Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие»

Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие»

Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А., Моргун Д.В.

_____________________________________________________________________________________________

УДК 373.016:502/504(470-25)

ББК 74.262.01

Э

Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ /Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2008. – с.

Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова, Т.А. Плюснина, Д.В. Моргун

Главный редактор – Г.А. Ягодин, доктор химических наук, профессор, академик Российской Академии образования.

ISBN

Учебное пособие предназначено для учащихся 10 (11) классов общеобразовательных школ. Содержание пособия разработано с учетом последних экологических и социально-экономических региональных данных, а также на основе фундаментальных научных трудов и международных документов, посвященных проблематике устойчивого развития общества.

В пособии содержатся основные и дополнительные учебные тексты, а также рекомендации по работе с текстовым и иллюстративным материалом. Приводятся простые и доступные методики по исследованию экологического состояния окружающей среды в столице.

© ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2008

© Авторский коллектив, 2008

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова, Т.А. Плюснина, Д.В. Моргун.

ЭКОЛОГИЯ МОСКВЫ
И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ 10 (11) КЛАССОВ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Москва
2008

Ягодин Геннадий Алексеевич – доктор химических наук, профессор Московского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева, академик Российской Академии образования, лауреат Государственной премии СССР, премий Д.И.Менделеева, В.А. Коптюга, президента РФ в области образования.

Более 10 лет возглавлял РХТИ имени Д.И. Менделеева. Международный научный опыт приобрёл на посту заместителя Генерального директора МАГАТЭ, где занимался проблемами охраны и безопасности ядерных технологий. В период перестройки находился на посту министра высшего и среднего специального образования СССР, где заложил основы реформирования системы народного образования в стране. Одним из научных приоритетов является организация экологического образования в интересах устойчивого развития. Многосторонняя научная деятельность отражена более чем в 500 научных публикациях, в том числе в учебниках и монографиях.

Дорогие друзья!

Для сохранения целостности биосферы и её способности к самовосстановлению, возможности благополучно жить нынешним и будущим поколениям мировому сообществу была предложена стратегия устойчивого развития. Её основная идея состоит в том, что дальнейшее развитие цивилизации может происходить только в согласии с законами природы.

Концепция устойчивого развития не требует от людей, живущих сегодня на Земле отказаться от всех благ цивилизации. Она предлагает людям брать от природы лишь то, что необходимо, точно просчитывая, что природа может восстановить. Мы должны использовать ресурсы рационально, избегая конфликта и с природой, и с людьми, которые нас окружают или живут далеко от нас, принимая здравые решения в отношении сегодняшнего и завтрашнего дня.

Решить эту нелёгкую задачу предстоит сегодняшнему поколению школьников, обладающих высоким творческим потенциалом, знаниями из различных областей наук, способных выявлять экологические проблемы, находить эффективные пути их решения в интересах устойчивого развития.

Уникальность данного учебного пособия состоит в том, что в данном издании введена проблематика устойчивого развития общества на примере конкретного региона - мегаполиса Москвы. В пособии рассматриваются социальные, экономические и экологические проблемы, уделяется большое внимание практической и природоохранной деятельности.

Данное пособие ориентировано на выпускника школы, которому предстоит в будущем реализовать себя как личность, овладеть качествами социально-информированного гражданина для воплощения идей устойчивого развития.

Г.А. Ягодин, профессор,

академик Российской Академии образования.

Как работать с учебным пособием

Уважаемые старшеклассники!

Перед вами учебное пособие «Экология Москвы и устойчивое развитие», созданное учителями-практиками под научным руководством академика Г.А.Ягодина. Большую помощь в работе над пособием нам оказали наши ученики, учащиеся московских школ, которые первыми осваивали этот курс. При работе над пособием мы исходили из их потребностей, интереса, учитывали их пожелания.

Данное издание не просто познакомит вас с особенностями современной цивилизации, стратегией устойчивого развития, социально-экономическими и экологическими особенностями Москвы, а также поможет обобщить и систематизировать знания, полученные ранее на уроках биологии, экологии, географии, химии, физики, истории, литературы. Даст возможность умело применять полученные знания на практике в различных ситуациях.

Главное, к чему стремились авторы - это научить вас самостоятельно учиться. В учебном пособии описаны различные приёмы, овладев которыми вы сможете проявлять активность в познании окружающего мира, приобретать знания из различных источников, анализировать и обобщать информацию, формулировать и аргументировать выводы, критически мыслить.

Выполняя задания коллективно, в группе, паре вы овладеете навыками эффективного общения, сотрудничества, взаимодействия. Приведённые в пособии психологические игры и упражнения помогут вам умело адаптироваться в реальных условиях, выявлять возникающие проблемы, находить альтернативные варианты их решения, нести ответственность за результат собственных действий.

Практические занятия по исследованию городской среды позволят вам получить информацию об экологическом состоянии окружающей среды города, приобрести навыки исследовательской деятельности, научиться выявлять причины экологических нарушений, принимать решения по их устранению, содействовать улучшению местной экологической обстановки.

Прежде чем перейти к изучению нового материала, выполните задания, приведённые в рубрике «Это вы знаете». Затем ознакомьтесь с новым материалом, как указано в рубрике «Как работать с параграфом, текстом или документом». При этом обратите внимание на дополнительную информацию: «Это вас может заинтересовать», «Великие имена», а также на термины и определения, помещённые в рамках. В пособии содержатся как основные, так и дополнительные тексты к параграфу. Кроме рекомендаций по изучению теоретического материала в учебном пособии детально описаны методики выполнения практических работ и игр.

Изучив новый материал, перейдите к рубрикам «Подумайте и ответьте», а также «Проверьте свои знания», выполните творческие задания. В конце урока проведите оценку работы согласно критериям, помещённым в заключении каждого параграфа, практической работы или игровых упражнений. После каждого раздела в рубрике «Подведём итоги» приводится краткое содержание изученного материала. Обратите внимание на рубрику «Ваш досуг». Она поможет вам интересно провести выходной день или свободное время.

С пожеланием успехов и творчества, авторы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Error: Reference source not found

РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ XXI ВЕКА Error: Reference source not found

§1. Экологические кризисы в истории цивилизации Error: Reference source not found

Человек в конфликте с биосферой (дополнительный текст к параграфу 1 «Экологические кризисы в истории развития цивилизации») Error: Reference source not found

§2. Третье тысячелетие: огромные успехи в экономике и экологический кризис Error: Reference source not found

§3. Мировоззренческие истоки экологических проблем Error: Reference source not found

«История доброго брамина» по Ф.-М. А. де Вольтеру (дополнительный текст к параграфу 3 «Мировоззренческие истоки экологических проблем) Error: Reference source not found

§4. От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию Error: Reference source not found

Цитаты об устойчивом развитии (дополнительный материал к параграфу 4 «От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию») Error: Reference source not found

Проблемы «Повестки дня на XXI век» (дополнительный текст к параграфу 4 «От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию» на основе «Повестки дня на XXI век») Error: Reference source not found

§5. Образование в интересах устойчивого развития Error: Reference source not found

Игровые упражнения и задания к разделу I «Особенности цивилизации ХХI века» Error: Reference source not found

Игра «Шесть шляп мышления» для осмысления идей устойчивого развития Error: Reference source not found

Игровые упражнения по принятию коллективных решений Error: Reference source not found

Подведём итоги Error: Reference source not found

РАЗДЕЛ II. МОСКВА – МОЙ ДРЕВНИЙ И ЛЮБИМЫЙ ГОРОД Error: Reference source not found

§6. От города до мегаполиса Error: Reference source not found

§7. Характеристика экономико-географического положения столицы Error: Reference source not found

Что можно узнать из трудов учёных об особенностях экономико-географического положения Москвы. (дополнительный текст к параграфу 7 «Характеристика экономико-географического положения столицы») Error: Reference source not found

§8. Становление Москвы как города с XII по XXI вв. Error: Reference source not found

Охрана природы в истории Москвы (дополнительный текст к параграфу 8 «Становление Москвы как города с ХII по ХХI век»). Error: Reference source not found

§9. Культурно-историческая среда города Error: Reference source not found

§10. Восприятие города Error: Reference source not found

Урок-обобщение Составление карты познания к разделу «Москва - мой древний и любимый город» Error: Reference source not found

Подведем итоги Error: Reference source not found

РАЗДЕЛ III. ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Error: Reference source not found

§11. Город как урбосистема. Городская среда Error: Reference source not found

§12. Основные виды воздействия человека на окружающую среду Error: Reference source not found

§13. Рельеф и геологическое строение Москвы Error: Reference source not found

§14. Ландшафты Москвы Error: Reference source not found

§15. Почва и грунты города Error: Reference source not found

§16. Твёрдые бытовые отходы в городе Error: Reference source not found

Проблема мусоросжигания в России и в мире (дополнительный текст к параграфу 16 «Твёрдые бытовые отходы в городе») Error: Reference source not found

§17. Климат и погода Московского мегаполиса Error: Reference source not found

§18. Атмосфера города и источники её загрязнения Error: Reference source not found

§19. Гидрографическая сеть города. Водные ресурсы Москвы Error: Reference source not found

§20. Экологический каркас города Error: Reference source not found

§21. Биологическое разнообразие Москвы. Флора города Error: Reference source not found

§22. Озеленение и рекреационные ресурсы города Error: Reference source not found

§23. Биологическое разнообразие Москвы. Фауна города Error: Reference source not found

§24. Функциональная и планировочная структура города Error: Reference source not found

§25. Демографические особенности современной Москвы Error: Reference source not found

§26. Экономическая база города. Занятость населения Error: Reference source not found

Игры и практические задания к разделу III «Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды» Error: Reference source not found

Практическая работа «Жизненный цикл товара» Error: Reference source not found

Игровое занятие «Строим Экоград» Error: Reference source not found

Практическая работа «Экологический след» Error: Reference source not found

Игровые упражнения по развитию толерантности Error: Reference source not found

Зачётный урок к разделу Error: Reference source not found

Подведём итоги Error: Reference source not found

РАЗДЕЛ IV. СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРОДА. КАЧЕСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Error: Reference source not found

§27. Энергетика Москвы Error: Reference source not found

Альтернативная энергетика (дополнительный текст к параграфу 27 «Энергетика Москвы») Error: Reference source not found

§28. Транспорт Москвы Error: Reference source not found

§29. Водоснабжение города Error: Reference source not found

§30. Качество городской среды Error: Reference source not found

Урок-обобщение к разделу Error: Reference source not found

Хартия «Города Европы на пути к устойчивому развитию» (Дополнительный текст к уроку-обобщению) Error: Reference source not found

Подведём итоги Error: Reference source not found

РАЗДЕЛ V. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ Error: Reference source not found

Основы экологического мониторинга Error: Reference source not found

Практическая работа №1. Изготовление оборудования для оценки состояния атмосферы Error: Reference source not found

Практическая работа № 2. Оценка физических параметров атмосферы Error: Reference source not found

Практическая работа № 3. Оценка экологического состояния атмосферы методом биоиндикации Error: Reference source not found

Практическая работа № 4. Предварительное описание водоёма. Органолептическая характеристика воды Error: Reference source not found

Практическая работа №5. Оценка состояния водоёма методом биоиндикации Error: Reference source not found

Практическая работа № 6. Оценка качества воды методами количественного и качественного анализа Error: Reference source not found

Практическая работа № 7. Изучение состава и свойств почвы Error: Reference source not found

Практическая работа № 8. Индикация почвы по кресс-салату Error: Reference source not found

Практическая работа № 9. Оценка почв методами химического анализа Error: Reference source not found

Практическая работа № 10. Оценка состояния лесопарковых и парковых сообществ Error: Reference source not found

Практическая работа № 11. Экономное использование электроэнергии Error: Reference source not found

Практическая работа № 12. Рациональное использование воды Error: Reference source not found

Практическая работа № 14. Экологическая экспертиза продуктов питания по этикетке Error: Reference source not found

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Error: Reference source not found

  1. Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие» (4)

    Учебное пособие
    «Энергия» (от греческого слова еnergeia) в переводе на русский язык означает «движение», «деятельность». Под энергией понимают способность системы совершать работу или передавать теплоту.
  2. Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие» (1)

    Учебное пособие
    2. Запишите ваше определение в тетрадь. Если вы испытываете трудности, обратитесь к параграфу 6 «От города до мегаполиса» и уточните данное вами определение.
  3. Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие» (5)

    Учебное пособие
    Города стали своеобразными ядрами антропогенного нарушения природы. Их рост всегда сопровождается сокращением количества чистого воздуха, воды, почвы, зелёного пространства.
  4. Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие» (2)

    Учебное пособие
    Каждый найдёт в Москве своё, для себя, и если он в ней проезжий гость, то не может не почувствовать себя здесь совсем счастливым. Многоцветность архитектурных одежд, слой за слоем, как луковицу, покрывает тело Москвы.
  5. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений

    Учебное пособие
    Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2004 г.
  6. Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва (1)

    Программа
    В настоящем издании учебно-методического комплекта «Экология Москвы и устойчивое развитие» представлена программа курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ.
  7. Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва (2)

    Программа
    В приложениях к программе рассматриваются отдельные методические подходы к преподаванию предмета (игровые, личностно-ориентированные педагогические технологии и методы учебного экологического мониторинга) на примере отдельных тем курса.
  8. Программа учебного курса «Экология Москвы и устойчивое развитие»

    Программа
    Приложение 1. Личностно-ориентированные подходы в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» (на примере технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» по теме «Биоразнообразие»).
  9. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (2)

    Учебное пособие
    М 79 Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.

Другие похожие документы..