Народная культура кубанского казачества: культурологический анализ современного состояния 24. 00. 01 теория и история культуры

На правах рукописи

Сабирова Альмира Муллануровна

Народная культура кубанского казачества:

культурологический анализ современного состояния

24. 00. 01 – теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание

ученой степени кандидата культурологии

Краснодар – 2009

Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры ФГОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор

Хагуров Айтеч Аюбович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Еремеева Анна Натановна

кандидат культурологии, доцент

Дианова Наталья Федоровна

Ведущая организация: Адыгейский республиканский институт

гуманитарных исследований

Защита состоится «_____» _________ 2009 года в часов на заседании Диссертационного совета Д. 210. 007. 02 по специальности 24.00.01 – «теория и история культуры» (философские науки и культурология) при Краснодарском государственном университете культуры и искусств по адресу:

350072, г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33, ауд. 116.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Краснодарского государственного университета культуры и искусств

Автореферат разослан « _____» _________ 2009 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор философских наук, профессор В. И. Лях

Введение

Актуальность темы исследования. Последние десятилетия российской действительности стали временем серьезных испытаний для многих сфер жизнедеятельности людей, и культура в этом перечне занимает одно из первых мест. Отрицание прежних идеалов, ценностей, разрушение устоявшегося мировоззрения болезненно сказались на людях, создав ситуацию культурного шока, и последствия этой «шоковой терапии» не преодолены до сих пор. Рыночные отношения, став одним из главных рычагов прогресса в экономике, послужили причиной регресса в культуре, ибо коммерческий интерес далек от духовных ценностей, не имеющих ничего общего с бизнесом. На этих «культурных развалинах» идеологических парадигм необходимо было опереться на такие идеалы в культуре, которые были бы неподвластны политическим вихрям и выражали бы сущностную основу бытия человека, его этнические корни, и такие ценности могла нести в себе праматерь всех культур – традиционная народная культура. Эта востребованность народной культуры с ее тысячелетними традициями вызвала движение ее возрождения, особенно в регионах России, где в народе еще сохранилась связь с традициями прошлого, и одним из таких регионов стала Кубань.

Не секрет, что за последние 90 лет народная культура и Кубани, и России в целом претерпела многое – от периода жесткого давления и запрещения некоторой ее части до периода «замаливания грехов» и возвеличивания, и в этих перипетиях многое в народной культуре было утрачено, от многого люди были отучены. Вернуть эти традиции, обычаи в повседневную жизнь, дающие человеку чувство укорененности, этнической самоидентификации, возможность противостоять глобальным тенденциям «массовизации» культуры и многое другое является актуальной задачей культурной политики. Об этом прямо говорится и с самых высоких трибун – так, на специальном заседании Государственного Совета РФ, состоявшемся 26 декабря 2006 года, традиционная народная культура была представлена как национальная идея государства, как особая парадигма его развития. Однако возрождение традиционной народной культуры сопровождается рядом проблем, одной из которых является ее недостаточная изученность в культурологическом и социологическом плане. До сих пор в представлениях многих людей традиционная народная культура связывается исключительно с крестьянством, мало изученными остаются ее современные городские формы, с расширением коммуникационных возможностей развиваются новые формы традиционных жанров народной культуры (интернет-фольклор), которые также требуют своего осмысления. С утратой естественных форм преемственности, связанные с семьей, общиной, эти функции трансляции культурного опыта приходится брать на себя иным социальным институтам, и этот аспект также содержит в себе много нерешенных вопросов. Требуют своего постоянного изучения проблемы взаимосвязей народной культуры с профессиональным искусством и массовой культурой в условиях их динамичного развития, и в рамках данной проблемы дискуссионными продолжают оставаться вопросы вторичных форм народной культуры. Региональной особенностью развития народной культуры являются вопросы возрождения кубанского казачества, восстановления его базовых традиций, и этот процесс также сопряжен с различного уровня проблемами, требующими своего решения. Это вопросы социального определения казачества, его комплексного возрождения и развития, где осуществляется тесная взаимосвязь его базовых элементов – сословных и этнокультурных, вопросы адаптации к современным социокультурным реалиям, актуализация наиболее значимых компонентов традиционной культуры казачества, вопросы развития образования казачьей направленности. Указанные вопросы представляют собой ряд проблем, решение которых имеет серьезное теоретическое и практическое значение и является существенным вкладом в процесс оптимизации современных проблем традиционной народной культуры.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы функционирования народной культуры носят системный, многоаспектный характер, и их изучение, соответственно, связано с использованием теоретических и практических разработок и достижений в различных отраслях социогуманитарного знания. Особое место в научных изысканиях по данной проблематике занимает культурологический аспект, интегрирующий многие достижения смежных отраслей знания по этим вопросам.

К проблемам народной культуры, разработке различных ее направлений обращались такие исследователи как С. А. Арутюнов, М. К. Асанбеков, А. К. Байбурин, М. М. Бахтин, В. Д. Бабуева, А. О. Бороноев, Ю. В. Бромлей, М. М. Громыко, А. Я Гуревич, В. П. Даркевич, К. Жигульский, М. М. Забылин, Л. К. Зязева, А. С. Каргин, А. В. Костина, Г. Г. Котожеков, Р. С. Лаво, Д. С. Лихачев, Н. Г. Михайлова, Л. И. Михайлова, М. О. Мнацаканян, М. А. Некрасова, А. Ф. Некрылова, М. Ю. Новицкая, Т. М. Разина, С. Б. Рождественская, В. М. Розин, Н. И. Савушкина, А. Д. Тлеуж, Н. А Хренов, В. С. Цукерман и другие. В трудах данных ученых объектом рассмотрения и изучения стали народная художественная культура (А. С. Каргин, Г. Г. Котожеков, Л. И. Михайлова, Д. С. Лихачев, М. А. Некрасова, Т. М. Разина, С. Б. Рождественская, В. С. Цукерман)1, современное состояние и современные проблемы народной культуры (Н. Г. Михайлова, В. М. Розин, М. Ю. Новицкая, Н. А. Хренов)2, праздничные и ритуально-обрядовые элементы народной культуры (А. К. Байбурин, К. Жигульский, А. Ф. Некрылова)3, проблемы народной культуры Средневековья (М. М. Бахтин, В. П. Даркевич, А. Я. Гуревич)4, взаимодействие народной культуры с массовой (А. В. Костина)1, этнографический анализ культуры (С. А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, М. М. Громыко, М. М. Забылин)2, этнические аспекты в традиционной культуре отдельных народов (М. К. Асанбеков, В. Д. Бабуева, Л. К. Зязева, А. Д. Тлеуж, Р. С. Лаво и другие)3, основы этнической психологии (А. О. Бороноев, М. О. Мнацаканян, С. А. Арутюнов и другие)4.

Важной составляющей в изучении народной культуры является фольклор, который в международной интерпретации отождествляется с народной культурой в целом. В этой области проделана весьма значительная работа, в результате полевых исследований накоплен обширный материал, составляющий эмпирическую базу науки. Особый вклад в развитие фольклористики внесли такие ученые как Э. Е. Алексеев, В. П. Аникин, П. Г. Богатырев, В. А. Василенко, В. Е. Гусев, К. С. Давлетов, Л. И. Емельянов, И. И. Земцовский, А. С. Каргин, В. Я. Пропп, Б. Н. Путилов, Ф. А. Рубцов, И. В. Суханов, В. К. Соколова, К. В. Чистов, В. М. Щуров5 и другие. Важнейшей проблемой современной фольклористики является определение границ фольклора, совокупности жанров и подвидов народного творчества, включенных в область ее исследования.

Изучение региональной народной культуры было положено в XIX-ом веке такими известными исследователями как Ф. А. Щербина, М. А. Дикарев, Е. Д. Фелицын, А. Д. Бигдай, А. Е. Пивень, Г. М. Концевич, П. П. Короленко, И. Д. Попко, К. Т. Живило, Л. К. Розенберг, А. Д. Ламонов, Е. Передельский и другими. Особое место в исследовании народной культуры славян Кубани и ее проблем занимают труды современных кубанских ученых – Н. И. Бондаря, В. И. Чурсиной, И. И. Горловой, А. И. Манаенкова, В. И. Лях, В П. Громова, Н. Г. Недвиги, В. Н. Ратушняка, О. В. Матвеева, В. Н. Мальцева, А. В. Сопова, М. В. Семенцова, М. Ф. Титоренко, С. А. Жигановой, Н. Ф. Диановой, Н. А. Гангур, С. Ю. Капышкиной, Н. А. Корсаковой, Н.А. Тернавского1 и других. Они внесли значительный вклад в изучение различных аспектов традиционной культуры кубанского казачества, разрабатывая отдельные ее направления. Однако очень важным представляется изучение традиционной культуры как целостной системы, а не только отдельных ее проявлений, и в этом отношении существующих разработок явно недостаточно. К таким немногим работам следует отнести труды Н. И. Бондаря, И. И. Горловой, А. И. Манаенкова. В. И. Лях, В. И. Чурсиной, Н. А. Тернавского, Н. Г. Недвиги, изучающих традиционную культуру кубанского казачества как целостное, системное явление, и среди них можно выделить монографию В. И. Чурсиной «Народная культура славян Кубани (конец XVIII-го – начало XX-го века)», сборник избранных трудов Н. И. Бондаря «Традиционная культура кубанского казачества», совместный труд И. И. Горловой, А. И. Манаенкова, В. И. Лях «Культура кубанских станиц. 1794-1917гг. Исторический очерк», диссертационное исследование Н. А. Тернавского «Культура кубанского казачества в конце XVIII-го - начале XX-го вв», Н. Г. Недвиги «Кубанское казачество: религия, образ жизни и культура». Данные работы внесли серьезный вклад в изучение традиционной культуры кубанских казаков, однако в задачи исследования таких авторов как В. И. Чурсина, И. И. Горлова, А. И. Манаенков, В. И. Лях, Н. Г. Недвига, Н. А. Тернавский не входило рассмотрение современных проблем функционирования народной культуры, и названные работы носят, по преимуществу, ретроспективный характер. Труды Н. И. Бондаря достаточно глубоко освещают современные проблемы развития народной культуры казаков Кубани, однако данные исследования не выведены на монографический уровень, а выполнены в виде статей. Кроме этого, в указанных работах не затрагиваются отдельные проблемы, имеющие важное теоретическое и практическое значение (проблемы преемственности, соотношения и взаимодействия народной культуры с профессиональным искусством и массовой культурой и другие). Это обстоятельство предполагает недостаточную изученность темы исследования, и ее разработанность на монографическом уровне.

Цель исследования – проанализировать современное состояние народной культуры кубанского казачества в культурологическом плане.

Задачи исследования:

1. Определить и проанализировать сущностные свойства народной культуры, на основе которых сформулировать понятие данного феномена.

2. Рассмотреть основные виды народной культуры кубанского казачества, выявив их характерные черты и особенности функционирования как в прошлом, так и в настоящем.

3. Проанализировать проблему преемственности в народной культуре кубанского казачества, заключающейся в изменении субъектов ее трансляции, выявив основные факторы данных преобразований.

4. Выявить проблемные аспекты взаимодействия народной культуры казаков Кубани с профессиональным искусством и массовой культурой.

5. Рассмотреть основные проблемы, связанные с возобновлением и развитием традиционной культуры кубанского казачества.

Объект исследования – традиционная народная культура казаков Кубани в современном социокультурном измерении.

Предмет исследования – проблемы функционирования народной культуры кубанского казачества на современном этапе.

Теоретико-методологические основы диссертационного исследования. Теоретическую базу формирования и развития основных концептов исследования составили положения, заложенные в трудах отечественных и зарубежных исследователей, рассматривающих как общие, так и специфические особенности развития народной культуры и выявляющих проблемные зоны ее функционирования на современном этапе.

Методологической основой диссертационного исследования послужили философский и культурологический подходы, предполагающие включенность в изучение рассматриваемой проблемы различных отраслей социогуманитарного знания и обеспечивающих комплексность и системность исследования. Интегративность подхода позволила обратиться в процессе работы над диссертацией к таким методам как структурно-функциональный (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ф. Барт, Ж. Деррида и др.), аксиологический (А. Тойнби, М. Вебер, Р. Бенедикт, К. Клакхон, П. А. Сорокин, М. М. Бахтин, Л. С. Выготский и др.), историко-культурологический (Ф. Бродель, М. Блок, А. Тойнби, Л. Февр, П. А. Сорокин, П. Н. Милюков и др.), сравнительно-культурологический (О. Шпенглер, Н. Я. Данилевский и др.), семиотический (Б. Барт, У. Эко, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, Б. Ф. Егоров, В. Н. Топоров, З. Г. Минц и др.), социологический (П. А. Сорокин, С. Хантингтон и др.), этнографический (Л. Морган, Ф. Боас, Б. Малиновский, Е. Эванс-Причард, Ю. В. Бромлей, С. И. Руденко, Н. Н. Чебоксаров и др.).

Применение структурно-функционального метода позволило изучить и выявить проблемные аспекты взаимодействия народной культуры с профессиональным искусством и массовой культурой, функциональные изменения различных видов народной культуры; аксиологический метод способствовал выявлению и определению базовых ценностей народной культуры казаков Кубани; историко-культурологический анализ дал возможность проследить исторические этапы становления традиционной культуры кубанских казаков; сравнительно-культурологический метод способствовал выявлению и сопоставлению различных видов материальной и духовной культуры кубанского казачества в прошлом и настоящем, а также определению сущностных особенностей народной и массовой культуры. Семиотический метод дал возможность проанализировать знаково-символическую функцию традиционной культуры; с помощью социологического метода были выявлены полисоциальный характер народной культуры, предложено авторское видение этносоциальной проблемы казачества; с помощью этнографического метода выявлены этническое своеобразие кубанского казачества, его восточнославянские корни, интегративный характер этничности и другое.

Кроме указанных методов в работе были использованы и другие методы познания - аналитический, диалектический, эмпирический, описательный, классификационный. Важное место в раскрытии вопросов, связанных с функционированием образовательной сферы как источника современных форм трансляции народной культуры занимает метод включенного наблюдения, использование различных видов опроса – интервьюирование, анкетирование.

  1. Научно-образовательный материал (5)

    Документ
    Актуальность проекта: Исследовательские компетенции учёного – результат долгого кропотливого труда, база которого закладывается в школьные годы, а затем развивается в процессе обучения в учреждениях профессионального образования и
  2. Населения кубани

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «03» июня 2002 г. на заседании диссертационного совета Д.210.007.02 в Краснодарском государственном университете культуры и искусств по адресу: 350072, Краснодар, ул.
  3. Отчет проректора по инновационному развитию и международной деятельности, доктора педагогических наук, профессора

    Содержательный отчет
    На основе федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденные приказом Минобрнауки России от 16.
  4. Типовая программа и методика, методологические проблемы Материалы конференции «Социокультурная карта России и перспективы развития российских регионов» Москва, 27 июня 1 июля 2005 г

    Программа
    В сборнике представлены материалы первой российской конференции, посвященной реализации программы «Социокультурная эволюция регионов России». В конференции приняли участие специалисты, представлявшие 19 субъектов РФ.
  5. Казачество восточных окраин россии в Х i Х начале ХХ вв.: Культурно исторический аспект

    Диссертация
    Защита состоится 27 ноября 2009 г. в 9 час. 30 мин. На заседании диссертационного совета ДМ005.010.01 при Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН по адресу:
  6. Отчет о работе базовых кафедр за 2008 год (1)

    Содержательный отчет
    В 2008 г. ЮНЦ РАН поддерживал работу 21 базовых кафедр: аквакультуры и водных биоресурсов Астраханского государственного технического ун-та (АГТУ); экономики развития региона (мировой экономики), регионоведения и международных отношений,
  7. Отчет о работе базовых кафедр за 2008 год (2)

    Содержательный отчет
    В 2008 г. ЮНЦ РАН поддерживал работу 21 базовых кафедр: аквакультуры и водных биоресурсов Астраханского государственного технического ун-та (АГТУ); экономики развития региона (мировой экономики), регионоведения и международных отношений,
  8. Абакарова Надежда Магомедгаджиевна Средства выражения побудительной модальности в лакском языке : : диссертация кандидата филологических наук : 10. 02. 02

    Диссертация
    Абакарова Надежда Магомедгаджиевна Средства выражения побудительной модальности в лакском языке : : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.
  9. Харківської державної академії культури Віват, Академіє! Дайджест Випуск 4 (2006 2008) Харків хдак 2009 (1)

    Документ
    Вип. 4. (2006–2008) / М-во культури і туризму України, Харк. держ. акад. культури, Бібліотека ; [уклад.: С. В. Євсеєнко, О. М. Левченко ; під ред. С. В.

Другие похожие документы..