Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы I квалификационной категории

Урок как организационная форма учебно-воспитательного процесса.

Учитель русского языка и литературы находится в постоянном поиске, поиске новых, интересных примеров и методов обучения. Трудно и интересно работать сейчас. Трудно потому, что дети, увлеченные компьютерами и мобильными телефонами, перестают читать, трудно потому, что на учителя обрушился поток методической литературы, задания которой обещают сразу сделать всех грамотными и образованными. Среди всего этого многообразия надо найти свое. Но, применяя современные технологии, нужно учитывать возрастные особенности учащихся. Поэтому нельзя забывать о традиционных методах и формах, сформированных всей педагогической практикой. И здесь я, как и каждый учитель, использую традиционные уроки:

  • уроки объяснения нового материала

  • уроки закрепления знаний, умений и навыков (урок формирования новых умений)

  • повторительно-обобщающие уроки

  • комбинированные уроки

  • уроки-лекции

  • уроки-практикумы

  • уроки-зачеты

  • уроки развития речи

  • уроки вспомогательного характера (уроки анализа письменных и контрольных работ)

  • нетрадиционные уроки.

Каждый урок должен иметь «тематический центр», которому нужно подчинить все: и вопросы, и примеры, и творческие задания, т.е., говоря словами Н.М. Шанского, «вся работа по языку (начиная со звука и написания и кончая различными по своей структуре и функции значимыми единицами: морфемами, словом, предложением и т.д.) будет осуществляться на материале художественного текста и служить как общефилологическому и литературному образованию, так и воспитанию. Так велика наша литература, что на все курсы, всех лет, хватит с излишком» (Шанский Н.М. О курсе «Русская словесность на продвинутом этапе обучения IX-XI классов//Русский язык в школе»-1994-№5-с39)

Большинство уроков я стараюсь сделать тематическими: объяснение или повторение языкового материала идет на текстовом материале, объединенном одной темой. Тема оформляется строчкой писателя:

  • «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»(Ф.Тютчев)

  • «Роняет лес багряный свой убор» (А. Пушкин)

  • «Поздней осенью, свежий и колкий, бродит ветер…» (А.Ахматова)

  • «Уже кленовые листы на пруд слетают лебединый, и окровавлены кусты неспешно зреющей рябины» (А. Ахматова)

  • «Это кружится октябрь…» (Б. Пастернак)

  • «Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей…» (А. Пушкин)

  • «Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…» (А. Пушкин)

  • «В белом инее черные елки на подтаявшем снеге стоят…» (А. Ахматова)

  • «А весна хороша, хороша!» (Н. Заболоцкий)

  • «Люблю грозу в начале мая!» (Ф. Тютчев) и т.д.

Можно целый урок посвятить ветке сирени, ветке черемухи, роднику, полю ржи, васильку, ромашке, т.е. всему, что нас окружает, что памятно и любимо.

Одной из ведущих тем в языковом и нравственном развитии учащихся является тема «Природа и человек», русская природа, природа русских полей, рек, лесов. И свою задачу я вижу в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, понимать, любить природу и, что не менее важно, выражать свое отношение к ней. Я часто возвращаюсь к словам Н.И.Рыленкова: «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб ясной любовьюнаполнилось сердце». А научить детей видеть, полюбить прекрасное – трудная, но важная задача.

Урок-путешествие.

Одним из наиболее интересных, применяемых на всех этапах изучения материала, является урок-путешествие. Наибольшей популярностью он пользуется у учащихся 5-6 классов, так как отвечает их возрастным потребностям.

Ребята в этом возрасте наиболее восприимчивы ко всякого рода сказкам, фантазиям. Отправиться в увлекательное путешествие со знакомыми сказочными героями, вступить в борьбу с кровожадными пиратами куда интересней, чем пересказывать параграф учебника.

Урок-путешествие на тему «SOS…Спасите наши сказки!» представляет собой не что иное как опрос, только в необычной форме. Сам по себе урок должен иметь необычное начало.

Представьте себе, в класс торопливо входит встревоженный учитель (именно в этот момент важно остановить на себе внимание всех учащихся, которые обязательно заметят, что что-то не так). И, пока ученики не успели разобраться в происходящем, начать рассказывать о случившемся, о телеграмме, пришедшей в школу на их класс, о пропавших сказках. Только тут ученики постепенно поймут, что урок-то уже начался. Так мы входим в контрольный урок, облачённый в необычную форму, спрятанную за принимаемой всеми игрой. А в результате контрольный урок проходит без лишнего ненужного волнения со стороны учеников.

Проверку знаний провожу и в виде теста. Эта нетрадиционная форма давно уже завоевала популярность среди учеников. Относительно небольшой по формату, он облегчает процедуру опроса как для учителя, так и для учащихся, позволяет экономно расходовать время и опросить большее количество учащихся, чем при проведении обычного устного опроса.

(Приложение 2)

Развитие речевой деятельности на уроке.

Сочинение – одна из важнейших форм во всей системе работы словесника. Оно не только контролирует знания учащихся, но и предполагает обязательное расширение учебного материала, более глубокое осмысление и критический подход к нему. В сочинениях должна отразиться авторская индивидуальность, т.к. эта форма работы требует своего отношения к теме, выражения собственных мыслей и чувств.

Любое сочинение пишется в определенном жанре. Чаще всего на практике применяется литературно-критическая статья. К сожалению, сейчас совсем уходит эпистолярный жанр. Для того чтобы учащиеся не забывали о письмах, часто и предлагаю им написать сочинение в эпистолярном жанре, с которым учащиеся знакомятся в 5 классе, где они обучаются специфике написания личного письма. От простого переходим к сложному. Например, после изучения повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» предлагаю написать сочинение в жанре письма от имени одного героя другому о событиях, опи­санных в повести. Ставлю вопрос:

Кто из героев повести мог бы написать письмо и кому?

Учащиеся выделяют следующих героев:

Остап — матери;

Остап — Андрию;

Тарас — жене.

Через письмо раскрывается внутренний мир героя. Для этого выбираем из произведения только те факты и эпизо­ды, свидетелем или участником которых был автор повествова­ния. Чтобы расположить материал во временной последователь­ности, составляем хронологическую таблицу.

Хронологическая таблица

События

Фразы

1

2

Приезд сыновей из бурсы домой

«Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, — говорил Тарас. — Боже, благослови! будьте здоровы сын­ки: и ты, Остап, и ты, Андрий! Дай же Боже, чтоб вы на войне всегда были удачливы!» Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих... она не могла на них наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она взрастила их, взлелеяла их — и только один миг видит их перед собою. «Сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас » — говорила она...» «Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыно­вей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их ни­когда!»

Отъезд в Сечь (по дороге в Сечь)

«Все три всадника ехали молчаливо. Старый Тарас ду­мал о давнем. Сыновья его были заняты другими мыс­лями. Остап считался одним из лучших товарищей в бурсе... И никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать... Он имел доброту в таком виде, в каком она могла существовать в тогдашнее время, и душевно был тронут слезами матери».«Андрий был изобретательнее своего брата и с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от на­казания. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Женщина стала представляться горчим мечтам его»

Жизнь в Сечи

«Скоро оба молодые казака стали на хорошем счету у казаков. Бойко и метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения»

Получение вести и сборы в поход

«Все, с совета всех старшин, куренных, кошевого и с воли всего запорожского войска, положили идти прямо на Польшу, отомстив за все зло и посрамленье веры и казацкой славы... пустить далеко по степени о себе славу».«Прощай, наша мать! — сказали они почти в одно сло­во. — Пусть же тебя хранит Бог от всякого несчастья!»

Остап и Андрий в бою

«В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами». «—О! да это будет со временем добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет! — говорил Та­рас об Остапе.— И этот добрый — враг бы его не взял! вояка! Не Остап, а добрый, добрый также вояка! — дивился старый Тарас на Андрия»

Предательство Андрия

«Царица! Что тебе нужно? Чего ты хочешь? Прикажи мне! Задай мне службу самую невозможную, какая только есть на свете, — я побегу исполнить ее!» «А что мне отец, товарищи и отчизна? — сказал Андрий. — Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны?.. Отчизна моя — ты! Вот моя отчиз­на!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за та­кую отчизну! »

Избрание Остапа куренным

«Да что совещаться? Лучше не можно поставить в ку­ренные, как Бульбенка Остапа. Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как старого человека»

Казаки получают весть

«Теперь отделяйтесь, паны-братья! Кто хочет идти, ступай на правую сторону; кто остается, отходи на ле­вую!»

Запорожцы в бою

«Не жаль расстаться с светом. Дай Бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!»

Гибель Андрия

«Так продать? Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня... Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! — сказал Тарас»

Ранение Тараса

«Долго же я спал! — сказал Тарас. Что бы ни было, пойду разведать, что он, жив ли он? В могиле?»

Казнь Остапа и казаков

«Впереди всех шел Остап. ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. — Дай же, Боже... чтобы ни один из нас не промолвил ни единого слова!» «Добре, сынку, добре! — говорил Тарас»

Смерть Тараса

«Прощайте, товарищи! — кричал Тарас сверху. Вспо­минайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь, да хорошенько погуляйте!»

Составление такой таблицы помогает проникнуть в суть про­изведения, анализировать его, поэтому нельзя недооценивать этого вида работы.

«Составить план — это значит расчленить сложный текст, найти центральную нить, то есть озаглавить эту часть, вскрыть логику построения, показать композицию, то есть порядок и вза­имоотношение частей», — отмечает С. А. Смирнов в своей книге «Письменные работы в средней школе по русскому языку и лите­ратуре» (М.,Л.: Учпедгиз, 1976. С. 13.)

Далеко не все учащиеся осознают это. Большое количество ученических планов показывает неумение выделять события, о которых будет рассказано от имени одного из героев, определять последовательность этих событий, выбирать для повествования главное, опускать второстепенное.

Составление хронологической таблицы помогает ученику по­строить свое повествование в логической последовательности, а выписанные цитаты — создать атмосферу эпохи.

Опыт показывает, что сразу написать письмо от имени одного из героев учащиеся затрудняются, хотя ими и составлена хроно­логическая таблица событий и выписаны фразы и цитаты. Наи­большую пользу в усвоении этого вида работы приносит знаком­ство с сочинением, написанным от лица одного из героев, и его анализ. Например, предлагаю прослушать письмо Петра Грине­ва родителям и ответить на следующие вопросы:

  1. Как начинается письмо?

  2. Можно ли отнести к содержанию письма два первых предло­жения. Как можно назвать эту часть сочинения?

  3. Какое событие нашло отражение в письме Петра Гринева?

  4. Нашел ли отражение в сочинении язык художественного произведения?

  5. Соответствует ли данное сочинение плану, по которому пи­шутся письма?

  1. Учитель русского языка и литературы (1)

    Документ
    В работе учителя определены следующие приоритеты: во-первых, ориентирование на индивидуальность ребенка, во-вторых, утверждение положения о том, что движущей силой обучения, воспитания и умственного развития творческой личности является
  2. Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2009-2010 учебный год (1)

    Анализ
    В состав школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла входят 12 человек: Береговская М.Р.,учитель ИЗО и МХК, первой квалификационной категории, Берсенева Э.
  3. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы Коммуникативно-деятельностный подход (1)

    Документ
    При использовании материалов пособия ссылка на электронный вариант обязательна. Адрес сайта кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО: www.kgo.ucoz.ru
  4. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы Коммуникативно-деятельностный подход (2)

    Документ
    В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только).
  5. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы Коммуникативно-деятельностный подход (3)

    Документ
    Однако преследуя разные цели, клоуз-тест может и строиться по-разному. Главная цель работы с клоуз-тестом, определяющая характер методического материала настоящего пособия, связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста,
  6. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы Коммуникативно-деятельностный подход (4)

    Документ
    Однако преследуя разные цели, клоуз-тест может и строиться по-разному. Главная цель работы с клоуз-тестом, определяющая характер методического материала настоящего пособия, связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста,
  7. Претендента на конкурс лучших учителей Бессарабовой И. Э., учителя русского языка и литературы моу краснояровская средняя общеобразовательная школа №30 Новосибирского района

    Конкурс
    Бессарабова Ирина Эдуардовна, 1966 года рождения, образование высшее, НГПУ, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория с 2001 года, стаж работы 19 лет 4 месяца.
  8. О результатах профессиональной деятельности Оксаны Павловны Павловой, учителя русского языка и литературы Муниципального образовательного учреждения Средняя п

    Документ
    о результатах профессиональной деятельности Оксаны Павловны Павловой, учителя русского языка и литературы Муниципального образовательного учреждения «Средняя (полная) общеобразовательная школа №6 г.
  9. Спецкурс «Основы исследовательской деятельности» Автор-разработчик Месюсина Т. А., учитель русского языка и литературы

    Пояснительная записка
    В настоящее время идеи гуманизации и демократизации педагогического процесса являются ведущими и определяют направление педагогического процесса. Поэтому курс «Основы исследовательской деятельности» будет способствовать не только расширению

Другие похожие документы..