Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех специальностей дневной формы обучения Бийск

Федеральное агентство по образованию

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

А.Г. Овчаренко, С.Л. Раско

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические рекомендации
по выполнению самостоятельной работы

и изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
для студентов всех специальностей дневной формы обучения

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического
университета им. И.И. Ползунова

2010

УДК 614

Работа подготовлена на кафедре производственной безопасности и управления качеством.

Рецензент:

д.т.н., профессор, завкафедрой РДВУАС БТИ АлтГТУ Ю.Б. Жаринов.

Овчаренко, А.Г.

С

Безопасность жизнедеятельности: методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех специальностей дневной формы обучения / А.Г. Овчаренко, С.Л. Раско; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2010. – 21 с.

Методические рекомендации содержат основные сведения о дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», включая цели, задачи, структуру, рекомендации по изучению дисциплины и рекомендуемую литературу. Приводятся: содержание самостоятельной работы; план-график ее выполнения; требования к представлению, оформлению и оценке результатов самостоятельной работы.

УДК 614

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры

производственной безопасности и управления качеством

Протокол № 09/09 от 10.11.2009 г.

© Овчаренко А.Г., Раско С.Л., 2010

© БТИ АлтГТУ, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА………………………………………..

4

2 СТРУКТУРА КУРСА……………………………………………..

4

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ……….

10

4 СОДЕРЖАНИЕ СРС………………………………………………

10

5 ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ СРС………………………….

11

6 ТРЕБОВАНИЯ К СРС…………………………………………….

12

7 ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ СРС………………………………….

15

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………...

17

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к общепрофессиональным дисциплинам

Цель преподавания дисциплины – дать будущим специалистам теоретические знания и практические навыки для создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности; проектирования безопасной новой техники и технологических процессов; прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Задачи изучения дисциплины: получение знаний по общим вопросам безопасности, основам физиологии и рациональным условиям труда, анатомо-физиологическим последствиям воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов и чрезвычайных ситуаций, средствам и методам повышения безопасности технических устройств и технологических процессов, методам исследования устойчивости функционирования объектов народного хозяйства и технических систем в чрезвычайных ситуациях, прогнозированию чрезвычайных ситуаций и их последствий, разработке мероприятий по защите населения и производственного персонала от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, правовым, нормативно-техническим и организационным основам безопасности жизнедеятельности.

2 СТРУКТУРА КУРСА

Общие идеи и основные положения курса «Безопасность жизнедеятельности» излагаются на лекциях. Необходимая детализация, освоение курса лекций и более глубокое изучение дисциплины обеспечиваются во время лабораторных и (или) практических занятий и самостоятельной работы в процессе изучения курса. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» изучается обычно на 4 курсе в четном или нечетном семестре в зависимости от специальности и разбита на четыре модуля.

В рамках дисциплины рассматриваются следующие темы.

Тема 1. Цель и содержание курса «Безопасность жизнедеятельности»

Обеспечение безопасности человека в системе «человек–среда обитания–машина». Элементы безопасности: охрана труда, гражданская оборона, промышленная экология. Роль и задачи ИТР в обеспечении безопасной жизнедеятельности человека. Основные задачи курса, место в системе наук, роль в подготовке инженеров. Достижения
отечественной и зарубежной науки в области безопасности жизнедеятельности.

Модуль 1. Гражданская оборона

Тема 2. Роль и место гражданской обороны в борьбе с чрезвычайными ситуациями

Виды чрезвычайных ситуаций и их последствия. Чрезвычайные ситуации в законах и подзаконных актах. Создание единой государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. Стихийные бедствия: возникновение, последствия и прогнозирование. Общие принципы организации гражданской обороны. Невоенизированные формирования, порядок их создания, обучения, оснащения, их возможности. Учреждения гражданской обороны.

Тема 3. Современные средства поражения, их воздействие на объекты и людей, характеристика очагов заражения

Оружие массового поражения: ядерное, химическое, бактериологическое. Поражающие факторы ядерного взрыва. Особенности воздействия поражающих факторов нейтронного оружия. Определение очага ядерного поражения и его характеристика. Химическое оружие. Классификация отравляющих веществ. Очаг химического поражения и его характеристика. Бактериологическое оружие. Характеристика особо опасных инфекций. Определение и характеристика очага поражения. Обычные средства нападения: кумулятивные, зажигательные, бетонобойные, шариковые, кассетные и боеприпасы объёмного взрыва. Высокоточное оружие. Вторичные очаги поражения. Очаг комбинированного поражения.

Тема 4. Основные принципы и способы защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Инженерные мероприятия по защите населения. Организация укрытия населения, рассредоточение и эвакуация. Противорадиационная, противохимическая и противобактериологическая защита. Порядок накопления, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты. Организация дозиметрического и химического контроля. Оповещение о чрезвычайной ситуации, сигналы гражданской обороны. Действия формирований и населения при угрозе чрезвычайной ситуации. Обучение населения по гражданской обороне. Принципы и формы обучения, подготовка руководящего состава. Нормативы и тренировки по гражданской обороне.

Тема 5. Обеспечение устойчивости функционирования промышленных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций

Сущность устойчивости функционирования объектов, факторы, определяющие устойчивость, существующие нормы проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны. Особенности отраслевых требований к устойчивости в энергетических,
химических и других производствах. Определение фактической устойчивости в условиях чрезвычайных ситуаций. Методы и средства повышения устойчивости функционирования. Моделирование и выбор методов и средств защиты производственного персонала и населения в аварийно-опасных зонах при проектировании. Требования к управлению аварийно-опасными системами.

Тема 6. Организация и проведение спасательных работ при чрезвычайных ситуациях

Силы, средства и условия проведения СНАВР в очагах поражения. Особенности СНАВР в очагах комбинированного поражения. Ликвидация последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Порядок использования и обеспечение формирований. Моделирование и выбор мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Определение границ и площади очага поражения, допустимого времени пребывания людей в очаге поражения.

Модуль 2. Законодательство по охране труда

Тема 7. Правовые и организационные вопросы охраны труда

Цели и задачи охраны труда, основные термины и понятия. Законодательство о труде. Подзаконные акты об охране труда. Правила, нормы и инструкции обязательные при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на предприятии. Инструктажи и трехступенчатый контроль. Регистрация, учёт и расследование несчастных случаев. Основные методы анализа производственного травматизма, надзорные и контролирующие организации по охране труда.

Тема 8. Основные требования охраны труда к промышленным предприятиям и производственным помещениям

Санитарная классификация производств. Понятие о санитарно-защитной зоне. Зонирование территории предприятия. Требования к технологическим коммуникациям, этажности и протяжённости здания, выездам и разрывам производственных помещений.

Модуль 3. Техника безопасности
и производственная санитария

Тема 9. Основы физиологии труда и рациональная организация рабочего места

Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Тяжесть и напряжённость труда. Методы оценки тяжести труда. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности. Эргономика и инженерная психология. Рациональная организация рабочего места, техническая эстетика. Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности труда. Особенности труда женщин и подростков.

Тема 10. Микроклимат и вредные вещества производственной среды

Терморегуляция человека. Основные параметры метеоусловий. Загрязнение воздуха рабочей зоны, характеристика вредных веществ. Понятие о предельно допустимой концентрации. Методы и средства контроля воздуха. Спецодежда, спецобувь и средства защиты органов дыхания.

Тема 11. Вентиляция на производстве

Назначение и классификация. Определение необходимого количества воздуха при общеобменной вентиляции. Естественная вентиляция. Аэрация, порядок расчёта. Дефлекторы, конструкция, принцип работы. Механическая вентиляция. Основные схемы, порядок расчёта. Эжекторы, назначение, принцип работы. Эффективность очистки воздуха, основные способы очистки. Электрофильтры, принцип работы, элементы расчёта.

Тема 12. Освещение производственных помещений

Количественные и качественные показатели освещения. Системы и виды освещения. Основные требования к производственному освещению. Электрические источники света, их характеристики. Светильники, их назначение. Нормирование искусственного и естественного освещения. Порядок расчёта искусственного и естественного освещения. Средства индивидуальной защиты органов зрения.

Тема 13. Защита от шума, вибраций, ультра- и инфразвука

Шум и его воздействие на человека. Основные характеристики шума, уровень шума. Вибрация, её воздействие на организм человека. Нормирование шума и вибраций. Методы борьбы с шумом и вибрацией. Особенности ультра- и инфразвука и защита от них. Приборы для измерения шума и вибраций, индивидуальные средства защиты.

Тема 14. Защита от ионизирующих излучений на производстве

Виды и дозы ионизирующих излучений, их воздействие на человека. Нормирование излучений, средства дозиметрического контроля. Способы и средства защиты, подбор защитных экранов.

Тема 15. Основы электробезопасности

Действие электрического тока на организм человека. Первая помощь при поражении электрическим током. Явление стекания тока в землю. Потенциальная кривая растекания тока полушарового заземлителя. Кривые растекания одиночного и группового заземлителей. Напряжение прикосновения и шага. Анализ опасности поражения электрическим током в однофазной сети при нормальном и аварийном режимах. Выбор схемы электрической трёхфазной сети из технологических требований безопасности. Классификация помещений по степени поражения людей электрическим током. Основные меры защиты.
Защитное заземление, защитное зануление и защитное отключение. Классификация изолирующих средств защиты.

Тема 16. Защита от статического электричества и электромагнитных полей

Причины возникновения разрядов статического электричества, оценка их опасности. Вредное воздействие электростатических полей на человека. Основные меры защиты, нейтрализаторы статического электричества. Источники электромагнитных полей, их воздействие на человека. Особенности нормирования электромагнитных полей в зависимости от частоты. Основные меры защиты.

Тема 17. Безопасность сосудов, работающих под давлением

Сосуды, регистрируемые в РОСТЕХНАДЗОРЕ. Техническое освидетельствование и испытание сосудов. Предохранительные клапаны и мембраны, их назначение, выбор и применение.

Тема 18. Безопасность устройств и эксплуатации машин и механизмов

Аксиома о потенциальной опасности производственных процессов и технических средств. Понятие и величина риска. Допустимый риск и методы его определения. Причины отказов, критерии и методы определения опасных ситуаций, «дерево событий», «дерево причин», «дерево отказов». Прогнозирование и моделирование условий возникновение опасных ситуаций. Выбор допустимых вероятностей воздействия опасных факторов для типовой продукции и технологий машиностроения. Аналоги, экспериментальные исследования, экспертные оценки. Порядок оценки и подтверждения требований безопасности при помощи «дерева событий и отказов» при проектировании. Определение зон действия опасных и вредных факторов, вероятности и уровни их экспозиции при проектировании технологических процессов и технических средств. Средства защиты: оградительные, предохранительные, блокирующие, сигнализирующие, дистанционного управления и специальные.

Модуль 4. Пожаровзрывобезопасность

Тема 19. Пожаробезопасность

Общие понятия о процессе горения. Виды горения, механизмы процесса горения. Показатели пожарной опасности. Классифи-
кация производств по их пожаро- и взрывоопасности. Свойства и эффективность огнегасительных веществ. Основные принципы прекращения горения. Вода, пены, ингибиторы горения, газы и порошковые огнетушащие составы. Первичные средства пожаротушения. Спринклерные и дренчерные установки, принцип работы, элементы расчёта.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» является интегрированным и основывается на знаниях различных предметов (рисунок 1).

Рисунок 1 – Межпредметные связи с другими дисциплинами

  1. Методические рекомендации по выполнению дипломных работ (проектов) для студентов специальностей 240901 «Биотехнология», 260204 «Технология бродильных производств и виноделие» всех форм обучения

    Методические рекомендации
    Каменская, Е.П. Дипломное проектирование: методические рекомендации по выполнению дипломных работ для студентов специальностей 240901 «Биотехнология», 260204 «Технология бродильных производств и виноделие» всех форм обучения / Е.
  2. Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов (курсовых работ) для студентов специальностей 240901 «Биотехнология» и260204 «Технология бродильных производств и виноделие» всех форм обучения Бийск 2007

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов (курсовых работ) для студентов специальностей 240901 «Биотехнология» и 260204 «Технология бродильных производств и виноделие» всех форм обучения
  3. Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов всех специальностей.

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по курсу «Философия» / Авт.-сост. Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич, И.В. Бусько, В.Н. Глина, В.В. Карпинский, В.Л. Петрушак, О.А. Романов, С.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Фундаментальные проблемы отечественной истории» специальность 6N0114 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессо­ром кафедры ис­то­рии Ка­­захстана, доктором исторических наук Аманжо­лом Күзембайұлы на основании типовой программы, утвержденной и введенной в действие протокольным решением
  5. Методические указания по проведению олимпиады для студентов 4 курса дисциплины «Лесоводство»

    Методические указания
    2. Методические указания по проведению производственной технологической и преддипломной практики по дисциплине «Лесоводство»-10 стр. ( Подгаецкая Л.П.
  6. Методические рекомендации по дисциплине «Правоведение» составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

    Методические рекомендации
    Правоведение [Текст]: методические рекомендации / Д.С. Орлов; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009. – 75 с. – 300 экз.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (32)

    Учебно-методический комплекс
    Д Социальная политика [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В.В. Дерюшев, М.И. Толоконников; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

    Учебно-методический комплекс
    Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.Н. Левина; Бийский пед. гос. ун-т им.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (30)

    Учебно-методический комплекс
    П Педагогика среднего профессионального образования [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.Г. Верещагина; Бийский пед. гос. ун-т им.

Другие похожие документы..