Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080200 Менеджмент

7 Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 080200 – Менеджмент

В соответствии c ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 080200 – Менеджмент и Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестации обучающихся.

Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП бакалавриата осуществляется в соответствии с Типовым положением о вузе и документированной процедурой системы менеджмента качества «Жизненный цикл продукции. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов».

7.1 Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по направлению подготовки 080200 – Менеджмент

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ООП в вузе созданы фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:

  • контрольные вопросы и индивидуальные типовые задания для практических занятий;

  • вопросы и задания для контрольных работ по дисциплинам учебного плана;

  • вопросы для проведения коллоквиумов по дисциплинам учебного плана;

  • тесты по дисциплинам учебного плана;

  • вопросы к зачетам и экзаменам по дисциплинам учебного плана;

  • деловые ролевые игры.

В вузе в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и рекомендациями ПрООП по направлению подготовки 080200 – Менеджмент имеется:

  • матрицы соответствия компетенций составных частей ООП и оценочных средств (приложение И);

  • методические рекомендации преподавателям по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости;

  • методические рекомендации преподавателям по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам (модулям) ООП (в форме зачетов, экзаменов, курсовых работ и проектов и т.п.) и практикам (приложение К).

7.2 Итоговая государственная аттестация выпускников ООП
бакалавриата по направлению подготовки 080200 – Менеджмент

Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы и итоговый государственный экзамен.

В результате итоговой аттестации оцениваются общие и специальные (профессиональные) компетенции бакалавра образовательного направления 080200 – Менеджмент соответствующего профиля подготовки, установленные ФГОС ВПО, определяется его умение решать профессиональные задачи, способствующее его востребованности на рынке труда и продолжению образования в магистратуре.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, полностью соответствуют основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

Итоговая государственная аттестация проводится Государственной аттестационной комиссией (ГАК) во главе с председателем, утвержденным Министерством образования и науки РФ. Состав ГАК утверждается приказом ректора вуза. В состав ГАК вводятся работодатели.

В результате подготовки, защиты выпускной квалификационной работы и сдачи государственного экзамена студент должен:

  • знать, понимать и решать профессиональные задачи в области производственной, коммерческой, финансовой, управленческой и научно-исследовательской деятельности в соответствии с профилем подготовки;

  • уметь использовать современные методы исследований в области менеджмента для решения профессиональных задач, самостоятельно обрабатывать, интерпретировать и представлять результаты научно-исследовательской деятельности по установленным формам;

  • владеть приемами осмысления базовой и прогнозной информации для решения задач в сфере профессиональной деятельности.

7.2.1 Требования к выпускной квалификационной работе

Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки 080200 – Менеджмент является завершающим этапом итоговой аттестации студента, выполняемой в виде бакалаврской работы.

Целями выпускной квалификационной работы являются выявление степени усвоения студентом дисциплин, предусмотренных учебным планом, проверка его подготовленности к самостоятельной деятельности по соответствующему профилю, закрепление и углубление практических навыков работы в качестве менеджера.

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы студент обязан проявить:

  • способность и навыки правильного применения теоретических положений научных дисциплин;

  • умение анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации и оценивать их влияние на исследуемые процессы;

  • умение использовать современные экономико-математические методы и модели;

  • умение грамотно выполнять экономические расчеты с использованием современной компьютерной техники;

  • умение обосновывать целесообразность рекомендаций по совершенствованию менеджмента в сфере деятельности, соответствующей профилю подготовки, подтверждать их экономическую эффективность и социальную значимость;

  • умение четко и логично формулировать свои мысли и рекомендации.

Выпускная квалификационная работа будущего менеджера должна иметь комплексный характер, т.е. содержать анализ и комплексное решение экономико-управленческих задач в организации или ее структурных подразделениях. Она выполняется на основе конкретных материалов предприятия (организации) промышленности или иной отрасли, полученных студентом во время производственной практики, исходя из актуальных задач, стоящих перед ним.

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы студент должен проявить знания в области:

  • экономического и финансового анализа состояния техники, технологии, организации и управления в сфере производства и оказания услуг;

  • обработки экономической информации;

  • методики оценки эффективности управления производством, маркетинговой и финансовой деятельности;

  • научных основ инновационных технологий;

  • производственной и коммерческой логистики;

  • методики проектных расчетов, как по укрупненным измерителям, так и на основе научно-обоснованных нормативов;

  • методики проектирования в сфере организационно-управленческой деятельности предприятия (организации), начиная с общих принципов решения определенных задач и заканчивая детальными разработками форм документации и документооборота;

  • методики экономических расчетов, связанных с оценкой эффективности проектных решений;

  • применения экономико-математических и статистических методов и моделей, современной компьютерной техники.

В выпускной квалификационной работе, в соответствии с профилем подготовки, должны содержаться: всесторонняя характеристика объекта исследования; анализ состояния комплексного решения вопросов менеджмента в области техники, технологии, организации производства, HR-менеджмента, финансов и продвижения товаров и услуг; элементы научных исследований в соответствующей сфере.

Единство общих требований к выпускной квалификационной работе не отвергает широкую инициативу в разработке каждой темы в соответствии с особенностями объекта, в рамках которого она выполняется.

Оригинальность постановки и решения типовой задачи является одним из основных критериев оценки качества выпускной квалификационной работы.

7.2.2 Основные этапы выполнения выпускной квалификационной работы

Процесс выполнения выпускной квалификационной работы состоит из следующих этапов:

  • выбор и согласование темы выпускной квалификационной работы и объекта, на базе которого она будет выполняться;

  • закрепление студента за руководителем выпускной квалификационной работы;

  • утверждение темы выпускной квалификационной работы;

  • составление плана выпускной квалификационной работы;

  • оформление задания на выпускную квалификационную работу;

  • составление графика выполнения выпускной квалификационной работы;

  • выполнение основных разделов выпускной квалификационной работы;

  • оформление выпускной квалификационной работы, иллюстративных материалов и предоставление их на кафедру;

  • рецензирование выпускной квалификационной работы;

  • допуск выпускной квалификационной работы к защите;

  • защита выпускной квалификационной работы в ГАК.

Сроки выполнения этапов выпускной квалификационной работы регламентируется графиком учебного процесса и сроками, установленными выпускающей кафедрой.

7.2.3 Выбор, согласование и утверждение темы выпускной квалификационной работы

Примерная тематика ВКР разрабатывается на выпускающей кафедре и, после рассмотрения на заседании кафедры, утверждается ее заведующим.

Утвержденная тематика предоставляется студентам для ознакомления и выбора ими темы ВКР.

Кроме того, темы выпускных работ могут быть предложены руководителями организаций (предприятий) – потенциальными работодателями. Допускается включение в тематику тем выпускных квалификационных работ, требующих коллективного выполнения. Предварительный выбор темы (тематического направления) ВКР целесообразно осуществлять на втором – в начале третьего курса (до производственной практики студентов). Ранняя ориентация на определенное направление исследований позволит студенту в процессе выполнения НИР, курсовых проектов, учебной и производственной практик более углубленно изучить проблему и качественно разработать проектные мероприятия.

Тема ВКР закрепляется за студентом приказом по университету. Одновременно назначается руководитель выпускной квалификационной работы, также утверждаемый приказом по вузу.

ВКР защищается в Государственной аттестационной комиссии. Требования к содержанию, структура и процедура защиты ВКР бакалавра-менеджера определяются вузом на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов, утвержденного Министерством образования и науки России, Федерального образовательного стандарта по направлению 080200 – Менеджмент и методических рекомендаций УМО по образованию в области менеджмента.

Темы ВКР бакалавров утверждаются в установленные сроки на заседании кафедры или Ученом совете структурного подразделения университета. Руководитель и рецензент (оппонент) утверждаются кафедрой. Рецензенты (оппоненты) назначаются из числа высококвалифицированных специалистов производственных, финансовых, коммерческих, образовательных организаций или научно-педагогических сотрудников. В качестве рецензента (оппонента) может выступать представитель работодателей из соответствующих профильных отраслей производственной, финансовой или коммерческой деятельности.

Порядок защиты ВКР устанавливается Советом института экономики и менеджмента и предусматривает:

  • устное сообщение автора ВКР (7-10 минут);

  • вопросы членов ГАК и присутствующих на защите;

  • оглашение отзывов руководителя ВКР и рецензента, представленных в письменной форме;

  • ответы автора ВКР на вопросы и замечания;

  • дискуссию;

  • заключительное слово автора ВКР.

В отзыве руководителя ВКР указывается:

  • степень самостоятельности студента в выборе темы, поиске материала, методике его анализа;

  • полнота раскрытия темы студентом;

  • уровень теоретической подготовки студента;

  • широта научного кругозора студента;

  • степень практической ценности работы;

  • рекомендация к защите ВКР в ГАК.

Рецензент (оппонент) в отзыве о ВКР оценивает:

  • степень актуальности и новизны работы;

  • четкость формулировок цели и задач проекта;

  • степень полноты обзора литературы по теме ВКР;

  • теоретическую значимость результатов исследования;

  • владение стилем изложения материала;

  • практическую направленность проекта.

Отзыв завершает вывод о соответствии работы основным требованиям, предъявляемым к ВКР данного уровня, с указанием ее оценки.

Оценка ВКР выставляется ГАК с учетом оценок руководителя и рецензента. При оценке ВКР учитываются:

  • содержание работы;

  • ее оформление;

  • характер защиты.

8 Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

Мониторинг и периодическое рецензирование образовательной программы осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

1 ДП СМК 7.3.0-2.0-2009 «Система менеджмента качества. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКЦИИ. Проектирование и разработка основных образовательных программ» (введена приказом ректора № 1470-об от 26.10 2009 г.)

2 ДП СМК 7.3.0-1.0-2006 «Система менеджмента качества. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКЦИИ. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины» (введена приказом ректора № 342-об от 20.02 2006 г.)

3 ДП СМК 8.2.2-1.0-2009 «Система менеджмента качества. ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ, УЛУЧШЕНИЕ. Внутренний аудит» (введена приказом ректора № 1470-об от 26.10 2009 г.)

4 ДП СМК 8.3.0-1.0-2009 «Система менеджмента качества. ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ, УЛУЧШЕНИЕ. Управление несоответствиями» (введена приказом ректора № 1470-об от 26.10 2009 г.)

5 ДП СМК 8.5.0-1.0-2009 «Система менеджмента качества. ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ, УЛУЧШЕНИЕ. Корректирующие и предупреждающие действия» (введена приказом ректора № 1470-об от 26.10.2009 г.)

Обеспечение компетентности преподавательского состава в соответствии со следующими документами:

1 Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников (принято на заседании Ученого совета протокол № 5 от 01.02.2007 г.)

2 Положение о порядке присвоения ученых званий научно-педагогическим работникам ГОУ ВПО «Сибирский государственный индустриальный университет» (принято на заседании Ученого совета протокол № 6 от 01.03.2007 г.)

3 Положение о рейтинговой оценке деятельности профессорско-преподавательского состава (принято на заседании Ученого совета протокол № 6 от 01.03.2007 г.)

4 Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (принято на заседании Ученого совета протокол № 2 от 28.10.2010 г.)

Регулярное проведение самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности осуществляется в соответствии с «Моделью совершенствования деятельности» (распоряжения проректора по учебной работе № 92 от 20.11.2009 г., № 94 от 14.09.2010 г.).

Учет и анализ мнений работодателей, выпускников вуза и других субъектов образовательного процесса осуществляется на основе:

1 Положение о проведении социологических исследований (принято на заседании Ученого совета протокол № 6 от 01.03.2007 г.)

2 ИК СМК 7.2.1-1.0-2009 «Маркетинговые исследования рынка образовательной и научной деятельности и рынка труда» (введена приказом ректора № 1470-об от 26.10.2009 г.).

Согласовано:

Проректор по УР, доцент Феоктистов А.В.

Начальник УМУ, профессор Темлянцев М.В.

Главный юрист Акст М.Ю.

Начальник ОМК, доцент Кольчурина И.Ю.

Директор ИЭиМ,

доцент Баранов П.П.

Разработано:

Зав. кафедрой ЭУП, профессор Ефимов Н.А.

Зав. кафедрой ЭУГП, профессор Нифонтов А.И.

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080200 менеджмент (13)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ГОУ ВПО Сургутский государственный педагогический университет по направлению подготовки 080200 Менеджмент и профилю подготовки Управление предприятием малого бизнеса
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080200 Менеджмент (7)

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриата, реализуемая в ГОУ ВПО «Чеченский государственный университет» по направлению подготовки «Менеджмент» и профилю подготовки «Менеджмент организации», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 080200 Менеджмент (4)

    Основная образовательная программа
    Приложение 6. Сквозная программа промежуточных (поэтапных) комплексных испытаний (аттестаций) студентов на соответствие их подготовки ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ООП
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 080200 Менеджмент (12)

    Основная образовательная программа
    Назначение и состав основной образовательной программы магистратуры (далее – магистерская программа) 080200.68.12 «Международный бизнес» реализуемая по направлению подготовки 080200 Менеджмент, представляет собой систему документов,
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080200 менеджмент (11)

    Основная образовательная программа
    утверждено приказом Минобрнауки России от 20 мая 2010 г. № 544 утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 № 337 (постановлением Правительства РФ от 30.
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 080200 менеджмент (6)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая в ФГБОУ ВПО «Национальным минерально-сырьевой университет «Горный» по направлению подготовки 080200 Менеджмент представляет собой систему документов, разработанную
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 080200 менеджмент (10)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая в ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный горный университет по направлению подготовки 080200 Менеджмент представляет собой систему документов, разработанную и
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080200 менеджмент (5)

    Основная образовательная программа
    способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-9);
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080200 Менеджмент (1)

    Основная образовательная программа
    Цель (миссия ООП) – подготовка конкурентоспособного профессионала, готового к профессиональной работе в сфере экономики с учетом регионального рынка труда и способного к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию и творческому развитию.

Другие похожие документы..