Итоги деятельности транспортного комплекса в 2011 году 6 Основные показатели производственной деятельности 6

Министерство транспорта Российской Федерации

Об основных итогах

социально-экономического развития

транспортного комплекса в 2011 году

и задачах на 2012 год и среднесрочную перспективу до 2014 года

(информационно-аналитический обзор)

Материалы к расширенному заседанию коллегии Минтранса России

март 2012 года

Москва

Содержание

1. Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития Российской Федерации в 2011 году 4

2. Итоги деятельности транспортного комплекса в 2011 году 6

2.1. Основные показатели производственной деятельности 6

2.2. Внешняя торговля транспортными услугами 16

2.3. Финансовые результаты деятельности организаций транспортного комплекса 17

2.4. Занятость и заработная плата 18

2.5. Бюджетное финансирование 21

2.6. Инвестиции 27

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА 32

3.1. Реализация государственной политики в отраслях транспортного комплекса 32

3.1.1. Железнодорожный транспорт 32

3.1.2. Автомобильный и городской электрический транспорт 40

3.1.3. Дорожное хозяйство 56

3.1.4. Воздушный транспорт и организация воздушного движения 70

3.1.5. Морской и внутренний водный транспорт 85

3.2. Реализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года 96

3.3. Законопроектная деятельность 102

3.4. Совершенствование государственного управления в сфере транспортного комплекса 107

3.5. Международная деятельность 117

3.6. Социальная и кадровая политика 135

3.7. Образование в сфере транспорта 145

3.8. Инновационная и научно-техническая политика 150

3.9. Транспортная безопасность и мобилизационная подготовка 159

4. Надзор на транспорте 171

5. Задачи по обеспечению устойчивой и эффективной работы транспортного комплекса в 2012 году и на среднесрочную перспективу до 2014 года 175


1. Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития Российской Федерации в 2011 году

В 2011 году продолжился экономический рост после кризиса конца 2008-го и 2009 годов. Максимальные предкризисные значения середины 2008 года в 2011 году были превышены по индексу промышленного производства, потребительским расходам, товарному экспорту и импорту. Улучшилась ситуация на рынке труда, положительную динамику демонстрирует реальная заработная плата, которая уже в 2010 году превысила предкризисный уровень.

Прирост ВВП в 2011 году составил по оценке Росстата 4,3 % к уровню 2010 года.

На рост ВВП существенное влияние оказали обрабатывающие производства, сельское хозяйство, строительство и торговля, поддержанная ростом доходов населения.

В целом в 2011 году промышленное производство выросло на 4,7 % к уровню 2010 года. На протяжении всего года опережающими темпами росли обрабатывающие производства (прирост за год составил 6,5 %), производство транспортных средств и оборудования (24,6 %), сельское хозяйство (22,1 %), строительство (5,1%).

Основным фактором посткризисного восстановления экономики остается потребительский спрос. В целом за 2011 год оборот розничной торговли увеличился на 7,2 % (в 2010 году – на 6,3 процента). Объем платных услуг увеличился в 2011 году на 2,9 % (в 2010 году – на 1,5 процента).

Потребительский спрос почти полностью был основан на снижении чистых сбережений населения и высокой доступности потребительского кредита.

Рост инвестиций в основной капитал составил в 2011 году 106,2 % к уровню 2010 года, что выше показателя 2010 года на 0,2 процентных пункта. Инвестиционная активность подкреплялась ростом объемов кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ситуация на рынке труда в 2011 году продолжила улучшаться. Численность безработных граждан снизилась на 0,5 млн. человек (в сопоставимой методологии) и составила в среднем за год 6,6 % экономически активного населения, что на 0,9 процентных пункта ниже уровня 2010 года. Наиболее быстро восстанавливалась занятость в строительстве, транспорте, торговле, финансовой деятельности.

В декабре 2011 года по отношению к декабрю 2010 года индекс потребительских цен составил 106,1 процента. Замедление инфляции было обусловлено мерами Правительства Российской Федерации по сдерживанию роста цен на электроэнергию и регулируемых тарифов на услуги населению (ЖКХ, транспорт и связь в регулируемом секторе).

Рост реальных располагаемых доходов населения составил по итогам 2011 года 0,8 % против 5,1 % в 2010 году. Прирост реальной заработной платы за 2011 год составил 3,5 % (в 2010 году – 5,2 процента).

Динамика основных макроэкономических показателей,

% к уровню 2008 года

2. Итоги деятельности транспортного комплекса в 2011 году

2.1. Основные показатели производственной деятельности

Грузовые перевозки. По предварительным данным Росстата в 2011 году транспортным комплексом перевезено 10437,7 млн. тонн грузов и выполнен грузооборот в размере 2607,1 млрд. т-км, что составило соответственно 105,9 % и 105,2 % к уровню 2010 года. В целом в 2011 году грузооборот транспортного комплекса превысил уровень 2008 года на 3,6 %, а по сравнению с кризисным 2009 годом рост грузооборота составил 117,0 процентов.

Динамика грузооборота транспортного комплекса

в 2008-2011 годах, % относительно уровня 2008 года

Объем коммерческих перевозок грузов по транспортному комплексу составил в 2011 году 3721,3 млн. тонн, коммерческий грузооборот – 2383,9 млрд. т-км (соответственно 104,6 % и 105,0 % к уровню 2010 года). Коммерческий грузооборот превысил уровень 2008 года на 0,9 процента.

Рост объемов перевозок и грузооборота обусловлен посткризисным восстановлением экономики, в том числе увеличением объемов производства в основных грузообразующих отраслях, объемов экспортно-импортных операций и ростом деловой активности.

Динамика грузооборота в 2011 году, % к уровню 2010 года

По ряду производственных показателей итоги 2011 года превзошли уровень докризисного 2008 года. В 2011 году по сравнению с уровнем 2008 года был превышен грузооборот, в том числе коммерческий, на всех видах транспорта, за исключением морского и внутреннего водного транспорта.

Коммерческий грузооборот транспортного комплекса

в 2008-2011 годах, млрд.т-км

Объем коммерческих перевозок грузов в 2008-2011 годах, млн.т.

В структуре объема перевозок росла доля автомобильного транспорта. В 2011 году доля автомобильного транспорта в общем объеме коммерческих перевозок составила 44,5 %, железнодорожного транспорта общего пользования – 33,4 %, промышленного железнодорожного – 17,8 %, внутреннего водного транспорта– 3,4 %, морского – 0,9 процента.

Структура коммерческих перевозок грузов в 2008 году, %

Структура коммерческих перевозок грузов в 2011 году, %

В структуре коммерческого грузооборота в 2011 году наибольшую долю занимал железнодорожный транспорт – 89,5 % от общего коммерческого грузооборота, доля автомобильного транспорта составила 4,5 %, внутреннего водного – 2,6 %, морского транспорта – 3,3 %, воздушного – 0,2 процента. Увеличение в структуре коммерческого грузооборота доли автомобильного транспорта в 1,2 раза по сравнению с уровнем 2008 года обусловлено повышением его конкурентоспособности на маршрутах до 1000 км по сравнению с магистральным железнодорожным транспортом.

В 2011 году коммерческие перевозки грузов и грузооборот железнодорожного транспорта общего пользованиясоставили 1241,5 млн. тонн и 2126,6 млрд. т-км (соответственно 103,0 % и 105,7 % к уровню 2010 года). Замедление темпов роста в 2011 году по сравнению с 2010 годом обусловлено более низкими темпами роста объемов промышленного производства в основных грузообразующих отраслях.

Промышленный железнодорожный транспорт обслуживает предприятия основных грузообразующих отраслей экономики и включает самостоятельные специализированные транспортные предприятия и железнодорожные транспортные подразделения предприятий различных отраслей экономики. Большая часть перевозок (80,3 % от общего объема) на этом виде транспорта выполняется для собственных нужд промышленных предприятий.

Объем перевозок грузов на промышленном железнодорожном транспорте всех отраслей экономики в 2011 году составил 3370,4 млн. тонн (103,0 % к уровню 2010 года), грузооборот – 114,3 млрд. т-км (105,7 %).

Автомобильный транспорт. В 2011 году грузовым автомобильным транспортом всех отраслей экономики перевезено 5663,1 млн. тонн грузов (108,1 % к уровню 2010 года), грузооборот составил 222,8 млрд. т-км (111,8 %).

Объем коммерческих перевозок по всем субъектам автотранспортного рынка составил 1654,6 млн. тонн (105,4 % к уровню 2010 года), коммерческий грузооборот – 107,0 млрд. т-км (115,0 %). Средняя дальность перевозки 1 тонны груза выросла в 2011 году на 9,3 % по сравнению с 2010 годом.

Рост объема перевозок грузов автомобильным транспортом в 2011 году обусловлен ростом объемов производства сельскохозяйственной продукции (индекс продукции сельского хозяйства составил в 2011 г. 122,1 % к уровню 2010 г.), строительной отрасли (105,1%), а также оборота розничной торговли (107,2%).

В 2011 году объем перевозок грузов внутренним водным транспортом составил 127,8 млн. тонн (124,7 % к уровню 2010 года), грузооборот – 61,0 млрд. т-км (113,0 %). Рост объемов перевозок грузов и грузооборота в 2011 году на внутреннем водном транспорте характеризуется более высокими темпами по сравнению с другими видами транспорта, что обусловлено восстановлением объемов производства основных грузообразующих отраслей, прежде всего объемов производства в строительстве.

В 2011 году объем перевозок грузов морским транспортом составил
33,9 млн. тонн (91,8 % к уровню 2010 года), грузооборот – 77,5 млрд. т-км (77,2 % к уровню 2010 года). Снижение в 2010-2011 годах объема перевозок грузов и грузооборота на морском транспорте обусловлено неблагоприятной конъюнктурой мирового рынка и уменьшением физических объемов экспортных грузов, а такжеснижением количества договоров на перевозку грузов судами под флагом Российской Федерации.

В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в 2011 году отправлено водным транспортом 24,8 млн. тонн грузов, что на 7,1 % больше аналогичного показателя 2010 года, из них объем сухих грузов составил 19,7 млн. тонн (108,2 % к уровню 2010 года), наливных – 3,4 млн. тонн (100,8 %). При этом внутренним водным транспортом было перевезено грузов на 8,7 % больше, чем в 2010 году, а морским – на уровне 2010 года.

Производственна деятельность морских портов. Объем перевалки грузов в морских портах России в 2011 году вырос по сравнению с прошлым годом на 1,8 % и составил 535,4 млн. тонн, в том числе сухогрузов – на 10,8 %, из них грузов в контейнерах – на 19,8 процента. Увеличение объемов перевалки сухогрузов стало возможным благодаря введению дополнительных перегрузочных мощностей в портах для переработки экспортно-импортных грузов. Объем наливных грузов уменьшился на 4,3 %, в том числе нефти – 7,8 %, что обусловлено снижением физических объемов экспорта.

Объем перевалки грузов в морских портах в 2011 году превысил уровень 2008 года на 17,8 процента.

Объем перевалки грузов в морских портах в 2008-2011 годах, млн. т

Производственная деятельность речных портов. В речных портах в 2011 году переработано более 184,3 млн. тонн (129,0 % к уровню 2010 года), в том числе в международном сообщении – 14,1 млн. т (+24,9 %), сухогрузы – 171,6 млн. т (+30 %), нефтеналивные – 12,6 млн. т (+15 %).

Воздушный транспорт. Объем коммерческих перевозок грузов транспортной авиацией в 2011 году составил 1,0 млн. тонн, грузооборот – 4,9 млрд. т-км (соответственно 105,5 % и 104,5 % к уровню 2010 года). Производственные показатели воздушного транспорта уже в 2010 году превысили уровень 2008 года.

Тарифы на грузовые перевозки. Индекс тарифов на грузовые перевозки в отраслях транспортного комплекса в декабре 2011 года к декабрю 2010 года в целом составил 108,1 процента при росте цен производителей промышленных товаров в размере 112,0 процентов. Рост тарифов имел место практически на всех видах транспорта, в том числе на железнодорожном транспорте – 107,5 %, внутреннем водном - 107,6 %, автомобильном – 110,2 %, воздушном – 118,2%, морском – 109,1 процента.

Самый большой рост тарифов на грузовые перевозки в декабре 2011 года к декабрю 2010 года отмечен в Центральном федеральном округе, где индекс составил 109,7 % и в Южном федеральном округе – 109,4 процентов.

Самый низкий рост – 105,9 % имел место в Сибирском федеральном округе.

Пассажирские перевозки. Пассажирооборот транспорта общего пользования составил в 2011году 500,4 млрд. пасс-км (103,8 % к уровню 2010 года). Подвижность населения выросла в 2011 году на 5,3 % к уровню 2010 года (6,9 тыс. км на 1 человека) и превысила уровень 2008 года на 9,1 процента. Положительные тенденции роста пассажирооборота и объемов перевозок наблюдались на воздушном, железнодорожном транспорте и метрополитене.

Динамика пассажирооборота в 2008-2011 годах, млрд. пасс-км

  1. Итоги деятельности транспортного комплекса в 2011 году 6 Основные показатели производственной деятельности 6 (2)

    Документ
    В 2011 году продолжился экономический рост после кризиса конца 2008-го и 2009 годов. Максимальные предкризисные значения середины 2008 года в 2011 году были превышены по индексу промышленного производства, потребительским расходам,
  2. Л. В. Мишкина «24» мая 2011 г

    Документ
    1.1. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества 10
  3. Программа развития города темиртау на 2011-2015 годы содержание

    Программа
    Город Темиртау является одним из больших городов в Карагандинской области и вместе с городом Карагандой входит в ядро Карагандинской городской агломерации (КГА).
  4. Доклад о положении детей в Омской области в 2011 году

    Доклад
    Ритм социально-экономической жизни нашего региона заставляет находить оптимальные и эффективные решения, совершать ответственные действия, прогнозировать развитие будущих процессов.
  5. Долгосрочная целевая программа "снижение напряженности на рынке труда красноярского края" на 2009 2011 годы (2)

    Программа
    В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской
  6. 1. Основные макроэкономические показатели

    Документ
    В 2007 году экономика России находилась в состоянии устойчивого экономического роста. По данным Федеральной службы государственной статистики прирост реального объема произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) в 2007 году по
  7. «Об утверждении порядков и сроков разработки прогноза социально-экономического развития, составления проекта районного бюджета на 2011 год и среднесрочного финансового плана Багаевского района на 2011-2013 года»

    Решение
    В соответствии с постановлением Администрации Багаевского района от 12.05.2010 № 524 «Об утверждении порядков и сроков разработки прогноза социально-экономического развития, составления проекта районного бюджета на 2011 год и среднесрочного
  8. Итоги социально-экономического развития Тихвинского района в 2010 году и задачи на 2011 год

    Доклад
    Работа Администрации Тихвинского района в 2010 году была направлена на решение задач по исполнению полномочий, переданных нам в соответствии с действующим законодательством, а в целом - на стабилизацию ситуации в экономике и социальной сфере.
  9. Исторический опыт движения студенческих строительных отрядов красноярского края 1953-1990 гг

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 17 февраля 2012 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.074.05 при ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» по адресу: 664003 г.

Другие похожие документы..