Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных проектов для психологических факультетов москва 2003г

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет социальной психологии

Утверждено

Учебно-методическим советом

факультета социальной психологии МППУ

(Протокол №2 от 27.10.2003г.)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ И ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ

ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Москва — 2003г.

Предлагаемые методические рекомендации разработаны на кафедре теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии МГППУ зав. кафедрой О.Б.Крушельницкой и доцентом кафедры В.А.Орловым. Рекомендации адресованы студентам психологических факультетов высших учебных заведений и имеют цель помочь в проведении и оформлении основных видов студенческой научно-исследовательской работы.

Авторы выражают благодарность А.П.Волынцеву, М.Ю.Кондратьеву, И.Ю.Кулагиной и Т.Н.Счастной за содержательные предложения по данной работе.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Обучение студентов в вузе сопровождается различными видами научно-исследовательской работы. Основными из них являются реферат, курсовая работа и выпускная квалификационная работа (дипломный проект). Кроме этого к исследовательской работе студентов относятся написание по результатам проведенных исследований научных статей, обзоров, тезисов, а также выступления на научных конференциях и семинарах различного уровня.

Контрольные и лабораторные работы, доклады на семинарских занятиях выполняемые студентами на различных этапах обучения, также могут носить исследовательский характер.

Реферат

Реферат – первая ступень на пути освоения навыков проведения научно-исследовательской работы. Он представляет собой научно-исследовательскую работу теоретического характера, первый шаг на пути к дипломному проектированию. Прежде чем проводить собственное экспериментальное исследование, необходимо сориентироваться в проблеме и ознакомиться с опубликованными научными данными. Для этого и служит реферат — работа с источниками информации по анализу, сравнению и обобщению данных, полученных другими исследователями по выбранной теме. Важно, что в процессе написания реферата формируется собственный взгляд на проблему.

  1. Содержание реферата

Реферат содержит название, оглавление, введение, основную часть, выводы, заключение и список использованной литературы.

Название реферата располагается на первом, титульном листе (см. Приложение 1). В названии должна быть отражена суть рассматриваемой проблемы. В нем содержатся ключевые слова (наименования психологических понятий и явлений), связанные с изучаемой проблемой, и указания на тематические рамки, которыми вы собираетесь ограничиться в работе. Например, реферат не может называться «Лидерство», поскольку такой заголовок ничего не говорит об изучаемой проблеме. Гораздо информативнее названия: «Теории происхождения лидерства. Исторический аспект», «Лидерство в трудах современных зарубежных авторов», «Отечественный подход к изучению лидерства в подростковых неформальных сообществах», «Лидерство и руководство: сходство и различие понятий», «Проблема лидерства в трудах А.В.Петровского» и т.д.

Оглавление помещается на второй странице реферата и отражает его структуру (см. Приложение 4). После цифр, обозначающих главу или параграф, указываются их названия. Обязательно следует указать номера страниц разделов. На самой странице с оглавлением, как и на титульном листе, номер не проставляются.

Во Введении необходимо рассмотреть актуальность темы с точки зрения современной науки, нынешнего состояния общества и культуры. Следует указать место обозначенной проблемы среди других, как частных, так и более общих, а также избранное вами направление ее рассмотрения. Например, во Введении может быть сказано, что проблема лидерства относится к социально-психологической тематике; на протяжении многих десятилетий вызывает огромный интерес у исследователей; является областью столкновений различных точек зрения и т.д.

Введение оканчивается формулированием цели и задач вашего исследования. Цель реферата может заключаться в том, чтобы обобщить или сравнить различные подходы к рассмотрению проблемы, выявить наименее или наиболее изученные ее стороны, показать основной смысл исследовательского направления, наметить пути его дальнейшего развития. Задачи (их может быть несколько) отражают более детальное рассмотрение цели. В качестве задач могут выступать: анализ литературы по избранной теме, сравнение различных подходов к решению проблемы, исторический обзор, описание основных понятий исследования и т.д.

Основная часть посвящена самому исследованию. В ней, в соответствии с поставленными задачами, раскрывается тема реферата. Здесь нужно проследить пути решения поставленной проблемы. Это делается с помощью цитирования и пересказа текста используемых вами литературных источников. Собственные слова, как правило, здесь нужны для смысловых связок и для высказывания своего отношения к позиции автора.

При подготовке реферата важно научиться выделять главное в текстах первоисточников, с которыми вы работаете. Прежде всего, надо понять название монографии или статьи, потому что именно в нем, как правило, концентрируется основная идея автора. Затем посмотреть оглавление и предметный указатель (чтобы понять, есть ли в книге то, что вам нужно). Потом следует найти те части текста, которые содержат ключевые положения изучаемой научной проблемы, причем изложить не только выводы авторов, но и те исследования, которые к ним привели.

Для написания Основной части требуется особенно тщательно выделять из прочитанных научных текстов главные положения, относящиеся к проблеме, а затем кратко, логично и литературно грамотно их излагать. С этой целью полезно идти от общего к частному: название и ключевые понятия теории, ее автор, когда была предложена и почему, к каким результатам привела, кем и как критиковалась, кто дополнял и развивал ее, каково современное состояние проблемы.

При этом мнения разных авторов вы можете приводить дословно, заключая их в кавычки и делая ссылки (в конце цитируемого предложения в квадратных скобках пишется номер и страница цитируемого источника в соответствии со списком литературы в конце реферата, например, [4,с.86]), а можете передавать их своими словами, тоже указывая литературный источник, но без указания страницы (например, [5]; если вы одновременно ссылаетесь на нескольких авторов без цитирования, то надо перечислить источники (например, [2,3,6]). Текст, взятый у другого автора без обозначения ссылки, считается плагиатом.

Основная часть может представлять собой цельный текст, а может состоять из нескольких параграфов, начинающихся пронумерованным подзаголовками. Для иллюстрации основного содержания можно использовать рисунки, схемы, графики, таблицы.

Выводы завершают основную часть. В них кратко излагаются основные результаты работы по пунктам, соответствующим задачам исследования и отражается ваше мнение о результатах сравнения или обобщения позиций авторов. В Выводах должно быть показано, что цель вашего исследования достигнута.

Заключение представляет собой общий итог работы с кратким перечислением выполненных вами этапов исследования. Например, здесь может быть сказано, что, сравнив точки зрения отечественных и зарубежных исследователей ХХ века (можно коротко обозначить эти точки зрения), вы проследили развитие научных представлений о природе лидерства и выделили наиболее перспективные (назвать, какие именно) подходы к решению обозначенной проблемы. Здесь же можно сказать о путях дальнейшего ее исследования, о возможностях практического применения полученных результатов и т.д.

Библиография. Поиск необходимой научной литературы является важнейшей частью выработки навыков самостоятельной научной работы студента и базовой основой любого научного исследования. Для этого требуется умение поиска информации по темам, ключевым словам и фамилиям авторов в библиотеке своего вуза, в городских библиотеках (Приложение 6), на прилавках специализированных отделов книжных магазинов. Не забудьте спросить об интересующих вас книгах у друзей и знакомых. Не обойдите вниманием такую мощную информационную систему как Интернет. На его сайтах вы можете найти новые, только что изданные книги, статьи (и не только на русском языке).

Эффективным способом поиска необходимой литературы по теме является анализ библиографии в диссертационных исследованиях. Для поиска литературы по теме можно использовать рефераты из Интернета.

Просматривая выбранную книгу, статью, автореферат диссертации, обратите внимание, на какие источники ссылается автор: возможно, их тоже стоит проанализировать. Прежде чем приступить к непосредственной работе над источниками, проконсультируйтесь по поводу их выбора со своим научным руководителем.

Список использованной литературы должен быть выстроен в алфавитном порядке. Например:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. 5-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2002.- 363 с.

2. Аронсон Э. Общественное животное / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 517 с.

3. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. -684 с.

В особых случаях список можно изложить хронологически (по датам опубликования) или по степени важности (от наиболее до наименее значимых для реферата работ).

Литературу на иностранных языках принято помещать после литературы на русском языке, тоже в алфавитном порядке.

2. Оформление реферата

Если преподаватель не предъявил особых требований, то реферат обычно содержит 8-15 страниц печатного текста. Количество страниц зависит от объективной сложности раскрытия темы и доступности литературных источников. Формат бумаги А4, кегль 14, межстрочный интервал 1,5. Поля: слева - 3см, справа -1см, сверху –2,5 см, снизу - 2см.

Оглавление, Введение, Заключение, Выводы, Литература обычно занимают по 1—2 странице.

Первый лист реферата — титульный.

На титульном листе и оглавлении номера страниц не ставятся, хотя и учитываются.

Начиная с Введения, номер проставляется в правом нижнем углу страницы.

  1. Критерии оценки реферата

При написании реферата надо учитывать, что, оценивая реферат, преподаватель обычно использует следующие критерии:

  • умение сформулировать цель работы;

  • умение подобрать научную литературу по теме;

  • полнота и логичность раскрытия темы;

  • самостоятельность мышления;

  • стилистическая грамотность изложения;

  • корректность выводов;

  • правильность оформления работы.

Мы изложили основные принципы написания и оформления одного из видов научно-исследовательской работы – реферата. Следует добавить, что ваш научный руководитель может по своему усмотрению скорректировать как форму, так и содержание подготовки реферата в соответствии с конкретными задачами исследования.

Курсовая работа.

Написание курсовой работы – вторая ступень научно-исследовательской работы, которая требует навыков, полученных при написании реферата. В ней должно содержаться, наряду с выделением цели и задач, описание объекта, предмета, а также гипотезы исследования. То есть курсовая работа по своей структуре и форме уже соответствует классической схеме научно-исследовательской работы.

Учебный план вузовской подготовки специалиста предусматривает выполнение трех курсовых работ: на втором, на третьем и на четвертом курсах. Эти работы различаются уровнем требований, которые можно предъявить к студентам того или иного курса, и базируются на освоенных к этому времени курсах теоретического обучения и навыках научно-исследовательской работы.

Курсовая работа второго курса — это чаще всего теоретическая работа, исследование в этом случае заключается в сравнительном анализе подходов авторов к изучению научной проблемы. Иногда студенты второго курса по заданию научного руководителя дополняют теоретическую работу экспериментом.

На третьем курсе студенты распределяются по выпускающим кафедрам, на которых им предстоит изучать дисциплины специализации и писать дипломный проект. Поэтому желательно выбирать для курсовой работы тему, имеющую непосредственное отношение к научному направлению избранной кафедры. Курсовая работа этого этапа, как правило, содержит экспериментальную часть или отличается большей, по сравнению с работой второкурсника, глубиной теоретической проработки проблемы.

На четвертом курсе студент готовится к дипломному проектированию, поэтому курсовую работу на этом этапе целесообразно выстраивать как теоретическую главу и пилотажное исследование будущего дипломного проекта.

В случае если студент уже в первые годы обучения планирует свой будущий дипломный проект, курсовые могут стать этапами работы над ним: теоретическое знакомство с выбранной проблемой (2-й курс) → конкретизация темы и формулирование рабочих гипотез (3-й курс) → написание теоретической главы и пилотажное исследование → (4-й курс).

  1. Содержание курсовой работы

В отличие от реферата, курсовая работа предусматривает описание объекта и предмета исследования, а также формулирование одной или более гипотез. В целом курсовая работа имеет следующую структуру.

Название формулируется аналогично тому, как это делается для реферата. Тему курсовой работы следует выбирать такую, которая вызывает у вас научный интерес и служит целям вашего профессионального становления.

Оглавление содержит перечень основных частей работы с указанием номеров страниц.

Введение посвящено описанию актуальности, объекта, предмета, целей, гипотез, задач исследования.

Если актуальность в работе над рефератом могла носить только теоретический характер, то здесь, возможно, у нее появятся и практические аспекты: актуальность может быть продиктована, например, необходимостью прояснить малоизученные стороны проблемы, разработать психологические рекомендации, адаптировать методику и т.д.

Различают также теоретическую и практическую значимость исследования. Например, можно указать, что полученные результаты вносят вклад в представления о закономерностях выбора профессии подростками и будут полезны в работе школьного психолога при изучении проблемы профессионального самоопределения.

В качестве объекта исследования обычно выступает фрагмент психологической реальности, на который направлен ваш исследовательский интерес. Это может быть молодежная субкультура, игровая деятельность детей, управленческая деятельность, психологический климат малой группы и т.д.

Предмет исследования — это элемент или аспект объекта, который вы изучаете. Например, в качестве предмета психологического исследования может выступать влияние подростковой субкультуры на агрессивность школьников, конфликтные отношения в игровой деятельности детей, психологическая компетентность руководителя, особенности психологического климата в группах разного уровня развития. Иными словами, предметом исследования могут быть психологические особенности, процессы, виды поведения, характеристики явлений, взаимосвязи и взаимовлияния между ними и т.д.

Цель исследования может заключаться в описании психологического феномена, выявлении различных взаимосвязей и их характера, изучении возрастной динамики психических процессов, создании классификации, методики и т.д.

В курсовой работе желательно сформулировать задачи исследования. Если курсовая работа включает экспериментальную часть (пилотажное исследование), постановка задач обязательна. Они помогают структурировать исследование. Их не следует путать с этапами выполнения (анализ литературы, проведение эксперимента, обработка и интерпретация эмпирических данных, формулирование выводов) курсовой работы. Задачи должны показывать, для чего вы делаете тот или иной шаг и как это способствует достижению общей цели работы.

Гипотеза формулируется как логически обоснованное предположение о существовании и характере связи между явлениями, о причинах, динамике развития и закономерностях протекания процессов. Гипотеза не может быть очевидным утверждением. Она должна содержать некоторые научные предположения об изучаемом явлении и быть краткой, конкретной, проверяемой, и не содержать оценочных суждений. Например, в качестве гипотезы может выступать предположение о повышении агрессивности подростка под влиянием ценностей субкультуры несовершеннолетних правонарушителей; о наличии возрастной динамики в предъявлении причин конфликтного взаимодействия в игровой деятельности детей; о том, что психологическая компетентность руководителя — необходимое условие повышения его статуса; о закономерностях повышения уровня благополучия взаимоотношений в группе в процессе ее развития.

Если в рамках курсовой работы проводится эксперимент, то целесообразно представить ее основную часть двумя главами: теоретической и экспериментальной.

Глава 1 (теоретическая) — это обзор научной литературы, непосредственно связанной с избранной темой. Обзор проводится логически, от общего к частному, отвечая на вопросы: в чем смысл исследуемой темы? каковы исторические этапы ее рассмотрения? как сталкивались различные точки зрения? и т.д. Не забудьте о необходимости делать сноски на источники использованной литературы.

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (7)

    Методические рекомендации
    : Т.И. Никитина. – Тверь: Филиал СПбГИЭУ в г. Твери, 010.
  2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (1)

    Методические рекомендации
    М – 54 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (для студентов III курса заочной формы обучения) / Сост.
  3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (2)

    Методические рекомендации
    Пособие содержит методические рекомендации и задания по выполнению контрольных и курсовых работ для студентов III курса заочного отделения. Включены также вопросы к экзаменам и зачетам, списки рекомендованной литературы к их подготовке.
  4. Отчет о самообследовании направления подготовки 080300. 62 Коммерция

    Содержательный отчет
    В связи с подготовкой Института к государственной аккредитации направления подготовки 080300 Коммерция и специальности 080301 Коммерция (торговое дело) и в соответствии с решением Ученого совета Института (протокол №1 от 25.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конкурсное право» для специальности 021100 «Юриспруденция» инаправления 521400 «Юриспруденция» Составители (1)

    Учебно-методический комплекс
    - понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен ф 05 Биология с экологией Для специальности 06. 01. 01. 65-Лечебное дело (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно - методический комплекс по дисциплине ЕН Ф 05 Биология с экологией составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности - 06.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен ф 05 Биология с экологией Для специальности 06. 01. 01. 65-Лечебное дело (2)

    Учебно-методический комплекс
    7.1. Содержание и порядок промежуточной (экзамен, зачёт) аттестации студентов по биологии с экологией. Отработка и повторное изучение дисциплины …… 71
  8. Методические рекомендации к выполнению и защите выпускных квалификационных работ в Высших учебных заведениях Российской Федерации (1)

    Методические рекомендации
    Работа государственного и муниципального служащего в условиях рыночных методов хозяйствования требует умения творчески мыслить, свободно ориентироваться в конкретных социально-экономических ситуациях, рационально решать управленческие
  9. Рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса Москва 2003

    Документ
    О.В. Акуловой, А.В. Баранникову, В.А. Болотову, А.С. Бубману, А.А. Вахрушеву, А.Б. Воронцову, Л.М. Долговой, А.А. Каспржаку, Е.Я. Когану, О.Е. Лебедеву, Е.

Другие похожие документы..