Задачами дисциплины являются: изучение теоретических основ экономико-математического моделирования

“Экономико-математические модели и методы
в управлении производством”

Составители: Ю.П.Голинков, д.т.н., профессор,

Ю.Е.Даровских, к.э.н., доцент

Введение

Дисциплина “Экономико-математические методы и модели” преследует цели:

  • дать студентам необходимые теоретические знания и практические навыки по методологии экономико-математического моделирования производственных систем;

  • освоить компьютерные методы решения на профессиональном уровне типовых, наиболее актуальных для полиграфических предприятий, задач экономического анализа, оптимального планирования и управления производственными системами;

  • изучить и освоить методику глубокого и всестороннего анализа результатов экономико-математического моделирования, направленного на выработку и обоснование рекомендаций по совершенствованию производственной деятельности предприятий, повышению эффективности управления производством в условиях рыночных отношений.

Главное внимание уделяется постановке и формализации реальных производственных задач, применению новых информационных технологий для их решения, глубокому и всестороннему экономическому анализу полученных решений.

Задачами дисциплины являются:

  • изучение теоретических основ экономико-математического моделирования;

  • формализация и решение детерминированных и стохастических задач текущего планирования и оперативного управления производственными системами;

  • изучение задач и методов динамического программирования, применяемых в перспективном планировании и стратегическом управлении на предприятиях;

  • применение эконометрических методов для решения задач оптимального управления запасами на полиграфических предприятиях.

В теоретической части дисциплины “Экономико-математические методы и модели” используются знания студентов, полученные при изучении базовых экономических дисциплин. Практическая часть связана с дисциплинами “Информатика”, “Информационные системы в экономике (информационные технологии)” и другими дисциплинами, где активно применяется компьютеры, программные средства Microsoft Office и пакеты прикладных программ. При изучении дисциплины используются разделы курса “Высшая математика”, в которых излагаются основы математического анализа, линейного программирования, теории вероятностей и математической статистики.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • классификацию и возможности применения экономико-математических методов и информационных технологий в экономическом анализе, оптимальном планировании и управлении производственными системами;

  • теоретические основы экономико-математического моделирования, включая математический аппарат линейного, стохастического и динамического программирования, основные положения теории двойственности, модели и методы эконометрического анализа;

  • базовые экономико-математические модели производственных систем, предназначенные для решения типовых оптимизационных задач планирования и управления на полиграфических предприятиях;

  • цели, содержание и порядок проведения постоптимизационного анализа результатов решения задач экономико-математического моделирования;

  • программные средства и пакеты прикладных программ для решения задач экономико-математического моделирования производственных систем и анализа полученных результатов.

Студент должен уметь:

  • разработать постановку задачи оптимального планирования и управления производственной системой, сформировать на ее основе экономико-математическую модель, выбрать метод и программные средства для решения задачи;

  • подготовить исходную информацию, осуществить настройку программного средства для решения задачи экономико-математического моделирования;

  • провести обработку и анализ результатов экономико-математического моделирования, применить математический аппарат двойственности для постоптимизационного анализа устойчивости и параметрирования полученного оптимального решения, обосновать пути повышения эффективности моделируемой производственной системы;

  • дать экономическую интерпретацию результатов экономико-математического моделирования, применить эконометрические методы для выявления закономерностей и прогнозирования тенденций изменения экономических показателей моделируемой системы.

Студент должен иметь навыки:

  • решения задач линейного, стохастического и динамического программирования в среде электронной таблицы Excel и с помощью специализированных пакетов прикладных программ;

  • обработки результатов экономико-математического моделирования и их экономической интерпретации с применением методов и программных средств эконометрического анализа;

  • наглядного отображения полученных результатов, сделанных выводов и рекомендаций в документах пакета Microsoft Office.

Требования к выполнению контрольных работ

Работа, выполненная небрежно и с нарушением правил, указанных ниже, не засчитывается и возвращается студенту для переработки.

1. Номер варианта контрольной работы студент определяет самостоятельно по последней цифре номера зачетной книжки. Например, при шифре 43 необходимо выполнить 3-й вариант.

2. Контрольная работа должна содержать распечатки результатов расчетов, комментарии к ним и должна быть оформлена в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к оформлению документов.

3. На титульном листе должны быть указаны фамилия студента, его инициалы, учебный номер (шифр) зачетной книжки, дата отсылки работы в институт и адрес студента.

4. После получения не зачтенной прорецензированной работы студент должен исправить все отмеченные ошибки, недочеты и в краткий срок выслать работу для повторной проверки вместе с рецензией.

5. Зачтенная работа студенту не отсылается, а возвращается ему по приезде в институт на экзаменационно-лабораторную сессию.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов по очной форме обучения

Всего часов по заочной форме обучения

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

102

102

11

Аудиторные занятия

51

14

11

Лекции

17

6

11

Практические занятия

-

-

Лабораторные работы

34

8

11

Самостоятельная работа

51

88

11

Курсовая работа

-

-

-

Контрольная работа

-

1

11

Текущий контроль (тесты, реше-ние задач)

Итоговый контроль (тесты, вопросы, решение задач)

+

зачет

+

зачет

11

11

Содержание дисциплины

Тема 1.Методические основы экономико-математического

моделирования производственных систем

(лекц. – 1 час., СРС – 16 час.)

Изучив данную тему, студент должен познакомиться с основными понятиями, определениями, классификацией экономико-математических методов и моделей, применяемых в оптимальном планировании и управлении производственными системами. При изучении темы основное внимание следует уделить математическим основам решения типовых оптимизационных задач на базе детерминированных и стохастических моделей, целям, содержанию и порядку проведения экономического (постоптимизационного) анализа результатов их решения. Необходимо также познакомиться с основными положениями теории двойственности в математическом программировании, уяснить экономическую интерпретацию теорем двойственности, освоить методику применения двойственных оценок при анализе устойчивости и параметрировании оптимального решения задач математического программирования. В задачу темы входит также знакомство с применением эконометрических методов и моделей для прогнозирования экономических процессов.

Литература основная

1. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. пособие для вузов / В.В. Федосеев, А.Н. Гармаш, Д.М. Дайитбеков и др.; Под ред. В.В. Федосеева. – М.: ЮНИТИ, 2000. с. 7..90, 144..168.

2. Исследование операций в экономике: Учебн. пособие для вузов / Н.Ш.Кремер, Б.А.Путко, И.М.Тишин, М.Н.Фридман; Под ред. Проф. Н.Ш. Кремера. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999, с. 5..27, 99..122.

Литература дополнительная

1. Курицкий Б.Я. Поиск оптимальных решений средствами Excel 7.0. – СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 1997, с. 9..29.

2. Эконометрика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2001, с. 225..262.

  1. Задачами дисциплины является (2)

    Задача
    Структура дисциплины: практические занятия – 36 час (1 з.е.), самостоятельная работа –72 час (2 з.е.). Лекции, лабораторные работы и семинарские занятия не предусмотрены.
  2. Задачи дисциплины (4)

    Документ
    Цель дисциплины - формирование у студентов комплексного представления культурном своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; систематизация знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического
  3. Задачи дисциплины (7)

    Документ
    - усвоение основных принципов построения автоматического контрольно-измерительного и испытательного оборудования, обеспечивающего исключение влияния человеческого фактора на результаты контрольно-измерительных и испытательных процедур.
  4. Задачами изучения дисциплины являются (4)

    Задача
    Целью изучения дисциплины является приобретение студентом знаний и умений в сфере философии и развитие навыков, необходимых для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, а также применения философских и общенаучных
  5. Задачами изучения дисциплины является (1)

    Задача
    Целью изучения дисциплины является формирование у обучаемых профессиональных компетенций в области экономики, планирования, управления предприятиями, организации производственных процессов, обеспечивающих способность выпускника к самостоятельной
  6. Задачи дисциплины (11)

    Документ
    Цель дисциплины – анализ проблематики современных научных исследований, выявление ведущих тенденций развития отечественной исторической науки, выработка у магистрантов умения ориентироваться в кругу наиболее значимых дискуссионных
  7. Задачами изучения дисциплины являются (10)

    Задача
    Целью изучения дисциплины является: формирование у студентов системы устойчивых знаний по отечественной истории и целостного представления о характере и особенностях исторического развития России; подготовка к использованию накопленных
  8. Задачи дисциплины: проследить становление, этапы и характерные черты истории России (1)

    Документ
    История: Цель курса – формирование у студентов исторически конкретного представления о российской цивилизации; установление соотношений общего и особенного в ее развитии; предоставление знаний современного состояния отечественной историографии.
  9. Задачи дисциплины: проследить становление, этапы и характерные черты истории России (2)

    Документ
    выработать у студентов навыки исторического исследования, умение читать научную историческую и историческую литературу, находить и анализировать информацию в исторических источниках.

Другие похожие документы..