Образовательный стандарт республики беларусь

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

________________________________________________________________

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

Специальность 1-54 01 04 Метрологическое обеспечение

информационных систем и сетей

КвалификацияИнженер-метролог

ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ

ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ

Спецыяльнасць 1-54 01 04 Метралагiчанае забяспеченне
инфармацыйных сiстэм и сетак
Кваліфікацыя Інжынер-метролаг

HIGHER EDUCATION

FIRSTYLE="DEGREE

Specialty 1-54 01 04 Metrological assurance of the information systems and Nets

Qualification Engineer on Metrology

Министерство образования Республики Беларусь

Минск

______________________________________________________________________

УДК 378.1: 006.91 (083.74) (476)

Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетная единица, качество высшего образования, обеспечение качества, итоговая государственная аттестация, автоматизация метрологических работ, высшее образование, инженер, информационные системы и сети, калибровка, качество, квалиметрия, квалификационная характеристика, компетенции выпускника, метрология, метрологическое обеспечение, образовательная программа, оценка соответствия, поверка, средства измерений, стандарт, стандартизация, техническое нормирование, экспертиза.

МКС 03.180

______________________________________________________________________

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Учреждением образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники».

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Богуш В.А., доцент,канд. физ-мат. наук (руководитель)

Кириллов В. И., проф., д-р техн. наук

Апарина А. Е., инженер-электроник 1 кат.

ВНЕСЕН Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства

образования Республики Беларусь «__»_____200__г. №

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий образовательный стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь

Издан на русском языке

Содержание

1 Область применения 1

2 Нормативные ссылки 1

3 Основные термины и определения 2

4 Общие положения 3

4.1 Общая характеристика специальности 3

4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки 3

4.3 Общие цели подготовки специалиста 4

4.4 Формы обучения по специальности 4

4.5 Сроки подготовки специалиста 4

5 Квалификационная характеристика специалиста 4

5.1 Сфера профессиональной деятельности 4

5.2 Объекты профессиональной деятельности 4

5.3 Виды профессиональной деятельности 5

5.4 Задачи профессиональной деятельности 5

5.5 Состав компетенций 5

6 Требования к уровню подготовки выпускника 5

6.1 Общие требования к уровню подготовки 5

6.2 Требования к академическим компетенциям 6

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям 6

6.4 Требования к профессиональным компетенциям 6

7 Требования к образовательной программе и ее реализация 8

7.1 Состав образовательной программы 8

7.2 Требования к разработке образовательной программы 8

7.3 Требования к срокам реализации образовательной программы 9

7.4 Типовой учебный план 9

7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ

и компетенциям по дисциплинам 11

7.6 Требования к содержанию и организации практик 28

8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса 29

8.1 Требования к кадровому обеспечению 29

8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению 29

8.3 Требования к материально-техническому обеспечению 29

8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов 29

8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы 30

8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики 31

9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника 31

9.1 Общие требования 31

9.2 Требования к государственному экзамену 32

9.3 Требования к дипломному проекту (работе) 32

Приложение Библиография 33

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

________________________________________________________________________

Высшее образование. Первая ступень

Специальность – 1-54 01 04 Метрологическое обеспечение информационных
систем и сетей

Квалификация – Инженер-метролог

Вышэйшая адукацыя. Першая ступень

Спецыяльнасць –1-54 01 04 Метралагiчанае забяспеченне инфармацыйных
сiстэм и сетак
Кваліфікацыя – Інжынер-метролаг

Higher education. First degree

Specialty – 1-54 01 04 Metrological assurance of the information systems and Nets

Qualification – Engineer on Metrology

___________________________________________________________________________________

Дата введения 2007-09-01

1 Область применения

Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника.

Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный процесс в высшей школе, а также при оценке качества высшего образования.

Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования (высших учебных заведениях), расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их принадлежности и форм собственности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения.

СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации.

СТБ 22.0.4-2005 Система стандартов в сфере образования. Термины и определения.

РД РБ 02100.5.227-2006 Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин.

3 Основные термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины с соответствующими определениями.

Вид профессиональной деятельности – задачи в определенной сфере труда, выделяемые в соответствии с наличием характерных признаков и способов решения.

Высшее образование – уровень основного образования, достигаемый на основе общего среднего образования в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающего наиболее полное развитие способностей, интеллектуально-творческого потенциала личности, и завершающийся итоговой аттестацией, по результатам которой присваивается соответствующая квалификация или академическая степень.

Зачетная единица – мера количественного измерения учебной нагрузки студента по овладению учебным предметом, включающей аудиторные часы и внеаудиторную самостоятельную работу, в том числе подготовку и сдачу экзамена.

Информатика, радиоэлектроника и связь – область народного хозяйства, науки и техники, охватывающая информационные ресурсы, производство, передачу, преобразование, хранение, распределение и потребление количественно определенной информации о разнообразных объектах материального мира;

Качество высшего образования – соответствие высшего образования как результата, как процесса, как социальной системы потребностям, интересам личности, общества, государства.

Квалификационная характеристика специалиста – обобщенная норма качества подготовки по определенной специальности (специализации) с соответствующей квалификацией, включающая сферы, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также состав компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в условиях социально регулируемого рынка.

Квалификация – знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом.

Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умение.

Компетенция – знания умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач.

Метрология и метрологическое обеспечение – область науки, техники и технологии, которая включает совокупность теоретических положений, средств,способов и методов, направленных на получение информации о свойствах материалов, технологических процессов, изделий и окружающей среды, обеспечение и оценку качества производимой продукции, обобщение и закрепление в нормативной документации правил и норм деятельности, обеспечивающих единство измерений;

Образовательная программа – система целей, задач и содержания образования, определяемая образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами.

Образовательный стандарт – нормативный документ, устанавливающий нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования.

Объект профессиональной деятельности – предметы материальной и нематериальной сферы, на которые направлен труд специалистов, например, вещество, энергия, информация, сознание, процесс, система, модель, отношения.

Обязательный минимум содержания образования – системная совокупность знаний и умений, усвоенная выпускником, необходимая и достаточная для выполнения профессиональных функций специалиста и аттестации.

Специальность – вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, умений и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта.

Стандартизация и сертификациявид деятельности, связанный с установлением, реализацией и контролем выполнения норм, обеспечивающих высокое качество продукции и услуг, безопасность их изготовления и использования, высокую экономическую эффективность для производителя и потребителя.

Сфера профессиональной деятельности совокупность видов, в пределах которых осуществляется труд, например, наука, образование, экономика, культура, промышленность, искусство, право, политика, физкультура и спорт.

Типовая учебная программа дисциплины – учебно-методический документ, определяющий цели, задачи и содержание теоретической и практической подготовки выпускника вуза по учебной дисциплине, который разрабатывается на основе образовательного стандарта по специальности и утверждается в порядке, установленном Министерством образования.

Умение –способность использовать полученные знания в сфере профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы; способность быстро, точно и сознательно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков. Умение всегда связано с применением знаний на практике и в процессе учебно-производственной деятельности.

Типовой учебный план – составная часть образовательной программы, регламентирующая структуру и содержание подготовки специалиста, виды учебных занятий и формы контроля знаний, которая учитывает государственные, социальные и личные потребности обучаемых, определяет степень самостоятельности вуза.

Учебный план специальности – учебно-методический документ вуза, разработанный на основе образовательного стандарта по специальности, содержащий график учебного процесса, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, итогового и поэтапного контроля, перечень и объем циклов дисциплин с учетом региональных и отраслевых особенностей вуза.

Учебная программа дисциплины – учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, раскрывающие основные методические подходы к преподаванию дисциплины.

  1. Образовательный стандарт республики беларусь (8)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  2. Образовательный стандарт республики беларусь (11)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  3. Образовательный стандарт республики беларусь (16)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза,
  4. Образовательный стандарт республики беларусь (22)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  5. Образовательный стандарт республики беларусь (31)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  6. Образовательный стандарт республики беларусь (32)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, издательско-полиграфический комплекс, инженер-программист-системотехник, информационная система, информационная технология, итоговая государственная аттестация, зачетная единица, знания, качество
  7. Образовательный стандарт республики беларусь (34)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  8. Образовательный стандарт республики беларусь (1)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетная
  9. Образовательный стандарт республики беларусь (2)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа,

Другие похожие документы..