Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория эволюции (название)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра __________БИОЛОГИЯ____________

(название кафедры)

Ф.и.о. автора СЛЕСАРЕНКО ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Теория эволюции______________

(название)

Специальность: 020801.65-«экология»

(код по ОКСО) (наименование специальности)

020201.65-«биология»

(код по ОКСО) (наименование специальности)

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________

ЮЖНО-САХАЛИНСК

Автор составитель:

Слесаренко Г.С. кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник,

доцент кафедры биологии.

Учебно-методический комплекс Теория эволюции___________________________

(название дисциплины) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования по специальности « биология» и Основной образовательной программой по
специальности «экология»_______________________________

(шифр)020201.65 -«биология» ,020801.65.-«экология»

(наименование специальности)

Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин по специальности « биология» , в цикл специальных дисциплин по специальности « экология» и является обязательной для изучения.


Согласование с деканом обучающего факультета:

Декан ЕНФ В.Н.Ефанов

Директор библиотеки

(подпись)(ф. и. о.)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

I. Рабочая программа дисциплины ……………………………………………… ... .4

  1. Цели и задачи изучения дисциплины ………………………………….....4

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………..….4

  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля…...…..7

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………….………......7

  2. Распределение часов по темам и видам учебной работы………………….8

  1. Содержание курса……………………………………………………………..10

  2. Темы семинарских занятий………………………………………………………………………...15

  3. Тематика докладов на семинарах……………………………………………..22

  4. Учебно-методическое обеспечение …23

    1. Литература…………………………………………………………………...23

7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины ………………………24

7.3. Методические указания студентам…………………………………….….24

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций……………………………………..26

I. Рабочая программа дисциплины

  1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель:

- сформировать у студентов целостное представление о истории эволюционной мысли, о многоплановости и сложности формирования и

развития теоретических основ биологии;

- структурировать информацию о современных проблемах эволюционной теории;

- обобщить сведения, полученные по другим биологическим дисциплинам в их эволюционном освещении;

- показать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем возникновения и развития жизни на Земле.

Задачи :

-обучение студентов методике профессиональной биологической оценки закономерностей развития живой природы;

- формирование диалектико-материалистического мировоззрения;

- выработка у студентов биологического мышления и статистического подхода к явлениям природы;

- обучение студентов системному подходу в восприятии развития любой биологической научной дисциплины.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

Современная теория эволюции представляет собой синтетическую теорию, сложившуюся в начале 20 века и апробированную последующими исследованиями. Особое место эволюционной теории в системе биологических наук, её обобщающий характер и методологическая направленность определяют и особую важность изучения этой дисциплины в вузе. При её изучении у студентов формируется систематика взглядов на природу, вырабатывается биологическое мышление, диалектический подход к явлениям жизни и к пониманию причинно-следственных связей природных явлений.

Курс теории эволюции завершает общую биологическую и экологическую подготовку студентов и должен включать в себя в качестве примеров и аргументов данные всех других биологических дисциплин. Он позволяет получить объём сведений, необходимых биологу и экологу. Овладение основами эволюционной теории развивает способность и далее самостоятельно осмысливать сложный материал современной биологии.

Многие основные положения таких общебиологических наук, как генетика, цитология, экология, приобретают в свете эволюционного учения новый смысл. С учётом этих особенностей составлена настоящая программа курса.

Значительное место в ней занимает историческая часть. Широкое знакомство с историей эволюционной мысли даёт представление о многоплановости и сложности развития теоретических взглядов в биологии в условиях острой идейной борьбы как в самой эволюционной теории, так и среди философских учений. Большой объём исторической части объясняется и тем, что в курсах по специальным дисциплинам как привило, уделяется мало внимания развитию общебиологических концепций.

Основная часть программы построена в соответствии с логической структурой предмета. Ядро современной эволюционной теории составляет учение о микроэволюции, которое во многом базируется на данных генетики и экологии. Поэтому значение основ этих наук, которые в СахГУ изучаются теперь достаточно объёмно, органически необходимо для понимания основ эволюционной теории.

Современная эволюционная теория – самостоятельная биологическая дисциплина, смежная со многими отраслями естествознания, социальными науками, с философией диалектического материализма. Она представляет собой объединение данных многих отраслей биологии (палеонтологии, морфологии, генетики, экологии, эмбриологии и др.), а также связана с науками практического профиля (медициной, математикой, кибернетикой, бионикой, биофизикой, практической биологией, терией управления биосферой).

Теория эволюции является теоретическим фундаментом большого комплекса наук, так как вскрывает общие законы исторического развития всех форм жизни и на всех уровнях её организации. Её обобщающий характер и методологическая направленность определяют и особую важность изучения.

При изучении студенты биологии должны опираться на знания приобретённые в курсах ботаники, зоологии, физиологии растений физиологии человека и животных, экологии, цитологии, генетики. Межпредметные связи студентов экологов – это учебные дисциплины: биология, химия, общая экология, экология растений, экология животных, экология микроорганизмов, «человек».

В результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь представление:

- о механизмах и закономерностях исторического развития биологических систем.

Знать:

- роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении;

-системную периодизацию истории теории эволюции и ее основные

современные проблемы;

- основные теории эволюции, концепции видообразования;

- основные даты, события и эволюционные достижения;

- имена и краткие биографии выдающихся ученых-эволюционистов;

- основные методологические концепции и исследовательские школы в

истории теории эволюции.

Уметь:

-аналитически представить важнейшие события в истории

эволюционной теории;

- оценить роль и значение ученых- эволюционистов в создании СТЭ;

- выявить причинно- следственные связи развития живой природы;

- провести квалификационную оценку проблем СТЭ, грамотно

прокомментировать их основное содержание;

- воспроизвести информацию о предмете обсуждения, связанным с

теорией эволюции

- аргументировать современный эволюционный подход к изучению

биологических процессов.

Приобрести навыки, иметь опыт:

- комплексного подхода к теории эволюции;

- самостоятельной постановки исследовательской научной проблемы;

-работы с основными видами источников по эволюционному учению;

- раскрытия внутренней логики теории эволюции.

3.Объём дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

3.1. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

по формам

обучения

Биология

Экология

Очная

Очно-заочная

Очная

№№ семестров

8

10

8

Аудиторные занятия:

70

28

34

Лекции

42

14

20

Практические и семинарские занятия

28

14

14

Лабораторные работы (лабораторный практикум)

-

-

-

Самостоятельная работа

58

82

42

Всего часов на дисциплину

128

110

76

Текущий контроль (кол и вид тек контр, №№ семестров)

Контр раб

№ 1,2,4; тестирование

Контр раб

№№ 1,2; тестирование

Курсовая работа (№ семестра)

-

-

-

Виды промежуточного контроля (экзамен, зачёт) -№№ семестр

Экзамен

8 семестр

Экзамен

8 семестр

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине генетика и селекция (название) (1)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности 020201.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине генетика и селекция (название) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебная программа по дисциплине «Экология растений» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначается для студентов специальности: 050102.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине деньги, кредит, банки (название) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Деньги, кредит, банки» является теоретическим курсом, продолжающим анализ экономических отношений общества в процессе обучения студентов по специальности «Финансы и кредит».
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине деньги, кредит, банки (название) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса «Деньги, кредит, банки» - состоит в формировании у будущих специалистов современных фундаментальных знаний в области теории денег, кредита, банков, раскрытие исторических и дискуссионных теоретических аспектов их сущности,
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине История новейшего времени (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по «Новейшему времени (часть I)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «История».
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине История политических учений. (название)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности «История»
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история первобытного общества (название)

    Учебно-методический комплекс
    Важное место в подготовке учителей истории играет изучение наиболее раннего периода в истории человечества – первобытного общества. Изучение этого предмета позволяет студентам получить целостное представление о ходе истории, начиная с ее истоков.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы социальной работы (название) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы социальной работы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы социальной работы (название) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы социальной работы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности

Другие похожие документы..