Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор, Н. Р. Добрушина, к ф. н., доцент

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

 

Факультет прикладной политологии

Отделение деловой и политической журналистики

Программа дисциплины
«Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике»

для направления 030600.68 «Журналистика»

подготовки магистра

Авторы программы Ю.К. Пирогова, к.ф.н., профессор, Н.Р. Добрушина, к.ф.н., доцент

Рекомендовано секцией УМС

Секция «Журналистика»

Председатель Е.Н.Пенская

___________________________

«____»______________200 г.

Одобрено на заседании кафедры

Медиа-менеджмента и медиа-бизнеса

Зав. кафедрой____________________

А.Г.Быстрицкий

«____»______________200 г.

Утверждено УС факультета

___________________________

Ученый секретарь

___________________________

«____»______________200 г.

Одобрено на заседании кафедры словесности

Зав. кафедрой____________________

Е.Н.Пенская

«____»______________200 г.

Москва

Пояснительная записка

СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством и продюсером предполагает, что журналист владеет стратегиями и приемами коммуникативного (и в том числе речевого) воздействия. Для освоения и практического закрепления этих приемов и предназначена данная дисциплина. При этом основное внимание в процессе изучения дисциплины уделяется не только естественному языку как инструменту воздействия, но и невербальным инструментам – иными словами, всем тем особенностям структуры и функционирования вербальных и невербальных средств на различных уровнях их организации, которые позволяют эффективно воздействовать на сознание адресата.

В англоязычной традиции аналогичная дисциплина обычно предлагается под названием "Persuasion" (заметим, что этот термин не имеет точного соответствия в русском языке). Эта дисциплина помогает развить коммуникативную компетентность в сфере коммуникаций в целом, а не только в сфере массовой коммуникации.

Цели и задачи курса

Цель курса заключается в том, чтобы научить студентов обнаруживать, исследовать и использовать те технологии и приемы создания вербальных и невербальных сообщений, которые позволяют сообщению быть эффективным средством воздействия в социальной и межличностной коммуникации. Важной неотъемлемой составляющей данной цели также является выработка у студентов понимания и уважения этических и правовых норм, которые распространяются на использование средств коммуникативного воздействия и манипулирования.

В ходе обучения решаются следующие конкретные задачи:

  1. сформировать у студентов четкие представления об основных понятиях в сфере увещевательной коммуникации;

  2. сформировать представления об основных сферах бытования увещевательной коммуникации, познакомить их с классическими примерами успешной увещевательной коммуникации;

  3. дать представления об основных дисциплинах и научных школах, занимающихся изучением увещевательной коммуникации;

  4. дать системные представления о спектре механизмов речевого воздействия и возможностях их использования в конкретных ситуациях;

  5. выработать знания и практические навыки использования воздействующего потенциала фонетических ресурсов языка;

  6. выработать знания и практические навыки использования воздействующего потенциала грамматических и синтаксических языковых ресурсов;

  7. выработать знания и практические навыки использования воздействующего потенциала семантических ресурсов на различных уровнях;

  8. выработать знания и практические навыки использования средств речевого воздействия во взаимодействии с неречевыми средствами;

  9. выработать знания и практические навыки использования различных средств и стратегий аргументации в ситуациях коммуникативного воздействия;

  10. сформировать навыки использования различных средств и стратегий аргументации в деловой и академической сфере;

  11. научить различать манипулятивную и неманипулятивную увещевательную коммуникации и выработать социально ответственное отношение к использованию конкретных приемов и механизмов воздействия.

При разработке данной программы была учтен опыт преподавания дисциплины «Речевое воздействие» и частично использована методическая разработка учебной программы Ю.К. Пироговой и П.Б. Паршина «Речевое воздействие» (2002 г.)

тематический план

п/п

Наименование темы

Всего

Кол-во аудиторных часов

Самост. работа, часов

Лекции

Семинары

  1. 1

ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО воздействия И МАНИПУЛИРОВАНИЯ. ПРЕДПОСЫЛКИ КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (Пирогова Ю.К.)

16

6

2

8

ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФОНЕТИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВЫХ РЕСУРСОВ (Пирогова Ю.К.)

16

6

2

8

ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГРАММАТИЧЕСКИХ И СИНТАКСИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВЫХ РЕСУРСОВ (Пирогова Ю.К.)

16

6

2

8

ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМАНТИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВЫХ РЕСУРСОВ (Пирогова Ю.К.)

18

6

2

10

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ И НЕВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СООБЩЕНИИ (Пирогова Ю.К.)

16

6

2

8

КОММУНИКАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СООБЩЕНИЯ КАК ЦЕЛОГО И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ (Пирогова Ю.К.)

16

6

2

8

ТЕХНОЛОГИЯ АРГУМЕНТАЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В СТРУКТУРЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ (Пирогова Ю.К.)

20

8

2

10

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ АДРЕСАТА КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ИХ РОЛЬ В ВЫБОРЕ СРЕДСТВ ВОЗДЕЙСТВИЯ(Добрушина Н.Р.)

30

8

2

20

КОММУНИКАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ И МАНИПУЛИРОВАНИЕ В АСПЕКТЕ ПРАВОВОГО И ЭТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СМИ (Пирогова Ю.К.)

20

4

2

14

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ДЕЛОВОЙ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Добрушина Н.Р.)

48

14

4

30

Итого

216

70

22

124

Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Итоговая оценка складывается из следующих составляющих:

  • посещаемость занятий – 10%

  • участие в работе семинаров – 10%

  • 1-ая контрольная работа- 15%

  • 2-ая контрольная работа- 10%

  • домашнее задание – 25%

  • зачет – 30 %

Базовый учебник

    1. Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера. – М.: Изд-во «Дело», 2007.

    2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М.: Изд-во «Речь», 2004.

    3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2002.

  1. Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор

    Программа дисциплины
    СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством

Другие похожие документы..