Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 гг. Программа

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 – 2015 ГГ.

ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2011-2015 ГОДЫ

ОГЛАВЛЕНИЕ

конкретные мероприятия; 148

ответственных за выполнение мероприятий; 148

сроки реализации конкретных мероприятий. 148

состояние процесса по мероприятиям, срок выполнения которых истек в отчетном месяце; 149

состояние процесса по мероприятиям, срок выполнения которых истекает в последующие 6 месяцев. 149

ПРЕАМБУЛА К ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ

Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы (далее Программа) направлена на решение проблем, связанных с формированием устойчивого развития экономики и повышения качества и условий жизни населения в среднесрочной перспективе.

Программа в системе документов среднесрочного и долгосрочного планирования является инструментом реализации Концепции социально-экономического развития Иркутской области до 2020 года.

Программа входит в систему документов стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации. Программа сформирована в развитие Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, стратегий развития отраслей Российской Федерации, учитывает положения Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года, проекта стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, Концепция социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года.

Иркутская область обладает высоким интеллектуальным, промышленным и природно-ресурсным потенциалом, имеет выгодное географическое положение. Область имеет ряд конкурентных преимуществ, среди которых основное место занимают:

  • Невысокая стоимость энергоресурсов. Это обусловлено наличием добывающих и перерабатывающих производств на территории области, а также высоким уровнем развития энергетического комплекса.

  • Крупные запасы доступных полезных ископаемых. Иркутская область является одним из самых богатых минеральными ресурсами регионов России. В балансе полезных ископаемых на территории Иркутской области учтен 71 вид минерального сырья.

  • Высокий промышленный потенциал. Наличие большого комплекса производственных мощностей на территории Иркутской области в секторах машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, горнодобывающей промышленности и других секторов экономики.

  • Уникальные рекреационные ресурсы, богатые лесные и водные ресурсы.

  • Наличие на территории крупных транспортных узлов. Регион находится вблизи государственной границы, а также на стыке Сибирского и Дальневосточного Федеральных Округов.

  • Развитый научно-образовательный комплекс, концентрация квалифицированного трудового потенциала.

Развитие области в Концепции социально-экономического развития Иркутской области формируется в трехсценарной системе координат и зависит от сочетания внешних и внутренних факторов. Сценарии развития следующие:

  1. Инерционный – продолжение сложившихся тенденции социально-экономического развития области.

  2. Энерго-сырьевой (сценарий «новой индустриализации»), при котором акцент развития территории делается на реализацию крупных инвестиционных проектов в сфере энергетики, добычи и первичной переработки природных ресурсов при умеренных темпах развития перерабатывающих отраслей, инновационного сектора и инвестиционных возможностей.

  3. Инновационный (сценарий сбалансированного развития), опирающийся на наиболее полное использование конкурентных преимуществ местной экономики, природно-ресурсного и транзитного потенциала, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции области, модернизацию транспортной инфраструктуры, развитие человеческого потенциала, повышение уровня производства, направленного на удовлетворение внутреннего спроса и импортозамещение.

Инновационный сценарий развития является целевым при определении направлений социально-экономической политики региона.

В среднесрочной перспективе с целью создания оптимальных условий для развития региона и обеспечения экономического роста приоритетными направлениями являются:

  • Разработка и внедрение инновационных технологий для модернизации экономики и социальной сферы.

  • Развитие и повышение качества человеческого капитала.

  • Развитие инфраструктурных возможностей региона.

  • Развитие туристического и рекреационного потенциала.

  • Обеспечение экологической безопасности.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Общая информация

Краткая историческая справка

Освоение Сибири началось в 20-е годы XVII века. К середине XVII века эта территория вошла в состав Русского государства. Закрепление территорий происходило путем строительства острогов. В 1661 году в Восточной Сибири на реке Иркут появился острог, который в 1686 году был преобразован в город и стал центром воеводства. В 1719 в Сибирская губерния с центром в Тобольске была разделена на 5 провинций. Восточная Сибирь вошла в состав Иркутской провинции.

В 1764 году Иркутскую провинцию преобразовали в Иркутскую губернию, которая занимала громадную территорию от бассейна Енисея до Тихого океана.

В 1851 году из Иркутской губернии выделены в качестве самостоятельных Забайкальская и Якутская области. В результате губерния приобрела очертания, примерно соответствующие границам современной Иркутской области.

При всех преобразованиях практически неизменными оставались уезды – Иркутский, Тулунский, Киренский, что свидетельствовало о прочности сложившихся экономических связей, отражающих хозяйственную целостность данной территории. С учетом этих связей в сентябре 1937 года была образована Иркутская область.

Определенные в 1937 году границы Иркутской области с незначительными изменениями на северо-востоке сохранились до нашего времени, хотя внутреннее деление административных районов за этот период менялось неоднократно.

На момент образования Иркутской области в нее входило 27 районов. На современной карте Иркутской области 33 муниципальных района и 9 городских округов. Внутриобластные административно-территориальные преобразования происходили в основном в период широкомасштабной индустриализации и касались прежде всего территорий активного хозяйственного освоения.

Географическое положение, климатические условия и природные ресурсы

Иркутская область расположена в южной части Восточной Сибири в бассейнах верхнего течения рек Нижней Тунгуски, Ангары и Лены. На юго-востоке области - озеро Байкал. Общая площадь области - 775 тыс. км2 (4,6% РФ). Ее протяженность с запада на восток равна - 1,5 тыс. км и с севера на юг - 1,4 тыс. км. Область находится в самом центре материка и граничит с республикой Саха (Якутия) на северо-востоке, с Читинской областью и республикой Бурятия на востоке и юге, с Красноярским краем на западе, с республикой Тува на юго-западе. Иркутская область входит в состав Сибирского федерального округа.

Иркутская область является крупным железнодорожным узлом на Транссибирском железнодорожной магистрали. Имеется развитое транспортное сообщение (автодороги, водный транспорт, авиасообщения) как внутри области, так и с другими частями области и странами Азии.

Разнообразие климатических условий области определяется большой протяженностью территории с севера на юг и с запада на восток и расчлененностью рельефа.

Климат в Иркутской области умеренно-континентальный со среднегодовой температурой от +5°С, на севере области до +6,5°С на юге. На большей части области среднегодовое количество осадков составляет около 500 мм в год.

Иркутская область богата полезными ископаемыми. Здесь расположены крупнейшие в стране Ленская золотоносная, Мамско-Чуйская слюдоносная, Ангарская железорудная и Восточно-Саянская редкометальная провинции, Иркутский угленосный бассейн, крупнейший в мире Восточно-Сибирский соленосный бассейн. Ежегодно на территории области добывается около 11 тонн золота.

Главными минеральными ресурсами являются углеводородное сырьё, золото, слюда, железо, бурый и каменный уголь, поваренная соль. Область богата месторождениями нерудного сырья для черной металлургии.

В Иркутской области расположен крупнейший в мире Ангаро-Ленский артезианский бассейн минеральных вод, представленный тремя сотнями источников (многие из них используются в коммерческих целях в качестве питьевой воды).

Социальное развитие

Демографическое развитие

Численность постоянного населения Иркутской области в 2009 году составила 2 505,6 тыс. человек. Большая часть населения области проживает в городах (79,3%), в сельской местности – 20,7%.

Плотность населения составляет 3,3 чел./км2. Наиболее крупные города: Иркутск - 580,7 тыс. человек, Братск – 249,7 тыс., Ангарск – 240,6 тыс., Усть-Илимск – 96,3 тыс., Усолье-Сибирское – 85,6 тыс. чел.

В Иркутской области имеется ряд проблем демографического развития, которые обусловлены несогласованностью действий ведомств и структурных подразделений областной администрации в рамках различных направлений демографической политики.

Основные проблемы демографического развития:

  1. Сокращение численности населения

За период 1989 – 2009 гг. численность постоянного населения области сократилась на 319,3 тыс. чел. Сокращение численности населения происходит из-за естественной убыли населения, а также отрицательного миграционного потока.

Причинами естественной убыли населения являются высокий уровень смертности населения (несмотря на превышение рождаемостью уровня смертности).

Общая динамика смертности населения области характеризуется ее высоким уровнем среди лиц трудоспособного возраста, из них около 78% – мужчины. Частота случаев смерти мужчин трудоспособного возраста в 3,6 раза выше, чем женщин. Основные причины смертности населения в рабочем возрасте (как мужчин, так и женщин) – несчастные случаи, отравления, травмы.

Другой причиной смертности, характерной для других групп возрастов, являются высокая заболеваемость населения, в том числе болезнями системы кровообращения, новообразованиями и другими. Особенное место в причинах смертности занимают социально значимые болезни, по показателям распространения которых Иркутская область находится на первых позициях в регионе (например, по уровню распространения ВИЧ-инфекции и наркомании). Подробнее см. раздел «Здравоохранение».

Причинами миграционного оттока населения являются проблемы экономического и социального характера. К первым относятся структурные проблемы на рынке труда, возникающие вследствие прохождения технологической модернизации и корпоративной оптимизации рынков, на которых работают предприятия региона. Ко вторым (социальным) относятся проблемы, обусловленные низким качеством условий для жизни населения, в том числе низким качеством предоставляемых услуг жилищно-коммунальной сферы, низким уровнем благоустройства населенных пунктов и неразвитостью городской среды, неразвитым событийным рядом массовых мероприятий и их недостаточно высоким качеством, дефицитом развлечений и рядом других проблем.

  1. Старение населения и ухудшение трудового потенциала региона

Демографические процессы последних лет также повлияли на возрастно-половую структуру населения. Происходит общее старение населения: если в 1989 году средний возраст населения Иркутской области составлял 31,6 года, то к 2009 году он возрос до 35,8 лет.

Старение населения, с одной стороны, ведет к снижению показателя трудового потенциала экономики региона.

С другой стороны, старение населения не сопровождается развитием соответствующих инфраструктур и мероприятий. Отсутствует система создания комфортных условий для жителей старше трудоспособного возраста, способная стимулировать увеличение жизни населения в пенсионном возрасте. К проблемам отсутствия таких условий следует отнести отсутствие системы занятости населения для неработающих пенсионеров, неподготовленность городской уличной инфраструктуры и объектов социального назначения для комфортного проживания стариков и проч.

  1. Отсутствие эффективной оценки и согласованной политики (как следствие, соответствие мероприятий) в сфере демографического развития

В настоящее время в регионе отсутствует единый механизм формирования демографической политики, а также система согласования мероприятий и проектов между различными органами исполнительной власти, влияющих на демографическое развитие в регионе: Министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике, Министерством здравоохранения, Министерством образования, Министерством культуры и архивов, Министерством экономического развития, труда, науки и высшей школы и других.

Это приводит к тому, что зачастую мероприятия по различным отраслевым направлениям ориентированы на достижение одной и той же цели, но желаемый результат не может быть достигнут в виду несогласованности действий.

Цели и задачи сектора

Основная цель – улучшение качества человеческого потенциала региона.

Задачи:

  1. Программа социально-экономического развития республики бурятия на 2011 2015 годы паспорт

    Программа
    Настоящий Закон определяет содержание и порядок реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011–2015 годы, представляющей систему целей, задач, основных направлений и ориентиров социально-экономического
  2. Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами государственн

    Задача
    Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее – Концепция) разработана в соответствии с целями и задачами государственной политики в сфере культуры, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического
  3. Об утверждении программы социально-экономического развития томской области на 2006 2010 годы и на период до 2012 года

    Статья
    1. Решение Высшего экономического совета при Главе Администрации (Губернаторе) Томской области от 30 июня 2004 года о разработке Стратегии развития Томской областидо 2020 года.
  4. Утвердить прилагаемый Индикативный план Правительства Республики Бурятия по реализации Закона Республики Бурятия «о программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы» на 2011 год* (далее Индикативный план)

    Закон
    В целях реализации Закона Республики Бурятия «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы» в 2011 году, повышения эффективности государственного управления социально-экономическими процессами
  5. Программа социально-экономического развития муниципального образования «заларинский район»

    Программа
    Руководствуясь Федеральным Законом от 6.10.2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.30 Устава МО «Заларинский район»
  6. Е. В. Кучменко заместитель начальника отдела охраны окружающей среды министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, к г. н

    Документ
    Е.В. Кучменко – заместитель начальника отдела охраны окружающей среды министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, к.г.н., Т.А. Маркова – консультант отдела охраны окружающей среды министерства природных ресурсов и
  7. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности (37)

    Доклад
    Настоящий Доклад подготовлен в соответствии с Положением «О порядке подготовки и предоставления докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования», утвержденным постановлением Правительства
  8. Программа социально-экономического развития города Улан-Удэ на 2008-2010 годы и на период до 2017 года

    Программа
    Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 20 июня 2007г. №440-р «Об основных принципах комплексного планирования социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия»;
  9. Программа социально-экономического развития Кемеровской области до 2012 года

    Программа
    Кемеровская область расположена на юго-востоке Западной Сибири. Регион географически занимает срединное положение между Москвой и Владивостоком. По занимаемой территории Кемеровская область составляет 4 процента территории Западной

Другие похожие документы..