Лекция. Соотношение понятий «искусство»

Конспекты лекций по «Мировой художественной культуре»

Лекция 1. . Соотношение понятий «искусство» и «художественная культура», стили и направления в искусстве.

План

  1. Художественная культура как особая область культуры.

  2. Внутреннее строение художественной культуры. Искусство как центральное звено художественной культуры.

Литература

Основная:

  1. Борев Ю.Б. Эстетика. – М.: Искусство, 1988.

  2. Виппер Б. Введение в искусствознание. – М.: Искусство, 1987.

  3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 2006.

  4. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Мировая художественная культура. - М: Юнити-Дана, 2001.

  5. Основы теории художественной культуры. – М.: Лань, 2002

  6. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. – М.: Новая школа,1996.

Дополнительная

  1. Алексеева В.В. Что такое искусство? О том, как изображают мир живописец, график и скульптор. – М.: Искусство, 1991

  2. Андреева М., Антонова Л., Дмитриева О. Рассказы о трех искусствах: Очерки. – Л.: Искусство, 1975.

  3. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Уч.пособие. – М., 1983.

  4. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. – М.: Искусство, 1988.

  5. Громов Е.С. Начала эстетических знаний. Эстетика и искусство. – М.: Искусство, 1983.

  6. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М: Искусство, 1987.

  7. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Другие искусства: В 2 кн. – М.: Искусство, 1986.

1.Художественная культура как особая область культуры

Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественными формами деятельности. Их различия не следует понимать в том смысле, будто одна является, только и чисто материальной, другая – только и чисто духовной, третья – не материальной и не духовной. Несомненно, что продукты духовной деятельности должны быть материализованы – иначе они просто не могли бы существовать, равно как и то, что в материальной деятельности воплощаются духовные цели, планы, модели. Суть дела, однако, в том, что в данных слоях культуры соотношение материального и духовного начал диаметрально противоположно: материальная культура материальна по своему содержанию и способу функционирования, духовная же культура в этих отношениях духовна. Что касается художественного творчества, то в нём духовное и материальное проникают друг в друга, образуя нечто третье, ибо они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а органически сливаются, взаимно отождествляются. Эту духовно-материальную целостность и называют "художественностью".Следовательно, художественное творчество должно быть интерпретировано не как присущее плодам духовной активности человека материальное воплощение результатом работы его мышления, но как мышление в материале, т.е. с помощью представления цвета, пластики, звука. Именно поэтому такое мышление нельзя перекодировать, т.е. перевести на другой материальный язык, нельзя пересказать ни словом, ни языком, другого вида искусства. Тут нужно сразу же оговорить принципиальное отличие художественной культуры от культуры эстетической. Эстетическая культура выражает универсальность, повсеместность, проявления эстетической активности людей, художественная деятельность есть специфический вид его продуктивной деятельности, поэтому художественная культура оказывается относительно самостоятельным слоем культуры, следовательно, её можно определить как совокупный способ и продукт художественной деятельности. Понятие "совокупный" означает, что художественная культура охватывает все отрасли художественной деятельности (словесную, музыкальную, театральную и т. п.), включает в себя все процессы, протекающие "вокруг" искусства (создание, хранение, восприятие и т.д.), и процессы, обеспечивающие его успешное функционирование (воспитание художников, публики, критиков и т.д.).

Функции художественной культуры, как и функции культуры в целом, определяются тем, что она живёт в пространстве и во времени. В социальном пространстве, т.е. в одновременной жизни людей страны, региона, всего человечества, художественная культура призвана обеспечить максимальную эффективность и процессов творчества, создания художественных ценностей, и процессов их восприятия публикой, в соответствии с их разнообразными духовными потребностями. Если же мы будем рассматривать историческую жизнь художественной культуры, т.е. её существование во времени, то увидим, что её главные функции – обеспечить охранение художественных ценностей, передачу их из поколения в поколение, поскольку историческая изменчивость социальной жизни не ведёт к уничтожению художественного наследия, но требует его актулизации, его включения в духовную жизнь каждой новой эпохи. Вместе с тем, художественная культура должна обеспечить постоянное обновление искусства в соответствии с изменениями, происходящими в общественной жизни, в других областях культуры, логикой собственного развития искусства. Таким образом, художественная культура призвана передавать традиции, творческий опыт, накапливаемые веками способы художественного освоения мира и обеспечивать постоянное движение искусства, его обновление, совершенствование.

Такой ансамбль функции определяет структуру художественной культуры, её трёхмерное строение. Её первое измерениедуховно-содержательное: речь идёт о специфическом для каждого исторического, этнического и социального типа художественного сознания, – картине мира и места в образного представления о бытии нём человека.

Второе измерение художественной культуры – зональное или морфологическое – мы обнаруживаем тогда, когда от общей характеристики её духовного содержания переходим к характеристике его особенностей в разных видах искусства. Ибо целостность художественной культуры общества охватывает многообразие тех форм, в которых творчество выступает в словесных искусствах, изобразительных, в музыке, театре, танце, кино, архитектуре и т.д. Нужно иметь в виду, что все эти виды искусства не просто сосуществуют одно рядом с другим, но образуют некую исторически самоорганизовавшуюся систему. Поскольку художественное творчество имеет духовное содержание и материальную форму. Морфологическое строение художественной культуры определяется тем, как меняется их соотношение в общем пространстве культуры, в котором художественная деятельность находится как бы между сферой духовного производства и производства материального. Это ведёт к тому, что на обеих границах художественной культуры образуются переходные зоны, в которых деятельность людей, оставаясь материальной в одном случае и духовной в другом, становится одновременно художественной. Так, в переходной зоне от материальной культуры к художественной находятся архитектура и прикладные искусства, плоды художественного ремесла, а с переходом ремесленного производства к индустриальному здесь образовалась в 20 веке ещё одна разновидность материально-художественное конструирование, или дизайн.

Точно такое же положение характерно для места встречи духовной культуры и культуры художественной: здесь художественная деятельность овладевает основным средством объективации духовной активности человека- языком, в начале устным, а затем письменным. В результате возникают такие же двойственные структуры, как и в архитектуре и прикладных искусствах: в устной речи- ораторское искусство, а в культуре письменной словесности – художественная публицистика. Здесь искусство "оформляет" политическое, проповедческое, юридическое содержание.

Схема зонально-слоевого строения художественной культуры

Духовная культура

 переходная зона словесных "прикладных" искусств

 ораторское искусство художественная публицистика

 зона художественного словесного творчества

 зона музыкального творчества

 зона актёрского словесно-пластического и музыкально-пластического творчества

 зона пантомического и танцевального творчества

 зона художественного предметно-изобразительного творчества

 переходная зона архитектонических бифункциональных искусств на ремесленной базе на индустриальной основе.

. Формы материального воплощения, основа характер художественной культуры. Третье измерение художественной культуры – функционально-организационное или институциональное, ибо оно охватывает формы организации художественной жизни как систему социальных институтов. Система эта складывалась постепенно в истории культуры. Изначально художественная культура не выделяется сколько-нибудь определённо из общего контекста культуры, посколько художественная деятельность была растворена во всех процессах практической деятельности первобытных людей. Дальнейшее развитие культуры связано с процессами внутренней дифференциации её подсистем, в частности, с обособлением, автономизацией и самоопределением художественной культуры. А это влекло за собой всё более отчётливое вычленение и институционализацию различных её блоков, поскольку лишь внутренняя организованность могла обеспечить художественной культуре возможность самоуправления, необходимого ей несмотря на воздействие извне со стороны экономики, государства, церкви, идеологических концепций.

Функциональная организация художественной культуры выражается во взаимодействии следующих её институтов: художественного производства, создающего произведения искусства как носителей художественных ценностей; художественного потребления, организующего восприятия произведении искусства; художественной критики, обеспечивающей самоуправления художественной культуры как процесс художественного общения людей в соответствии с требованиями, предъявляемыми к искусству каждым типом общества и культуры.

Художественное производство, так или иначе организованное обеспечивает реальное осуществление потребности художника творить, ибо для этого нужны материальные условия – например, наличие издательств, типографий, выставок кинофабрик и т.д. На разных этапах истории художественной культуры условия эти меняются, но они всегда существуют в той или иной форме, скажем, в форме монастырской мастерской иконописи, придворного положения художника или музыканта, положения свободного художника, произведения, которого предназначены для продажи на рынке и т.д. При этом сама творческая деятельность может быть рассмотрена на двух уровнях, каждый из которых имеет свои организационно- структурные особенности: уровень первичного творчества, который представляет деятельность писателей, живописце, композиторов, уровень вторичного творчества, на котором находится деятельность исполнительская, сотворческая (актёрско- режиссёрская, музыкально-исполнительская и т.д.).

Особой отраслью художественного производства является организация воспроизводства самих творцов художественных ценностей - система обучения и воспитания новых поколений художников, способы их приобщения к существующей культуре.

Художественное потребление – это конкретно-историческая форма организация восприятия публикой художественных творений, т.е. самого процесса общения людей с произведениями искусства в театрах и кинотеатрах, концертных залах и музеях. Очевидно, например, как изменился характер восприятия живописи, когда она вышла из храмов в музейные собрания, а затем, когда эти последние превратились из частных, королевских и княжеских в общедоступные места встречи массы горожан с художественными ценностями. Аналогичные процессы в истории сцены и библиотечного дела радикально меняли характер общественного функционирования искусства, а значит всей художественной культуры. Другая сторона художественного потребления как социального института – формирование публики, соответствующей данному типу художественного производства. Появление массовой искусствоведческой литературы, чтение публичных лекции на эти темы, художественно- критических статей в газетах и журналах, наконец, включение соответствующих дисциплин в программу обучения в школе – всё это сыграло и продолжает играть огромную роль в воспитании художественного сознания, вкуса, потребности в общении с искусством.

Наличие в художественном производстве первичного и вторичного (исполнительского) творчества порождает два типа потребления художественных ценностей – индивидуальный и коллективный. Первый характерен для восприятия произведений литературы, станковых форм искусства, второй – для восприятия произведений, требующих исполнения (сценических, музыкальных, кинематогра-фических), а также произведений архитектуры и связанного с ней монументально-декоративного изобразительного искусства. Однако, научно-технический прогресс предоставляет возможность превращать некоторые произведения исполнительского творчества в предметы индивидуального восприятия благодаря магнитофонной записи, кинопроекционной аппаратуре и т.д. Более того, он сделал возможным и такое явление, как тиражирование и воспроизведение произведений искусства. Это – книгопечатание, репродуцирование произведений изобразительных искусств, грамзапись, кино и телезапись произведений сценического искусства. Происходящее на этой основе расширение аудитории и, следовательно, демократизация художественного потребления имеет, безусловно, положительное историко-культурное значение, хотя замена подлинников репродукциями, нередкая в массовом потреблении, зачастую отрицательно сказывается на уровне публики.

Художественное потребление связано с художественным производством через произведения искусства, обладающие определенной мерой художественной ценности.

Критика является важным "изобретением" художественной культуры, призванным решать две задачи: а) связывать творцов искусства с публикой, помогая ей понимать содержание произведений и ощущать их истинную ценность, т.е. воспитывая общественный вкус, одновременно доводя до сознания мастеров искусства характер восприятия и оценки их творений публикой; б) связывая художественную культуру с другими сторонами духовной жизни общества – политической, нравственной, религиозной, т.е. либо применяя к искусству предъявляемые ему обществом идеологические требования, либо, напротив, стремясь отгородить от них искусство, замкнуть его в рамки “ искусства для искусства”.

Значительную помощь в решении этих задач оказывают художественной критике науки об искусстве и философская эстетика, поскольку они несут и художникам, и публике знания истории и теории искусства, участвуя тем самым в формировании художественного сознания общества. С этой точки зрения становится понятным значение преподавания в школах и высших учебных заведениях мировой художественной культуры, цель которого – помогать современной молодежи сознательно входить в мир искусства, понимая его язык, его смысл, его исторические трансформации, его роль в жизни современного общества.

  1. Лекция 1 Понятие – качество для tqm

    Лекция
    Современные социально-экономические условия обострили кризис управления производством, а формирование новой конкурентной среды заставило руководителей промышленных предприятий вновь обратить внимание на эффективность и качество производимых
  2. Лекция двенадцатая Понятие «существование»

    Лекция
    В прошлых лекциях я обсуждал, по сути дела, проблему существования знака и знания. Но одновременно – и это совершенно естественно – нам пришлось затронуть и обсуждать понятие «существование», следовательно, касаться проблем существования вообще.
  3. Лекция №1 Предмет и задачи курса «Профориентация»

    Лекция
    2. Знания, умения и навыки по профориентации и методике профориентационной работы с учащимися, необходимые учителю для его профессиональной деятельности.
  4. Лекция 18 Тема: Понятие человека

    Лекция
    Размышление о том, что такое человек, кем он является и куда идет, было, основным для философии на протяжении ты­сячелетий ее развития. Любовь к мудрости, прежде всего, пред­полагала уяснение отношения человека к миру вокруг него и к самому себе.
  5. Лекция Предмет и методология теории государства и права

    Лекция
    1. Термин «теория» греческого происхождения и означает «рассмотрение», «исследование». Под теорией понимается тот уровень познания, на котором вырабатываются и формулируются понятия, категории, суждения, умозаключения о предмете познания.
  6. Лекция №1 09. 01)

    Лекция
    Мифология - фантастическое отражение действительности в виде чувственно наглядных представлений. Гомер и Гесиод - оставили собрание древнегреческих мифов.
  7. Конспект лекций по истории искусства 9

    План-конспект
    Учебное пособие поможет студенту овладеть основными приемамиработы с художественным произведением. В книге также даны рекоменда-ции по проведению семинаров по истории изобразительного искусства, поформированию методического фонда специалиста,
  8. Современная культурно-образовательная среда санкт-петербурга соотношение понятий «пространство культуры», «культурно-образовательная среда мегаполиса»

    Документ
    Термины пространство, среда, поле в последнее время часто используются в педагогических работах не столько в своем терминологическом, сколько в образном значении, что позволяет авторам употреблять их достаточно свободно, в частности
  9. Конспект лекций по курсу "Основы психологии" Тема Предмет, задачи и значение психологии как науки на современном этапе развития общества

    План-конспект
    Цель занятия: овладение студентами основными понятиями темы, осознание структуры психологических знаний и их дифференциация от житейских психологических сведений.

Другие похожие документы..