Обзор о реализации государственных услуг на основе использования информационно-коммуникационных технологий в странах участников рсс

19

ОБЗОР

о реализации государственных услуг на основе использования информационно-коммуникационных технологий в странах участников РСС

Широкое применение информационных технологий во всех областях жизнедеятельности человека существенно влияет на мировое развитие, создает важные предпосылки для крупных экономических и социальных преобразований, ведет к формированию передового общества.

Одним из важнейших компонентов формирования информационного общества является создание «электронного правительства» – системы эффективного взаимодействия органов государственного управления, граждан и бизнеса посредством услуг, предоставляемых на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Необходимость создания такой системы отмечена в итоговых документах Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) – Женевской декларации принципов и Плане действий (2003 год) и Тунисской программе для информационного общества (2005 год), в подготовке и продвижении основных положений которых активное участие принимали страны участников РСС.

Женевский План действий в области электронного государственного управления (С.7. 15. Электронное государственное управление) предусматривает:

осуществление стратегии электронного государственного управления, уделяя основное внимание приложениям, направленным на обеспечение инновационной деятельности и прозрачности государственных учреждений и демократических процессов, повышение эффективности и укрепление связи с гражданами;

разработку на всех уровнях национальных инициатив и услуг электронного государственного управления, соответствующих потребностям граждан и деловых кругов, с тем чтобы добиться более эффективного распределения ресурсов и публичного достояния;

поддержку инициативы по международному сотрудничеству в области электронного государственного управления в целях повышения прозрачности, подотчетности и эффективности на всех уровнях государственного управления.

Тунисская программа для информационно общества (п. 90) предусматривает:

поддержку использования ИКТ в органах государственного управления в качестве одного из приоритетов и основной целевой области деятельности по содействию развитию на базе ИКТ;

разработку и внедрение приложений в области электронного правительства,основанных на открытых стандартах, с целью повышения уровня развития и взаимодействия систем электронного государственного управления на всех уровнях, тем самым способствуя доступу к государственной информации и государственным службам и содействуя созданию сетей ИКТ и разработке услуг, которые были бы доступны в любом месте, в любое время, для кого угодно, с использованием любых устройств.

Электронное государственное управление является важной составной частью национальных электронных стратегий, которые согласно решениям ВВУИО должны быть разработаны правительствами стран до 2010 года, и стать неотъемлемой частью национальных планов развития и стратегий снижения уровня бедности.

В большинстве стран участников РСС– Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Узбекистане и Украине разработаны и реализуются национальные стратегии развития ИКТ и целевые государственные программы – «Электронный Азербайджан», «Электронная Беларусь», «Электронная Молдова», «Электронная Россия», «Электронная Украина» и др. В ряде стран приняты и выполняются планы действий по реализации национальных стратегий развития ИКТ, важнейшей составной частью которых являются мероприятия по созданию «электронного правительства». В последние годы в странах Содружества заметно повышается уровень информатизации государственного сектора. Происходит быстрый рост числа эффективно работающих приложений ИКТ в области учета обращений граждан, систем электронного документооборота и контроля за расходованием бюджетных средств. Расширяется состав баз данных, доступных населению с использованием ИКТ и через порталы государственных органов. Однако, создание общегосударственных систем оказания услуг электронного государственного управления находится на различных стадиях построения.

В Азербайджанской Республике принятые в последние годы законодательные акты воплощают в себе основные задачи, важные для формирования отвечающего современным требованиям «электронного правительства» и определяют правовые рамки для их реализации. Дополнения и поправки к принятым законам «О телекоммуникациях», «Об электронной подписи и электронном документе», «О получении информации», «О получении информации об окружающей среде», «О биометрической информации», Гражданскому и Налоговому кодексам, указам и распоряжениям Президента Азербайджанской Республики, решениям Кабинета Министров и другим нормативным актам создали условия для внедрения технологий «электронного правительства».

Обеспечение создания, содержания и развития сегмента сети Интернет в соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики от 29 декабря 2004 года № 172 «О мерах по обеспечению информационной безопасности в государственных органах Азербайджанской Республики усилило внимание к использованию информационных ресурсов сети Интернет и позволило поднять эту работу на более высокий уровень. Почти все органы центральной исполнительной власти, основная часть органов региональной исполнительной власти и отдельные органы местного самоуправления используют информационные ресурсы сети Интернет для информирования и оказания услуг населению. С 2000 года государственные структуры пользуются доменом «gov.az», что создаёт условия для формирования информационных ресурсов.

Министерство связи и информационных технологий Азербайджанской Республики, ответственное за осуществление государственной политики развития ИКТ и выполнение мероприятий Национальной Стратегии, создало официальный информационный портал (в том числе на русском и английском языках) с целью претворения в жизнь принципа прозрачности проводимых в этом направлении работ, обеспечения пользователей информацией.

Представленные здесь нормативно-правовые акты, тарифы услуг, электронные образцы стандартных документов, информация о деятельности органов исполнительной власти, видеографические и другие материалы являются наглядным примером возможностей формирования информационных ресурсов с использованием сети Интернет любого государственного органа.

Представление электронных налоговых деклараций, подача заявлений абитуриентами и бакалаврами для участия в приёмных экзаменах, заявлений в связи с приёмом на государственную службу, уточнение избирательных списков, внедрение электронных карт здоровья, обращение с электронным письмом в различные государственные органы, получение сведений в электронной форме превратились в реалии жизни Азербайджанской Республики.

Следует отметить, что созданные во многих отраслях информационные системы охватывают все внутриотраслевые структуры на территории страны. Примером могут служить функционирующие системы в сфере таможни, налогов, банков, здравоохранения, юстиции, образования, социальной защиты населения.

Завершился первый этап совместного проекта Правительства Азербайджана и Программы Развития ООН «Инициатива: Сеть Национальное Э - Управление» (AzDataCom), реализация которого была начата в июле 2005 года. Продолжается оказание информационных услуг по городам Баку и Сумгайыт, Абшеронскому району, 8-ми регионам в направлении города Гянджа. После завершения проекта будет создана инфраструктура сети, охватывающая все регионы страны, и возможности использования ИКТ возрастут повсеместно.

На основе международного опыта и с учётом местных условий создаётся государственный реестр, имеющий особое значение для деятельности «электронного правительства». Формирование регистров и реестров населения, движимого и недвижимого имущества, нормативных актов, административно-территориального деления, юридических лиц и множества других важных информационных ресурсов станет основой качественного повышения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Ведение в этих реестрах на общих основаниях учёта сведений, касающихся каждой личности, создаст в будущем условия для организации их скоординированной деятельности, внедрения принципа «одного окна» в оказании услуг населению, упрощения контактов населения с государственными органами, перехода их в более подходящие формы и более оперативному осуществлению.

В настоящее время ведутся работы по созданию инфраструктуры, необходимой для внедрения электронной цифровой подписи (ЭЦП). Формируемые центры сертификационных услуг будут оказывать услуги государственным органам, бизнес-структурам, другим юридическим лицам и гражданам. Как продолжение этих работ станет возможным создание системы электронного документооборота в государственных органах.

  В Республике Армения одобрена Концепция развития сферы информационных технологий (Протокольное решение Правительства Республики Армения от 28 августа 2008 года № 35), предусматривающая внедрение программ электронного управления в государственных органах страны в 2008 – 2011 годах. В частности, предполагается осуществление следующих мероприятий:

утверждение стандартов электронного управления по безопасности, защите авторских прав, функциональной совместимости и инфраструктурам;

выбор программ и технических характеристик;

разработка комплекса электронных услуг по различным направлениям, включая электронное обучение, электронную культуру, электронное здравоохранение и т.д.

Ключевую роль в этой системе будет играть «электронное правительство», отдельные составляющие которого уже применяются в государственных органах Армении. В частности, действует новая версия многофункционального сайта Правительства Армении: www.gov.am

Программа стабильного развития – стратегический документ Республики, также включает ряд положений и прогнозов по развитию электронного правительства. Сейчас Министерством экономики Республики Армения разрабатываются концептуальные основы внедрения систем электронного управления.

Между рядом министерств Армении и аппаратом Правительства действует также система электронного документооборота с использованием ЭЦП. В будущем к этой сети присоединятся и остальные органы государственной власти республики.

С июля 2006 года в мэрии г. Еревана и ее подразделениях, а с апреля 2007 года во всех 12 общинах столицы внедрена и эффективно действуют система оказания услуг по принципу «одного окна» и автоматизированная система электронного документооборота «Элпас» («Элдок»). На волоконно-оптических линиях связи (ВОЛС) создана единая сеть, соединяющая мэрию со всеми общинами. В сеть включено более 300 компьютеров, реализующих электронный документооборот в мэрии и общинах на основе этой системы.

В Республике Беларусь реализация проектов для формирования технологической инфраструктуры оказания «государственных услуг на основе использования информационно-коммуникационных технологий» осуществляется в рамках Государственной программы «Электронная Беларусь». Программа «Электронная Беларусь» принята в декабре 2002 года на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года.

В 2003 – 2006 годах в рамках реализации Программы закончен ряд проектов по созданию автоматизированных информационных систем практически для всех органов государственного управления.

Начиная с 2007 года, создается информационно-коммуникационная инфраструктура, ориентированная, в первую очередь, на формирование системы оказания государственных информационных услуг, разрабатываются информационные системы взаимодействия государственных органов и потребителей (граждан и организаций) на основе реализации принципа «одного окна».

Наиболее значимым с точки зрения оказания государственных информационных услуг является разработка в 2007 – 2008 годах общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС). В 2009 году внедрена базовая версия программного обеспечения интеграционного ядра и порталов ОАИС, на базе национального оператора электросвязи РУП «Белтелеком» создана техническая инфраструктура для развертывания программно-технического комплекса ОАИС. В настоящее время ведется разработка программно-аппаратного комплекса доступа к государственным информационным ресурсам во взаимодействии с базовым комплексом ОАИС, что позволит интегрировать в ОАИС новые информационные ресурсы и системы и существенно расширить перечень предоставляемых информационных услуг государственным органам, организациям, гражданам. Успешная реализация данного проекта обеспечит новое качество межведомственного информационного взаимодействия государственных органов и организаций на базе интегрированных в ОАИС государственных информационных ресурсов (ГИР) и дальнейшую интеграцию инфраструктуры back-office для развития системы электронных услуг.

В целях формирования системы оказания информационных услуг на основе интегрированных в ОАИС ГИР разработан и утвержден Минсвязи «Перечень информационных услуг, доступ к которым предоставляется органам государственного управления и органам местного управления посредством ОАИС». Органам государственного управления были направлены информационные письма об оказании информационных услуг посредством ОАИС, проведен ознакомительный семинар. К настоящему времени получены официальные ответы различных государственных органов. Анализ ответов показал заинтересованность государственных органов в получении автоматизированного доступа к услугам ОАИС.

Из других мероприятий государственной программы «Электронная Беларусь», направленных на предоставление государственных информационных услуг и имеющих практические результаты, можно отметить следующие:

создана корпоративная библиотечная сеть в составе Национальной библиотеки Беларуси, республиканских и областных библиотек и региональных информационных центров. Сеть обеспечивает доступ к библиотечным информационным ресурсам широкому кругу пользователей, включая жителей сельских районов Республики;

созданы автоматизированные системы, обеспечивающие на основе заявительного принципа «одного окна» электронное взаимодействие государственных органов и организаций при выполнении административных процедур при выдаче справок гражданам (автоматизировано 184 административные процедуры, более половины которых являются многоступенчатыми) и при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С внедрением данных систем исключены избыточные административные действия и в целом упрощены процедуры исполнения государственных функций задействованными госорганами и организациями. Как следствие, процедура постановки на учет субъектов хозяйствования сократилась с 20 – 30 до пяти дней. Ожидается, что по результатам окончательного внедрения время совершения административных процедур для граждан сократится в зависимости от числа задействованных структур не менее чем на 20 – 30 процентов;

  1. Обзор о реализации государственных услуг на основе использования информационно-коммуникационных технологий в странах участников рсс (1)

    Документ
    Широкое применение информационных технологий во всех областях жизнедеятельности человека существенно влияет на мировое развитие, создает важные предпосылки для крупных экономических и социальных преобразований, ведет к формированию передового общества.
  2. Информационный бюллетень статей по журналам транспортной тематики за IV квартал 2010 года

    Информационный бюллетень
    1. Молчанов В. В. Реостатным испытаниям - комплекс АРАМИС / В. В. Молчанов, В. Ф. Тарута Локомотив : массовый производственный журнал. - 2010. - N 10.
  3. Открытый конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение отраслевых научно-исследовательских работ для нужд Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2011 году

    Конкурс
    на право заключения государственных контрактов на выполнение отраслевых научно-исследовательских работ для нужд Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2011 году
  4. Отчет о работе Исполкома рсс за 2010 год

    Содержательный отчет
    В 2010 году Исполком РСС совместно с администрациями связи Российской Федерации, Азербайджанской Республики, Республики Молдова и другими администрациями связи РСС организовал подготовку и проведение 42-го заседания Совета РСС и 15-го
  5. Дайджест публикаций на сайтах органов государственного управления в области информатизации стран СНГ (4)

    Документ
    1.1. 28 декабря 2011 г. состоялось заседание Общественного совета при Минсвязи по вопросам развития предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в области связи и информатизации.
  6. Заседание высшего органа рсс

    Заседание
    Заседание высшего органа РСС 7 декабря 2011 года в г.Киев (Украина) прошло 45-е заседание Совета глав администраций связи Регионального содружества в области связи (Совет РСС).
  7. План мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 годы) Стратегии экономического развития

    Документ
    Разработка и реализация национальных программ структурных преобразований экономики государств – участников СНГ, в том числе в целях минимизации последствий мирового финансово-экономического кризиса
  8. Отраслевая программа оразвитии информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010-2014 годы Содержание

    Программа
    уровень отраслевой стандартизации доведен до международных норм и сформирована правовая основа, способствующая развитию ИКТ в Республике Казахстан (количество гармонизированных стандартов от общего количества стандартов ИКТ – 77%);
  9. Информационный обзор периодики и поступивших книг (10)

    Документ
    Окончание рецессии и начало восстановления, объявленное Национальным бюро экономических исследований США осенью 2010 г. Прирост реального ВВП в ряде стран, 2009-2010 гг.

Другие похожие документы..