Дистанционный курс: Мультимедийные средства в образовательном процессе

Фаза 1.Вариативный модуль: Образовательный менеджмент в различных средах

Модульный элемент : Информационные технологии в образовании

Дистанционный курс: Мультимедийные средства в образовательном процессе.

Авторы

Гладкий Я.Н. доктор технических наук, профессор

Михальчик С.А. кандидат экономических наук, доцент

Яновский М.Л., ведущий инженер программист

Место в образовательном процессе

Изучение курса осуществляется в рамках повышения квалификации (фаза 1). Базой для изучения является освоение содержания следующих дисциплин: педагогика; психология; теория информационных систем в образовании.

Цель и задачи

Цель:

Формирование специальной профессиональной компетентности образовательного менеджера по основам теории и практики создания и использования мультимедийных средств в образовательном процессе, позволяющей успешно продолжить профессиональное образование в данной области.

Задачи:

- - формирование умения проектировать и использовать мультимедийные средства для улучшения качества учебного процесса в рамках образовательных технологий дистанционного и смешанного обучения в соответствии с потребностями конкретной организации;

- развитие способности участвовать в исследованиях по проблемам совершенствования технологии осуществления образовательных процессов в различных образовательных учреждениях и предпринимательских организациях;

Приобрета-емые компетенции

- умение выбирать, проектировать и использовать мультимедийные средства для реализации образовательных программ в различных организациях;

- способность оценивать результативность использования мультимедийных средств в образовательном процессе в различных организациях и определять возможные пути улучшения образовательного процесса с помощью средств мультимедиа

Структура модуля «Мультимедийные средства в образовательном процессе» ( 1 кредит

Всего часов - 36, из них ауд.* - 6 час, СРС - 30 час, итоговая форма контроля – зачет.

* ауд. – аудиторные (промежуточные контрольные мероприятия), СРС - Самостоятельная работа студентов.

Дидактические единицы

Методы и формы организации учебного процесса

Формы

контроля и

оценки

Количество часов

Литература

  1. Виды мультимедийных средств в образовательном процессе и их функциональное назначение. Проблемы восприятия учебного материала в образовательном процессе.Роль и задачимультимедийных средств в повышении качества обучения.Классификация мультимедийных средств в зависимости от назначения и реализовываемых функций. Электронные публикации их поддерживающая роль в организации самостоятельной работы студентов в дистанционном и смешанном обучении. Особенности издания учебной и методической литературы методом электронных публикаций. Организационно-методические основы подготовки информационных и тестовых материалов. Дополнительные сервисные функции мультимедийных систем учебных учреждений.

Основные понятия: мультимедийные средства, издательство, публикация, электронные учебники, тестовые базы, первичные документы, интеграция с внешними системами

Лекция-презентация «Мультимедийные системы дистанционного образования в СНГ и за рубежом».

Самостоятельное изучение материалов темы №1.

Выполение и защита задания «Выбор мультимедийных средств для целевой аудитории»

6

СРС-5

1, 2, 3, 4

  1. Варианты технической реализации мультимедийных средств, применяемых для обучения. Варианты реализации мультимедийных проектов. Общий обзор серверных платформ. Клиентское оборудование. Каналы связи и факторы их выбора. Кейс-технологии и их роль в повышении степени индивидуализации обучения. Методические подходы к проектированию индивидуального плана обучения с помощью кейс-технологии. Факторы выбора методов и средств разработки и публикации мультимедийного контента

Основные понятия: локальные сервера, арендуемые мощности, хостинг, «облако» (cloud computing), компьютеры, гаджеты, периферия, провайдер

Самостоятельное изучение материалов темы №2.

On-line дискуссия о роли современных технических средств мультимедиа в образовательном процессе"

Выполнение и защита зада-ния: «Проекти-рование индивидуального плана обучения с помощью кейс-технологии»

6

СРС-5

5, 6, 7, 8

  1. Основные виды учебных материалов (контента), получаемых с помощью мультимедийных средств. Индивидуальный подход в подаче мультимедийного учебного и методического материала как важная предпосылка качества обучения. Мультимедийное сопровождение учебников и учебных пособий как средство индивидуализации учебного контента. Основные характеристики и требования к созданию электронных учебно-методических комплексов. Тренинговые компьютерные программы. Компьютеризированные лабораторные практикумы. Контрольно-тестирующие комплексы. Учебные видео фильмы. Аудиозаписи.

Основные понятия: учебник, учебное пособие, тренинг, практикум, контрольно-тестирующий комплекс.

Самостоятельное изучение материалов темы №3. Вебинар на тему: «Как создать учебный видеофильм»

Выполнение индивидуального задания: «Создание мультимедий-ного сопровождения одной из тем учебного курса»

6

СРС-5

9, 10, 11, 12, 13

  1. Методы подачи мультимедийного контента. Факторы выбора технологических решений при подаче мультимедийного контента. Преимущества и недостатки линейного изложения учебного материала Формы интерактивного повествования (разветвленная и адаптивная) и их влияние на восприятие и усвоение учебного материала. Теоретическое изучение процессов и явлений с помощью создания интерактивных компьютерных моделей, моделей совмещенной и виртуальной реальности. Отличительные особенности совмещенной и виртуальной реальности. Тренажеры и тренажерные технологии как эффективные средства овладения практическими навыками профессиональной деятельности.

Основныепонятия: Avango, Microsoft Surface, Microsoft Interactive Classroom, Microsoft Kinect

Лекция презентация «Методы подачи мультимедийного контента» в режиме видеоконференции Самостоятельное изучение материалов темы №4.

Выполнение и оценка задания «Разработка интерактивной лекции».

6

СРС-5

14, 16, 17, 18, 19, 20

  1. Способы визуализации и методы доставки мультимедийного контента. Психологические особенности восприятия учебного материала. Дидактические и основы и способы визуализации образовательного процесса. Интерактивные доски. Улучшение процесса приобретения и закрепления необходимых умений и навыков работы с реальными объектами с помощью 3D-систем представления объемного изображения. Функциональная роль видео- и аудио сюжетов в учебном процессе. Текстовая информация как структурирующий каркас подачи мультимедийного контента. Правила построения текстового материала.

Методы доставки мультимедийного контента конечному потребителю. Интернет и его протоколы. CD, DVD и off-line методы распространения цифрового контента. Способы и методы доставки нецифрового контента

Основные понятия: системы визуализации, потоковое видео, кодирование видеопотока, кодирование аудио потока, кодировки текста, форматы файлов, цифровая дистрибуция, веб-сайт, пиринговые сети

Самостоятельное изучение материалов темы №5. Тренинг-семинар «Кодирование аудио- и видеопотока»

Выполение индивидуального задания: «Разработка способа доставки мультимедийного контента целевой аудитории»

6

СРС-5

21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29,30

6.Способы реализации и жизненный цикл систем мультимедийной подачи учебного контента. Системы на основе типовых решений. Заказные системы. Экспериментальные и перспективные системы. Мультимедийные обучающие системы как полигон отработки перспективных решений в области информационных технологий. Технологии разработки и поддержки жизненного цикла мультимедийных систем. Возможные ошибок при приобретении обучающих систем

Основные понятия: MicrosoftSolutionFramework, MicrosoftSharePoint,AdobeeLearning,VionidE-learning, SkillPort, аутсорсинг, Moodle

Самостоятельное изучение материалов темы №7. Подготовка к сдаче зачета

Итоговый контроль (тестирование) Зачет

(средняя оценка за тестиро-вание и выполненные задания)

6

СРС-5

31, 32

Литература

1. Виртуальный лабораторный практикум [Электронный ресурс]. – режим доступа: /db/el/EB77D06B14773B11C3256C5B0057C877/doc.html.

2. Патрахин В.А. Технология публикации приложений LabVIEW в Internet // Пикад. – 2004. – № 3. – С. 28–30.

3. Муравьев С.В., В.Л. Ким, А.В. Комаров, В.В. Октябрьский, Сарычев С.В. Компьютерные лабораторные работы на основе графической программной технологии // Датчики и системы. – 2000. – № 10. – С. 23-31.

4. Muravyov S.V., Komarov A.V., Savolainen V. Graphic measurement programming and creation of laboratory works for engineering education. Proceedings of the XVI IMEKO World Congress, (September 25-28, Vienna, Austria). – 2000. - Vol. 2, р.73-79.

5. Беляева О. А. Педагогические технологии в профессиональной школе. Учебное пособие, Мн., РИПО, 2008. — 50 с.

6. Gobel M. et al. On creating virtual reality stories and interavtive experiences // Proc. GrafiCon 2000. – С. 8 17

7. International Conference on Virtual Storytelling (ICVS): [Электронный ресурс]. – режим доступа: /

8. International Conference on Technologies for Interactive Digital Storytelling and Entertainment (TIDSE): [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.zgdv.de/

9. International Conference on Virtual Systems and MultiMedia (VSMM): [Электронный ресурс]. – режим доступа: /

10. World Conference on Education Multimedia and Telecommunications (ED-MEDIA): [Электронный ресурс]. – режим доступа: /conf/edmedia/

11. AVANGO home page: [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.avango.org/

12. Tramberend H. Avango: A distributed virtual reality framework // Proc. IEEE Virtual Reality, 1999. – С. 14-21

13. Klimenko S., Nikitin I., Burkin V., Gebel M., Hasenbrink F., Tramberend H. Virtual Planetarium in CuberStage // Proc. 6th Eurographics Workshop on Virtual Environments. 2000. С. 177-186.

14. Klimenko S., Nielson G., Nikitina L., Nikitin I., and Strassner J. Virtual Planetarium: learning astronomy in virtual reality // Proc. ED-MEDIA. 2004.

15. Нифантьев Э.Е., Ахлебинин А.К., Лихачев В.Н. Компьютерные модели в обучении химии. // Информатика и образование.- 2002.- № 7 – с. 77 – 85.

16. Сервис In-Place 3D Sketching [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=M4qZ0GLO5_A

17. Алексеев А.Н. Объемные виртуальные модели в инженерном образовании // Проблеми інженерно-педагогічної освіти. – 2008. - № 21.

18. Воронина Т. П. Информационное общество: Сущность, черты, проблемы Издательство «Издательский отдел ЦАГИ» , Москва, 1995.

19. Масуда Ё. Информационное общество. Вашингтон, 1981, пер. с англ.; Тоффлер А. Третья волна / А. Тоффлер. – М.: Изд-во ACT, 1999. – 776 с.

20. Долинер Л.И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед, ун-та, 2003. - 344 с.

21.Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. перераб. и доп. М.-СПб. 1998. - 1456 с. [21. Электронный ресурс]. – режим доступа:

22. Троян Г.М. Универсальные информационные и телекоммуникационные технологии в дистанционном образовании / Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. – М., 2002. –153с.

23. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании [Электронный ресурс]. – режим доступа: /open/multimedia/index.html

24. Информационные технологии в научной деятельности (курс для аспирантов, соискателей и молодых ученых ТГПУ им. Л.Н. Толстого) / Составители Богатырева Ю.И., Косарев П.А. 2005

25. Коул Б. Гипертекст решает проблему информационного обслуживания // Электроника, 1990. – № 4. – С.38-42.

26. Электронный учебник по дисциплине «Использование информационных технологий в социальной сфере» / Автор-составитель Соломатова В.В. - Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2005. – [Электронный ресурс]. – режим доступа: /res/informat/Uchebnik/index.htm

27. Балыкина Е.Н., Комличенко В.Н., Сидорцов В.Н. Мультимедиа системы. Попытка сравнительной характеристики // Круг идей: модели и технологии исторической информатики. Материалы III международной конференции АИК / Ред. Бородкин Л.И. и Тяжельникова В.С. М., 1996. – 345 c.

28. Щетинин В.П., Хроменков Н.А, Рябушкин Б.С. Экономика образования - М: Рос. Агенство, 1998. - 306с.

29. Грачев В.А., Буслов Е.В. Перспективы формирования образовательного права в РФ. Проблемы развития отечественного и международного законодательства  обучение образовании. III Межд. Научно-практ. конф. Часть I, 1998. – С.23-32.

30. Вентцель Е.С. Исследование операций М.: «Сов. Радио»,1972. – 552 с..

31. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технологии обучения в ВШ.-М: Экспедитор,1996. – 288 с..

32. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения (Технология создания и использования). М.: УРАО, 1998. – 203 с..

  1. Справка о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ (1)

    Справка о наличии
    Программа учебного предмета «Литература Красноярского края для общеобразовательных учреждений» (2-4 классы)/ автор Г.В. Раицкая /Сборник авторских программ учебных предметов национально регионального компонента государственного образовательного
  2. Методические указания к курсу «компьютерные технологии в образовательном процессе» для студентов 5 курса стационара отделения русского языка и литературы, романо-германского отделения, магистров факультета филологии и журналистики

    Методические указания
    На изучение курса "Компьютерные технологии в образовательном процессе" отводится в девятом семестре 34 часа. Из них на лекции - 14 часов, на семинарские занятия - 18 часов, на лабораторные занятия - 2 часа.
  3. Учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ (3)

    Документ
    Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/ дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия, наименование предмета,
  4. Дистанционное и виртуальное обучение

    Документ
    Горбачев Ю.Е., Жмакин А.И., Зате-вахин М.А., Кржижановская В.В., Богданов М.В., Кулик А.В., Офен-геймД.Х., Рамм М.С. От электронных учебников к вирту­альным лабораториям 14
  5. Информационные и телекоммукационные технологии в образовательном процессе школы

    Документ
    8. Реферат (краткая аннотация работы) Работа посвящена исследованию возможности использования информационных и телекоммуникационных технологии в образовательном процессе и управлении школы.
  6. Учебный план на 2007-2008 учебный год Кадровое обеспечение образовательного процесса

    Доклад
    МОУ «Шегарская СОШ №1» расположена в центре села Мельниково. Население села разнообразно. Большую часть занятого населения составляют работники бюджетной сферы и сферы обслуживания, частные предприниматели, рабочие предприятий.
  7. Программа региональной межвузовской научно-методической конференции «Организационно-методические аспекты управления качеством образовательного процесса в вузе» 2 февраля 2007 года (1)

    Программа
    Приветственное слово участникам конференции – Алексеев А.Н., ректор ЯГУ им. М.К.Аммосова, председатель Совета ректоров вузов Якутии, д.и.н., профессор.
  8. Программа региональной межвузовской научно-методической конференции «Организационно-методические аспекты управления качеством образовательного процесса в вузе» 2 февраля 2007 года (2)

    Программа
    Доклад «Организационно-методические и информационные аспекты управления образовательным процессом в ЯГУ» - Присяжный М. Ю., начальник УМУ, к.г.н., доцент.
  9. Программа региональной межвузовской научно-методической конференции «Организационно-методические аспекты управления качеством образовательного процесса в вузе» 2 февраля 2007 года (3)

    Программа

Другие похожие документы..