Конкурс студенческих работ «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ ЖЕНЩИН

ВВЕДЕНИЕ

В статье 23 «Всеобщей декларации прав человека» говорится о том, что «Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов»1.

Конституция Российской Федерации как Основной Закон государства устанавливает равное право всех граждан на труд. Мужчины и женщины в Российской Федерации имеют равные права и равные возможности их реализации. Любая дискриминация по гендерному2 признаку рассматривается как нарушение основных прав и свобод личности, являющихся высшей ценностью государства. Основываясь на конституционных принципах, Трудовой кодекс РФ закрепляет равенство прав и возможностей работников, недопустимость ограничения в трудовых правах и свободах. Работающие женщины имеют право на особую защиту со стороны государства. К сожалению, несмотря на то, что государство предоставляет работающим женщинам (особенно в период их активного материнства) целый ряд гарантий и льгот, реальное положение в этой сфере с учетом перемен, происходящих в стране, все же не совсем благополучно.

Особенности правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями вызваны тем, что женщины осуществляют специфические обязанности, связанные с воспитанием и рождением детей. В Трудовом кодексе РФ выделена специальная гл. 41, посвященная этим особенностям3.

Социальная стратегия, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала в стране, предполагает включение гендерной компоненты во все области общественной жизни в политику, экономику, культуру. Это определяется конституционным принципом (ст. 19): «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Как известно, по определению ООН, именно гендерные отношения ныне выступают как одна из главных проблемных парадигм XXI века.

Подлинное равенство прав и свобод можно обеспечить только на основе признания ценности каждой личности, создания условий для саморазвития человека, наиболее полной реализации его созидательного потенциала и творческих способностей, всестороннего раскрытия сущностных сил и дарований, что позволит каждому внести полноценный вклад в общественный прогресс. Фундаментом для этого является переход к современному обществу с его демократическими институтами, производительными силами, технико-информационными достижениями, ориентацией на толерантность отношений. Принятие гендерной стратегии как направления государственной политики обусловливается необходимостью решить сложные социально-экономические проблемы переходного периода в России, что связано с активизацией всех общественных сил, прежде всего женщин, составляющих большинство населения страны. Это означает неизбежность дальнейшего повышения их роли в обществе на базе ликвидации сложившихся дискриминационных гендерных асимметрий в сферах доступа к принятию решений, экономическим ресурсам, собственности, доходам, рабочим местам, профессиям, в распределении домашнего труда, в которых они являются в силу ряда объективных причин «догоняющим полом» с недостаточным объемом прав и, особенно, возможностей.

В научных исследованиях отмечается, что в России сложилась ситуация, когда:

  • в системе государственного управления наблюдается существенное преобладание мужчин на высших должностях на уровне принятия политически значимых решений, в то же время женщины доминируют в низшем звене управления, особенно в социальных отраслях с их наболевшими проблемами;

  • отрасли с преобладанием женского труда, формирующие личность (образование, здравоохранение, культура), оплачиваются ниже, чем отрасли с преобладанием мужского труда;

  • имеют место гендерные различия в потенциале здоровья мужчин и женщин, на которые должно быть обращено серьезное внимание. Это падение рождаемости на фоне высокого уровня смертности; отсутствие у населения жизненных установок и мотиваций к сохранению здоровья и здорового образа жизни, отсутствие возможностей для получения полноценных медицинских услуг, обеспечивающих охрану здоровья женщин и мужчин в течение всего жизненного цикла;

  • в средствах массовой информации господствует унижающее достоинство женщин отношение как к сексуальному объекту.

Стратегия гендерного равенства не может пониматься как стратегия ликвидации объективно обусловленных гендерных различий. Ее главное предназначение - создание социально-политических условий для наиболее полной реализации способностей женщин и мужчин во всех сферах социальной жизни в целях общего благосостояния и прогресса. Гендерные проблемы при внешне непривычной терминологии не есть нечто совершенно новое. Ранее государство занималось ими в рамках решения «женского вопроса» при проведении текущей и перспективной социальной политики. Однако в XXI веке, как никогда раньше, требуется повышенное внимание к гендерным аспектам государственного управления и общественных отношений. От эффективности гендерной политики во многом зависит успешное осуществление общенациональных планов и программ социально-экономического развития Российской Федерации и каждого из ее субъектов. Значимость гендерной политики, как и социальной политики в целом, возрастает по мере совершенствования политической системы общества и развития демократических институтов, создания подлинно гражданского общества, предполагающего тесное сотрудничество власти и общественных организаций, в том числе и женских, в достижении гендерного равенства.

Цель исследования – провести анализ международно-правовых мер по защите трудовых прав женщин.

Поставленная цель обуславливает следующие задачи исследования:

1.Выявить общее состояние и тенденции развития трудовых прав женщин на международном уровне.

2.Осуществить системный анализ наиболее важных из применимых международно-правовых документов (международных договоров и соответствующих документов международных организаций) в области защиты трудовых прав женщин.

3. Проанализировать законодательство Российской Федерации, ряда зарубежных стран в области защиты трудовых прав женщин.

4. Исследовать процесс формирования специального принципа отрасли международной защиты прав человека-принципа международной защиты прав женщин.

Методологической основой научной работы является сравнительно-правовой метод и системный анализ. В работе исследованы труды ученых в области трудового права, а также нормативные документы в области защиты трудовых прав женщин.

По структуре работа состоит из введения, основной части и заключения.

Международно-правовые основы защиты прав и интересов женщин и их реализация в современном обществе

Российским женщинам приходится бороться за свои права на протяжении всего 20 века. 90 лет назад на I Все­российском Женском съезде (1908 г.) женщины требова­ли прежде всего политических прав. В 1913 г., впервые отмечая Международный женский день 8 марта, они по­требовали соблюдения своих прав гражданки, тружени­цы и матери. Эти требования русских женщин-работниц основывались на научных выводах, сделанных А.М. Коллонтай, которая, изучив положение женщин в России и, исследовав законодательство в отношении женщин в европейских государствах, обосновала необходимость участия государства в защите прав женщины-труженицы, женщины-матери4.

Политические права российские женщины в полном объеме получили в 1917 году, политика же равноправия законодательно была закреплена в Конституции 1918 го­да, а затем во всех советских Конституциях. Дискриминация женщин не носила явного характера, и законодательство страны (СССР) в вопросе равноправия соответствовало международным стандартам и фактически, в основном, реализовывалось.

Ситуация резко ухудшилась в связи с попытками перехода к рыночным отношениям. Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении жен­щин» (ст.7) не выполняется. Политические права женщин реализуются не в полной мере: реализуется только пас­сивная их часть — участие в выборах, а активная часть — участие в принятии решений на всех уровнях законода­тельной и исполнительней власти — реализуется не пол­ностью.

Основные цели законотворческой деятельности в части обеспечения равных прав на рынке труда должны быть в законодательном закреплении возможности пре­доставления женщине рабочего места и самостоятельно­го дохода. Однако именно среди женщин самое большое количество безработных. Рождение ребенка резко сни­жает уровень благосостояния семьи, отбрасывая ее за грань нищеты. Поэтому многие молодые женщи­ны, оказавшись перед дилеммой: ребенок или професси­ональная занятость, делают выбор в пользу последнего варианта. А в результате - депопуляция населения Рос­сии, и благими пожеланиями и призывами эту проблему не решить. Необходима четкая правовая регламентация и государственные гарантии, реальный размер пособий по материнству и детству, а не экономия бюджетных средств за счет женщин и детей. Статья 19 Конституции РФ требует дополнения в части гарантий реализации по­литики равноправия, а также санкций в случае несоблю­дения этих прав.

Проблема равноправия женщин всерьез начинает подниматься в России в конце 19 -начале 20 века. Это было вызвано тем, что в обществе стали складываться новые общественные отношения в связи с изменением правовой системы. Но женщин она не коснулась. Положение жен­щин оставалось неравноправным. Оно сложилось под влиянием следующих причин: во-первых, оно явилось ре­зультатом общественного разделения труда, когда в эко­номической жизни общества огромное значение имела физическая сила. Второй причиной являются политичес­кие условия старого времени: принижение женщины было неизбежно и вполне допустимо при таком режиме, когда все население состояло, в сущности, не из «граждан», а из «подданных». Главной же задачей женщины в таком об­ществе было воспитание мирных подданных, а для этого ей права были не нужны и даже вредны.

Ставя перед собой задачу активизации международно-правовой защиты прав человека, ООН выступает не только как инициатор принятия соответствующих международных документов. Этой организацией создана сеть специализированных учреждений, имеющих нормотворческие функции в области охраны тех или иных прав человека. Некоторые из взятых структур ООН обладают также правомочием международного контроля.

Одна из них - Международная Организации Труда (МОТ). С точки зрения защиты индивидуальных и коллективных прав женщин ее деятельность имеет первостепенное значение. Эта организация была создана в 1919 г. еще в рамках Лиги Наций. В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. Ее нормотворческая деятельность весьма многогранна. Значительное место принадлежит в ней защите основных прав человека в области труда, например, права на свободу от дискриминации в трудовых отношениях (в том числе и по половому признаку).

Число конвенций МОТ, специально посвященных защите прав трудящихся женщин, относительно невелико. Эпохальной в этом отношении следует считать Конвенцию № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности»5. Она была принята МОТ 26 июня 1951 г. и ратифицирована СССР 4 апреля 1956 г. Этой Конвенцией было впервые в истории человечества придано международно-правовое значение принципу, согласно которому ставки вознаграждения за труд равной ценности должны определяться без дискриминации по признаку пола. При этом Конвенция предусматривает, что вознаграждение включает в себя обычную, основную или минимальную заработную плату или обычное или минимальное жалованье и всякое другое вознаграждение, предоставленное прямо или косвенно в деньгах или в натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним какой-либо работы. Тем самым МОТ был сделан важный шаг для реализации в сфере трудовых отношений нормы Всеобщей декларации о правах человека, провозгласившей равенство всех людей независимо от расы, цвета кожи, национальности, пола и других обстоятельств. Принятие МОТ Конвенции 100 отнюдь не преследовало цель создать в вопросах оплаты труда всеобщую уравниловку. В статье 3 Конвенции специально оговорено, что разница в ставках вознаграждения, которая соответствует независимо от пола разнице, вытекающей из объективной оценки исполняемой работы, не рассматривается как противоречащая принципу равного вознаграждения мужчин и женщин. Такая оговорка, логически обоснованная, оставила решение вопроса о методе объективности оценки исполненной работы на усмотрение компетентных властей того или иного государства.

В результате ныне практически во всех развитых государств можно констатировать деление профессий на типично «мужские» (и соответственно высокооплачиваемые) и типично «женские» (низкооплачиваемые). О том, что в основе такого деления лежат причин отнюдь не объективного, сугубо гендерного, дискриминационного отношению к женщинам характера свидетельствует следующий факт. В США, где среди врачей преобладают мужчины, профессии врача является наиболее высоко оплачиваемой. В России и других странах, бывших союзных республиках СССР, среди врачей преобладают женщины. И оплачиваются врачи, как и все работники бюджетной сферы, по весьма низким ставкам и по остаточному принципу. Исходя, по-видимому, из тех же посылок, Международная организация труда приняла в июне 1962 г. Конвенцию № 117 «Об основанных целях и нормах социальной политики», содержащую помимо прочего нормы антидискриминационного характера. К сожалению ни Советским Союзом, ни Российской Федерацией Конвенция МО №117 так и не была ратифицирована.

Положение Конвенции № 100 нашли свое развитие в более широкой по кругу защищаемых лиц Конвенции 111 о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной СССР в 1961 г. Конвенция 111 определяет «дискриминацию» как всякое различие, не допущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвет, кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящие к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий. При этом указано, что под терминами «труд» и «занятие» подразумеваются еще и доступ к профессию начальному обучению, доступ к труду и к различным занятиям, также оплата и условия труда. В дальнейшем эти положения Конвенции 111 МОТ нашли конкретизацию в понятии «дискриминация в отношении женщин», закрепленном в Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин».

Следует отметить значение с точки зрения принципа равноправия полов ст. 2 Конвенции 103, согласно которой термин «женщина» означает любое лицо женского пола, независимо от возраста, национальности, расы или религии, состоящее или не состоящее в браке, а термин «ребенок» означает любого ребенка независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет. Устанавливая универсальные для ратифицировавших Конвенцию 103 государств правила в области охраны материнства, Конвенция допускает возможность учета в акте о ратификации культурной, экономической и иной специфики страны и соответственно изъятий из некоторых ее положений.

  1. Конкурс студенческих работ «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (2)

    Конкурс
    Всеобщая декларация прав человека провозгласила, что младенчество дает право на особое попечение и помощь1. Очевидно, что несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей необходимы дополнительные гарантии защиты их прав и интересов.
  2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Б14 Учебник для вузов. 3-е изд., изм и доп

    Список учебников
    Настоящий учебник, представляющий собой третье, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических наук.
  3. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (2)

    Доклад
    Построение правового государства и гражданского общества во многом зависит от уровня организации системы образования и просвещения в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
  4. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (7)

    Доклад
    Образование и просвещение в области прав человека представляет собой важное условие создания эффективной системы предупреждения правонаруше-ний, формирования культуры прав человека.
  5. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2006 году

    Содержательный отчет
    В соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года № 947 «Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека», Уполномоченный
  6. Учебное пособие предназначено для преподавателей, студентов и аспирантов университетов и всех, интересующихся гендерной проблематикой. Ocr: Ихтик (г. Уфа)

    Учебное пособие
    В 24 Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Але-тейя, 2001. — 708 с. ISBN 5-89329-397-5
  7. Программа «…», 19 апреля 2003 года ведущий Андрей Шароградский Последствия акции членов российской «Национал-большевистской партии» на границе с Литвой

    Программа
    программа «Человек имеет право», 7 сентября 004 года ведущая Елена Рыковцева «Лимоновец» Лимонов и «яблочник» Иваненко отвечают «мичуринцу» Суркову программа «…», 30 сентября 004 года ведущий Кирилл Кобрин Новинки российского
  8. А. Е. Михневич Рекомендовано к изданию

    Документ
    В книге в первой части «Основы стилистики и культуры речи» освещаются теоретические основы функциональной стилистики и учения о культуре речи. Во второй части «Практические занятия» приведены упражнения по функциональной стилистике и культуре речи.
  9. Задачи воспитания Пути реализации задач воспитания Организация воспитания Этапы педагогического процесса Закономерности педагогического процесса

    Закон
    В учебнике рассматриваются как общие основы педагогики, так и вопросы, связанные непосредственно с педагогикой начальной школы: возрастными особенностями детей, принципами и правилами обучения младших школьников, видами и формами обучения

Другие похожие документы..