Учебно-методический комплекс дисциплины маркетинг направление подготовки бакалавров

Тема 3. Технология маркетинговой деятельности.

Постановка целей и разработка маркетинговой стратегии. Факторы формирования маркетинговой стратегии. Общая система разработки маркетинговой стратегии. Процесс формирования маркетинговой стратегии. Формирование общей стратегии. Формирование стратегии по различным отраслям деятельности фирмы, товарам, рынкам, а также функциональные виды стратегий.

Требования, предъявляемые к маркетинговым стратегиям. Иерархия стратегий.

Основные направления маркетинговой стратегии.

Разработка рыночной стратегии: наступательная, оборонительная стратегии, стратегия отступления. Глобальные направления маркетинговой стратегии: диверсификация, сегментация, интернационализация. Стратегии инноваций, дифференциации продукции и рынков, снижения издержек производства, выживания, индивидуализации потребителя, глубокой сегментации и др.

Основные векторы расширения рыночной деятельности: старый рынок — старый товар, старый рынок — новый товар, новый рынок — старый товар, новый рынок — новый товар.

Основные методы построения маркетинговых стратегий — стратегическая модель американского института PIMS, модель М. Портера, портфельный анализ стратегических зон хозяйствования Бостонской консалтинговой группы.

Инновационная политика в системе маркетинга. Концепция разработки нового товара. Основные стадии разработки нового товара.

Основные направления разработки научно-технической политики: ориентация производства на выпуск новых изделий, на быстрое техническое обновление выпускаемой продукции, на выпуск традиционных товаров для сбыта на новых рынках.

Разработка торговых марок. Добавленная ценность торговой марки. Базисные и расширенные торговые марки. Региональные и глобальные торговые марки. Роль упаковки в товарной политике. Задачи оптимизации номенклатуры производимой продукции по степени дифференциации, структуре жизненного цикла, числу модификаций базовых моделей. Диверсификация продукции.

Особенности материально-технического обеспечения фирмы в современных условиях. Работа с субпоставщиками. Системы снабжения: «без складирования», «канбан», «точно в срок». Выталкивающая и вытягивающая системы многоэтапного производства.

Источники финансирования.

Ценовая стратегия фирмы и ее типы, выработка основных направлений ценовой политики, определение уровня цен, прибыли и рентабельности. Стратегии «снятия сливок» и «прорыва», стратегии дифференцированных, единых, неизменных и гибких цен. Стратегия ценового лидера. Психологические методы ценообразования.

Этапы расчета базисного уровня цены. Система ценовых модификаций.

Инициативное повышение и понижение цены. Принципы ценообразования. Методика определения уровня цен.

Основные направления формирования сбытовой сети фирмы. Виды каналов сбыта. Прямой и косвенный методы сбыта продукции. Филиалы фирм, торговые посредники, оптовые и розничные торговые организации, их основные функции.

Выбор каналов и методов товародвижения — основная составляющая сбытовой политики в системе маркетинга.

Основные этапы планирования сбытовой политики: выбор целевого сегмента рынка, определение места сбытовой политики в системе комплекса маркетинга, выбор каналов и методов сбыта, выбор способа выхода на целевой рынок, выбор времени выхода на рынок, определение форм и методов стимулирования сбыта и необходимых для этого затрат.

Традиционные и горизонтальные системы сбыта. Вертикальные системы сбыта: корпоративные, договорные, управляемые. Комбинированные системы сбыта. Их особенности и цели организации. Стратегии сбыта: интенсивный, селективный и эксклюзивный сбыт.

Основные направления коммуникационной политики: реклама, public relations, персональные продажи и средства стимулирования сбыта.

Понятие и сущность рекламы и ее виды. Характеристика основных рекламных средств (каналов). Планирование рекламной кампании. Расчет бюджета и оценка эффективности рекламных выступлений.

Товарный знак и его использование в целях рекламы. Роль public relations в коммуникационной политике. Характеристика основных направлений и форм стимулирования сбыта. Развитие системы личных продаж.

Маркетинговая система подготовки квалифицированных кадров и непрерывного повышения квалификации сотрудников. Методы стимулирования труда. Внутрикорпоративная культура.

Обеспечение современных систем менеджмента и социально-психологических методов управления персоналом. Партисипативные методы (принципы участия).

Тема 4. Маркетинговая программа и управление маркетингом.

Прогнозы и стратегические планы. Разработка маркетинговой программы и ее место в планировании развития предпринимательской деятельности фирмы. Сводный внутрифирменный план. Маркетинговый план и бизнес-план. Последовательность разработки маркетинговых программ. Структура маркетинговой программы.

Долгосрочное и стратегическое планирование. Директивность и индикативность показателей. Эконометрические методы моделирования.

Рекомендательный характер маркетинговой программы. Значение экспертной оценки и экспертных поправок. Методология разработки маркетинговых программ. Централизованная, децентрализованная и смешанная разработка маркетинговых программ.

Цель маркетинговой программы по продукту — разработка на основе маркетинговой информации и многовариантного анализа с использованием оптимальных технико-экономических показателей продукции и эффективности ее производства и сбыта.

Структура стандартной формы маркетинговой программы по продукту: прогноз развития целевого рынка, стратегия поведения на рынке, товарная политика, ценовая политика, сбытовая, коммуникационная, кадровая политики, финансовые затраты и контроль за реализацией намеченных показателей. Система показателей, используемых при разработке программы маркетинга по продукту.

Разработка программы маркетинга по производственно-сбытовому отделению, ее цели и задачи. Маркетинговая программа по производственно-сбытовому отделению как обобщение маркетинговых программ по товарам, выпускаемым или планируемым к выпуску Система показателей, используемых при разработке программы маркетинга по производственно-сбытовому отделению.

Построение маркетинговых служб на фирме. Организационное построение по продукту, по функциям, по регионам, по группам потребителей, смешанные типы построения организационных структур маркетинговой деятельности. Роль гибких (временных) рабочих групп («по проекту»). Типовые организационные структуры маркетингового управления.

Уровни маркетинговых служб в иерархии принятия управленческих решений фирмы.

Задачи маркетингового контроля и основные его виды. Контроль за реализацией планов и маркетинговых программ фирмы. Контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта. Контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат. Стратегический контроль и ревизия маркетинга. Методика разработки ревизии маркетинговой деятельности.

6. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

«МАРКЕТИНГ»

Тема 1. Концепция маркетинга.

1.1. Сущность, содержание и цели маркетинговой деятельности.

1.2. Функции маркетинга.

Литература

Основная:

[1], [5], [8], [9], [13], [14].

Дополнительная:

[][][25], [29], [31], [46], [47].

Тема 2. Маркетинговые исследования.

2.1. Цели, задачи и структура маркетинговых исследований.

2.2. Изучение товара.

2.3. Изучение и анализ маркетинговой среды и условий рынка.

2.4. Изучение потребителей.

2.5. Изучение фирмы и ее производственно-сбытовых возможностей.

2.6. Сегментация и выбор целевого рынка.

2.7. Информационное обеспечение и методика проведения маркетинговых исследований.

Литература

Основная:

[1], [2], [4], [5], [7], [8], [9], [15], [17].

Дополнительная:

[22], [23], [28], [29], [32], [34], [38], [40], [46], [48], [49].

Тема 3. Технология маркетинговой деятельности.

3.1. Цели и стратегии маркетинговой деятельности.

3.2. Товарная политика.

3.3. Ценовая политика.

3.4. Сбытовая (дистрибьюционная) политика.

3.5. Коммуникационная политика. Реклама и стимулирование сбыта.

3.6.Кадровая политика.

Литература.

Основная:

[3], [5], [6], [7], [8], [9], [11], [12], [13], [14], [15], [17].

Дополнительная:

[18], [19], [20], [21], [22], [24], [25], [28], [30], [35], [36], [40], [41], [42], [47].

Тема 4. Маркетинговая программа и управление маркетингом.

4.1. Стратегическое и оперативное планирование фирмы.

4.2. Маркетинговая программа.

4.3. Организация маркетинговой деятельности.

4.4. Контроль маркетинговой деятельности.

Литература.

Основная:

[3], [5], [8], [9], [11], [13], [17].

Дополнительная:

[21], [24], [37], [48].

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Контрольная работа предназначена для углубления и расширения знаний по дисциплине «Маркетинг». Студенты очно-заочной формы обучения выполняют контрольную работу самостоятельно в межсессионный период. Выполненная работа должна быть защищена студентом. Студенты, не выполнившие контрольную работу, к сдаче экзамена не допускаются. Работа должна быть аккуратно оформлена в печатном виде, удобна для проверки и хранения.

Задания к контрольной работе для студентов очно-заочной формы обучения составлены в соответствии с учебными планами специальности и с целью оказания помощи студентам-заочникам в изучении фундаментальных вопросов теории маркетинга и маркетинговой деятельности.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

по дисциплине «МАРКЕТИНГ»

для студентов очно-заочной формы обучения направления «Экономика» и специальности «Мировая экономика»

  1. Основные представители и школы формирования маркетинговой концепции.

  2. Менеджеристское направление в маркетинге.

  3. Бихевиористское направление в маркетинге.

  4. Маркетинг как концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирмы.

  5. Основные виды маркетинга. Виды маркетинга по территориям охвата.

  6. Основные виды маркетинга. Виды маркетинга в зависимости от спроса.

  7. Маркетинг, ориентированный на продукт. Маркетинг, ориентированный на потребителя.

  8. Маркетинговое исследование: структура, схема, этапы, объекты и субъекты.

  9. Маркетинговое исследование товара. Задачи повышения качества и конкурентоспособности продукции на рынке: понятия и показатели, их определяющие.

  10. Изучение и анализ факторов внешней макро и микросреды.

  11. Основные показатели анализа условий рынка. Составление прогноза развития рынка.

  12. Основные направления и структура маркетингового анализа потребителей.

  13. Методы исследования мотивации.

  14. Оценка конкурентных возможностей фирмы. Изучение форм и методов коммерческой и маркетинговой работы фирмы.

  15. Сегментация рынка: цель, механизм и этапы осуществления.

  16. Сегментация по потребителям (профилю потребителя). Сегментация по продукту. Сегментация по каналам сбыта.

  17. Формирование стратегии по различным отраслям деятельности фирмы, товарам, рынкам.

  18. Основные направления маркетинговой стратегии.

  19. Основные методы построения маркетинговых стратегий.

  20. Инновационная политика в системе маркетинга. Концепция разработки нового товара.

  21. Разработка торговых марок. Добавленная ценность торговой марки.

  22. Ценовая стратегия фирмы и ее типы, выработка основных направлений ценовой политики.

  23. Основные направления формирования сбытовой сети фирмы. Виды каналов сбыта.

  24. Основные этапы планирования сбытовой политики.

  25. Основные направления коммуникационной политики: реклама, public relations, персональные продажи и средства стимулирования сбыта.

  1. Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки бакалавров 080500. 62 «Менеджмент» уфа-2011

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс включает рабочую программу, учебно-методические материалы лекционного курса и практических занятий, методические указания по выполнению курсовой работы, вопросы для подготовки к экзамену.
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов Направление подготовки бакалавра: 080100 Экономика Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рукин А.В. Управление рисками: Учебно-методический комплекс (для обучения студентов по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификации «БАКАЛАВР») / А.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «статистика» Направление 080200 «менеджмент»

    Учебно-методический комплекс
    Организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления;
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «статистика» Направление 080100-с «экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Бакалавр по направлению подготовки 080100 Экономика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
  5. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой гражданско-правовых дисциплин протокол от 19 января 2011г №5 Рецензент: Медведев О. М., доктор юридических наук, профессор

    Учебно-методический комплекс
    Учебная дисциплина « Трудовое право» включена в федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (бакалавра) 030500.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины б дв1 Теория систем и системный анализ Направление подготовки 080200 Менеджмент

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ» является частью основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению подготовки высшего профессионального образования 080200 – Международный
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 01 Введение в специальность (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины "Исследование систем управления" по направлению 080500 "Менеджмент"

    Учебно-методический комплекс
    Заведующий выпускающей кафедрой / / (подпись) (фамилия, имя, отчество) Директор филиала /д.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплина Микроэкономика (часть 1 и часть 2) Для бакалавров по направлению «Экономика» 080100

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Другие похожие документы..