Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор, Н. Р. Добрушина, к ф. н., доцент

дополнительная ЛИТЕРАТУРА

  1. Борисова Е.Г. Алгоритмы воздействия. – М.: МИР, ЛО Московия 2005. – Гл. 1-2.

  2. Борисова Е.Г. Язык и воздействие в общении. – М.: МИР, 2004. – Глава 1.

  3. Баранов А.Н., Паршин П.Б. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание // Роль языка в средствах массовой коммуникации. – М.: ИНИОН, 1986.

  4. [Котов А.А.] Модель речевого воздействия. (www.harpia.ru).

  5. [Паршин П.Б.]Статья “Речевое воздействие” // Энциклопедия “Кругосвет” (; доступна также на CD ЗАО «Новый диск»).

  6. Язык и моделирование социального взаимодействия. — М.: Прогресс, 1987 (или более позднее переиздание; статьи Д. Болинджера, Х. Вайнриха).

  7. Солсо Р. Когнитивная психология. 6-ое издание. – Спб.: ПИТЕР, 2006.

  8. Simpson P. Language, Ideology, and Point of View. — Lnd.: Routledge and Kegan Paul, 1993.

  9. Thomson O. Mass Persuasion in History: A Historical Analysis of the Development of Propaganda Technique. - Edinburgh: Harris, 1977.

Вопросы для проверки качества усвоения темы:

  • Что такое модель коммуникации? Какие модели коммуникации Вы можете назвать, в чем их особенности?

  • Как Вы понимаете термин «увещевательная коммуникация», какой англоязычный термин соответствует данному русскому термину?

  • В чем состоит различие между понятиями: взаимодействие, воздействие, манипулирование, убеждение, внушение? Проиллюстрируйте эти различия на примерах.

  • Поясните термины «значимое варьирование» и «вариативная интерпретация действительности». Приведите примеры использования значимого варьирования при освещении событий в СМИ, при описании товаров в рекламе, при подготовке речей политиков и др.

  • В чем состоят различия понятий: язык, речь, речевая деятельность? Каковы функции языка в коммуникации?

  • Что такое речевое воздействие?

  • В чем состоит различие понятий текст и сообщение? Что такое вербальные и невербальные сообщения? Приведите примеры использования в сообщениях вербальных и невербальных средств.

  • Каковы особенности восприятия, запоминания и переработки информации человеком?

  • Какие основные теории памяти Вы знаете, в чем их различия?

  • Перечислите различные предпосылки коммуникативного воздействия.

  • Раскройте понятие эффективного коммуникативного воздействия. Что такое иллокутивная сила и перлокутивный эффект сообщения?

  • Какие факторы влияют на коммуникативную эффективность сообщения?

  • Каковы критерии оценки коммуникативной эффективности сообщения?

  • Назовите основные сферы коммуникативного воздействия. Приведите примеры эффективной воздействующей коммуникации в различных сферах.

Раздел 2. ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФОНЕТИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВЫХ РЕСУРСОВ

Звуковой механизм речи. Сегментные и супрасегментные звуковые единицы языка.

Звуковая организация текста; понятия аллитерации, ассонанса и паронимии, явление паронимической аттракции. Ритмические структуры. Ритмика фразы, ритмика текста. Воздействующий потенциал различных ритмических структур. Интонационные структуры, их отражение в письменном тексте.

Понятие звукового символизма и фонетического значения. Звукобуква как основная единица фоносемантики. Ассоциативная семантика русских гласных. Цветовая семантика русских гласных. Моделирование фоносемантики в экспертной системе ВААЛ. Возможности использования психолингвистической системы ВААЛ при разработке коммерческого названия, рекламного слогана и текста, ее достоинства и ограничения.

Человеческий голос, его характеристики. Выбор голоса как инструмент воздействия в рекламе. Фонетическая норма и отклонения от нее. Фонетическая неправильность речи как средство экспрессивной семантики (прием речевой маски). Артикуляционные позы, их использование в целях воздействия.

Фонетически ориентированные стратегии коммуникативного воздействия.

Основная ЛИТЕРАТУРА

  1. Рекламный текст: семиотика и лингвистика (под ред. Ю.К. Пироговой и П.Б. Паршина). – М., 2000. – Глава 5.

  2. Пирогова Ю.К. Коммуникативное воздействие: лекционные материалы в формате Power Point (электронная версия). – М., 2008-2009. – Лекция 2.

  3. [Фатеева Н.А.] Статья “Звуковая организация текста” // Энциклопедия “Кругосвет” ().

  4. Психолингвистическая экспертная система ВААЛ. Руководство пользователя. – М., 2002 (www.vaal.ru). [Шалак В.И. и др.] Сайт экспертной системы ВААЛ (www.vaal.ru)

дополнительная ЛИТЕРАТУРА

  1. Воронин С.В. Основы фоносемантики. - Л., 1982.

  2. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. - М., 1997.

  3. Журавлев А.П. Звук и смысл. - М.: 1988.

  4. Сомова Е.Г. «Я увидел это по радио» (звуковая метафора в радиоречи). – Краснодар: КубГУ; КСЭИ, 2002.

  5. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного. - М.: КСП, 1996 (или более позднее переиздание).

  6. Язык и моделирование социального взаимодействия. — М.: Прогресс, 1987 (или более позднее переиздание; статья Р. Блакара).

Вопросы для проверки качества усвоения темы:

  • Раскройте понятие «звуковые единицы языка». Приведите примеры сегментных и супрасегментных единиц.

  • Каков воздействующий потенциал сегментных и супрасегментных звуковых единиц? Приведите примеры, иллюстрирующие эффективное и неэффективное использование звуковых единиц в целях воздействия (в СМИ, в рекламе, в политике, в деловой коммуникации и др.)

  • Влияет ли голос человека на его имидж? Какие характеристики голоса можно сознательно контролировать в имиджевых целях?

  • Что означает термин «фонетическое значение»? Как он соотносится с терминами «фоносемантика» и «звуковой символизм»?

  • Какова ассоциативная и цветовая семантика русских гласных? Как эти сведения могут быть использованы в различных сферах коммуникации?

  • Каковы возможности и ограничения психолингвистической экспертной системы ВААЛ при оценке фоносемантической составляющей коммуникации?

  • Что такое ритмика фразы и ритмика текста? Приведите примеры использования ритмики в целях воздействия. В каких коммуникативных сферах может эффективно использоваться воздействующий потенциал ритмических структур?

  • Что такое аллитерация, ассонанс, паронимическая аттракция? Приведите примеры, иллюстрирующие использование этих приемов в различных коммуникативных сферах (в СМИ, в рекламе, в политике, в деловой коммуникации и др.)

  • Приведите примеры использования фонетически ориентированных стратегий создания названий, девизов, текстов.

Раздел 3. ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГРАММАТИЧЕСКИХ И СИНТАКСИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВЫХ РЕСУРСОВ

Основные грамматические единицы и процессы. Слово, словосочетание, предложение, сверхфразовое единство. Предложение и высказывание.

Выбор грамматических форм и синтаксических конструкций в зависимости от конкретных задач коммуникативного воздействия. Понятие валентности и модели управления, предикат и актанты, актуализация валентностей. Различие активных и пассивных конструкций, конструкций с глаголом и отглагольным существительным с точки зрения задач воздействия. Синтаксическая синонимии и синтаксическая омонимия, возможность их использования как средств воздействия.

Синтаксис письменной и синтаксис разговорной речи: основные отличия. Синтаксические приемы диалогизации и интимизации общения. Средства экспрессивного синтаксиса.

Понятие синтаксической простоты и синтаксической громоздкости предложения, основные виды громоздкости, способы определения и коррекции. Синтаксические приемы повышения читаемости текста.

Основная ЛИТЕРАТУРА

  1. Рекламный текст: семиотика и лингвистика (под ред. Ю.К. Пироговой и П.Б. Паршина). – М., 2000. – Раздел 2.1.

  2. [Паршин П.Б.]Статья “Речевое воздействие” // Энциклопедия “Кругосвет” (; доступна также на CD ЗАО «Новый диск»).

  3. Статья “Валентность” // Энциклопедия “Кругосвет” ().

  4. Пирогова Ю.К. Коммуникативное воздействие: лекционные материалы в формате Power Point (электронная версия). – М., 2008-2009. – Лекция 3.

дополнительная ЛИТЕРАТУРА

  1. Борисова Е.Г. Язык и воздействие в общении. – М.: МИР, 2004. – Гл. 6

  2. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. - М., 1997.

  3. Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. — Л.: ЛГУ, 1979.

  4. Кобозева И.М.. Лингвистическая семантика. - М., 2000.

  5. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003 (Гл. 15 «Психолингвистика речевого воздействия»).

  6. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979.

  7. Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.

  8. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. - М., 1985.

  9. Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы. - М., 1986.

  10. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. - М., 1990.

  11. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. - М., 1985.

  12. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А. М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. - М., 1979.

Вопросы для проверки качества усвоения темы:

  • Перечислите основные грамматические единицы и процессы.

  • Охарактеризуйте воздействующий потенциал грамматических языковых ресурсов. Приведите примеры эффективного использования грамматических ресурсов в целях воздействия.

  • Каким образом знания о валентности слова и модели управления может использоваться в целях речевого воздействия.

  • Возможно ли описание одной ситуации с помощью разных предикатов? Приведите примеры, дайте характристику общей передаваемой информации и различиям, обусловленным выбором предиката.

  • Как грамматический залог может использоваться в целях речевого воздействия.

  • Что такое номинализация. Как номинализация может использоваться в целях речевого воздействия.

  • Приведите примеры синтаксической синонимии и синтаксической омонимии. Каковы возможности их использования в целях воздействия.

  • Что такое глубинная и поверхностная структура, каковы соотношение между ними? В чем заключаются коммуникативные и перлокутивные различия разных поверхностных структур.

  • Что такое когнитивная сложность текста? Каковы источники когнитивной сложности в тексте?

  • Что такое синтаксическая громоздкость? Каковы способы ее обнаружения и приемы снижения?

  • В чем состоит различие синтаксиса письменной и разговорной речи, монолога и диалога. Что такое диалогизация и интимизация монологического текста?

  • Каковы средства экспрессивного синтаксиса? Приведите примеры их использования в различных коммуникативных сферах.

Раздел 4. ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМАНТИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВЫХ РЕСУРСОВ
Основные лексико-семантические единицы и отношения. Структура лексического значения: денотативная, сигнификативная, экспрессивная и синтаксическая семантика; денотация и коннотация. Субъективный характер языковых значений, личностные смыслы.

Дескрипция и оценка, виды оценочных значений (общеоценочные и частнооценочные, рациональные, сенсорные, психологические, телеологические, утилитарные и др. оценки). Особенности использования оценки в воздействующей коммуникации. Механизм приписывания оценочных значений дескриптивным понятиям. Гиперболичность оценки. Смещение оценочных шкал. Сращение оценочных шкал. Периферийная оценка. Навязанная оценка.

Многозначность (неоднозначность) и омонимия. Виды омонимии и неоднозначности. Использование неоднозначности слов и высказываний в целях речевого воздействия. Прямой и переносный смысл. Слово, идиома, фразеологическая единица.

Понятие референции. Обобщенная референция, ее функция в речевом воздействии. Неопределенная референция, ее роль в речевом воздействии.

Интертекстуальность как прием совмещения смыслов и создания многозначных сообщений. Эстетика интертекстуальности, потенциал ее воздействия в массовой и межличностной коммуникации.

Метафора, метонимия, синекдоха и другие виды тропов, их воздействующий потенциал. Аналогия, сравнение и другие сопоставительные операции, психосемантические механизмы, связанные с ними. Манипуляции с классами сравнения и параметрами сравнения в коммуникациях.

Функционально-стилистическая дифференциация языковых средств. Жанры и регистры речи. Использование функционально-стилистического разнообразия языковых средств в целях речевого воздействия.

Семантически ориентированные стратегии воздействия. Связь семантически ориентированных стратегий воздействия с психологическими технологиями воздействия.

Основная ЛИТЕРАТУРА

  1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М.: Изд-во «Речь», 2004. – Глава 4.

  2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2002. – Главы 6-7.

  3. [Паршин П.Б.]Статья “Речевое воздействие” // Энциклопедия “Кругосвет” (; доступна также на CD ЗАО «Новый диск»).

  4. Рекламный текст: семиотика и лингвистика (под ред. Ю.К. Пироговой и П.Б. Паршина). – М., 2000. – Глава 2 (раздел 2.1), глава 4.

  5. Пирогова Ю.К. Коммуникативное воздействие: лекционные материалы в формате Power Point (электронная версия). – М., 2008-2009. – Лекция 4.

  6. Сайт www.metaphor.ru или Сайт

дополнительная ЛИТЕРАТУРА

  1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. - М., 1988.

  2. Баранов А.Н., Караулов Ю. Н. Словарь русских политических метафор. — М.: Помовский и партнеры, 1994.

  3. Борисова Е.Г. Язык и воздействие в общении. – М.: МИР, 2004.

  4. Васильев А.Д. Слово в российском телеэфире: очерки новейшего словоупотребления. – М.: Флинта-Наука, 2003.

  5. Жельвис В.И. Эмотивный аспект речи. Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия. - Ярославль, 1990.

  6. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. – М.; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003 (Разд. 1.2) .

  7. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2002.

  8. Карасик В.И. Язык социального статуса. - М., 1992.

  9. Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. — Л.: ЛГУ, 1979.

  1. Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор

    Программа дисциплины
    СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством

Другие похожие документы..