Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы I квалификационной категории

МОУ «Грабцевская средняя общеобразовательная школа»

МР «Ферзиковский район»

Обобщение педагогического опыта

учителя русского языка и литературы

I квалификационной категории

Вдовенко

Елены Николаевны

Калуга 2008 г.


Чтобы озарять светом других,

нужно носить солнце в себе.

(Р. Ролан)

Вдовенко Елена Николаевна

Год рождения:1964

Квалификационная категория:I квалификационная категория

Год присвоения:2004г.

Домашний адрес:г. Калуга, ул. Грабцевское шоссе, д. 160, кв. 41.

Телефон: 52-32-72.

Содержание.

I. Введение…………………......................................................................................................... 4

II. Теоретическая база опыта …………………………………………………………………...6

III. Обобщение педагогического опыта уроках………………………………………………..8

  1. Модульное обучение ………………………………….….…………...…..8

  2. Урок как организационная форма учебно-воспитательного процесса10

  3. Урок-путешествие……………………………………………….….…....11

  4. Развитие речевой деятельности……………………………..………….……12

IV. Внеурочная деятельность………………………………………………….………………………18

V. Театральная деятельность…………………………………………………………………..19

VI. Оценивание учащихся ….……………………..…………………………………...………20

VII. Самоанализ профессиональной деятельности ………………………………………….21

VIII. Список литературы ………………………………………………………………………23

Введение.

В МОУ «Грабцевская средняя общеобразовательная школа» я работаю ровно год. Пришла сюда по приглашению администрации школы. До этого с 1992 года работала в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Калуги, где и происходило становление моего педагогического опыта.

В наше время так много школ разного типа: гимназий, лицеев, колледжей. Но большинство детей учится в общеобразовательной школе, именно в такой школе я и работаю. Дети здесь совершенно разные по своим способностям, и первоначальной задачей учителя должен быть поиск подхода к каждому ученику. А основным принципом учителя – словесника должно быть обучение законам родного языка в неразрывном единстве с нравственным и эстетическим воспитанием. «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащихся», - писал Федор Буслаев.

Исходя из этих слов, хочу выделить главные заповеди в работе учителя – словесника, которыми я руководствуюсь. Для этого воспользуюсь словами писателей:

  1. «Перед вами громада – русский язык! Наслаждение зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы». (Н. Гоголь)

В этих словах великого писателя нужно особо подчеркнуть четыре слова – наслаждение, погрузиться, чудные законы, потому что, только научившись погружаться в чудные законы языка, ученики придут к пониманию правил, логики, системы его. Это главное в обучении языку.

  1. «Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно, победно».

(Б. Желтков)

Это об атмосфере на уроке, о состоянии души ребенка. Надо, чтобы на каждый урок ребенок шел как на праздник, чтобы загорались глаза от маленьких открытий на уроке.

  1. «Разглядывать каждого, а не поле. Выращивать каждого, а не луг». (В. Солоухин)

Это о внимательном отношении учителя к каждому ученику, об индивидуальном подходе: учитель должен помнить, что каждый сидящий пред ним в классе - личность.

4. Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле, за околицу

Пока идешь за кем - то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н. Рыленков)

Это о самостоятельности и активности учеников в познании «великого и могучего» языка, о вере, что ученик может много, надо только помочь ему поверить в собственные силы.

Естественно, все эти заповеди не существуют сами по себе: они вместе создают ту благодатную атмосферу урока, когда обучение и воспитание происходит одновременно, когда идешь в класс, зная, что идешь к единомышленникам, Только тогда, когда это происходит, можно с уверенностью говорить о возможности развития у учащихся творческих способностей, о воспитании всесторонне развитой личности,не только обладающей большим потенциалом знаний и умений, но, прежде всего мыслящей, умеющей из огромного количества информации выбрать главное, что является одной из основных общеобразовательных задач современной школы.

«Развитие творчески способных учащихся на уроках русского языка и литературы» - это та тема, над которой я работаю уже не первый год. Тема не нова, но она актуальна в любое время, потому что перспективы развития школьного курса русского языка связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся. Эта идея является одной из наиболее плодотворных и активно развивающихся в современной науке.

Теоретическая база опыта.

Образование – это индустрия,

направленная в будущее.

(С. П. Капица)

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях МОДЕЛЬ совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В. М. Монахов)

Из данного определения следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами.

В структуру педагогической технологии входят:

а) концептуальная основа.

б) содержательная часть обучения:

- цели обучения – общие и конкретные;

- содержание учебного материала;

в) процессуальная часть технологичного процесса:

- организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности школьников;

- методы и формы работы учителя;

- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса;

Знакомясь с многочисленными педагогическими технологиями и применяя их на практике, с течением времени я поняла, что больше всего меня привлекает технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В. В. Давыдова, система развивающего обучения Л. В. Занкова, А. С. Якиманской. Познакомившись поближе с этими технологиями, работая с детьми, обучавшимися в начальной школе по системе Л. В. Занкова, я пришла к выводу, что методику преподавания русского языка и литературы можно

построить на принципах развивающего обучения. «Развивающее обучение отличается своей прямой направленностью на задачу психическо – умственного и личностного развития учащихся» (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), главными задачами которых являются:

- сформировать у учащихся активное отношение к процессу обучения, т. е. умение самостоятельно работать с учебным материалом, ставить и решать проблемные задачи;

- учить ребенка ставить цель по самоизменению, ставить его в состояние «учащего, преобразовывающего себя субъекта» (В. В. Давыдов).

Но, как известно, используя только одну технологию, можно что-то упустить в образовательном процессе. Чтобы избежать этого, я использую и другие, в частности, технологию дифференцирования, модульного обучения, систему К. Н. Ильина

(преподавание литературы как предмета, формирующего человека, где предполагается ориентация на:

- нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение;

- преподавание литературы как искусства).

Поэтому главной целью моей педагогической деятельности стало:

- воспитание у подрастающего поколения любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;

- формирование школьника как личности, развитие его воли, интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций образов.

Эти цели неразрывно связаны с воспитательными. Современный учитель выполняет роль не только учителя-предметника, но и роль педагога – наставника. В этом направлении я ставлю следующие цели:

- обеспечить школьнику чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье);

- формировать основу личности (на базе личной культуры);

- развивать его индивидуальность.

Обобщение педагогического опыта.

На основе изученных технологий в течение многих лет в моем педагогическом опыте выработались принципы работы.

Мои принципы:

  • Ведущий принцип преподавания русского языка и литературы – развитие речи учащихся.

  • Развитие речи учащихся осуществляется в единстве с активизацией их мыслительной деятельности, развитием мыслительных способностей школьников.

  • Принцип понимания языковых значений (отбор дидактического материала, обеспечивающего понимание учениками лексических и грамматических значений технических единиц, с которыми детям приходится работать на уроке).

  • Принцип развития выразительности речи (отбор дидактического материала, который помогает ребенку выражать свое эмоциональное состояние, предоставляет возможность вникнуть в существо поэтического строя речи, учит оценивать окружающий мир средствами родного языка).

  • Принцип развития чувства языка (отбор дидактического материала, способствующего запоминанию традиций употребления).

  • Принцип сопоставления устной и письменной речи (предпочтение устному анализу языковых явлений, устной работе по образцам, подбору и составлению собственных примеров, а затем переход школьников к письменной работы).

  • Принцип личностного подхода (высокий положительный уровень межличностных отношений учителей и учащихся).

  • Принципы диалога - полилога.

Данные положения реализую через содержание и определенные организационные формы учебно-воспитательного процесса, а также методы обучения.

Модульное обучение.

В 2003 году на курсах повышения квалификации впервые услышала о модульном обучении и сначала восприняла равнодушно, но попробовала применить его. Первый результат не удовлетворил, и я отказалась от него. А в 2005/06 учебном году стала работать с двумя профильными классами: гуманитарным и физико-математическим. Вот тут и вспомнила о модульном обучении, попробовала снова — и результат не заставил себя ждать, особенно в физико-математическом классе (гуманитарии отнеслись к модульному обучению равнодушно). Немного об этой системе:

Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к обучению: только то учебное содержание осознанно и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий.

Модульное обучение базируется на теорию развивающего обучения, основы которой были заложены Л.С. Выготским.

Реализация этой теории обучения требует, чтобы ученик учился постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении это достигается путём дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава.

Очень многое в модульном обучении используется из программированного обучения:

1) планирование действия каждого ученика в определённой логике

2) опора на активность и самостоятельность действий

3) учёт индивидуализированного темпа обучения

4) постоянное подкрепление, которое осуществляется путём сличения (сверки) хода и результата деятельности, самоконтроля и взаимоконтроля.

В качестве основы выделяется учебный модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной ёё реализации.

Учебный материал разделён на тематические блоки. Для лучшего усвоения содержания тематического поля учитель следует жёсткой структуре модульного занятия:

восприятие нового----осмысление----закрепление изученного----контроль.

Каждый этап начинается с целевой установки и указания системы действий, заканчивается контролем, позволяющим установить успешность обучения.

При помощи модулей учитель управляет процессом обучения. На самом учебном занятии роль учителя заключается в формировании положительной мотивации ученика, в организации, консультировании, контроле. План модульного занятия позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, который накоплен школьной практикой, т.е. модульное обучение, по сути, является интегративной технологией.

В процессе модульного занятия учитель включает самостоятельную деятельность и творческую работу каждого ученика, планирует систему взаимопроверки и взаимооценки учеников на каждом этапе. Таким образом, модульное занятие даёт возможность в условиях дефицита учебного времени систематизировать и обобщить изученное в процессе самостоятельной и познавательной деятельности в подготовке к итоговой аттестации.

(Приложение 1)

  1. Учитель русского языка и литературы (1)

    Документ
    В работе учителя определены следующие приоритеты: во-первых, ориентирование на индивидуальность ребенка, во-вторых, утверждение положения о том, что движущей силой обучения, воспитания и умственного развития творческой личности является
  2. Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2009-2010 учебный год (1)

    Анализ
    В состав школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла входят 12 человек: Береговская М.Р.,учитель ИЗО и МХК, первой квалификационной категории, Берсенева Э.
  3. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы Коммуникативно-деятельностный подход (1)

    Документ
    При использовании материалов пособия ссылка на электронный вариант обязательна. Адрес сайта кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО: www.kgo.ucoz.ru
  4. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы Коммуникативно-деятельностный подход (2)

    Документ
    В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только).
  5. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы Коммуникативно-деятельностный подход (3)

    Документ
    Однако преследуя разные цели, клоуз-тест может и строиться по-разному. Главная цель работы с клоуз-тестом, определяющая характер методического материала настоящего пособия, связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста,
  6. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы Коммуникативно-деятельностный подход (4)

    Документ
    Однако преследуя разные цели, клоуз-тест может и строиться по-разному. Главная цель работы с клоуз-тестом, определяющая характер методического материала настоящего пособия, связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста,
  7. Претендента на конкурс лучших учителей Бессарабовой И. Э., учителя русского языка и литературы моу краснояровская средняя общеобразовательная школа №30 Новосибирского района

    Конкурс
    Бессарабова Ирина Эдуардовна, 1966 года рождения, образование высшее, НГПУ, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория с 2001 года, стаж работы 19 лет 4 месяца.
  8. О результатах профессиональной деятельности Оксаны Павловны Павловой, учителя русского языка и литературы Муниципального образовательного учреждения Средняя п

    Документ
    о результатах профессиональной деятельности Оксаны Павловны Павловой, учителя русского языка и литературы Муниципального образовательного учреждения «Средняя (полная) общеобразовательная школа №6 г.
  9. Спецкурс «Основы исследовательской деятельности» Автор-разработчик Месюсина Т. А., учитель русского языка и литературы

    Пояснительная записка
    В настоящее время идеи гуманизации и демократизации педагогического процесса являются ведущими и определяют направление педагогического процесса. Поэтому курс «Основы исследовательской деятельности» будет способствовать не только расширению

Другие похожие документы..