На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ

Тема 2. Виды одаренности (4 часа).

Критерии выделения видов одаренности:вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики, степень сформированности, форма проявлений, широта проявлений в различных видах деятельности, особенности возрастного развития. Факторы, влияющие на развитие одаренности. Проблемы одаренных детей.

Тема 3. Особенности развития одаренных детей (4 часа).

Отличительные способности одаренных детей. Особенности познавательного, психосоциального и эмоционального развития.

Тема 4. Диагностика детской одаренности (3 часа).

Модели выявления одаренных детей:системы единой и комплексной оценки. Методики выявления и оценки способностей ребенка: стандартизированные методы измерения интеллекта, шкала интеллекта Станфорд-Бине, векслеровская шкала интеллекта, тест Слоссонаизмерения интеллекта, рисуночный тест, колумбийская шкала умственной зрелости, стандартизированные тесты достижений, тесты творческого мышленияТорренса.

Тема 5. Стратегии работы с одаренными детьми в сфере образования (2 часа).

Стратегии обучения одаренных детей. Основные направления работы с одаренными детьми: создание системы дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, системы дополнительного образования и школ, ориентированных на работу с одаренными детьми. Формы обучения в названных учреждениях.

Задания для самостоятельной работы

  1. Что такое «одаренность», «способности», «задатки»?

  2. Каковы возрастные особенности одаренных учащихся младших классов?

  3. Каковы особенности диагностики одаренных детей младшего школьного возраста?

  4. Подготовьте доклад на тему «Развитие творческого потенциала одаренных детей».

Контрольные процедуры

После завершения лекционно-практической части во время круглого стола предполагается провести собеседование со слушателями.

Список литературы

  1. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок: Психология, диагностика, педагогика / Ю.З. Гильбух. – Киев, РОВО Укрвузполиграф, 1992. – 84 с.

  2. Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой. – СПб: Питер, 2008. – 240 с.

  3. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау. – М., Академия, 2002. – 144 с.

  4. Одаренность и возраст: Развитие творческого потенциала одаренных детей. Учеб. пособие / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., МОДЭК, 2004. – 192 с.

  5. Одаренные дети / Общ. ред. Г.В. Бурмансуровой, В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 381 с.

  6. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников / Авт.-сост. А.В. Комарова. – Минск: Красико-Принт, 2008. – 176 с.

  7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.И. Савенков. – М.: Академия, 2000. – 232 с.

Интернет-ресурсы

  1. - Education Week on the Wed, общие материалы по проблемам одаренных, подборка публикаций.

  2. http://www.missouri.edu - государственные, национальные и международные образовательные программы для одаренных детей.

  3. - образовательные программы для одаренных и талантливых.

  4. - издательство, публикующее материалы по образованию одаренных детей: краткие резюме статей, образцы журналов, бесплатный каталог.

  5. http://www.central.edu - на заметку учителю: стратегии обучения одаренных.

  6. - Mensa Foundation for Gifted Children (UK), фонд для одаренных детей Великобритании.

  7. - Калифорнийская Ассоциация для одаренных детей.

  8. http://www.uncc.edu - Летний Институт (США) по образованию одаренных детей.

Модуль 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Модуль предназначен для повышения квалификации учителей начальных классов.

В 60-е годы XX века с назреванием движения за права человека и всеобщее равенство стали развиваться тенденции к интеграции людей с ограниченными возможностями в общество и общеобразовательные школы. Однако, несмотря на интеграцию, дети должны были бороться за полноценное участие в жизни школы, преодолевая многочисленные барьеры и препятствия. Сегодня одной из основных задач в сфере образования является инклюзия (включение) детей-инвалидов в систему дошкольных учреждений и начальных школ.

Цель модуля – рассмотрение сущности инклюзивного образования, особенностей и содержания реализации психолого-педагогического сопровождения обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательного учреждения. Особое внимание уделяется проблеме ознакомления слушателей с правилами организации занятий со школьниками в направлении формирования правильного отношения к детям-инвалидам.

Сочетание теоретической и практической наполняемости курса поможет учителям наиболее полно использовать полученные знания и практические рекомендации.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во час.

Форма

занятия

1.

Понятие и принципы инклюзивного образования

2

лекция

2.

Дети с особыми образовательными потребностями

2

2

лекция

семинар

3.

Инклюзивное образование – за и против

2

2

лекция

семинар

Итого

10

Содержание тем:

Тема 1. Сущность инклюзивного образования (2 часа).

Понятие инклюзии. Сопоставление понятий «интеграция» и «инклюзия». Правовые основы развития инклюзивного образования в России. Основные принципы инклюзивного образования. Признаки инклюзивных школ. Требования к организации обучения. Индивидуальная программа обуче­ния как одна из составляющих реализации инк­люзии в образовании.

Тема 2. Дети с особыми образовательными потребностями (4 часа).

Категории детей-инвалидов.Типы и степень нарушений физического или умственного здоровья. Организация занятий с детьми по пониманию инвалидности. Способы объяснения равенства людей с инвалидностью.

Тема 3. Инклюзивное образование – за и против (4 часа).

Мифы об инклюзивном образовании. Зарубежный и российский опыт обучения и воспитания детей с особыми образователь­ными потребностями.

Задания для самостоятельной работы

  1. Какие внутригосударственные документы регламентируют обязательства РФ перед инвалидами?

  2. Какие нарушения позволяют отнести детей к категории «дети с особыми образовательными потребностями»?

  3. В чем сущность социального подхода к инклюзивному образованию?

  4. Назовите характерные черты инклюзивной школы.

  5. Подготовьте доклад на тему «Известные люди с инвалидностью».

Контрольные процедуры

После завершения лекционно-практической части во время круглого стола предполагается провести собеседование со слушателями.

Список литературы

  1. Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра / Материалы конференции. – Самара, 2007.

  2. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей / РООИ "Перспектива", 2005.

  3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. - Федеральный закон РФ от 24.11.95.

Интернет-ресурсы

  1. / - - интернет-проект о детях с особенностями развития. В его основе - база данных образовательных и развивающих учреждений города Москвы, работающих в области специальной педагогики и психологии.

  2. / - сайт посвящен проблемам детей с СДВГ, которое является самой частой причиной поведенческих, учебных и социальных проблем в дошкольном и школьном возрасте.

  3. / - сайт Центра лечебной педагогики – одного из первых в России негосударственных организаций, помогающего особым детям развиваться и адаптироваться к жизни.

  4. / - сайт родителей особых детей.

  5. http://www./ - сайт, созданный специалистами института коррекционной педагогики.

Модуль 4. СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

И КОНЦЕПЦИИ

Пояснительная записка

Модуль предназначен для повышения квалификации учителей начальных классов.

Одна из важнейших педагогических задач на современном этапе - совершенствование и обновление практики воспитательной работы в школе.

Цель модуля - ознакомление с современными методологическими подходами и теорети­ческими концепциями воспитания ребенка. На этой основе у слушателей должно быть сформировано системное видение процесса воспитания и актуализирована по­требность в осмыслении вероятных педагогических действий согласно ведущей идее и условиям.

Слушатели полу­чают информацию о теоретических и технологических раз­работках ведущих ученых наи­более актуальных проблем использования в воспитательной деятельности системного, личностно-ориентированного, философско-антропологического, деятельностного и синергетического подходов.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во час.

Форма

занятия

1.

Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития О.С. Газмана

2

2

лекция

семинар

2.

Концепция формирования образа жизни, достойной Человека Н.Е. Щурковой

2

2

лекция

семинар

3.

Методологические подходы к построению воспитательной деятельности

2

2

лекция

семинар

Итого

12

Содержание тем:

Тема 1.Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития О.С. Газмана (4 часа).

Сущность педагогической поддержки. Современные пред­ставления о цели как идеале и реальном ориентире в воспи­тательной деятельности. Принципы гуманистического взаи­модействия педагога и ребенка. Базовая культура личности как основа содержания вос­питательного процесса. Технология педагогической поддерж­ки ребенка в решении жизненно важных проблем.

  1. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (5)

    Программа
  2. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (7)

    Программа
  3. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (10)

    Программа
  4. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (11)

    Программа
  5. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (15)

    Программа
  6. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (19)

    Программа
  7. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (1)

    Программа
    Лицензия на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации – серия А №209359, регистрационный № ГУО-2346 от 18 января 2007 г.
  8. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (2)

    Программа
    Разработчики программы повышения квалификации – Лемяскина Н.А., зав. кафедрой педагогики и методики начального общего образования, доктор филол. наук, профессор, Жиренко О.

Другие похожие документы..