Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений

с учетом их возрастных особенностей

Для того чтобы проводимая профилактическая работа была достаточно эффективной, специалист-психолог должен учитывать принятые положения по организации конкретных занятий с учащимися различных возрастных групп, а также специфику ведущей деятельности детей каждой возрастной группы.

Поскольку ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является учебная, то профилактические занятия необходимо максимально приблизить по форме к урокам, где узнается что-то новое, интересное, где есть задания для самостоятельного выполнения. Можно использовать традиционные для школы методики передачи информации, активизации познавательной активности самих учащихся (беседа, рассказ с использованием наглядных пособий, выполнение самостоятельных заданий, чтение книг в группе, просмотр видеофильмов, обсуждение какой-либо проблемы как элемент дискуссии, ролевые упражнения, совместное придумывание интересных историй).

Характерным для детей этого возраста будет обязательное домашнее задание и непременная его проверка (за исключением занятий в 1 классе). Возможна также организация так называемых повторительно-обобщающих уроков с целью закрепления пройденного на занятиях материала. Предпочтительная продолжительность занятий – не более 20 минут (так называемые мини-уроки), поскольку степень утомляемости детей данного возраста еще достаточно велика и внимание неустойчиво. Но стандартная продолжительность школьного урока составляет 40–45 минут, и если закончить занятие раньше, дети и учитель окажутся в затруднительном положении. Выход из такой ситуации простой. Можно разделить занятие на две части по 20 минут, сделав между ними 2-3-минутный перерыв, в ходе которого предложить учащимся сделать 1-2 физических упражнения: потянуться, помахать руками, закрыть глаза и «послушать тишину»: представить себе что-то приятное (лес, поле). К концу возрастного периода продолжительность занятия может составлять 45 минут. Продолжительность одного упражнения не должна превышать 5 минут (впоследствии – 15 минут).

Дети младшего школьного возраста отличаются бодростью, жизнерадостностью и постоянно испытывают потребность в движениях. Наибольшие трудности у них вызывают ситуации, в которых требуется контролировать свою двигательную активность. При блокировании этой потребности нормами школьного поведения у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, быстро приходит утомление. Наступающая вслед за этим разрядка, являющаяся защитной физиологической реакцией организма ребенка на чрезмерное перенапряжение, выражается в неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности, квалифицируемом как дисциплинарные проступки. Поэтому занятия с младшими школьницами (особенно с учащимися 1 класса) должны быть как можно более разнообразными и подвижными, а поскольку игра занимает важное место в жизни детей, шире включать в занятия игровые моменты.

С целью максимального включения младших школьников в учебный процесс с его обязательными нормами и правилами полезным будет в начале цикла занятий выделить время на установление правил работы в классе. Эти правила должны быть достаточно просты в осуществлении и понятны учащимся, так как нарушение этих правил ребята могут переживать очень болезненно (известно, что младшие школьники отличаются своим стремлением к справедливости), и интерес их к занятиям неминуемо начнет падать. Ведущему профилактическую работу среди младших школьников предстоит следить за неукоснительным выполнением этих правил. Возможным вариантом помощи в осуществлении контроля за исполнением правил работы группы является фиксация этих правил на каком-либо носителе (доска, лист ватмана, пленка для кодоскопа и т. п.) и их демонстрация в течение всего занятия.

Решая вопрос о том, кто должен проводить профилактические занятия с учениками младших классов, следует отдать преимущество именно учителю или другим работникам школы, так как особенностью этого возраста является доверие знакомым взрослым людям. Авторитет учителя в начальной школе достаточно высок, учащиеся легко воспринимают идущую от него информацию и охотно строят свое взаимодействие с ним.

Однако следует помнить, что структура мотивации этой возрастной группы во многом отличается от других возрастных групп. Среди доминирующих мотивов деятельности выделяется не только желание хорошо и правильно выполнить задание, получить нужный результат и при этом избежать неудачи, но и стремление выделиться среди сверстников, причем иногда в той сфере деятельности, которая лежит очень далеко от учебной (особенно заметным становится это явление к концу возрастного этапа). Отсюда исходит значительная активность младших школьников на занятии, стремление высказать свою точку зрения, поделиться личным опытом. Поэтому на плечи учителя, выступающего в роли ведущего занятий по профилактике, ложится достаточно трудная и ответственная задача – распределить время так, чтобы все желающие могли высказать собственные знания и представления, похвалить их за активность. Учащиеся, лишенные внимания ведущего к их высказываниям о собственном опыте, быстро теряют интерес к происходящему в классе и могут стать помехой в проведении полноценных профилактических занятий.

Основная цель занятий с младшими школьниками – обеспечение знаниями и навыками безопасности жизнедеятельности и создание условий для гармоничного психосоциального развития. Учитывая это, содержание занятий должно отражать информацию о расположении и функциях важнейших внутренних органов человека, способах заботы о своем организме, давать представление об опасности некоторых продуктов и лекарственных препаратов, а также об определенных бытовых ситуациях, важных для жизни и здоровья, содержать указания на возможность обращения к взрослым за помощью в случае необходимости. Кроме того, на профилактических занятиях ученики начальной школы должны приобретать навыки понимания основных чувств, развивать способность делиться ими с окружающими, изучать возможные, доступные возрасту способы преодоления своих страхов и неприятных эмоций.

Специфический компонент профилактической работы – особое внимание к первичной профилактике употребления табака. По данным статистики, первые пробы курения приходятся именно на младший школьный возраст. К концу данного возрастного периода можно постепенно вводить в занятия материалы по профилактике злоупотребления алкоголем (включая пиво), токсическими (вдыхание препаратов бытовой химии) и некоторыми наркотическими веществами (например, препаратами конопли). Таким образом будет соблюдаться один из основополагающих принципов профилактической работы – так называемый принцип опережения, согласно которому работа по профилактике должна начинаться на 1–1,5 года раньше того возраста, на который согласно статистике приходятся первые пробы тех или иных химических веществ.

Однако не следует, увлекшись реализацией данного принципа, строить свою работу таким образом, чтобы нарушался еще один важный профилактический закон, который можно сформулировать подобно основному закону терапии: Не навреди! Согласно этому закону информация о психоактивных веществах, предоставляемая определенной группе детей или подростков, должна содержать сведения только об уже известных ребятам веществах и никоим образом не называть те, о которых они еще не слышали. В противном случае свойственное возрасту естественное любопытство неминуемо подтолкнет школьников к поиску впервые услышанного препарата, и вместо профилактического эффекта работа будет иметь прямо противоположный результат. Чтобы следовать этому принципу на практике, прежде чем вводить в занятия с определенной группой специфический компонент, ведущему следует как можно более полно узнать о первичном уровне информирования ее участников о психоактивных веществах. Для этого нужно провести анкетирование, беседы или использовать любые другие формы диагностической работы. Примером такой работы по профилактике алкоголизма может служить применение картинок с изображением различных напитков. Детям предлагается разложить имеющиеся картинки на две группы – алкогольные и неалкогольные (как вариант – вредные или безвредные напитки). Результаты выполненного задания позволят ведущему сориентироваться в представлениях учащихся и дадут материал для последующей профилактической работы.

Использование большого количества самого разнообразного наглядного материала является характерной особенностью работы с учащимися младших классов. Это отвечает специфике их мышления, в котором ведущая роль принадлежит наглядно-образному компоненту. Демонстрация особо ярких, образных наглядных пособий и объектов, способных вызвать непосредственный эмоциональный отклик в душе ребенка, является во многом залогом успешности проводимой профилактической работы с учащимися начальных классов. Например, фотографии с изображением внутренних органов человека, пораженных алкоголем, наверняка послужат ярким подкреплением излагаемого ведущим материала о вреде психоактивных веществ. Такую же неоспоримую пользу принесут и неспецифические наглядные пособия, традиционно используемые в учебном процессе школы: плакаты, слайды, модели и макеты, диафильмы, видеофильмы, куклы (или кукольные существа) и другие игрушки, различные книжные пособия, соответствующие возрасту, компьютерные программы и т.п., то есть виды наглядности, содержащие яркую и образную информацию о каких-либо аспектах обсуждаемой проблемы.

Учитывая конкретный характер мышления младших школьников, а также более развитую у них наглядно-образную память (дети быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения), безусловно, предпочтительнее будет демонстрация фотографий, картинок, рисунков, видеофильмов с новой информацией, чем изображение схем или графиков. Что касается конкретных приемов работы с наглядными средствами, то они могут использоваться ведущим не только для образной иллюстрации обсуждаемого материала. Их возможно применять для определения конкретной цели работы (например, демонстрация слайда с примером выполнения домашнего задания поможет учащимся быстрее сориентироваться в нем), для проверки имеющихся знаний и выяснения представлений учащихся, они могут также служить основой проблемного задания для группы и т. п.

У младших подростков на первый план выступает общение, поэтому основной формой профилактических занятий с ними является социально-психологический тренинг общения (включающий базовые навыки общения, сопротивления групповому давлению, принятие решений и т.д.), а также те формы работы, которые смогут развивать социально-психологические навыки и навыки взаимодействия внутри группы: проведение дискуссий, ролевых игр, игр на взаимодействие; самостоятельная работа с использованием заданий на бланках, совместный просмотр видеофильмов, чтение книг по обсуждаемой тематике, работа со специальными компьютерными программами и т. п.

Работа с данной возрастной группой, в самосознании которой центральное место занимает чувство взрослости, стремление если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым, предъявляет повышенные требования к ведущему. Он должен уметь устанавливать отношения с этой непростой аудиторией и быть готовым говорить порой о самых сложных проблемах человеческой жизни, вести разговор с подростками на равных и в смысле приемов взаимодействия, и в отношении обсуждаемых «взрослых» вопросов.

Кроме того, ведущему следует постоянно учитывать поведенческие особенности младших подростков, в полной мере проявляющиеся на каждом из школьных занятий. В этом возрасте, когда начинается бурное развитие рефлексии – анализ своего поведения, сравнение с другими становится обычным делом для подростка. В связи с этим появляются определенные барьеры в общении, например, стеснительность, которая может выражаться как в скованности, так и в демонстративности и грубости. Основной причиной такого порой острого противоречия между особой значимостью деятельности общения и новыми сложностями в ее осуществлении является возникновение проблем в межличностном взаимодействии. Поэтому характерной чертой поведения подростков этой возрастной группы является повышенная конфликтность, особенно при ограничении их желаний и неудовлетворении потребностей, при предъявлении к ним дисциплинарных требований.

Выходом из данной ситуации могут являться не только принятые в начале цикла занятий правила работы группы, но и постоянное напоминание со стороны ведущего о правилах позитивного взаимодействия, особенно при проведении различных форм занятий, связанных с межличностным и внутригрупповым взаимодействием (диспутов, дискуссий, обсуждений различных проблем в группе).

Именно потому что работа ведущего с младшими подростками требует поистине большого искусства, а общение со взрослыми все еще крайне важно для них (несмотря на то что их самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной, а суждения о себе более обоснованными), проводить занятия по профилактике с такими учащимися лучше всего человеку, которому подростки будут доверять. Искать такого человека следует среди знакомых, «привычных» людей – работников школы, а для обсуждения специальных тем (здоровье, алкоголь, табак и т. п.) у этого человека должна быть соответствующая подготовка.

Предпочтительной продолжительностью занятия с младшими подростками является 45-минутный урок, однако, если определенная тема слишком эмоционально затронула участников группы, можно продлить время до 90 минут, но с обязательными 2-3-минутными перерывами.

Сегодняшняя наркологическая ситуация в детско-подростковой среде складывается таким образом, что младшие подростки представляют собой группу повышенного риска, так как именно они, в силу многих особенностей своего возраста, являются наиболее активными экспериментаторами с пробами самых разных химических веществ. Поэтому на профилактических занятиях с учащимися младшего подросткового возраста основное внимание следует уделять предупреждению возможного начала употребления уже практически всех видов психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков и других токсических веществ), делая, пожалуй, исключение в том, что при упоминании наркотиков ведущий будет касаться только тех из них, которые знакомы ребятам в данной конкретной группе (опять-таки согласно принципу «не передать лишнего»). Следует отметить, что относительно психоактивных веществ информация должна быть достаточно объективной, чтобы имеющиеся знания самих подростков не вступали в противоречие со словами ведущего. Безусловно, делать это зачастую бывает достаточно трудно, ибо приходится, например, признавать, что понятие «наркотического кайфа» существует, однако данный подход, основанный на осознанном отказе от употребления тех или иных химических «заменителей удовольствия», оказывает больше помощи в принятии здоровых решений подростком относительно дальнейшего образа его жизни.

Кроме того, ведущий должен быть готов не столько предоставлять подросткам абсолютно неизвестные им факты, сколько структурировать уже имеющуюся у них информацию, носящую довольно хаотичный, а зачастую и ложный характер. Именно поэтому одной из наиболее распространенных тем профилактических занятий с учащимися младшего подросткового возраста является тема «Правда и мифы о наркотиках (табаке, алкоголе)».

  1. Данное методическое пособие адресовано педагогам-психологам, воспитателям, социальным педагогам, инструкторам по труду для проведения профориентационной работы с воспитанниками детских социозащитных учреждений

    Информационно-методическое пособие
  2. Наша жизнь в наших руках пособие для учителя, психолога, инспектора пдн 2003 г

    Документ
    Невозможно быть по-настоящему счастливым в этой жизни, зная о том, что дети уходят из дома из-за родителей, злоупотребляющих спиртными напитками; прожигают свои юные жизни, нюхая клей, употребляя наркотики, становясь преступниками
  3. Учебно-методическое пособие для учителя начальных классов Махачкала 2011

    Учебно-методическое пособие
    В работе приводятся особенности обучения первоклассников согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.
  4. Методические рекомендации для руководителей и педагогов образовательных учреждений. Под общ ред. Н. В. Борисовой. Чебоксары, 2011. 117 с. Авторы-составители

    Методические рекомендации
    Организация работы по профилактике употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях/Методические рекомендации для руководителей и педагогов образовательных учреждений.
  5. Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта.

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опытавысших учебных заведений,представленных на XIV Республиканской выставке «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы»:
  6. Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. с (1)

    Информационно-методическое пособие
    Данная книга содержит методики игровой деятельности, которые в разное время были разработаны и апробированы учеными и практиками в детских центрах «Артек», «Орленок», оздоровительных центрах Ярославской и Костромской области.
  7. Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. с (2)

    Информационно-методическое пособие
    «Чтобы не скатиться к безумию, не достичь его никогда, мы нуждаемся в восстановлении. Мы должны заново взглянуть на зелень, должны поразиться, но не ослепнуть, глядя в бездонную синеву, на золотые и красные краски.
  8. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (8)

    Программа
    ФИО, должность разработчика программы повышения квалификации: _Юров Юрий Васильевич, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики. канд. мед.наук ВГПУ
  9. Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений

    Методические рекомендации
    Предлагаем вам методические рекомендации, которые содержат информацию о проблеме терпимости окружающих к лицам с отклонениями в развитии. Вашему вниманию представлены основные направления работы руководителя и специалистов психологической

Другие похожие документы..