Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех специальностей дневной формы обучения Бийск

План-график самостоятельного изучения дисциплины составлен исходя из того, что студент еженедельно не менее 2–3 часов самостоятельно выполняет задания, предусмотренные этим планом.

6 ТРЕБОВАНИЯ К СРС

Самостоятельное изучение материала должно сопровождаться составлением конспектов, которые могут быть использованы во время текущего контроля знаний.

Форма конспекта может быть произвольной, но целесообразно строить его в виде плана-конспекта: слева на полях выделяют основные подразделы, порядок расположения которых в конспекте должен соответствовать требованиям построения системы опорных знаний.

6.1 Лабораторные работы

Лабораторные работы выполняются в специализированной лаборатории «Охрана труда». Каждая лабораторная обеспечивается методическими рекомендациями (таблица 3).

Таблица 3 – Название и объем лабораторных работ

Номер работы

Название лабораторной работы,
ссылка на литературу

Объём, ч

1

Исследование параметров микроклимата производственных помещений [15]

2

2

Определение запылённости весовым способом [16]

2

3

Исследование производственного освещения [17]

4

4

Оценка радиационной опасности ионизирующих излучений [18]

2

5

Оценка опасности поражения электрическим током в трехфазных электрических сетях [19]

4

6

Оценка зажигающей способности разрядов статического электричества [20]

2

Всего

16

Целью лабораторного занятия является освоение содержания изучаемой дисциплины, приобретение навыков практического применения знаний дисциплины с использованием технических средств и оборудования.

В задачи лабораторных занятий входят:

- закрепление, углубление и расширение знаний студентов в процессе выполнения конкретных практических задач;

- развитие у студентов профессиональных навыков, практическое овладение методами экспериментальных исследований в соответствующей отрасли науки, техники и технологии, обработки и представления результатов проведенных исследований и формирования выводов;

- приобретение умений и навыков использования технических средств, эксплуатации оборудования, конструкций и других объектов.

Лабораторные занятия по теме (разделу) дисциплины, как правило, не должны опережать соответствующих лекций.

Проведение лабораторной работы включает:

- внеаудиторную подготовку студента по теме лабораторной работы;

- входной контроль подготовки студента к выполнению лабораторной работы;

- проведение студентом лабораторной работы;

- оформление отчёта и его защиту.

В конце лабораторного занятия преподаватель оценивает работу студента и формирует рубежный и итоговый рейтинги студента по результатам выполнения лабораторной работы.

6.2 Практические работы

Целью проведения практических занятий является закрепление полученного на лекциях теоретико-методического материала, развитие логического мышления и аналитических способностей у будущих специалистов.

Методика проведения практических занятий предусматривает решение общих (типовых) задач и нескольких задач для самостоятельного решения в группах, ознакомление с приемами и методами оказания доврачебной помощи пострадавшим, мерами защиты в случае чрезвычайных ситуаций и т.п.

Темы практических занятий сообщаются студентам заранее.

На каждом практическом занятии студентам выдаются методические рекомендации для выполнения практических работ, в которых кратко изложен основной теоретический материал по теме практической работы, а также приведен порядок выполнения работы с требованиями к отчету.

В таблице 4 представлены темы практических работ в порядке их проведения.

Таблица 4 – Темы и объем практических работ

Номер темы

Наименование, ссылка на литературу

Объём,
ч

1

Введение в курс «Безопасность жизнедеятельности» [22]

2

2

Водопользование и очистка промстоков [11]

4

3

Коллективные средства защиты [23]

2

4

Оказание помощи при ранениях, переломах, ожогах и несчастных случаях [24]

4

5

Безопасность жизнедеятельности человека в электромагнитных полях [25]

2

6

Проблемы безопасности при работе с компьютерной техникой [26]

4

Всего

18

6.3 Текущий контроль знаний

Не реже трех раз в семестре (на 6-й и 12-й неделях для промежуточных аттестаций и на 17-й неделе в зачетную неделю) проводится текущий контроль знаний по темам соответствующих модулей дисциплины (см. таблицу 2), обычно при проведении практических и (или) лабораторных занятий проводят контрольные опросы в форме тестирования или обсуждения конкретных вопросов. На каждом контрольном опросе студент должен предъявить преподавателю отчетные материалы, показывающие содержание и качество учебной работы студента по модулям дисциплины (конспекты лекций).

7 ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ СРС

Оценка знаний студентов осуществляется непрерывно на основании:

– текущего контроля выполнения лабораторных работ;

– текущего контроля выполнения практических работ;

– выполнения тестовых заданий по темам дисциплины;

– экзамена.

В зависимости от содержания СРС контроль осуществляется в виде защиты лабораторных и практических работы, тестирования.

В процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельность» предусмотрены контрольные точки, отмеченные в памятках (силабусах) дисциплины, выдаваемых каждому студенту в начале семестра.

Необходимо помнить:

1) любая контрольная точка, выполненная после срока без уважительной причины, оценивается на 10 баллов ниже. Максимальная оценка в этом случае 90 баллов;

2) в результате пропуска лекций и практических занятий без уважительной причины при проведении тестирования по соответствующему модулю рейтинговая оценка снижается на 3 балла за каждый пропуск;

3) отчеты по лабораторным и практическим работам выполняются в соответствии с методические рекомендации к выполнению лабораторных и практических работ по курсу «Безопасность жизнедеятельность»;

4) к экзамену допускаются студенты, имеющие не более двух задолженностей по контрольным точкам. При наличии одной или двух задолженностей студенту на экзамене выдается дополнительное задание;

5) «автоматы» по дисциплине «Безопасность жизнедеятельность» не выставляются.

7.1Шкала оценок и правила вычисления рейтинга

Деятельность студента в течение семестра оценивается с применением модульно-рейтинговой технологии обучения. Максимальное количество баллов, которое студент может набрать в процессе обучения – 100 баллов. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 75 баллов и выше – «отлично», 50–74 балла – «хорошо», 25– 49 баллов – «удовлетворительно», менее 25 баллов – «неудовлетворительно».

Успеваемость студента оценивается с помощью текущего рейтинга (во время каждой аттестации) и итогового рейтинга (после сессии). Во всех случаях рейтинг вычисляется по формуле

,

где – оценка за i-ю контрольную точку;

– вес этой контрольной точки.

Суммирование проводится по всем контрольным точкам с начала семестра до момента вычисления рейтинга.

Пример. Пусть студент Петров Иван Иванович получил следующие оценки: по модулю 1 – 44 балла, по модулю 2 – 72, по модулю 3 – 58, оценка по курсовой работе – 78, оценка за ответ на экзамене –
78 баллов.

На 1-й аттестации (7-я неделя) его рейтинг равен

.

На 2-й аттестации (13-я неделя)

.

Перед началом сессии вычисляется семестровый рейтинг

.

Итоговый рейтинг, учитывающий экзамен,

.

В зачётку выставляется оценка «хорошо».

Для студентов с высоким текущим рейтингом по их желанию может быть организовано углубленное изучение предмета, выдано дополнительное задание (реферат). В этом случае проводится дополнительный контроль (защита реферата). После проведения такого контроля (с оценкой R*), текущий рейтинг пересчитывается

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С.В. Белов [и др.]. – М.: Высшая школа, 2004. – 485 с.

2. Кукин, В.П. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): учебное пособие для вузов / В.П. Кукин [и др.]. – М.: Выcшая школа, 2004. – 319 с.

3. Зотов, Б.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве / Б.И. Зотов, В.И. Курдюмов. – М.: КолосС, 2003. – 432 с.

4. Денисов, В.В. Безопасность жизнедеятельности. Защита населе-ния и территорий при чрезвычайных ситуациях: учебное пособие /
В.В. Денисов [и др.]. – М.; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ»; Издательский центр «МарТ», 2003. – 608 с.

5. Овчаренко, А.Г. Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1. Защита населения при чрезвычайных ситуациях в условиях мирного и во-енного времени: учебное пособие для вузов / А.Г. Овчаренко [и др.]. – Бийск: Изд-во АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2006. – 336 с.

Дополнительная литература

6. Еремин, В.Г. Безопасность жизнедеятельности в машинострое-нии: учебник для студентов вузов / В.Г. Еремин [и др.]. – М.: Издатель-ский центр «Академия», 2008. – 384 с.

7. Безопасность жизнедеятельности: учебник / под ред. проф.
Э.А. Арустамова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 496 с.

8. Сапронов, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: Производ-ственная безопасность и охрана труда на предприятиях автосервиса: учебное пособие / Ю.Г. Сапронов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с.

9. Овчаренко, А.Г. Электростатическая безопасность пожаро- и взрывоопасных производств: монография / А.Г. Овчаренко, С.Л. Раско. – Бийск: АлтГТУ, 2006 – 141 с.

Перечень пособий, методических указаний и материалов,

используемых в учебном процессе

10. Раско, С.Л. Стихийные бедствия: возникновение, последствия и прогнозирование: учебное пособие / С.Л. Раско, А.Г. Овчаренко. – Бийск: АлтГТУ, 2006. – 72 с.

11. Раско, С.Л. Водопользование и очистка промстоков: учебное пособие к практическим занятиям по курсу «Безопасность жизнедея-тельности» для студентов всех форм обучения / С.Л. Раско, Г.В. Дави-денко, А.Г. Овчаренко. – Бийск: Изд-во АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2007. – 64 с.

12. Овчаренко, А.Г. Электробезопасность при эксплуатации электроустановок: учебное пособие / А.Г. Овчаренко, С.Л. Раско. – Бийск: АлтГТУ, 2008. – 111 с.

13. Овчаренко, А.Г. Безопасность при эксплуатации газового хозяйства: учебное пособие по курсу «Безопасность жизнедея-тельности» для студентов всех специальностей и форм обучения /
А.Г. Овчаренко, С.Л. Раско. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та,
2009. – 99 с.

14. Раско, С.Л. Эксплуатационная безопасность конденсированных взрывчатых веществ: учебное пособие с грифом СибРУМЦ /
С.Л. Раско, А.Г. Овчаренко. – Бийск: АлтГТУ, 2005. – 150 с.

15. Овчаренко, А.Г. Исследование параметров микроклимата производственных помещений: методические рекомендации к лабораторной работе / А.Г. Овчаренко. – Бийск: АлтГТУ, 2009.

16. Овчаренко, А.Г. Определение запылённости весовым способом: методические рекомендации к лабораторной работе / А.Г. Овчаренко, С.Л. Раско. – Бийск: АлтГТУ, 2009.

17. Овчаренко, А.Г. Исследование производственного освещения: методические рекомендации к лабораторной работе / А.Г. Овчаренко. – Бийск: АлтГТУ, 2009.

18. Овчаренко, А.Г. Оценка радиационной опасности ионизирующих излучений: методические рекомендации к лабораторной работе / А.Г. Овчаренко, А.В. Фролов. – Бийск: АлтГТУ, 2009. – 32 с.

19. Овчаренко, А.Г. Оценка опасности поражения электрическим током в трехфазных электрических сетях: методические рекомендации к лабораторной работе / А.Г. Овчаренко, С.Л. Раско. – Бийск: АлтГТУ, 2009. – 34 с.

20. Овчаренко, А.Г. Оценка зажигающей способности разрядов статического электричества: методические рекомендации к лабораторной работе / А.Г. Овчаренко, С.Л. Раско. – Бийск: АлтГТУ, 2008.

21. Овчаренко, А.Г. Методические рекомендации к разделу «Безопасность жизнедеятельности» дипломного проекта для студентов всех форм обучения / А.Г. Овчаренко [и др.]. – Бийск: АлтГТУ, 2009. – 18 с.

22. Раско, С.Л. Введение в курс «Безопасность жизнедеятельности»: методические рекомендации для практических занятий /
С.Л. Раско, А.Г. Овчаренко. – Бийск: АлтГТУ, 2006. – 44 с.

23. Афанасьев, Ю.Г. Коллективные средства защиты: методические рекомендации по выполнению практической работы по курсу «Безопасность жизнедеятельности» / Ю.Г. Афанасьев, А.Г. Овчаренко, Л.И. Трутнева. – Бийск: АлтГТУ, 2009. – 26 с.

24. Афанасьев, Ю.Г. Оказание помощи при ранениях, переломах, ожогах и несчастных случаях: методические рекомендации к практическим занятиям / Ю.Г. Афанасьев, А.Г. Овчаренко, Л.И. Трутнева. – Бийск: АлтГТУ, 2009. – 30 с.

25. Овчаренко, А.Г. Безопасность жизнедеятельности человека в электромагнитных полях: методические рекомендации к выполнению практических работ по курсу «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех специальностей и форм обучения / А.Г. Овчаренко, А.Ю. Козлюк. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2008. – 38 с.

26. Афанасьев, Ю.Г. Проблемы безопасности при работе с компьютерной техникой: методические рекомендации к практическим работам по курсу «Безопасность жизнедеятельности» / Ю.Г. Афанасьев, А.Г. Овчаренко, Л.И. Трутнева. – Бийск: АлтГТУ, 2009. – 39 с.

Периодические издания

27. Безопасность жизнедеятельности: журн. – 2007–2009. – № 1–12.

28. Безопасность труда в промышленности: журн.– 2007–2009. – № 1–12.

Электронные ресурсы и издания

29. Сайт БЖД Бийского технологического института [Электронный ресурс]. Метод доступа: http://bgd.bti.secna.ru/

Учебное издание

Овчаренко Александр Григорьевич

Раско Станислав Леонидович

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические рекомендации
по выполнению самостоятельной работы

и изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
для студентов всех специальностей дневной формы обучения

Редактор Малыгина И.В.

Технический редактор Малыгина Ю.Н.

Подписано в печать 14.06.10. Формат 6084 1/16

Усл. п. л. 1,22. Уч.-изд. л. 1,31

Печать – ризография,

множительно-копировальный аппарат «RISO ЕZ300»

Тираж 75 экз. Заказ 2010-87

Издательство Алтайского государственного

технического университета

656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, 46

Оригинал-макет подготовлен ИИО БТИ АлтГТУ

Отпечатано в ИИО БТИ АлтГТУ

659305, г. Бийск, ул. Трофимова, 27

  1. Методические рекомендации по выполнению дипломных работ (проектов) для студентов специальностей 240901 «Биотехнология», 260204 «Технология бродильных производств и виноделие» всех форм обучения

    Методические рекомендации
    Каменская, Е.П. Дипломное проектирование: методические рекомендации по выполнению дипломных работ для студентов специальностей 240901 «Биотехнология», 260204 «Технология бродильных производств и виноделие» всех форм обучения / Е.
  2. Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов (курсовых работ) для студентов специальностей 240901 «Биотехнология» и260204 «Технология бродильных производств и виноделие» всех форм обучения Бийск 2007

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов (курсовых работ) для студентов специальностей 240901 «Биотехнология» и 260204 «Технология бродильных производств и виноделие» всех форм обучения
  3. Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов всех специальностей.

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по курсу «Философия» / Авт.-сост. Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич, И.В. Бусько, В.Н. Глина, В.В. Карпинский, В.Л. Петрушак, О.А. Романов, С.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Фундаментальные проблемы отечественной истории» специальность 6N0114 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессо­ром кафедры ис­то­рии Ка­­захстана, доктором исторических наук Аманжо­лом Күзембайұлы на основании типовой программы, утвержденной и введенной в действие протокольным решением
  5. Методические указания по проведению олимпиады для студентов 4 курса дисциплины «Лесоводство»

    Методические указания
    2. Методические указания по проведению производственной технологической и преддипломной практики по дисциплине «Лесоводство»-10 стр. ( Подгаецкая Л.П.
  6. Методические рекомендации по дисциплине «Правоведение» составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

    Методические рекомендации
    Правоведение [Текст]: методические рекомендации / Д.С. Орлов; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009. – 75 с. – 300 экз.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (32)

    Учебно-методический комплекс
    Д Социальная политика [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В.В. Дерюшев, М.И. Толоконников; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

    Учебно-методический комплекс
    Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.Н. Левина; Бийский пед. гос. ун-т им.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (30)

    Учебно-методический комплекс
    П Педагогика среднего профессионального образования [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.Г. Верещагина; Бийский пед. гос. ун-т им.

Другие похожие документы..