Отечественная история

Вопросы для самостоятельного изучения:

Внешняя политика Российской империи в начале XIX века и приращение ее границ на западе и юге.

Отечественная война 1812 года.

Подавление польского восстания 1831 г. и участие Российской империи в борьбе против революции 1848-1849 гг. в Европе.

Кризис крепостнической экономики и попытки решения крестьянского вопроса в первой половине XIX века.

Российская культура в начале XIX века.

Вопросы для самоконтроля:

Что такое «промышленный переворот»?

Каковы особенности «промышленного переворота» в России?

В чем проявился закат старого порядка и укрепление индустриального общества в Европе?

Какие тенденции и явления были характерны для развития России в начале XIX в.?

Назовите основные реформаторские проекты эпохи Александра I?

Охарактеризуйте идеи М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева и проекты государственного переустройства России.

В чем крылись основные причины неудач правительственных реформ начала XIX в.?

Охарактеризуйте основные черты, и направления внешней политики России начала XIX в.

Дайте характеристику декабристских обществ, их проектов и состава участников?

В чем причины неудачи выступления декабристов?

В чем выражалась «политическая реакция» в России в первой половине XIX в.?

Дайте характеристику течениям западников и славянофилов в России?

Дайте характеристику «охранительной», либеральной и революционной идеологиях в России в первой половине XIX в.?

Основная литература:

История России IX – XXI век: от Рюрика до Путина/ под ред. Я.А. Перехова, 2е изд. М., 2003., С.311-351

Скворцов Е.М., Маркова А.И. История Отечества. М. 2004, С.306-392

История Отечества/ под ред. Г.Б.Полека, 2е изд. М., 2002, С.288-340

Зуев М.П. История России. М., 2005. С. 213-238; 261-286

Дополнительная литература:

Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории (любое издание).

Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX в. М., 1994.

Воспоминания декабристов. М., 1988.

Левандовский А.А. Время Грановского. У истоков формирования русской интеллигенции. М., 1990.

Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. М., 1990.

Мироненко С.В. Самодержавие и реформы (политическая борьба в России в начале XIX в.) М., 1989.

Оболенский Е.В. Император Павел I. М., 2000.

Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. Л., 1991.

Российские самодержавцы 1801–1917 гг. М., 1993.

Русское общество в 30-х гг. XIX в. Люди и идеи. Мемуары современников. М., 1991.

Сафонов М.М. Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII - XIX вв. Л., 1988.

Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: Курс лекций. М., 1999.

Цимбаев М.И. Славянофильство. Из истории русской общественно- политической мысли XIX в. М., 1986.

Эйдельман Н.Я. Грань веков: политическая борьба в России. Конец XVIII – начало XIX вв. СПб., 1992.

Эйдельман Н.Я. Из потаенной истории России XVIII – XIX вв. М., 1993.

История России XIX – начала ХХ вв. /Под. ред. В.А. Федорова. М., 1998.

Новейшая история Отечества. ХХ века: В 2 т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 1998.

Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья (1800-1861). Казань, 1972.

Михайлова С.М., Циунчук, А.Г. Университеты в истории социокультурного развития Российского общества. Казань, 2004.

Михайлова С.М., Коршунова О.Н. Казанский университет между Востоком и Западом. Казань, 2004.

Очерки истории Казанского университета. Казань, 2003.

История Казанского университета. Казань, 2004.

Тема 7. Российское государство и общество во второй половине ХIХ века.

1.Внутренний и внешнеполитический кризис в России в середине XIX в. и альтернативы его разрешения.

2. Содержание и направленность реформ 1860–70-х гг. и их влияние на экономическую и общественно-политическую жизнь в России.

3.Контрреформы 1880–90-х гг. и их последствия для модернизационных процессов.

4.Оформление идейных течений и развитие общественно-политических движений в России пореформенного периода.

Вопросы для самостоятельного изучения:

Крымская война 1853-56 гг.

«Восточный вопрос» во внешней политике России в XIX веке.

Восстание 1863 года в Царстве Польском и в губерниях западного края.

Развитие промышленности и финансов в России в пореформенный период: успехи и проблемы.

Российское образование и отечественная наука во второй половине XIX века.

Литература и искусство в России во второй половине XIX века.

Вопросы для самоконтроля:

Обдумайте новые черты в социально-экономическом и политическом развитии Европы и Америки в индустриальную эпоху.

В чем состояла специфика национального и колониального вопросов, проявившихся в мировой политической жизни в XIX в.?

Как проявлялся внешнеполитический и внутренний кризис в России в середине XIX в.?

Была ли связь между поражением в Крымской войне и началом реформ 1860–70-х гг.?

Какие варианты освобождения крестьян обсуждались накануне реформы 1861 г.?

Какое влияние оказали реформы 1860–70-х гг. на общественно-политическую обстановку в стране?

Была ли закономерна резкая смена политического курса в России в 1880-90гг.?

Охарактеризуйте контрреформы, проведенные при Александре III?

Какие тенденции развития страны нашли отражение в реформаторском курсе Александра II и в консервативном повороте внутренней политики и духовной жизни в эпоху Александра III?

Почему в 1860–70 гг. наблюдался спад, а в 1880–90 гг. проявился рост промышленности и подъем экономики?

В чем проявились особенности развития российской экономики в пореформенный период?

Как повлияли особенности российской модернизации на идейно-политическое противоборство между консерваторами, либералами и радикалами?

Каким виделось будущее России отечественным консерваторам?

Какой путь развития России отстаивали представители либерального движения?

Какие радикальные преобразования общественно-политического строя предлагали народники, анархисты, марксисты?

Основная литература:

История России IX – XXI век: от Рюрика до Путина/ под ред. Я.А. Перехова, 2е изд. М., 2003.,С.352-395

Скворцов Е.М., Маркова А.И. История Отечества. М., 2004, С.456-522

История Отечества/ под ред. Г.Б.Полека, 2е изд. М., 2002, С.341-378

Зуев М.П. История России. М., 2005. С.239-349

Дополнительная литература:

Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории (любое издание).

Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

Ананьич В. Проблемы российского реформаторства // Наука и жизнь. 1988. № 11-12, 1989, № 1-3.

Власть и реформы. От самодержавной к советской России. СПб., 1996.

«Великие реформы» в русской истории. 1861-1874. М., 1992.

Гафаров А.А. Эволюция татарской общественно-политической мысли во второй половине XIX века: от просветительства к национально-освободительной идеологии// Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2009. Том 151, книга 2, часть 2.

Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856-1861. М., 1984.

История политических партий России. Ред. Зевелев А.И., М., 1994.

История России с начала XVII в. до конца XIX века. М., 1997.

Ленин В.И. Памяти Герцена // Полное собрание сочинений. Т.21.

Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась либеральная альтернатива. М., 1991.

Пирумова Н.М. Земское либеральное движение: социальные корни и эволюция до начала ХХ века. М., 1977.

Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: Курс лекций. М,. 1999.

Секеринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России. Очерки истории (середина XIX – начало XX века). М., 1995.

Новейшая история Отечества. ХХ века: В 2 т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 1998.

Федоров В.А. История России. 1861–1917. М., 2004.

Федоров В.А. История России с древнейших времен до наших дней. М., 2008.

Черкасов П., Чернышевский Д. История императорской России. От Петра Великого до Николая II. М., 1994.

Тема 8. Россия на рубеже XIX – XX вв.: противоречия развития.

  1. Социально-экономические и политических проблемы России в начале XX в.

  2. Революция 1905–1907 гг.: стратегия и тактика основных классово-политических сил, основные события, итоги и последствия революции.

  3. Первый опыт российского парламентаризма и деятельность политических партий.

  4. Реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина – последняя попытка эволюционной модернизации Российской империи.

Вопросы для самостоятельного изучения:

Россия в системе международных отношений начала XX века.

Русско-японская война 1904–05 гг.

Особенности монополистического капитала в России в конце XIX – начале XX в.

Российская наука и образование в конце XIX – начале XX в.

Российская литература и искусство конца XIX – начала XX в.

Вопросы для самоконтроля:

Обдумайте новые явления и процессы мирового развития на рубеже XIX – XX вв.

В чем состояли противоречия и трудности развития российского общества в начале XX века?

Какие причины вызвали революционные события 1905 года?

Какие социально-политические силы боролись в период революции 1905–1907 гг.?

Какие альтернативы развития предлагали различные политические силы в революции 1905–1907гг.?

Как оценили и какие политические выводы сделали из царского Манифеста 17 октября 1905г. различные политические силы?

Обдумайте важнейшие итоги и уроки революции 1905–1907 гг.

Какие социально-экономические и политические реформы провел С.Ю. Витте?

В чем замысел и суть аграрной и переселенческой реформ П.А. Столыпина?

Покажите основные черты российского парламентаризма, проявившиеся в период работы четырех Государственных Дум.

Как проявляло себя правомонархическое движение в России.

Охарактеризуйте основные либеральные партии в России.

Дайте характеристику российским революционистским политическим партиям.

Основная литература:

История России IX – XXI век: от Рюрика до Путина/ под ред. Я.А. Перехова, 2е изд. М., 2003., С. 396-415.

Скворцов Е.М., Маркова А.И. История Отечества. М. 2004, С. 522-560.

История Отечества/ под ред. Г.Б.Полека, 2е изд. М., 2002, С.379-398.

Зуев М.П. История России. М., 2005, С. 288-305.

  1. Отечественная история (8)

    Документ
    Киселев А.Ф. Новейшая история отечества XX век .Учеб. для вузов. В 2х т. Т.2. / Щагин Э.М., Тюкавкин В.Г., Лубков А.В. и др.; Под ред. Киселева А.Ф.
  2. Отечественная история учебное пособие

    Учебное пособие
    На нынешнем переломном этапе развития российского общества, закономерно возрастает интерес к историческому прошлому. Чем обусловлены современные грандиозные перемены и где их истоки? Что отжило свое и что еще сохраняет свою значимость?
  3. «Отечественная история» I курс

    Документ
    участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  4. Отечественная история Шифр специальности

    Документ
    Содержанием специальности является изучение прошлого государства и народов России. Объект изучения отечественной истории — деятельность государства и общества, народов страны во всех сферах жизни на различных этапах исторического развития.
  5. Отечественная история. (1)

    Документ
    В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Отечественная история», требования Государственного стандарта по дисциплине «Отечественная история», структура предмета, тематические планы лекционных,
  6. Отечественная история. (2)

    Учебно-методическое пособие
    В соответствии с требованиями основной образовательной программы подготовки врача в комплексе гуманитарных дисциплин в СтГМА предусмотрено изучение «Отечественной истории».
  7. Отечественная история (3)

    Учебно-методическое пособие
    Доктор исторических наук, профессор Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, академик Международной академии наук высшей школы
  8. Отечественная история (4)

    Учебно-методическое пособие
    Пособие содержит планы семинарских (практических) занятий, рекомендательные методические материалы по курсу «Отечественная история», вопросы для самоконтроля, примерные тесты и вопросы для экзамена, а также темы рефератов и творческих заданий.
  9. Отечественная история (5)

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие включает в себя краткое содержание учебных тем курса, вопросы для обсуждения на семинарах, тесты, логические схемы, таблицы, тематику рефератов, термины, рекомендуемую для изучения литературу.

Другие похожие документы..