Программа утверждена Методическим советом моу сош №7 протокол № ПРОГРАММА ГЕРОИКО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ моу сош №7

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЛЕВОКУМСКОГО РАЙОНА

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 с. Величаевского

Программа утверждена

Методическим советом МОУ СОШ №7

«____»_____________протокол №_____

ПРОГРАММА

ГЕРОИКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

МОУ СОШ №7

«ПОКЛОНИМСЯ

ВЕЛИКИМ

ТЕМ

ГОДАМ…»

(СОСТАВИТЕЛЬСКАЯ, РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ, СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 3 ГОДА)

Разработана:

Клочко О.Н.

Заместителем директора по

Воспитательной работе

МОУ СОШ №7

Пояснительная записка

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами. Как любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности.

Воспитательный потенциал школы опирается на нормативно – правовую базу представленную Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральными программами развития образования, документами государственных органов управления образования, направленными на активизацию воспитательной деятельности школы: национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации образования на период до 2010 года, Программы развития воспитания в системе образования на 2006 – 2010 гг., Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005 – 2010 гг», Программа «Дети России на 2001 – 2006 гг», «Молодежь России на 2001-1006 гг».

Общий лейтмотив государственных требований к образованию включает его воспитывающий характер. Это такое обучение при котором достигается связь между приобретением учащимися знаний, умений и формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, друг к другу. Важнейшей задачей патриотической направленности является воспитание героизма, трудолюбия, уважения старших, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Наша школа в течение многих лет работает над методологической темой «Формирование героико – патриотического сознания с целью развития гармоничной всесторонне – развитой личности». В рамках её реализациисоздается экспериментальная площадка, тема которой «Создание системы героико – патриотического воспитания в школе».

Ставропольский край – одно из самых удивительных мест России, а наш Левокумский район это самый отдаленный степной уголок Ставрополья, который славится своей историей и подвигами, отличается своеобразием природы, обычаев, этническим составом населения.

Учащиеся должны знать о своей малой Родине как можно больше: о трудовых и военных подвигах дедов, прадедов, братьев, выпускников школы, о формировании жизненного уклада населения. Для этого на уроках изучается: литература, история, география, экология Ставропольского края. Сформированы кружки «Поиск», «Историки – краеведы, «Зарничник», работают «Литературная гостиная» и «Клуб интересных встреч». Одной из задач является подготовка учащихся к военной службе в Российской Армии, подготовка экскурсоводов, краеведов. В рамках опытно – экспериментальной работы рождаются и исследовательские проекты педагогов и учеников ( ученица школы Клочко Мария провела исследовательскую работу «Культурно – природные ландшафты Левокумского района, учитель Русского языка и литературы Нестерова А.М. разработала проект по теме преподавание литературы края как одно из средств пробуждения патриотических чувств у учащихся среднего и старшего звена», проведена исследовательская работа под руководством учителя русского языка Киселевой Е.А. «История моего родного села», под руководством руководителя группы «Поиск» Антоновой Н.И. была проведена поисково – исследовательская работа «Военные годы моей семьи»)

Традиционными для школы стали районные и краевые мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи на примере комсомольцев Величаевского подполья.

Как следствие этого в школе разработана программа героико – патриотического воспитания школьников «Поклонимся великим тем годам…».

Данная программа предполагает работу по патриотическому воспитанию школьников. Она направлена на изучение истории края, района, села. Помогает учащимся комплексно и глубоко изучать прошлое и настоящее. Знакомить с боевыми и трудовыми подвигами своего народа. Учит бережно относиться к истории своего отечества, изучать культурное и историческое наследие, чтить память героев – земляков. Воспитывает в детях чувство добра, справедливости.. Именно память о наших предках помогает нам не стать «людьми без роду и племени», ведь благодаря ей мы ощущаем «Родовую принадлежность» Те же, кто давно ушел не канут в небытие, пока их помнят потомки.

Программа рассчитана на три года деятельности.

Целью программы патриотического воспитания является:

«Развитие у учащихся чувства героизма и патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества».

Задачи:

  1. Утверждение в сознании и чувствах подрастающего поколения патриотических ценностей, убеждений и взглядов, уважения к культурному и историческому прошлому России, родного края.

  2. Создание системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству честному выполнению долга и служебных обязанностей.

  3. Привлечение учащихся к движению по охране Памятников.

  4. Развитие у учащихся самостоятельной научно – практической и исследовательской деятельности.

Содержание Программы

  1. Каждый год реализации программы проходит под определенным девизом:

1-ый год – 2007-2008 «О доблести, о подвигах, о славе в Великой Отечественной войне посвящается…»

2-ой год – 2008-2009 «Я рожден на земле Левокумской»

3- Ий год – 2009-2010 «Мы дети России»

Содержание деятельности объединено в блоки, в которые включены краевые, районные, поселковые, традиционные школьные и разовые (посвященные определенным датам) мероприятия.

1 блок - «Я - гражданин России»

Учитель – предметник ориентируется на максимальное использование возможностей учебного материала для патриотического воспитания. В рамках патриотического воспитания открывается работа кружков «Историки – краеведы», «Зарничник», «Поиск». Их создание нацелено на развитие чувства уважения к Российской армии, желания служить в ней, защищая свое Отечество, на развитие желания знать исторические корни своей родословной, исторического прошлого Земли Левокумской, Ставропольского края, России.

2 блок. - « Мы дети России»

Во внеурочной деятельности используются как традиционные формы работы: недели, месячники, экскурсии, классные часы, творческие конкурсы, диспуты, круглые столы, так и нетрадиционные: акции, слеты, Устные журналы, живая газета, деловые и военно – спортивные игры. Члены «Школьной Федерации» осваивают технологию социального проектирования, приобретают навыки социальной практики (создают социальные проекты, программы).

3 блок - «Я рожден на Земле Левокумской»

В этом блоке предполагается работа в школьной Комнате памяти и Славы через поисковые операции : «Мои земляки в годы испытаний», «Моя семья в годы лихолетья», «Вдов солдатских нелегких судьбы», «Их было шестнадцать,,» «Жизнь после подвига». Члены группы «Поиск» проводят исследовательскую работу, которая включает в себя сбор материалов о живущих в селе ветеранах, о том как сложилась жизнь оставшихся в живых комсомольцев Величаевского подполья, о семьях погибших в годы Великой Отечественной войны. Поддерживают связь с военнослужащими выпускниками школы. Проводят сбор материала о живых и погибших выпускниках в Афгане и Чечне. Встречаются с их родственниками и проводят встречи с родными героев Величаевского подполья, со старожилами села, творческими людьми, ведущими специалистами стоящими у руководства районом. (выпускниками школы).

В Комнате Памяти и Славы созданы экспозиции «Учительских династий», «Династии врачей», «Выпускники – занимающие руководящие должности в районе и крае», «Выпускники служащие В Российской Армии».

4 блок – «Будущее в наших руках»

Включение учащихся в конкретные социально – значимые дела: акции «Милосердие», «Тимуровцы», «Цветы ветерану», «Школа – наш дом», «Сделаем своё село краше», «Аллеи выпускников, первоклассников», «Аллея Памяти» - заложена совместно с ветеранами и учащимися- членами Союза Молодежи. Этим ребята помогут принести пользу своему селу, школе, покажут уважение старшим и ещё раз докажут, что подвиг народа не забыт.

5 блок - «Адрес детства – Россия»

Организуется деятельность объединений дополнительного образования:

- объединение «Пресс – центр» - организует работу на страницах газеты «Школьный вестник», «Левокумье»;

- Занимается выпуском видеофильмов о жизни школы, о сборе материалов, готовит презентации;

- Объединение «Литературная гостиная» готовит литературно – музыкальные композиции по героико – патриотической тематике;

-объединения декоративно – прикладного искусства организуют выставки детского творчества: «Моя Родина», «Герои – земляки» «Творчество наших земляков».

Программа представлена двумя направлениями: теоретическими и практическими. При изучении материала предполагается проведение как традиционных занятий на основе словесных и наглядных методов, таких как объединение и закрепление материала, использование иллюстраций, открыток, фотографий, личных вещей и документов участников исторических событий, так и нетрадиционных – занятие – лекция, занятие экскурсия, занятие поиск, занятие – игра, занятие – конкурс, занятие – викторина.

Программа предусматривает изучение трудовой и военной истории своего села, района, края, Отечества, сбор документов, отражающих историю войны (письма, фото, личные вещи, записи воспоминаний), организация встреч с участниками ВО войны, Афгана, Чечни, работу с книгой Памяти, с архивными и музейными документами.

Определенная часть отведена на изучение истории семьи и рода, что способствует расширению культурно – исторического кругозора и воспитанию чувства гордости за своих предков, т.к. на основе знания учащимися своей родословной и традиционной культуры успешнее формируется патриотизм.

Участники программы.

1. Педагогический коллектив МОУ СОШ №7

  1. Ученические коллективы.

  2. Члены Детской организации «Школьная Федерация»

  3. Члены детских объединений по интересам.

  4. Члены военно – спортивного клуба «Зарничник»

  5. Участники школьного экологического кружка.

  6. Пришкольный лагерь «Солнышко»

Прогнозируемые результаты и критерии их оценки.

Реализация основных направлений данной программы основана на целевой Государственной программе. Она позволит решить многие назревшие проблемы в воспитании подрастающего поколения, не только педагогического, но и нравственного, социального и политического характера.

Прямыми критериями служит успешное освоение комплексной программы, участие в акциях, экскурсиях, выставках и т.д при наличии положительных результатов.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива, заинтересованность учащихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности, товарищества, а в конечном итоге:

  1. Воспитание сознательного патриота своей Родины.

  2. Овладение базовыми знаниями по военной истории государства, истории родного края, села, основами военной службы в Российской Армии.

  3. Повышение уровня своего физического развития через систему оздоровительных мероприятий и реализацию комплекса спортивных соревнований по военно – прикладным видам спорта.

  4. Навыки детского самоуправления.

  5. Развитие творческих способностей учащихся.

Материально – техническое, финансовое, кадровое обеспечение.

  1. Материально – техническое обеспечение.

- Комната памяти и Славы.

- Кабинеты ОБЖ, истории.

- Спортивный и гимнастический зал

- Стадион

-Комната школьника

-Кабинет технологии.

  1. Кадровое обеспечение.

- Педагогический состав МОУ СОШ №7 вожатые, руководители кружков и спортивных секций, психолог, социальные педагоги.

  1. Финансовое обеспечение.

- Бюджетные средства, аренда земли.

Литература и источники.

1. День победы. – Москва.: Просвещение, 1987

2. Великая Отечественная война. – Москва.: Молодая Гвардия, 1986

3.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления (собрания сочинений).-

Издательство Новости, 1969

4. История в документах и романах цикл книг. – М.: Просвещение, 1994

5. Мир отстояли, мир сохранили -М.: Молодая гвардия , 1986

6. Попик Г. – Смелые сердца.-Ставрополь, 1961

8. Ратному подвигу посвящается. – М.: Россия 1984

9. Ставрополье в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Ставропольское книжное издательство, 1962

10. Ты- и твое имя.- Ставропольское книжное издательство,1987

Документы и литературные источники Левокумского района:

1.Документы районного архива и историческо – краеведческого музея.

2.Документы историко – краеведческого музея имени А.Скокова

С. Величаевского.

3. Книга памяти Левокумского района 1941-1945 гг.

4. Смоляков В.А.- Под игом (Левокумье в период оккупации). – М.:Евразия 2003

5. Смоляков В.А. – бойцы вспоминают прошлые дни.- М.: Европа, 2005

5. Ясинов В.Р. –Повесть о Левокумье. – Ставрополь, 1991.

ПРОГРАММА

1 –ЫЙ ГОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи:

1. Дать представление о Великой отечественной войне, исторических событиях этого периода в своем регионе.

2. Воспитание исторической памяти о павших защитниках Отечества.

3. Возрождение духовных национальных ценностей.

4. Воспитание чувств уважительного отношения к старшему поколению.

2 – ОЙ ГОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи:

1. Изучение родословной, семейных традиций, обрядов.

2. Развитие интереса к истории своего рода.

3. Воспитание патриотических чувств и приобщение к истории и культуре своего родного края, села.

4. Изучение истории и культуры своего родного края, района, села с древних времен и до сегодняшнего дня.

3- ИЙ ГОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи:

1.Формирование своей жизненной позиции и отношения к своей Родине.

2. Развитие личной инициативы, творчества, организационных качеств, доброжелательности, стремление помочь каждому и понять каждого.

3. Утверждение в обществе, в сознании и чувства детей патриотических ценностей, взглядов, идеалов.

СОДЕРЖАНИЕ.

1. История Левокумского района, села Величаевского, военная история края, района, села. История улиц, отдельных памятников. Подвиги земляков.

(На местном краеведческом материале)

Практическая деятельность:

- Работа с архивными документами.

-Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

-Встречи с родственниками участников Величаевского подполья.

-Сбор материалов и исторических данных об участниках Великой Отечественной войны.

- Записи воспоминаний, сбор документов, писем, фотографий, личных вещей.

-Встреча с участниками войн в Афгане и Чечне.

- Оформление экспозиций, выставок на основании собранных материалов в Комнате Памяти и Славы.

2. Родословие. Изучение семейных традиций, обычаев, национальных особенностей, обрядов. Выявление родственников, друзей принявших участие в исторических событиях «Прошлое России в истории моей семьи».

Практическая деятельность

-Создание летописей,

-составление генеалогического древа.

3. Летопись родного села.- Изучение истории села Величаевского начиная с древних времен и до сегодняшнего дня. Изучение ярких событий, при родных явлений, культурно – природных ландшафтов Левокумского района.

Практическая деятельность

-Написание рефератов, сочинений, исследовательских работ.

4. Знаменательные даты и символика Российской Федерации, Ставропольского края, района. Герои войны и труженики тыла села Величаевского, солдатские вдовы, служащие российской Армии, Афгана и Чечни – выпускники школы.

Практическая деятельность

- сбор материалов для школьной Комнаты памяти и Славы.

5. Конкурсы:

- Военно – исторические

-Краеведческие «Никто не забыт и ничто не забыто»:

«Письмо ветерану юбилейного года», сочинение очерк «Мы помним подвиг ваш», сочинение – рассказ «Улицы помнят своих героев (Названия улиц)»

-экскурсии в историко – краеведческий музей им. Праве г. Ставрополь.,

Районный историко – краеведческий музей с. Левокумское, сельский музей имени А.Скокова, школьную Комнату памяти и славы.

По завершению курса деятельности учащиеся должны знать:

-историю Левокумья и родного села Величаевского, начиная с древних времен и до сегодняшнего дня;

-историю улиц родного села;

О малоизвестных событиях и явлениях природы Левокумского района;

-памятники и памятные места в родном селе;

-о подвигах земляков в годы великой Отечественной войны.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Воспитательная деятельность строится на следующих принципах:

-доступность участия для всех желающих;

-учет возрастных особенностей учащихся;

-внимательное отношение к личности воспитанника, побуждение его к творчеству;

-предоставление возможности самоутверждения, самореализации, инициативности;

- Утверждение и соблюдение прав ребенка;

- всестороннее развитие обучаемого с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

При составлении учебно – воспитательных планов на основании программы педагог должен исходить из своей личной педагогической квалификации, учитывая следующие факторы: объем учебного материала, последовательное усложнение материала.

Рекомендуемая нагрузка при различных формах проведения занятий:

- теоретические в классе – до 2-х часов.

-практические занятия на базе Комнаты памяти и Славы - до 2-х часов.

-экскурсии на базе музеев – до 1-го часа.

-работа с архивом – до 2-х часов.

-сбор материала для пополнения фонда Комнаты памяти и Славы – до 3-х часов.

Традиционные школьные дела

  1. Поисковые операции.

«Дети войны»

«Голос пожелтевших фотографий»

«Судьба Родины и семьи едины»

  1. Заочные путешествия.

«Страницы мужества и славы.»

«По городам – героям»

«По полям знаменательных сражений Великой Отечественной войны»

«Великая Отечественная война в изобразительном искусстве, музыке и кино»

  1. Уроки мужества, эстафеты Памяти «И не помнить об этом не в праве я…».

  2. Работа «Полевой почты».

  3. Конкурсы:

-чтецов «Строки Мужества»

-рисунков и плакатов «Герои не забудутся, поверьте»

-музыкальных произведений «Солдатский конверт»

-сувениров, поделок «Успейте сказать им спасибо»

-сочинений «Письмо ветерану»

6. Участие в шефской помощи ветеранам, вдовам погибших.

7. Шефство над памятниками и воинскими захоронениями:

-памятник – монумент участникам Величаевского подполья.

-памятник А.Защепкиной

-могила А.Скокова

-могила И.К.Дрогина

-место казни А. Скокова

8. Проведение акций «Милосердие», «Цветы ветерану», «Поздравительная открытка». «Зеленое кольцо славы»

9. Проведение Героических поверок.

10. Участие в военизированной игре «Зарница»

11. Конкурсы «А ну-ка, парни!», «Вперед мальчишки!»

12. Спортивные соревнования на кубки «Героя Советского Союза А. Скокова, ветеранов великой отечественной войны»

Участие в районных и краевых мероприятиях

    1. Вахта Памяти

    2. Поисковая операция «Жизнь после подвига»

    3. Акция «25 –летию музея – посвящается…»

    4. Акция посвященная 65-летию Памяти Величаевских комсомольцев – подпольщиков.

    5. Акция «Письмо Президенту»

    6. конкурсы сочинений и исследовательских работ:

-Исследовательская работа учащихся группы «Поиск» «История моего села»

-Сочинение рассказ «Имя моей улицы»

-Сочинение – очерк «Мы помним подвиг ваш»

-Сочинение «Письмо ветерану юбилейного года»

-Поисково – исследовательская работа «Военные годы моей семьи»

-Исследовательская работа «Природно – культурные ландшафты Левокумского района».

7. Месячники Оборонно – массовой работы.

8. Спортивные соревнования по различным видам спорта.

Формы работы с учащимися в рамках Программы.

недели

спартакиада

Акции

Слеты

Концерты

Школа творчества

Учебно – тренировочные сборы

экскурсии

Рисунков, плакатов

песен

Стихов, очерков

Тур сочинений

1. Музей г. Ставрополь

2.музей с. Левокумское

3.Музей им. А,Скокова

4.г. Пятигорск

5. с. Арзгир

«Милосердие»

«Цветы ветерану»«Аллеи Памяти»

УПБ

«Жизнь после подвига»

Взаимодействие МОУ СОШ № 7 с другими организациями в рамках Программы

Детская школа искусств, ДК.


СМИ района

Милиция (КДН, ОГАИ)

Пожарная часть

РОСТО

Комитет по делам молодежи

Совет ветеранов с. Величаевского

Районный ДДТ

Военкомат

Музеи:

Районный историко – краеведческий музей.

Г. Ставрополь Музей Прозрителева и Праве.

С. Величаевское музей им. А Скокова

Модель

Патриотического воспитания школьников в МОУ СОШ №7 с. Величаевского

Патриотическое воспитание

МОДЕЛЬ

Детско – юношеской организации школьного самоуправления

«Школьная Федерация» МОУ СОШ № 7 с. Величаевского

Совет школы


Президент

Президиум

Вице – президент

I-II ступени

Вице- президент III ступени

Премьер - министры

Детское объединение «Край детства»

Детское объединение

«Союз ребят»

Клуб старшеклассника

«Молодежная республика»

истоки

Знание

богатырь

Полезных дел

досуг

Школьный вестник

Отряды

классы

кружки

Объединения по интересам

М и н и с т е р с т в а

  1. Образовательная программа «начальная морская подготовка класса гражданско-патриотического воспитания «фрегат» Автор: Сапожников В. А

    Образовательная программа
    Программа предназначена для новичков подростков, юношей и девушек в возрасте от 12 до 17 лет, без какой то не было специальной предварительной подготовки.
  2. Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта.

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опытавысших учебных заведений,представленных на XIV Республиканской выставке «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы»:
  3. «центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи» информационно-аналитические материалы о деятельности общественных объединений по патриотическому воспитанию молодежи москва (1)

    Аналитические материалы
    Разработка информационно-аналитических материалов осуществлены по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
  4. «центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи» информационно-аналитические материалы о деятельности общественных объединений по патриотическому воспитанию молодежи москва (2)

    Аналитические материалы
  5. Программа «Развития образовательной системы школы»

    Программа
    Стратегической целью развития образовательной системы школы является создание условий для становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном
  6. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №24 п. Бира»

    Программа
    Программа «Внедрения технологий развивающего обучения в основной школе». Программа предназначена для повышения инициативы школьного сообщества (родителей, учеников, педагогов, выпускников, общественности) для совершенствования эффективности
  7. Программы (20)

    Программа
  8. Программа развития моу «сош №89»

    Программа
    Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 89 с углубленным изучением отдельных предметов» города Барнаула Алтайского края на 2011-2013 гг.
  9. Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы№1

    Программа
    Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 с углубленным изучением отдельных предметов им.

Другие похожие документы..