Разработка урока литературного чтения по теме «Русские народные сказки»

Разработка урока  литературного чтения по теме

«Русские народные сказки» 1 класс

О.Б.Ивочкина учитель начальных классов

МОУ Чикская СОШ №6 Коченёвского района Новосибирской области




 

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема: Русские народные сказки

Цель: углубленное изучение жанра русского народного творчества – сказок.

Задачи: на материале русских народных сказок раскрыть специфику и особенности жанра; формировать умение представлять и характеризовать персонажей; отрабатывать навыки чтения; умение соотносить иллюстрацию со сказкой, находить главную мысль сказки; развивать память, связную речь, творческое воображение, выразительность речи, движений, используя актёрские средства (перевоплощение в героев); прививать интерес к чтению русских народных сказок; формировать навыки работы в группе.

Методы: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования учения.

Подготовительная работа: повторение сказок «Теремок», «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»; беседа о театрализованных представлениях и о видах театра.

Оборудование: карточки с иллюстрациями к народным сказкам ( «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Лиса, заяц и петух»), книги – В. Сутеев «Сказки», «Русские народные сказки», атрибуты для театрализации, на доске – рисунок сказочного окна с бабушкой-сказочницей, под окном написано «Жили-были...»(см. приложение).

Ход урока:

I.                    Организационный момент.

- Вы готовы к уроку? Давайте начнём.

II.                 Постановка цели урока.

-Посмотрите на доску. Что здесь нарисовано?                      

 Бабушка рассказывает сказку. Она живёт в деревне. Сидит у окошка.

Так начинаются сказки по телевизору.

- Я знаю, что вы все любите сказки! Покажите мне, как сильно вы их любите.   

 Дети с помощью пантомимы показывают свою любовь к сказкам.

- Какие сказки вы знаете?                                                         

Колобок, Теремок, Золушка, Репка, Гуси-лебеди и т. д.

- Молодцы! Много сказок назвали.

- Давайте рассмотрим вот эти книги. Прочитайте, что написано на обложке первой книги и объясните, что  обозначают эти слова.        

«Сказки» В.Сутеев

Сказки – это название  книги, В.Сутеев - автор этих сказок, этой книги.

- В этой книге вы видите известные вам сказки «Кораб-

лик», «Под грибом», «Кто сказал МЯУ?».

- А теперь рассмотрим эту книгу. Как она называется? «Русские народные сказки»

- А кто же автор этой книги, кто написал эти сказки?

Какие сказки живут в этой книге? Это и предстоит нам

выяснить на сегодняшнем уроке.

- Сегодня мы начинаем изучение русских народных ска-

зок. Мы вспомним много знакомых вам сказок, может

быть , кто-то услышит их впервые.

III.               Изучение нового материала.

- Ребята, откройте учебники на странице 29. Посмотрите,

мы начинаем изучение нового раздела. Кто мне скажет

как он называется?

Сказки, загадки, небылицы

- Теперь работаем на следующей странице. Сейчас мы

прочитаем эту статью о сказках.

1. Учитель с одним из учеников читает статью в диалоге. Следят по учебнику.

2. Первичная проверка понимания

а) словарная работа

мудрость народа - большие знания, опыт, глубокий ум.

мечты – предмет желаний, стремлений.

намёк – слова или поступок, услышав или увидев

который, человек должен что-то понять,

о чём-то догадаться.

добрым молодцам – из народной словесности: удалец,

храбрец.

б) работа по вопросам

- Почему интересно читать сказки? Что там можно встретить? В сказках всё волшебное, разные чудеса, приключения, там можно встретить

говорящих зверей.

- Чему может научить нас сказка?

Сказка может научить нас какой-нибудь мудрости.

3. Повторное чтение (по цепочке).

Дети читают статью ещё раз по цепочке.

4.Работа над пословицей.

- Кто понял, почему часто говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»?

Потому что сказка – это неправда, то чего в жизни не бывает. Но в ней есть мудрость. Она учит нас быть дружными, добрыми, смелыми.

- Давайте поиграем в знакомую нам игру «Ассоциации»

Что вы представляете, когда слышите слово «СКАЗКА»?

Чудо, добро, бабушка, волшебство, лиса, вечер и т. д.

- Как вы думаете, почему у вас возникли такие ассоциации, как добро? - В сказках всегда побеждает добро.

Лиса?

Это герой многих сказок.

Вечер?

Мама перед сном всегда рассказывает сказки.

Чудо?

В сказках происходят чудеса?

Бабушка?

Бабушки придумывают и

- Вы правы.

- Так как мы говорим, что в сказке есть чудо, а урок наш о

сказке, значит, сейчас случится чудо.

- Ой, смотрите, я превращаюсь.

(учитель прячется за ширму и появляется в образе «бабуш-

ки – сказочницы»)

- Здравствуйте, ребята, я бабушка Арина. Я пришла расска-

зать вам о сказках.

Когда-то давно сказки рассказывались только вслух, никто

их не записывал. Самым первым творцом их во все време-

на был народ. Сначала, конечно, её придумал один человек,

рассказал другому. Тому она понравилась, он её запомнил

и рассказал кому-то третьему, например своей дочери или

сыну, а те, когда выросли рассказали своим детям. Когда

появилась такая сказка точно сказать нельзя, но всё это

время она жила в народе и рассказывалась устно. Сказки

бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно

должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть бытовые

сказки, в которых описывается жизнь простых людей. Есть

сказки о животных, в таких сказках животные могут гово-

рить, ходить друг к другу в гости. Сказка обязательно учит

чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт

с собой мудрую мысль. Недаром говорят: «Сказка ложь,

да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

IV.              Физкультминутка.

В лесу темно,

Дети ложатся на парты,

Все спят давно.

опускают головы на руки.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Встают из-за парт.

Летит, кричит.

Машут руками.

Совушка- сова, Показывают, какая у неё

Большая голова,

большая голова.

На суку сидит, Присаживаются на

Головой вертит,

корточки, вертят головой.

Во все стороны глядит,

Смотрят по сторонам.

Да вдруг – как полетит! Выпрямляются,взмахи руками.

 

V.                 Закрепление изученного материала.

- А теперь сказочница- бабушка Арина посмотрит, знаете

ли вы сказки.

Игра «Узнай сказку» (учитель выставляет на доску приготовленные картинки).

Дети узнают и называют сказки.

- Посмотрите на иллюстрацию на странице 31 и вспомните название этой сказки. Рассказывают по цепочке.

Расскажите её с помощью рисунков.

- Молодцы! Вы справились с заданием.

- А помните ли вы о чём эти сказки? Кто их герои? Да.

- Замечательно. У меня есть предложение. Давайте сыграем эти сказки, как в театре.

Театрализация сказок с использованием разных видов

театра.(« Колобок», «Теремок»- куклы на

руку, за ширмой, «Репка»- пальчиковый театр)

Во время театрализации обсуждается характер героев,

поведение, манеры, голос. Учитель рассказывает сказку

за автора. В конце каждой театрализации обсуждается

главная мысль - «урок» сказки. Например, «Опишите медведя. Какой он? Как ходит, говорит? Как его изобразить?», «Чему научила нас сказка «Теремок»?Сказка учит нас быть дружными; и не трогать того, что мы можем сломать.

 

  1. Итог урока.

(Учитель снова превращается в себя)

- Ребята, как вы думаете, почему я больше не бабушка

Арина?

Конечно, потому что наш урок подходит к концу. Давайте

подведём итоги.

- О чём мы говорили на уроке?

О русских народных

- Что вы о них узнали?

 

Прочитайте названия русских народных сказок, добавив

гласные:

ВЛК СМР КЗЛТ,

Волк и семеро козлят,

МШ МДВД, КЛБК,

Маша и медведь, Колобок,

ЛСЧК С СКЛЧКЙ,

Лисичка со скалочкой,

ГС-ЛБД, РПК, ТРМК.

Гуси-Лебеди, Репка, Теремок.

- Как вы думаете, чем сказка отличается от малых фольклорных жанров– пословицы, поговорки, загадки, считалки?

- Во всём мире у разных народов существуют свои народ-

ные сказки. И русские, и казахские, и эвенские, и африкан-

ские. Скажите, чем отличаются русские народные и африканские народные сказки?

 

VII.            Домашнее задание:

  1. Подобрать поговорки и пословицы к сказкам.

  2. Выполнить поделку «Любимый сказочный герой русских народных сказок».

  1. Тема: Русские народные сказки. Обобщение

    Урок
    Правильно. Добрая, тёплая, прекрасная атмосфера нам сегодня на уроке просто необходима. Потому что сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в увлекательное путешествие по страницам русских народных сказок.
  2. Инновационная образовательная программа для обучающихся начальной школы «Сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» фио разработчика

    Образовательная программа
    «Сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»
  3. Тематическое планирование уроков литературного чтения по книге «Парус»

    Урок
    Родина Россия. Родной край и его люди. – 9 ч. Из истории земли русской – 5 ч. Былины, легенды, библейские предания – 11 ч. Сказки – 11 ч. Басни – 5 ч.
  4. Урок литературного чтения, как никакой другой подходит для открытого диалога. Спервых дней обучения в школе ребёнок учится ориентироваться в речевом потоке, различать звуки и буквы,

    Урок
    Целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребёнка, была обоснована в 30-е годы ХХ в. выдающимся русским учёным – психологом Л. С. Выготским.
  5. Русская народная сказка "Кот, петух и лиса"

    Сказка
    способствовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: сознательно слушать и правильно читать, находить нужную информацию в тексте,
  6. Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения (умк «Школа России»)

    Календарно-тематическое планирование
    Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс на 2011-2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по литературному чтению, примерной программы начального общего образования по литературному
  7. Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка (2)

    Рабочая программа
    Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма.
  8. Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в системе Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Работу

    Урок
    На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают вопросы: как маленького человека ввести в мир литературы? Как научить любить книгу? Как воспитать понимающих, думающих, творящих читателей – собеседников? История знает
  9. Анализ учебно-воспитательной работы за 2008-2009 учебный год по ГУСО школе-лицею № 7

    Анализ
    На основании анализа работы школы за 2008-2009 учебный год коллектив школы выдвинул на 2009-2010 учебный год следующие образовательные и воспитательные задачи,

Другие похожие документы..