«Тверской государственный университет»

На правах рукописи

УДК 377.5:351.74

ББК Х401.133.1р20

Ф76

ФОМИНА Наталия Алексеевна

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КУЛЬТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ МИЛИЦИИ

13.00.01 — общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Тверь 2009

Диссертация выполнена на кафедре педагогики и социальной работы

ГОУ ВПО «Тверской государственный университет».

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Тарасова Людмила Анатольевна,

ГОУ ВПО «Тверской государственный университет»

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Николаев Валерий Александрович,

ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»

кандидат педагогических наук, доцент

Арапова Полина Иосифовна,

ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Ведущая организация ГОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт»

Защита состоится 28 апреля 2009 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.212.263.01 при ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 170001, г. Тверь, Студенческий переулок, д. 12, ауд. 425.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета; с авторефератом можно ознакомиться на сайте Тверского государственного университета .

Автореферат разослан «___» марта 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук И.М. Филинова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы исследования. На рубеже XXI века общество столкнулось с девальвацией и даже утратой чувства патриотизма, гордости за свою Родину, её народ, историю и культуру великой страны. Опасным для общества является появление псевдопатриотических националистических движений, в том числе фашистского толка. Среди молодёжи распространяются алкоголизм и наркомания, падает нравственность и культура. Всё это угрожает национальной безопасности страны. В этих условиях культурно-патриотическое воспитание становится важнейшей государственной задачей, приобретает особую актуальность.

Об этом свидетельствуют такие документы, как государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001–2010 годы», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. В них отмечается высокая значимость патриотического воспитания на современном этапе, определяются основные пути развития системы патриотического воспитания, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству.

Особую значимость проблема патриотического воспитания имеет для будущих сотрудников органов внутренних дел, по долгу службы призванных отстаивать правопорядок. Без необходимого уровня культурно-патриотической подготовки их деятельность не будет в должной мере направлена на защиту граждан от посягательств криминала.

Необходимость повышения культурно-патриотического уровня учащихся колледжей милиции подчёркивается в нормативно-правовых документах МВД России («Программа воспитательной работы с курсантами образовательных учреждений МВД РФ», «Программа комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений учреждений системы МВД России на 2007–2009 годы», приказ МВД России от 1 февраля 2007 года № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» и др.).

Степень доверия населения к милиции невысока, бытует мнение, что её сотрудники коррумпированы и применяют насилие. Никакими материальными благами, устрашающими мерами невозможно заставить человека быть добрым, порядочным, не за страх, а за совесть исполнять законы государства и моральные принципы общества. Сегодня культурно-патриотическое воспитание будущих сотрудников органов внутренних дел выступает как нравственная основа совершенствования профессиональной подготовки учащихся колледжей милиции.

Как показывает практика, значительный педагогический ресурс в русле охарактеризованной актуальной задачи заключен в музыке. Наиболее продуктивно культурно-патриотическое воспитание будущих сотрудников органов внутренних дел осуществляется в рамках внеаудиторной музыкально-эстетической работы. Популярными формами ее реализации выступают: кружковые формы (инструментальные, хоровые, музыкально-театральные кружки и др.), массовые формы (посещение концертов, музыкальных театров, музеев, организация творческих встреч с известными музыкантами). Опросы преподавателей, сотрудников колледжей милиции показали, что реализация названных форм работы осуществляется интуитивно, без достаточного научного обоснования.

Социальный заказ общества по подготовке будущих сотрудников милиции как носителей культуры и патриотов, с одной стороны, потребность образовательной практики в научно обоснованных, технологичных рекомендациях по организации культурно-патриотической работы средствами музыки, с другой, недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы определили актуальность данного исследования.

Состояние научной разработанности проблемы.До настоящего времени культурно-патриотическое воспитание учащихся колледжей милиции не было предметом специального исследования. Важность культурно-патриотического воспитания отмечается в трудах выдающихся мыслителей прошлого (Аристотель, Г. Гегель, И. Кант, А.С. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). В их работах закладывались истоки этого понятия, предлагались оригинальные системы музыкально-эстетического, трудового, нравственного и героико-патриотического воспитания.

Проблему взаимодействия этического, эстетического, нравственного и патриотического воспитания в искусстве разрабатывали видные деятели отечественной науки (Е.И. Артамонова, Ю.Б. Борев, А.И. Буров, Л.С.Выготский, В.А. Ильин, Н.И. Киященко, Л.Н. Коган, Н.М. Конышева, В.А.Сластенин, В.К. Скатерщиков и др.).

Проблема музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения освещалась в работах ведущих отечественных учёных-педагогов (Д.Б. Кабалевский, М.А. Румер, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая и др.). Отдельные вопросы воспитания патриотизма у учащихся средствами музыки можно обнаружить в трудах Э.Б. Абдулина, Ю.Б. Алиева, Л.П. Аладовой, Л.У.Алимовой, Т.Г. Мариупольской, Ю.А. Огородникова, Л.А. Тарасовой, П.А.Черватюка, Л.В. Школяр, А.П. Юдина и др. В диссертациях Т.М.Глядковской, Е.С. Поляковой, Т.В. Стриго, М.А. Шанина и др. рассматривался вопрос нравственного, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения средствами музыки. Отдельные аспекты культурно-патриотического воспитания будущих сотрудников органов внутренних дел раскрыты в исследованиях В.В. Анциферова, И.А. Латкова, Ю.В. Серова, С.Н. Тихомирова и др.

Однако целенаправленного, системного исследования проблемы культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции средствами музыки не проводилось.

Анализ теоретических подходов к проблеме культурно-патриотического воспитания, процесса его реализации в колледжах милиции средствами музыки выявил ряд противоречий. Во-первых, противоречие между потребностью общества в культурно-патриотически воспитанных работниках МВД России и недостаточной разработанностью теоретических основ культурно-патриотического воспитания. Во-вторых, противоречие между потребностью преподавателей, сотрудников колледжей милиции в организации культурно-патриотического воспитания и недостатком научно обоснованных рекомендаций по организации этой работы. В-третьих, противоречие между значительным педагогическим потенциалом музыкально-эстетической внеаудиторной работы по культурно-патриотическому воспитанию и недостаточно эффективным ее использованием в практике деятельности колледжей милиции.

На основе названных противоречий сформулирована проблема диссертационногоисследования: каковы организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции?

Выявленные противоречия и сформулированная проблема обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции».

Объект исследования– культурно-патриотическое воспитание будущих сотрудников МВД в колледжах милиции.

Предмет исследованияорганизационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции средствами музыки.

Цель исследования – определение организационно-педагогических условий культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции в процессе внеаудиторной музыкально-эстетической работы.

Задачиисследования:

1. Определить сущность понятия «культурно-патриотическое воспитание» и его специфику применительно к профессиональной подготовке учащихся колледжей милиции.

2. Разработать теоретическую модель и на ее основе построить систему культурно-патриотического воспитания будущих сотрудников МВД органично включенную в процесс их профессиональной подготовки.

3. Выявить эмоционально-педагогический потенциал музыки, усиливающий культурно-патриотическое воспитание.

4. Разработать и экспериментально апробировать программу культурно-патриотического воспитания в колледжах милиции средствами аудиторной и внеаудиторной музыкально-эстетической работы, реализуемой в кружковой и массовой, индивидуальной и коллективной формах.

Гипотеза исследования. Процесс культурно-патриотического воспитания будущих сотрудников МВД будет протекать более эффективно при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

- командно-педагогический состав колледжей милиции в полной мере осознает сущность понятия «культурно-патриотическое воспитание» и его специфику в рамках профессиональной подготовки учащихся колледжа милиции;

- культурно-патриотическое воспитание осуществляется системно, органично включено в учебно-воспитательный процесс колледжа;

- культурно-патриотическое воспитание активно подкрепляется научно обоснованным использованием высокохудожественных образцов музыкального искусства;

- средства музыкального искусства в процессе культурно-патриотического воспитания используются системно: в аудиторной и внеаудиторной работе, кружковой и массовой работе, индивидуальной и коллективных формах.

Методологической основой исследования явились работы в области философии, эстетики, педагогики, психологии, культурологии, искусствознания, музыкознания. Принципиально важное значение имели труды по философии (Аристотель, Г. Гегель, Б.Л. Губман, И. Кант, А. Лосев, М.А.Лукацкий, Н.И. Пищулин и др.), педагогике (Ю.К. Бабанский, В.В.Краевский, Г.М. Коджаспирова, С.А. Козлова, А.С. Макаренко, Е.М.Муравьёв, И.Д. Лельчицкий, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, В.А.Сухомлинский и др.), идеи ведущих специалистов по общей и возрастной психологии, а также психологии музыкального творчества (Б.Г. Ананьев, Л.И.Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, И.С. Кон, В.А.Крутецкий, А.А. Леонтьев, В.И. Петрушин, Л.С. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), позволившие автору выделить социально-психологические предпосылки культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции при обучении музыке.

Актуальными для исследования стали труды по теории эстетического воспитания (М.М. Бахтин, Ю.В. Борев, Ю.Б. Верольский, Н.И. Киященко, Ю.А.Огородников, М.Ф. Овсянников, В.К. Скатерщиков и др.), по теории и методике музыкального и художественного воспитания (Л.А. Безбородова, Д.Б.Кабалевский, А.Н. Малюков, Л.А. Тарасова, Г.М. Цыпин, П.А. Черватюк, Л.В. Школяр, А.И. Щербакова и др.), музыковедов и специалистов по методике преподавания фортепиано (Б.А. Асафьев, А.Д. Алексеев, Н.А. Любомудрова, С.С. Ляховицкая, Т.Г. Мариупольская, В.В. Медушевский, Г.Г. Нейгауз, А.И.Николаева, С.И. Савшинский, А.Н. Сохор, Г.М. Цыпин, А.П. Юдин), а также работы ученых системы МВД РФ (Б.Н. Анисимков, Л.Ш. Берекашвили, С.В. Бородин, В.Ф. Гапоненко, Г.Г. Зуйков, Н.Н. Иванов и др.).

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования и нормативных документов Правительства и МВД РФ по рассматриваемой проблеме; целенаправленное педагогическое наблюдение; изучение и обобщение педагогического опыта, в том числе собственного; анализ учебно-методической документации колледжей милиции (планов, программ, разработок, рекомендаций, справок и отчетов по внеаудиторной музыкально-эстетической работе); беседа; интервью; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, математическую обработку данных.

Научная новизнаисследования заключается в том, что впервые:

- рассмотрена и обоснована сущность и содержание понятия «культурно-патриотическое воспитание», его специфика применительно к подготовке учащихся колледжей милиции;

- разработана теоретическая модель и на ее основе построена система культурно-патриотического воспитания учащихся, органично включенная в учебно-воспитательный процесс колледжа милиции;

- обоснованы педагогические возможности музыки в процессе культурно-патриотического воспитания;

- определены наиболее эффективные средства внеаудиторной, кружковой и массовой, индивидуальной и коллективной музыкально-эстетической работы с будущими сотрудниками МВД по их культурно-патриотическому воспитанию.

Теоретическая значимость исследования:

- рассмотрены исторические аспекты эстетического, нравственного и патриотического воспитания личности разных эпох, которые явились истоками понятия «культурно-патриотическое воспитание»;

- определены организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции средствами музыкального искусства во внеаудиторной работе;

- обоснована система культурно-патриотического воспитания будущих сотрудников МВД средствами музыкального искусства во внеаудиторных кружковых и массовых занятиях.

  1. «Тверской государственный университет» (9)

    Диссертация
    Защита состоится «12» мая 2010 г. в 12:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 170100, Тверь, Студенческий переулок, д.
  2. «Тверской государственный университет» (10)

    Диссертация
    филиал ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Твери, зав. кафедрой гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин
  3. «Тверской государственный университет» (4)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2011 г. в __ час __ мин. на заседании диссертационного совета Д 212.263.03 в Тверском государственном университете (170100 г. Тверь, ул.
  4. «Тверской государственный университет» (6)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «28» апреля 2009 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при ГОУ ВПО «Тверской государственный университ» по адресу: 170100, г.
  5. «Тверской государственный университет» (5)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2007 г. в час. мин. на заседании диссертационного совета Д 212.263.03 в Тверском государственном университете по адресу: Россия, 170100, г.
  6. «Тверской государственный университет» (7)

    Автореферат диссертации
    Реферируемая диссертация посвящена моделированию особенностей конструирования метафоры, расширенная трактовка которой включает собственно метафору, метонимию, сравнение, оксюморон, перифразу, двойной смысл, игру слов, иронию, гиперболу и литоту.
  7. «Тверской государственный университет» (8)

    Автореферат диссертации
    Под конструированием подразумевается глубинный процесс формирования совмещенного пространства смысла, позволяющего устанавливать общность между объектами, их признаками и т.
  8. «Тверской государственный университет» (3)

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре теории права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тверской государственный университет»
  9. «Тверской государственный университет» (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «28» мая 2009 года в часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.198.04 при Российском государственном гуманитарном университете по адресу: ГСП-3, 125993 Москва, Миусская пл.

Другие похожие документы..