Доклад по правам человека в Республике Таджикистан за 2008 год

Доклад по правам человека в Республике Таджикистан за 2008 год

Опубликовано Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда, 25 февраля 2009 г.

ТАДЖИКИСТАН

Таджикистан, население которого составляет приблизительно семь миллионов человек, является авторитарным государством, и в его политической жизни доминирует Президент Эмомали Рахмон и его сторонники. Не смотря на то, что Конституция страны подразумевает многопартийную систему, на самом деле правительство препятствует развитию политического плюрализма. Президентским выборам в 2006 году недоставало настоящей конкуренции, и они не соответствовали международным стардартам, хотя наблюдались некоторые улучшения в процедуре голосования. В общем и целом, гражданская администрация сохраняет полный контроль над службами безопасности.

Соблюдение правительством прав человека остается на низком уровне, и коррупция по-прежнему тормозит демократическую и социальную реформы. Были зарегистрированы следующие случаи нарушения прав человека: ограничения на право граждан на смену своего правительства; применения пыток и насилие над задержанными и другими лицами со стороны служб безопасности; угрозы и применение насильственных мер со стороны служб безопасности; безнаказанность служб безопасности; слишком долгий срок содержания под арестом до суда; отказ в праве на справедливый суд; жестокие и угрожающие жизни условия тюремного содержания; отказ международным наблюдателям  в доступе в места тюремного заключения; ограничение свободы слова, прессы и СМИ; органичение права на собрания; органичения свободы совести и вероисповедания, в том числе ограничение свободы на соблюдение религиозных обрядов; притеснение международных негосударственных организаций (НПО); сложности с получением регистрации и виз; насилие и дискриминация в отношении женщин; торговля людьми; и детский труд.

Уважение прав человека

Раздел 1 Уважение неприкосновенности личности, включая защиту от:

а) Произвольное или незаконное лишение жизни

Ни правительство ни его представители не совершили политически мотивированных убийств; однако были случаи смерти в местах заключения. В некоторых случаях семьи задержанных оспаривали официальную причину смерти. В сентябре скончался Саъдулло Рахимов, проведя шесть месяцев под стражей в ожидании суда. Власти утверждают, что это случай естественной смерти, однако родственники Рахимова утверждают, что он скончался в результате плохого обращения.

За год количество жертв мин снизилось – четверо человек погибли и восемь получили ранения. В 2007 году всего было зарегистрировано 13 жертв, семь из них – со смертельным исходом. Правительство продолжает сотрудничество с международными организациями для того, чтобы очистить от мин всю территорию страны.

б) Исчезновения людей

Не поступало сведений о политически мотивированных или иных случаях исчезновения людей.

в) Пытки или другие жестокие, нечеловеческие или унизительные виды обращения или наказания

Законодательство страны запрещает подобную практику; однако поступали сообщения о том, что сотрудники службы безопасности постоянно ее применяют. Представители власти не предоставили правозащитным организациям достаточного доступа к информации для того, чтобы расследовать поступившие заявления о применении пыток.

Сотрудники органов безопасности, в особенности из Министерства внутренних дел (МВД), продолжали применять избиение и другие формы насильственного принуждения для того, чтобы получать признания во время допроса. Избиение и другие формы жестокого обращения также являются частой практикой и в местах заключения. Проводя свое исследование в 2008 г., Бюро по правам человека и соблюдению законности, местная НПО, обнаружила в системе уголовного судопроизводства явно предвзятое отношение к тому, что сотрудники правоохранительных органов выбивают признания у арестованных. Уголовный кодекс не дает конкретного определения пыткам, и государственные правоохранительные органы не имеют эффективных методов для отслеживания возможных нарушителей.

За прошедший год правительство преследовало в судебном порядке 67 чиновников, обвиненных в неподобающем поведении. Однако неясно, сколько их этих случаев касалось применения пыток или видов наказания, нарушающих права человека. Представителей правоохранительных органов обычно обвиняли по уголовным статьям, относящимся к превышению должностных полономочий или принуждению к даче ложных показаний.

Условия в тюрьмах и местах временного заключения

Правительство содержит восемь тюрем, среди них одна – для женщин, и четыре учреждения досудебного заключения.

Министерство юстиции (Минюст) по-прежнему отказывало предоставить представителям международных организаций и организаций гражданского общества доступ к тюрьмам и местам досудебного заключения для расследования заявлений о жестоком обращении и условиях содержания заключенных. Некоторые иностранные дипломатические миссии и НПО получили доступ для проведения программ поддержки или выполнения консульских функций, однако их представители могли находиться только в административных и медицинских отделениях, и они сопровождались сотрудниками Министерства юстиции. Правительство не подписало соглашение с Международным комитетом Красного Креста (МККК), которое предоставляло бы ему свободный и беспрепятственный доступ к тюрьмам и местам заключения. Международные наблюдатели МККК не вернулись в страну после своего отъезда в 2007 г.

За прошедший год поступали жалобы от задержанных и заключенных на жестокие и угрожающие жизни условия содержания, в том числе, переполненность и плохие санитарные условия. Серъезной проблемой были голод и заболевания, однако внешние наблюдатели не смогли достоверно оценить масштаб проблем из-за отсутствия доступа. Организации, занимающиеся вопросами тюремного заключения, сообщили, что уровень заражения туберкулезом и ВИЧ был весьма значительным, и что качество медицинского обслуживания было очень низким.

г) Необоснованный арест или задержание

Со времен Советского Союза правительство не внесло существеннных изменений в Уголовный процедурный кодекс, и система уголовного правосудия не смогла защитить граждан от необоснованного ареста или задержания. Было проведено очень мало проверок, касающихся полномочий прокуроров и милиции на арест граждан.  

Роль милиции и аппарата безопасности

МВД, Агентство по контролю за оборотом наркотиков, Государственное агентство по финансовому контролю и борьбе с коррупцией (анти-коррупционное агентство), Государственный комитет по национальной безопасности, Государственный налоговый комитет и Таможенная служба отвечают за охрану общественного порядка и соблюдение норм гражданского права. МВД в основном отвечает за охрану общественного порядка и контролирует деятельность милиции. Агентство по контролю за оборотом наркотиков, анти-коррупционное агентство и Государственный налоговый комитет наделены полномочиями расследовать определенные виды преступлений; они подотчетны Президенту. Государственный комитет по национальной безопасности отвечает за службу разведки и контролирует Пограничные службы. Таможня подотчетна непосредственно Президенту. Генеральная Прокуратура следит за уголовными расследованиями, которые проводят эти агентства.

Обязанности всех этих органов в значительной степени дублируют друг друга, и правоохранительные органы уступают Комитету по государственной безопасности. Правоохранительные органы не смогли эффективно расследовать деятельность организованных криминальных группировок, и коррупция остается серъезной проблемой.  Поступали достоверные заявления о том, что офицеры подкупают своих командиров, чтобы получить повышение. Известно, что работники ГАИ оставляют себе штрафы, выписанные водителям за нарушение правил дорожного движения. Не смотря на то, что в отношении некоторых сотрудников правоохрантельных органов были возбуждены уголовные дела, многие серъезные нарушения – в особенности совершенные высокопоставленными лицами – остались без внимания.

Жертва насилия со стороны работников милиции может подать официальную жалобу в письменном виде их непосредственному начальнику. Однако большинство жертв предпочитают молчание риску возмездия со стороны властей. За год правительство арестовало 67 сотрудников правоохранительных органов за уголовные нарушения; около 29 из них были задержаны по обвинению в коррупции. Из 109 сотрудников правоохранительных органов аресованных в 2007 г. , суд объявил виновными 103 и невиновными оставшихся шесть.

Арест и задержание

Прокуроры наделены полномочиями выдавать ордер на арест, и не сущестует никаких требований о том, что ордер на досудебное задержание должен получить судебное одобрение. Закон позволяет сотрудникам милиции, при определенных обстоятельствах, задержать подозреваемого без ордера, однако прокурор должен быть уведомлен об этом в течение 24 часов с момента ареста. При исключительных обстоятельствах срок досудебного задержания может достигать 15 месяцев. Местный/районный прокурор может выдать разрешение на досудебное задержание сроком до двух месяцев; разрешение на увеличение срока должно выдаваться прокурорами вышестоящего уровня. Обвиняемый может подать петицию о судебном пересмотре ордера на задержание. Однако судьи редко пересматривают вопросы по задержанию, и наблюдатели считают этот процесс пересмотра простой формальностью.   

Каждый задержанный имеет право воспользоваться услугами адвоката, и правительство должно предоставить бесплатного адвоката тем, кто не может оплатить его услуги. На практике же правительство не всегда предоставляло бесплатных адвокатов и в большинстве случаев, когда адвокат был назначен, он защищал интересы правительства, а не клиента. Системы освобождения под залог не существует, однако обвинямые в уголовных преступлениях могут быть выпущены на свободу на определенных условиях и с соблюдением обязательства находиться в месте своего постоянного проживания в ожидании суда. Согласно закону родственники могут навещать заключеного только после того, как ему было выдвинуто обвинение. Были отмечены случаи того, что власти не давали адвокатам и родственникам доступ к задержанным. Власти подолгу держали многих арестованных отрезанными от внешнего мира, не предъявляя им официального обвинения. 

Как правило правительство имело основание для совершения ареста, хотя поступали заявления о том, что власти фальсифицировали обвинения или “раздували” небольшие инциденты для того, чтобы совершать политически мотивированные аресты. В некоторых случаях милиция арестовывала невиновного человека, обвиняла его в совершении преступления, которое милиция пыталась расследовать, и затем подставляла его для того, чтобы ложно заявить, что преступление было раскрыто. В некоторых случаях правоохранительные органы не получили ордер на арест как положено и не предъявили обвинение за время, положенное по закону.    

Прокуроры руководят проведением досудебного расследования, и они имеют право возбудить уголовное дело.

Амнистия

В отличие от прошлого года, в этом году не было назначено общей амнистии.

д) Отказ в проведении справедливого открытого суда

Несмотря на то, что закон обеспечивает деятельность независимой системы правосудия, на практике исполнительная власть и криминальные сети оказывают давление на прокуроров и судей. Коррупция и неэффективность работы остаются основными проблемами.

Уголовный процедурный кодекс наделяет прокурора диспропорционально большой властью в отношении судей и адвокатов защиты. Эта власть включает в себя контроль над проведением официального расследования и наблюдение за всеми процедурами по делу. “Контрольные полномочия”, гарантированные законом, позволяют прокурору опротестовать решение суда без соблюдения обычных процедур апелляции. Прокуроры могут настоять на аннулировании решения суда, и дело будет пересматриваться вышестоящими судами до бесконечности даже после того, как срок подачи апелляции истек. Эти полномочия служат препятствием созданию независимой системы правосудия.

Уголовные суды обычно имеют три уровня: районные, городские или региональные и национальные суды. Большинство дел рассматривается гражданскими уголовными судами. Однако в редких случаях гражданские лица предстают перед военным требуналом; при этом обвиняемый имеет те же права, что и в системе гражданских судов. Такие дела заслушивает военный судья и два действующих офицера общей службы. Конституционный суд занимается делами, которые касаются нарушения Конституции.

Президент может назначать и снимать судей и прокуроров при согласии Парламента. Судьи на всех уровнях системы имеют низкий уровень образования и весьма ограниченный доступ к справочным правовым материалам. Низкая заработная плата делает судей и прокуроров склонными к взяточничеству, что и осталось обычным делом. На судей оказывалось политическое влияние.

Правительство пытается решить проблему чистоты судебной системы тем, что привлекает судей и прокуроров к уголовной ответственности. За этот год правительство арестовало четверо судей и одного сотрудника системы правосудия с обвинением в коррупции. Суд признал четырех сотрудников системы правосудия, арестованных в 2007 г., виновными в основном в коррупционной деятельности. Из них двое были нотариусами и двое – судьями.

Судебные процедуры

Судебные заседания открыты для общественности за исключением рассмотрения дел, касающихся вопросов национальной безопасности. Власти необоснованно отказали мониторинговым организациям в доступе к судебным заседаниям. Комиссия, состоящая их председательствующего судьи и двух “народных советников”, определяет виновен обвиняемый или нет. Квалификация советников и процедура их отбора не ясна, однако они играют весьма пассивную роль, и судья-председатель доминирует в судебном процессе.

Согласно закону, дело должно быть передано судье в период 28 дней с момента предъявления обвинения; однако рассмотрение большинства дел было задержано на месяцы. По закону суд должен назначать бесплатного адвоката; однако на практике власти часто отказывали арестованному в предоставлении услуг адвоката. 

Те, кому предъявлялось обвинение, были непременно признаны виновными. Судьи часто принимали неподтвержденные свидетельские показания сотрудников правоохранительных органов, в особенности членов Госкомитета по нац. безопасности, и часто игнорировали отсутствие вещественных доказательств.

Согласно закону как подзащитные так и адвокаты-защитники имеют право просматривать все государственные доказательства, делать очную ставку и допрашивать свидетелей и предоставлять свои доказательства и свидетельства. Все категории граждан имеют право давать показания и, в принципе, все свидетельские показания должны быть приняты во внимание на равной основе. Закон защищает право на подачу апелляции. Согласно закону права подзащитных во время судебного разбирательства являются равными для всех граждан. 

  1. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2007 году

    Содержательный отчет
    Представленный пятый ежегодный отчет Уполномоченного по правам человека подготовлен в соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002
  2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  3. Об уполномоченном по правам человека в республике таджикистан

    Статья
    Настоящий закон принимается с целью учреждения в Республике Таджикистан органа Уполномоченного по правам человека, определяет порядок его назначения и освобождения от должности, полномочия и формы деятельности настоящего органа для
  4. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2006 году

    Содержательный отчет
    В соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года № 947 «Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека», Уполномоченный
  5. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (3)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  6. «О ситуации с правами человека в Республике Казахстан в 2011 году»

    Доклад
    Предлагаемый вниманию читателей доклад Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан «О ситуации с правами человека в Республике Казахстан в 2011 году» (далее - доклад) посвящен анализу ситуации с правами человека
  7. Доклад о соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2007 году

    Доклад
    В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные
  8. Доклад о свободе вероисповедания в странах мира за 2008 год

    Доклад
    В этом году отмечается годовщина подписания Всемирной Декларации Прав Человека (1948) и принятия Закона о свободе вероисповедания в странах мира. Статья 18 Всемирной Декларации на протяжении шести десятилетий служила как стандартом,
  9. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (8)

    Доклад
    В целях максимально полного обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области, с учетом выводов и рекомендаций Уполномоченного по правам человека в Калужской области Правительство Калужской области

Другие похожие документы..