данном случае нравственной) немедленно сказывается на целом. Что и получило акцентированное выражение в знаменитом антибайроновском афоризме А. С. Пушкина: «Гений и злодейство – две вещи несовместные».

Какая же установка вытекает из всего разъясненного выше?

«Я остаюсь самим собой и сохраняю свое достоинство... В то же время я признаю, что антисоциальное поведение – это совсем не та форма, в которой следует самоутверждаться.

Я не спешу... оберегая свою чистоту и незаполненность. Тем ответственнее становится для меня каждый факт моего собственного опыта. Я опираюсь на него в ходе самопознания. Я хочу постичь истину собственного существования... с тем, чтобы вести осмысленную жизнь сегодня, а во взрослом возрасте придать ей качество истины. Я хочу впитать в себя родной язык, желая освоиться в нем как в уютном доме. Я стремлюсь образовать в себе человека».

Итак, каждый человек стоит перед выбором из двух вариантов существования: реального и иллюзорного. Этот выбор происходит в старших классах школы. Главной целью образовательного процесса в этих классах является постижение истины собственного существования. Идея жизни, с которой выпускник школы выходит во взрослую жизнь, ведет его либо к нормальному человеческому бытию, содержательному и одухотворенному; либо к подменному существованию, формализованному и потребительскому.

Промчались годы заточенья;

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порога,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

Иной, под кивер спрятав ум,

Уже в воинственном наряде

Гусарской саблею махнул –

В крещенской утренней прохладе

Красиво мерзнет на параде,

А греться едет в караул;

Другой, рожденный быть вельможей,

Не честь, а почести любя,

У плута знатного в прихожей

Покорным плутом зрит себя;

Лишь я, судьбе во всем послушный,

Счастливой лени верный сын,

Душой беспечный, равнодушный,

Я тихо задремал один...

Равны мне писари, уланы,

Равны законы, кивера,

Не рвусь я грудью в капитаны

И не ползу в асессора;

Друзья! немного снисхожденья –

Оставьте красный мне колпак,

Пока его за прегрешенья

Не променял я на шишак,

Пока ленивому возможно.

Не опасаясь грозных бед,

Еще рукой неосторожной

В июле распахнуть жилет.

1817

Редкая задушевность вместе с патетикой момента, характерные для начала стихотворения, диалектически резко обрываются в сатиру а-ля Чацкий (хотя «Горе от ума» еще не написана). Сатирические четверостишья – это тоже воплощение «идеи жизни» выпускника Александра Пушкина, только способом «от противного»...

Но и в положительной форме своей она тоже проступает достаточно четко, хотя и замаскирована под продолжение комической линии (обрыв ее был бы нескромен). Но все эти внешности (хотя какая же «внешность» – предчувствие будущей ссылки?) не должны закрыть от нас главного. «Распахнутый в июле жилет» – символ творческого на фоне простого типизма, изображенного в сатирических строках. Потому что тот период времени, «пока свободою горим, пока сердца для чести живы», выпускник Царскосельского лицея Александр Пушкин намерен употребить строго по назначению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: Учусь понимать себя: Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2002.

  2. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: Учусь понимать других: Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2002.

  3. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: Учусь общаться: Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2002.

  4. Безруких М.М, Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов. – М.: Вентана-Граф, 2002.

  5. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: Книга для родителей. – М.: Вентана-Граф, 2002.

  6. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Подростковая наркомания: Навыки противостояния: Наглядно-методическое пособие для работы с подростками 13-14 лет. – М.: Центр «Планетариум», 2000.

  7. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Подростковая наркомания: Наглядно-методический комплект для работы с родителями, педагогами, подростками. – М: Центр «Планетариум», 2002.

  8. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Подростковая наркомания: Сопротивление распространению: Наглядно-методическое пособие для работы с подростками 15-16 лет. – М.: Центр «Планетариум», 2001.

  9. Белогуров С.Б. Подростковая наркомания: Наглядно-методическое пособие для работы с родителями, педагогами. – М.: Центр «Планетариум», 1999.

  10. Ерхова Н.В., Климович В.Ю. Знания сила – СПИД победила: Наглядно-методическое пособие. - М.: Центр «Планетариум», 2005.

  11. Жизненные навыки: Уроки психологии в 1 классе / Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.

  12. Жизненные навыки: Уроки психологии в 1 классе: Рабочая тетрадь школьника / Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.

  13. Жизненные навыки: Уроки психологии во 2 классе / Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.

  14. Жизненные навыки: Уроки психологии во 2 классе: Рабочая тетрадь школьника / Под ред. С.В. Кривцовой. – М: Генезис, 2002.

  15. Климович В.Ю., Ерхова Н.В. День здоровья в школе: Наглядно-методическое пособие. – М.: Центр «Планетариум», 2005.

  16. Климович В.Ю., Ерхова Н.В. Детство без алкоголя: Профилактика детского и подросткового алкоголизма. – М.: Центр «Планетариум», 2004.

  17. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Сборник методических материалов (подготовлен Минобразованием России в рамках ФЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999–2001 гг.») / Под общ. ред. Г.Н. Тростанецкой. – М.: АПКиПРО, 2001. – С. 16.

  18. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей. – СПб.: Образование-Культура, 2002.

  19. Малыгин В.Л. Как стать счастливым: Книга для подростков. – Тула, 2003.

  20. Малыгин В.Л. Как уберечь детей от алкоголя и наркотиков, или Как стать счастливым родителем счастливых детей. – Тула, 2003.

  21. Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе: Пособие для учителя. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2003.

  22. Обучение жизненно важным навыкам: Рабочая тетрадь для учащихся 5-7 классов / Сост. Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт. – СПб.: Образование-Культура, 2002.

  23. Перечни учебной техники и наглядных средств обучения для общеобразовательной школы: Сб. перечней по образовательным областям и предметным дисциплинам. – М.: Школа будущего, 2003.

  24. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. – М., 2001.

  25. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Наркотики: проблемы и их решения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000.

  26. Формирование здорового образа жизни дошкольника: Пособие для воспитателя / Под ред. С.А. Козловой. – М.: ЦНСО, 2003.

  27. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: Доклад Центра социологических исследований Министерства образования Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002–2004 гг.» / Под общ. ред. Е.Е. Чепурных. – М., 2003.

  28. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Основные направления и формы профилактической работы в образовательной сфере 5

Рекомендации психологу 7

Проведение профилактических занятий с учащимися общеобразовательных учреждений с учетом их возрастных особенностей 7

Примерная программа занятий по формированию здорового образа жизни среди учащихся общеобразовательных учреждений 17

Примерная тематика и формы просветительской работы с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании 19

Младшие школьники 19

Младшая подростковая среда 20

Подростки 20

Старшая подростковая среда 21

Примерная тематика внеклассных мероприятий и формы их проведения 22

1–4 классы 22

5, 6 классы 22

7, 8 классы 23

9–11 классы 24

Профилактика вредных привычек в начальной школе 25

Профилактика табакокурения 25

Профилактика детского и подросткового алкоголизма 30

Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек в основной школе 55

Уроки математики 55

Уроки биологии 85

Уроки географии 103

Образование в старших классах. Мировоззренческий аспект профилактики употребления психоактивных веществ. Уроки литературы 111

Список литературы 131

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ, ПЬЯНСТВА

И ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 1–11 КЛАССОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Методическое пособие

для учителей, психологов, воспитателей

общеобразовательных учреждений,

педагогов дополнительного образования

и других специалистов

Пенза 2010

Ответственный за выпуск __________________

Редактор З.В. Танькова

Корректор З.В. Танькова

Компьютерный набор О.Ю. Привалова, Г.Ю. Хомутская

Компьютерная верстка Г.Ю. Хомутская

Подп. в печать 5.06.2010

Формат 60×84/16. Печать офсетная. Бумага офсетная.

Печ. л. 8,4. Тираж _____ экз. Заказ _______

Муниципальное учреждение

«Научно-методический центр г. Пензы»

440011, г. Пенза, ул. Карпинского, 31а

Отпечатано с готового оригинал-макета

в типографии ____________________

145

  1. Данное методическое пособие адресовано педагогам-психологам, воспитателям, социальным педагогам, инструкторам по труду для проведения профориентационной работы с воспитанниками детских социозащитных учреждений

    Информационно-методическое пособие
  2. Наша жизнь в наших руках пособие для учителя, психолога, инспектора пдн 2003 г

    Документ
    Невозможно быть по-настоящему счастливым в этой жизни, зная о том, что дети уходят из дома из-за родителей, злоупотребляющих спиртными напитками; прожигают свои юные жизни, нюхая клей, употребляя наркотики, становясь преступниками
  3. Учебно-методическое пособие для учителя начальных классов Махачкала 2011

    Учебно-методическое пособие
    В работе приводятся особенности обучения первоклассников согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.
  4. Методические рекомендации для руководителей и педагогов образовательных учреждений. Под общ ред. Н. В. Борисовой. Чебоксары, 2011. 117 с. Авторы-составители

    Методические рекомендации
    Организация работы по профилактике употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях/Методические рекомендации для руководителей и педагогов образовательных учреждений.
  5. Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта.

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опытавысших учебных заведений,представленных на XIV Республиканской выставке «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы»:
  6. Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. с (1)

    Информационно-методическое пособие
    Данная книга содержит методики игровой деятельности, которые в разное время были разработаны и апробированы учеными и практиками в детских центрах «Артек», «Орленок», оздоровительных центрах Ярославской и Костромской области.
  7. Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. с (2)

    Информационно-методическое пособие
    «Чтобы не скатиться к безумию, не достичь его никогда, мы нуждаемся в восстановлении. Мы должны заново взглянуть на зелень, должны поразиться, но не ослепнуть, глядя в бездонную синеву, на золотые и красные краски.
  8. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (8)

    Программа
    ФИО, должность разработчика программы повышения квалификации: _Юров Юрий Васильевич, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики. канд. мед.наук ВГПУ
  9. Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений

    Методические рекомендации
    Предлагаем вам методические рекомендации, которые содержат информацию о проблеме терпимости окружающих к лицам с отклонениями в развитии. Вашему вниманию представлены основные направления работы руководителя и специалистов психологической

Другие похожие документы..