Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор, Н. Р. Добрушина, к ф. н., доцент

Кобозева И.М.. Лингвистическая семантика. - М., 2000 . (Разд. I, Гл. 2 и 3; Разд. II, Гл. 3-4, 8)

  • Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. - М., 1994.

  • Купина Н.А. Тоталитарный язык. - Екатеринбург; Пермь, 1995.

  • Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. – М.: Едиториал УРСС, 2004.

  • Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. – М.: Прогресс, 1985.

  • Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. – М.: Прогресс, 1988.

  • Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. - М., 1985.

  • Пирогова Ю.К. Имплицитная информация как средство коммуникативного воздействия и манипулирования // Scripta linguisticae applicatae. Проблемы прикладной лингвистики 2001. – М.: «Азбуковник», 2001.

  • Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы. - М., 1986.

  • Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. - М., 1990.

  • Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Языки русской культуры, 2002.

  • Хейзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс-Академия, 1992 (или более позднее переиздание).

  • Язык и моделирование социального взаимодействия. — М.: Прогресс, 1987 (или более позднее переиздание; статья Р. Блакара)

  • Bolinger D. Language: The Loaded Weapon. — L.; N.Y.: Longman, 1980.

  • Lakoff R.T. Talking Power: The Politics of Language. – N.Y.: Basic Books, 1990.

  • Larson Ch. Persuasion: Reception and Responsibility. - Belmont, California, 1992.

    Вопросы для проверки качества усвоения темы:

    • Каковы основные семантические единицы и отношения?

    • Что такое личностные смыслы?

    • Какова структура значения языковых единиц различных уровней? Проиллюстрируйте на примерах различия денотативной, сигнификативной, экспрессивной и синтаксической семантики.

    • Охарактеризуйте понятие семантического признака. Приведите пример компонентного анализа слова, словосочетания, текста.

    • Каковы основные положения теории прототипов Э. Рош? Что такое понятия базового уровня? В чем состоит их особый статус в когнитивных процессах? Каким образом теория прототипов может использоваться для создания эффективных сообщений?

    • В чем различия категориальных и ситуативных понятий по А.Р. Лурии? Каким образом понимание этих различий может использоваться для создания эффективных сообщений?

    • Что такое функционально-стилистическая дифференциация лексических средств?

    • Как региональные и социальные диалекты могут использоваться в целях речевого воздействия.

    • Что такое жаргон, сленг, арго? Охарактеризуйте их потенциал с точки зрения речевого воздействия.

    • Что такое дескриптивные и оценочные понятия? Каковы виды оценочных значений? Встречаются ли смешанные дескриптивно-оценочные понятия?

    • Каковы особенности использования оценки в воздействующей коммуникации (проиллюстрируйте на примере одной коммуникативной сферы)?

    • Как могут использоваться эвфемизмы и дисфемизмы в целях речевого воздействия?

    • Что такое семантического поле? Каковы основные виды отношений между членами семантического поля? Каковы возможности использования этих отношений при вариативной интерпретации действительности?

    • Каковы виды синтагматических семантических отношений? Как эти знания могут использоваться в целях воздействия?

    • В чем различие понятий многозначность и омонимия? Каковы основные виды омонимии на различных языковых уровнях? Каков воздействующий потенциал многозначности и омонимии?

    • Охарактеризуйте понятия прямого и переносного смысла. Приведите примеры использования слов, словосочетаний, предложений, текстов, комплексных вербально-невербальных сообщений с прямым и переносным смыслом.

    • Что такое интертекстуальность сообщения? Какие другие термины могут использоваться для обозначения этого же явления? Каков воздействующий потенциал интертекстуальности в различных сферах.

    • Что такое метафора, метонимия, синекдоха? Каков их воздействующий потенциал в различных коммуникативных сферах?

    • Каковы основные понятия и положения когнитивной теории метафоры Лакоффа и Джонсона? В чем ее отличие от других теорий метафоры?

    • Как могут использоваться аналогия, сравнение и другие сопоставительные операции в целях воздействия? Каким образом в семантике и синтаксисе сообщений находят отражение эти типы отношений.

    • Что такое манипуляция с классами сравнения и параметрами сравнения? Как именно могут использоваться манипуляции с классами и параметрами сравнения в различных сферах коммуникации (в СМИ, рекламе, политической, деловой и других сферах коммуникации).

    • Что такое функционально-стилистическая разновидность языка и как разнообразие языковых средств можно использовать в целях воздействия?

    • Приведите примеры эффективной коммуникации, базирующейся на использовании семантических приемов воздействия (в СМИ, в рекламе, в политической коммуникации, в деловом общении и др.).

    • Приведите примеры коммуникативных неудач, возникших из-за игнорирования воздействующего потенциала семантических единиц (в СМИ, в рекламе, в политической коммуникации, в деловом общении и др.)

    Раздел 5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ И НЕВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СООБЩЕНИИ

    Невербальные средства выражения информации в сообщении: изображение, шрифтовое и цветовое выделение, особенности макета, звуковое сопровождение и голос и др. Соотношение вербальной и невербальной информации.

    Взаимодействие визуальной и вербальной частей (изображение и текст). Денотативное и коннотативное значение изображения. Преимущества изображения. Преимущества текста. Роль текстовой части сообщения для восприятия и запоминания изображения, и наоборот.

    Принципы согласования изображения и текста в сообщениях СМИ. Основные типы соотношений между изображением и текстом (дублирование, прояснение, взаимное дополнение и др.).

    Основы визуальной риторики. Игровые приемы компрессии и преобразования смысла как основа сильной идеи. Визуальные тизеры, визуальные искажения, визуальные парадоксы, визуальные гиперболы и литоты, визуальные метафоры и метонимии, оживление мертвых метафор, визуальные каламбуры, замены и смещения в ролевой структуре и другие креативные приемы.

    Основная ЛИТЕРАТУРА

      1. Назаров M.M. Массовая коммуникация в современном мире. - М.: УРСС, 2003. (Глава «Семиотические подходы в исследовании массовой коммуникации»).

      2. Матвеева Л.В. Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: РИП-холдинг, 2004. – Главы 3-5.

      3. Рекламный текст: семиотика и лингвистика (под ред. Ю.К. Пироговой и П.Б. Паршина). – М., 2000. – Главы 5.

      4. Пирогова Ю.К. Коммуникативное воздействие: лекционные материалы в формате Power Point (электронная версия). – М., 2008-2009. – Лекция 5.

    дополнительная ЛИТЕРАТУРА

    1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1989.

    2. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

    3. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - М., 1997.

    4. Эко У. Отсутствующая структура. – СПб., 1998.

    Вопросы для проверки качества усвоения темы:

    • Что такое вербальные и невербальные сообщения? Приведите примеры использования в сообщениях вербальных и невербальных средств.

    • Перечислите невербальные средства выражения информации в сообщении.

    • Что такое денотативное и коннотативное значение невербальных элементов сообщения.

    • Какие типы шрифтов Вы можете назвать? Имеются ли у них коннотации? Дайте характеристику воздействующих возможностей шрифтов и шрифтовых выделений.

    • Как классифицируется цвет? Имеются ли у различных вариантов цветовых решений коннотации? Какие именно коннотации связаны с ними? Дайте характеристику воздействующих возможностей цветовых решений.

    • Как анализировать изображения с точки зрения их воздействующего потенциала?

    • В чем состоят преимущества и ограничения изображений по сравнению с текстом как средства передачи информации?

    • Какие типы связи можно выделить между текстом и изображением? В чем состоит различие этих типов связи? Как учесть эти различия при разработке различных вариантов сообщений в воздействующей коммуникации?

    • Что такое визуальная риторика? Охарактеризуйте ее воздействующий потенциал.

    • Что такое языковая игра?

    • Что такое игровая коммуникация? Каковы признаки игры по Й Хейзинге?

    • Какие игровые технологии воздействия выделяются? В чем состоит их привлекательность для адресатов?

    • Приведите примеры использования различных типов игровых техник (в т.ч. вербальных и невербальных) в СМИ, рекламе, в политической и деловой коммуникации.

    • Что такое визуальная метафора? Приведите примеры ее использования в СМИ, рекламе, в политической и деловой коммуникации.

    • Как взаимодействуют вербальная и визуальная метафора?

    • Приведите примеры эффективной коммуникации с комплексным использованием вербальных и визуальных риторических фигур в СМИ, в рекламе, в политической и деловой коммуникации.

    • Приведите примеры коммуникативных неудач с использованием вербальных и визуальных риторических фигур в СМИ, в рекламе, в политической и деловой коммуникации.

    Раздел 6. КОММУНИКАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СООБЩЕНИЯ КАК ЦЕЛОГО И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ

    Понятия связности и цельности текста и сообщения. Формальные средства поддержания связности и цельности текста. Средства коммуникативной организации смысла: тема и рема, данное и новое, фокус контраста и фон, топик (именительный темы), их использование в целях речевого воздействия.

    Понятие эксплицитной и имплицитной информации (выраженный и невыраженный смысл). Текст и подтекст. Особенности восприятия и понимания имплицитной информации. Принцип кооперации и постулаты речевого общения П. Грайса. Импликатуры, порождаемые при нарушении постулатов речевого общения. Воздействующий потенциал имплицитной информации. Виды имплицитной информации: конвенциональные импликатуры (презумпция существования, исходное допущение вопроса, пресуппозиции различных видов); теоретические импликатуры, импликатуры дискурса. Основные типы языковых структур, вводящих имплицитную информацию. Умолчание как прием речевого воздействия. Взаимодействие различных видов информации (имплицитной и эксплицитной) в процессе понимания сообщения.

    Прямые и косвенные речевые акты. Понятие перформатива. Воздействующий потенциал косвенных речевых актов.

    Иерархия выделенности информации в аудио-визуальном, в аудиальном и в печатном сообщении. Иерархия выделенности информации в структуре предложения, в тексте и в комплексном сообщении. Ранжирование поверхностных структур в зависимости от фактора “более/менее важное”.

    Основы нейро-лингвистического программирования, особенности применения НЛП в межличностной и массовой коммуникации. Использование коммуникативных стратегий, ориентированных на различные репрезентативные системы.

    Отдельное сообщение и серия сообщений. Коммуникативная организация воздействия на уровне макроструктур. Использование различных макроструктурных моделей при построении сообщений и объединении их в серии сообщений.

    Коммуникативно-психологическое давление, манипуляция и технологии защиты от манипуляции.

    Основная ЛИТЕРАТУРА

    1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М.: Изд-во «Речь», 2004. – Глава 5.

    2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2002. – Главы 8, 9, 10, 12, 13.

    3. Рекламный текст: семиотика и лингвистика (под ред. Ю.К. Пироговой и П.Б. Паршина). – М., 2000. – Глава 2 (раздел 2.2) и глава 5.

    4. Пирогова Ю.К. Коммуникативное воздействие: лекционные материалы в формате Power Point (электронная версия). – М., 2008-2009. – Лекция 6.

    5. [Паршин П.Б.]Статья “Речевое воздействие” // Энциклопедия “Кругосвет” (; доступна также на CD ЗАО «Новый диск»).

    дополнительная ЛИТЕРАТУРА

    1. Бэндлер Р., Гриндер Д.. Структура магии. - СПб., 1996.

    2. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М.: Русские словари, 1997 (разд. «Русский язык»).

    3. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. - М.: Высшая школа, 1980.

    4. Зингардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2001 (Гл. 1. «Мир влияния»).

    5. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2002.

    6. Карасик В.И. Язык социального статуса. - М., 1992.

    7. Московичи С. Век толп. – М., 1998 (или более позднее переиздание).

    8. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. – М.: Прогресс, 1985.

    9. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. Теория речевых актов. – М.: Прогресс, 1986.

    10. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. - М., 1985.

    11. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

    12. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - М., 1997.

    13. Пирогова Ю.К. Имплицитная информация как средство коммуникативного воздействия и манипулирования // Scripta linguisticae applicatae. Проблемы прикладной лингвистики 2001. – М.: «Азбуковник», 2001.

    14. Пирогова Ю.К. Серийная реклама: стратегический подход к креативным решениям // Реклама и жизнь, N 1, 2004.

    15. Пропп В.Я. Морфология [волшебной] сказки. – М.: Лабиринт, 2003 (или любое другое издание)

    16. Таранов П.С. Приемы влияния на людей. – М., 1997.

    17. Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.

    18. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного. - М.: КСП, 1996 (или более позднее переиздание).

    19. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (психология манипулирования). – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2000.

    20. Щербатых Ю. Искусство обмана. — СПб.: Азбука—Терра, 1997.

    21. Язык и моделирование социального взаимодействия. — М.: Прогресс, 1987 (или более позднее переиздание; статья Х. Олкера).

    22. Larson Ch. Persuasion: Reception and Responsibility. - Belmont, California, 1992.

    23. Simpson P. Language, Ideology, and Point of View. — Lnd.: Routledge and Kegan Paul, 1993.

    24. Thomson O. Mass Persuasion in History: A Historical Analysis of the Development of Propaganda Technique. - Edinburgh: Harris, 1977.

    Вопросы для проверки качества усвоения темы:

    1. Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор

      Программа дисциплины
      СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством

    Другие похожие документы..