Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных работ для всех специальностей

Курсовая работа

Написание курсовой работы – вторая ступень научно-исследовательской работы, которая требует навыков, полученных при написании реферата. В ней должно содержаться, наряду с выделением цели и задач, описание объекта, предмета, а также гипотезы исследования. То есть курсовая работа по своей структуре и форме уже соответствует классической схеме научно-исследовательской работы.

  1. Содержание курсовой работы

В отличие от реферата, курсовая работа предусматривает описание объекта и предмета исследования, а также формулирование одной или более гипотез. В целом курсовая работа имеет следующую структуру.

Титульный лист – см. Приложение 2.На титульном листе необходимо кроме фамилии научного руководителя указать его ученую степень и должность. Допускаются сокращения на титульном листе: к.п.н. (кандидат педагогических наук), к.псих.н. (кандидат психологических наук), к.соц.н. (кандидат социологических наук), к.филол.н. (кандидат филологических наук), к.б.н. (кандидат биологических наук), д.п.н. (доктор педагогических наук), ст.преп. (старший преподаватель), проф. (профессор), асс. (ассистент).

Название формулируется аналогично тому, как это делается для реферата. Тему курсовой работы следует выбирать такую, которая вызывает у вас научный интерес и служит целям вашего профессионального становления.

Оглавление (см. Приложение 4)содержит перечень основных частей работы с указанием номеров страниц.

Введение состоит из следующих пунктов:

  • актуальность выбранной темы;

  • обзор литературы по теме;

  • суть проблемы исследования;

  • цель исследования;

  • объект исследования;

  • предмет исследования;

  • гипотеза исследования;

  • задачи исследования;

  • методы исследования;

  • экспериментальная база исследования;

  • структура работы.

Объем введения в курсовой работе обычно не более 2 страниц.

Актуальность - обязательное требование к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 0,5 страницы показать главные факторы актуальности темы.

Чтобы читателю научной работы сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. Поскольку работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно исследователю из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме научной работы, должны быть названы и критически оценены.

Иногда автор работы, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако это позднее не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования. Цель исследования может заключаться в выявлении различных взаимосвязей и их характера, изучении динамики процессов, создании классификации, методики и т.д.

Далее в работах эмпирического характера приводится гипотеза исследования - научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений. Кроме того, общую гипотезу нередко конкретизируют в дополнительных частных гипотезах. Гипотеза формулируется как логически обоснованное предположение о существовании и характере связи между явлениями, о причинах, динамике развития и закономерностях протекания процессов. Гипотеза не может быть очевидным утверждением. Она должна содержать некоторые научные предположения об изучаемом явлении и быть краткой, конкретной, проверяемой и не содержать оценочных суждений. Например, в качестве гипотезы, может выступать предположение о повышении агрессивности подростков под влиянием ценностей субкультуры семейного воспитания; о наличии возрастной динамики в предъявлении причин конфликтного взаимодействия во взаимоотношениях детей; о том, что компетентность педагога дополнительного образования — необходимое условие повышения его статуса; о закономерностях повышения уровня благополучия взаимоотношений в группе в процессе ее развития.

Из цели работы и гипотезы следуют конкретные задачи исследования (3-5 задач), которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, вывести формулу, разработать методику и т.п.). Задачи не следует путать с этапами выполнения (анализ литературы, проведение эксперимента, обработка и интерпретация эмпирических данных, формулирование выводов) курсовой работы. Задачи должны показывать, для чего вы делаете тот или иной шаг и как это способствует достижению общей цели работы. Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект - это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. В качестве объекта исследования обычно выступает фрагмент социокультурной, педагогической и др. реальности, на который направлен ваш исследовательский интерес. Это может быть феномен молодежной субкультурной организации, педагогические условия развития деятельности, динамика развития, климат малой группы и т.д.

Предмет - это то, что находится в границах объекта. Предмет исследования — это элемент или аспект объекта, который вы изучаете. Например, в качестве предмета исследования могут выступать: особенности поведения членов молодежной субкультурной организации, влияние условий воспитания на агрессивность подростков, факторы конфликтных отношений детей, причины дезадаптации школьников и т.д. Иными словами, предметом исследования могут быть социокультурные, педагогические и др. особенности, процессы, виды поведения, характеристики явлений, взаимосвязи и взаимовлияния между ними и т.д.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Завершает введение пункт структура работы, в котором приводятся данные по внутреннему наполнению курсовой работы. Например: структура работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Если в рамках курсовой работы проводится эксперимент, то целесообразно представить ее основную часть двумя главами: теоретической и экспериментальной.

Глава 1 (теоретическая) — это обзор научной литературы, непосредственно связанной с избранной темой. Обзор проводится логически, от общего к частному, отвечая на вопросы: в чем смысл исследуемой темы? каковы исторические этапы ее рассмотрения? как сталкивались различные точки зрения? и т.д. При этом следует помнить, что в научной работе вопросительные предложения не пишутся, необходимо строить только повествовательные предложения. Не забудьте о необходимости делать сноски в квадратных скобках на источники литературы.

Главным итогом теоретической главы является обоснование гипотезы вашего исследования и выводы по поводу проанализированных источников. В обзоре литературы должна быть представлена ваша авторская позиция на изучаемый феномен. Глава заканчивается выводами.

Глава 2 (экспериментальная) — это отчет о проведении экспериментальной (если таковая предусмотрена) части работы, который содержит программу экспериментального исследования, результаты и их обсуждение.

В программе экспериментального исследования должно содержаться описание эксперимента и базы, на которой он проводился. Необходимо изложить методы исследования, указать их адекватность поставленной цели и задачам. Должны быть рассмотрены этапы и процедуры исследования, а также способы обработки первичных данных (включая методы статистического анализа). Программу следует изложить настолько подробно, чтобы по ней можно было повторить эксперимент.

Результаты и их обсуждение — это описание полученных данных с необходимыми итоговыми (обобщающими) таблицами, графиками и диаграммами, а также интерпретация этих данных. Процесс интерпретации — это наполнение смыслами числовых данных, с точки зрения теории, в контексте поставленной цели исследования. Если исследование содержит объемный первичный материал, а также таблицы промежуточных вычислений, они помещаются в «Приложение» в конце курсовой работы.

Выводы содержат обобщение выполненной работы, отражают связь ее результатов с теоретическими положениями и результатами аналогичных исследований. Из выводов должно быть ясно, что цель вашей исследовательской работы достигнута, гипотеза подтверждена (или опровергнута – что вполне допустимо в экспериментальной работе). Пункты выводов должны примерно соответствовать задачам исследования.

Заключение — это общая оценка проделанной работы. Здесь можно наметить пути и цели развития вашего исследования. Если ваша работа, кроме теоретического значения, имеет серьезный практический выход, в заключении могут быть изложены практические рекомендации. В случае, когда они имеют развернутый и структурный характер, рекомендации могут быть представлены в виде самостоятельного раздела курсовой работы.

Литература. Список литературы составляют по тому же принципу, что и в реферате, но, как правило, в курсовой работе он имеет большее количество наименований (не менее 30 источников). Необходимо обратить внимание, на то, что в списке литературы должны присутствовать источники за последние 5 лет – не менее половины из общего числа.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении.

  1. Оформление курсовой работы

Объем курсовой работы обычно составляет 25-30 страниц печатного текста. Формат бумаги А4, кегль 14, межстрочный интервал 1,5. Поля: слева – 3 см, справа -1,5 см, сверху –2,0 см, снизу – 2,0 см..

Первый лист курсовой работы — титульный. Он оформляется по той же схеме, что и в реферате (см. Приложение 2).

Выравнивание текста – по ширине. Выравнивание заголовков глав и параграфов – по центру, выделяя жирным форматом.

Нумерация страниц должна быть сплошной. Номер проставляют вверху страницы справа, на титульном листе номер не ставится.

Ссылки на литературу приводятся в квадратных скобках, например: [14, с. 135-137] (14-й источник литературы, страницы 135-137). Ссылки внизу страницы не допускаются.

Заголовки структурных элементов курсовой работы и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. От текста заголовки отделяются сверху и снизу одним интервалом. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Иллюстрации обозначаются словом: Рис., нумеруются последовательно в пределах всей работы, оформляются шрифтом 12 кегль. Номер иллюстрации должен состоять из порядкового номера иллюстрации, например: Рис. 1. Такая надпись ставится непосредственно под рисунком. Иллюстрации располагаются в середине строки.

Таблицы нумеруются последовательно в пределах всей работы. Если таблица большая и не умещается на одном листе, то ее переносят на следующую страницу. В данном случае заголовок таблицы не повторяется, нумеруются вертикальные графы. На следующей странице пишется слово «Продолжение» с указанием номера (Продолжение Таблицы 1.) и повторяется нумерация граф на следующей странице.

Примеры оформления таблиц, диаграмм, гистограмм, схем – см. в Приложении 6.

  1. Критерии оценки курсовой работы

При оценке курсовой работы учитываются:

  • точность определения объекта, предмета и цели исследования;

  • адекватность гипотезы целям и задачам исследования;

  • умение подобрать научную литературу для теоретического анализа;

  • логичность и самостоятельность теоретического анализа;

  • полнота и логичность раскрытия темы;

  • владение методами экспериментального исследования и обработки его результатов;

  • уровень интерпретации результатов исследования;

  • адекватность выводов сформулированным целям, задачам и гипотезе исследования;

  • правильность оформления работы;

  • грамотность.

Курсовая исследовательская работа может стать основой для выступлений с докладами на внутрифакультетских и внешних конференциях, для написания тезисов и научных статей.

  1. Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных проектов для психологических факультетов москва 2003г

    Методические рекомендации
    Предлагаемые методические рекомендации разработаны на кафедре теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии МГППУ зав. кафедрой О.
  2. Методические рекомендации по оформлению рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ (проектов) Издание 3-е, измененное (1)

    Методические рекомендации
    В Марийском государственном университете студенты сталкиваются со следующими формами академической работы: написание рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ.
  3. Методические рекомендации по оформлению рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ (проектов) Издание 3-е, измененное (2)

    Методические рекомендации
  4. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности 030501- юриспруденция

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности 030501– Юриспруденция: учебно-методическое пособие.
  5. Методические рекомендации сыктывкар 2005 удк рецензенты: Печатается по решению Учебно-методического Совета и постановлению редакционно-издательского совета Сыктывкарского государственного университета

    Методические рекомендации
    Написать эти рекомендации нас побудило желание помочь Вам, уважаемый читатель, в успешном выполнении заданий, которые дает преподаватель. Зачастую в получении высокой оценки своему труду Вам мешает незнание тех положений, которые общеприняты
  6. Рекомендации по подготовке рефератов, курсовых и дипломных работ. Рефераты

    Реферат
    Реферат – это краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.
  7. Методические указания Реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа бакалавра, дипломная работа по Журналистике

    Методические указания
    Рефераты пишутся студентами в рамках различных изучаемых на факультете журналистики дисциплин (в соответствии с их учебными программами). Реферат, прежде всего, призван показать, что студент самостоятельно изучил и осмыслил литературу
  8. Методические рекомендации по подготовке курсовой работы по дисциплине специализации «Методы социально-психологических исследований»

    Методические рекомендации
    Предлагаемые методические рекомендации разработаны на кафедре социальной психологии факультета психологии МПСУ. Рекомендации адресованы студентам, обучающихся по специализации «Социальная психология», с целью оказания им помощи в проведении
  9. Методические рекомендации по подготовке курсовой работы по дисциплинам специализации «Социальная психология» специальности «Психология»

    Методические рекомендации
    Курсовые работы являются неотъемлемой частью подготовки специалистов с высшим психологическим образованием и должны отвечать квалификационным требованиям в отношении их содержания и оформления.

Другие похожие документы..