Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе уд-04

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПД.Ф.04 Теория и методика обучения литературе

(УД-04.13-001)

Для специальности 050301 Русский язык и литература

ОП-02.01

Составитель:

д.п.н., профессор А.М. Антипова

Уссурийск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА

  1. Аннотация ………………………………………………………………………...

  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ………….

  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) …………………………..…

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………………..….

1). Методические материалы к дисциплине …………………………………....

2). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ………………………..

3) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. …………………………..…

  1. АННОТАЦИЯ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.

В соответствии с Положением об УМК в его состав включены аннотация, выписка из ГОС ВПО, рабочая учебная программа дисциплины и учебно-методическое обеспечение дисциплины.

РУПД соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, современным и прогнозируемым тенденциям развития методической и литературоведческой науки, а также требованиям, предъявляемым к профессиональной подготовке учителя литературы в условиях профилизации современной средней школы. Цель изучения дисциплины видится в формировании и развитии культуры профессионального мышления, развитии педагогической направленности личности студентов-филологов, под которой понимается интерес к профессии учителя и склонность заниматься ею.

В лекционном курсе освещаются наиболее актуальные методические проблемы: содержание и структура современного литературного образования; чтение, восприятие и анализ литературного произведения; современный урок литературы; проблемы развития речи учащихся и т.д. На практических занятиях закрепляется теоретический материал, данный в лекциях и добытый путем самостоятельного изучения. На лабораторных занятиях в первую очередь формируются и развиваются умения решать исследовательские, организаторские, коммуникативные и конструктивные задачи. В разделе «Формы контроля» представлены разные виды контроля за усвоением теоретического материала, а также проверки уровня сформированности профессиональных умений.

Определеныкомпетенции. В результате изучения дисциплины студент должен знать / понимать: закономерности процесса обучения литературе; основные направления и перспективы развития образования и методической науки; закономерности литературного развития учащихся; специфику профессиональной деятельности учителя-словесника; современные концепции литературного образования, содержание УМК по литературе; ключевые проблемы методики обучения литературе для решения типовых задач профессиональной деятельности; средства обучения и их дидактические возможности; - требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты.

Уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности:в области учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительской и научно-методической деятельности.

Раздел «Учебно-методическое обеспечение дисциплины» предназначен и для преподавателя, и для студентов, так как раскрывает рекомендуемый режим и характер организации различных видов аудиторной и самостоятельной работы студентов. Он включает Практикум по дисциплине, рекомендации к выполнению контрольных работ, рефератов, подготовке к зачету, экзаменам.

2. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО (ДЛЯ ДИСЦИПЛИН ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА)

ОПД.Ф.04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе 404

Теория и методика обучения литературе. Методика обучения литературе как научная дисциплина. Литература как учебный предмет в современной средней школе. Основные этапы развития методики преподавания литературы. Литературное образование читателя-школьника. Методы преподавания литературы в школе. Содержание курса литературы на базовом и профильном уровнях. Задачи литературного развития ученика. Этапы изучения литературного произведения: чтение и ориентировочные занятия, анализ текста в его художественном единстве, заключительное занятие. Восприятие и изучение художественных произведений в их родовой специфике: эпос, лирика, драма. Вопросы истории и теории литературы в школьном изучении. Урок и другие формы занятий по литературе. Изучение литературной критики на базовом и профильном уровнях. Развитие речи учащихся в системе литературного образования. Внеклассная и внешкольная работа по литературе, факультативные занятия и курсы по выбору в системе учебно-воспитательного процесса.

Аудиовизуальные технологии обучения

Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукопись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.

Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.04 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ

(УД-04.13-001)

Для специальности 050301 Русский язык и литература

ОП-02.01

Составитель:

д.п.н., профессор А.М. Антипова

Уссурийск, 2008

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………………………. 3

2. Тематический план………………………………………………………………………… 6

а) для очной формы обучения…………………………………………………………… 6

б) для заочной формы обучения………………………………………………………… 8

3. Содержание учебного материала…………………………………………………………. 10

4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов………………………….. 24

5. Формы контроля (очное и заочное обучение)………………………………………...… 25

а) рубежный (текущий) контроль………………………………………………………. 25

б) итоговый контроль ……………………………………………………………………. 66

6. Список литературы………………………………………………………………..……… 72

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Теория и методика обучения литературе», изучаемая в 7 и 8 семестрах, входит в Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в цикл общепрофессиональных дисциплин (ОПД. Ф. 04) и является обязательной для подготовки будущих учителей русского языка и литературы.

Ее изучение призвано помочь развитию творческих начал личности учителя литературы; формированию стабильного интереса к педагогической деятельности, психологической и практической готовности к нелегкому труду учителя; развитию у студентов педагогических способностей и профессионального мышления, важнейшими чертами которого являются аналитичность и нестандартность.

Цели изучения дисциплины «Теория и методика обучения литературе» – формирование и развитие культуры профессионального мышления, развитие педагогической направленности личности студентов-филологов, под которой понимается интерес к профессии учителя и склонность заниматься ею.

Для достижения поставленных целей нами решаются следующие задачи:

- использование проблемного обучения (проблемная лекция, практические и семинарские занятия проблемного характера, деловые и эвристические игры на лабораторно-практических занятиях и т.п.),

- применение общих, групповых и индивидуальных, а также репродуктивных, репродуктивно-творческих и творческих видов самостоятельной работы студентов;

- осуществление тесной связи теоретического курса с практическими и лабораторными занятиями;

- установление связей между теоретическим курсом с практикой школьного преподавания литературы;

- обеспечение системной организации самостоятельной работы студентов-филологов, прежде всего посредством системного стимулирования самостоятельной деятельности будущих учителей (обращения к рейтинговому учету и оценке успеваемости студентов).

Содержание учебного материала дисциплины «Теория и методика обучения литературе» соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, современным и прогнозируемым тенденциям развития методической и литературоведческой науки, а также требованиям, предъявляемым к профессиональной подготовке учителя литературы в условиях профилизации современной средней школы.

Изучение данной дисциплины отличается особым характером учебной деятельности студентов: формируются умения, составляющие суть профессии, – умения преподавать литературу как учебный предмет. Процесс формирования любого профессионального умения опирается на основательные и обязательно осознанные, принятые личностью знания.

Все виды учебной и учебно-исследовательской деятельности студентов в процессе изучения данной методической дисциплины характеризуются особым сочетанием репродуктивных и творческих заданий, их коммуникативной направленностью (имитируются учебные ситуации урока) и отчетливо выраженной установкой на актуализацию литературоведческих и психолого-педагогических знаний. Преобладающей в организации самостоятельной работы студентов является деятельность, сочетающая в себе репродуктивное и творческое начала.

К репродуктивным видам работы, связанным с усвоением, запоминанием, воспроизведением материала, относятся: конспектирование научно-методической литературы, составление библиографии по теме, хронологических таблиц, планов статей, лекций, заучивание наизусть и др.

Репродуктивно-творческими видами работами являются следующие: сопоставление различных литературоведческих, методических концепций одной темы, сопоставление разных классификаций (например, классификаций методов обучения литературе, уроков; типологий сочинений, пересказов и т.д.). По характеру познавательной деятельности сюда же относятся: составление конспектов, планов уроков (по предложенной схеме), подготовка различных дидактических материалов и пр.

Творческий тип самостоятельной работы предполагает не только получение более или менее оригинальных результатов, но и поиски способов их достижения, проявление фантазии, художественного творчества. К этому типу относятся: подготовка комментария к тексту, самостоятельный анализ литературного произведения, различные виды сопоставительного анализа, исследование истории текста, истории переводов текста; сопоставление переводов и т. п.; экспериментально-опытная работа в период педпрактики; обобщение опыта работы учителя; придумывание загадок, сказок, составление мизансцен, написание сочинений в определенном жанре и др.

В рамках изучения дисциплины нами предусмотрено сочетание заданий репродуктивных и творческих типов различного уровня сложности. Этим обеспечивается не только усвоение, закрепление учебного материала, но и его включение в новые связи. Включение творческих заданий, подготовленное репродуктивной деятельностью, рождает положительное отношение к учению, развивает потребность в поисковой, творческой деятельности, развивает у студентов-филологов компетенцию научно-практического характера.

Большинство заданий требует времени на подготовку, что предопределяет необходимость опережающих знаний: коллективных, групповых, индивидуальных. Соотношение коллективных (фронтальных), групповых и индивидуальных форм работы зависит, в первую очередь, от методической концепции изучения темы, разработанной преподавателем.

На первых порах изучения курса предпочтение отдаётся фронтальным видам самостоятельной работы. Так, всем студентам предлагается:

- сопоставление различных программ литературного образования (общая концепция, цели, задачи, принципы построения, содержание литературного образования);

  • сравнение аннотаций к теме в различных программах и определение целей её изучения;

  • сопоставительный анализ двух-трех вариантов планирования данной темы и составление своего варианта;

  • самостоятельное изучение теоретической проблемы;

  • написание конспекта методической статьи (выполнение задания предполагает не только запись основных положений, но и использование их при составлении конспекта урока или его фрагмента);

  • анализ предложенного конспекта урока;

  • разработка различных вариантов вступительных и заключительных занятий и обыгрывание их в студенческой аудитории;

  • написание конспекта урока (или его фрагмента) анализа художественного произведения в средних классах;

  • рецензирование статей учебника, затем методических пособий по актуальным проблемам методики;

  • подготовка различных видов пересказов текста;

  • выполнение контрольной работы и др.

Нами практикуется организация в студенческой группе коллективной работы по творчеству одного из писателей (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького и др., по выбору студентов). Будущие учителя разрабатывают рекомендации к изучению творчества этих писателей сначала в средних, затем в старших классах, что позволяет реализовать принципы преемственности и системности в усвоении учебного материала. Тем самым студенты приобретают комплекс практических умений, необходимых в их будущей педагогической деятельности.

Для решения определенных методических задач используются групповые задания. Группы комплектуются либо по выбору студентов, либо по выбору студентов, либо по указанию преподавателя. Так, в качестве групповых заданий предлагается:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «В. Шукшин в школе». Семинарские занятия проводятся в восьмом семестре очного и заочного отделений.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 01 Современные теории филологического образования: профильное обучение литературе

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «СТФО: профильное обучение литературе», который изучается студентами очного и заочного отделений по специальности Русский язык и литература.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 Поэзия серебряного века в школе (уд-04. 13-018)

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «Поэзия серебряного века в школе», которая изучается студентами-филологами четвёртого курса в течение семестра.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура (уд-04. 13-029)

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература» в течение семестра.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Введение в филологию (уд-04. 13-021)

    Учебно-методический комплекс
    Содержание дисциплины. Входит в цикл общепрофессиональных дисциплин направления. Дисциплина состоит из двух основных разделов – «Основы науки о языке» и «Основы науки о литературе».
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 21. Семейное право для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Семейное право в системе права РФ; семейно-правовой метод регулирования общественных отношений; понятие семейного правоотношения; субъекты семейного права; юридические факты; защита семейных прав; основания возникновения и прекращения
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Распутин в школе (уд-04. 13-019) Для специальности 050301 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Содержание дисциплины. Учебная программа включает в себя практический и контрольный разделяя. Практический материал представлен в виде семинарских занятий, предваряемых вводным занятием, на котором определяются цели, задачи семинара,
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «стратегический менеджмент» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Менеджмент и маркетинг» (протокол № 1 от 28.08.10) и утвержден учебно-методическим советом «Экономика и управление» Института управления, бизнеса и права (протокол № 1 от 10.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Маркетинг» специальность: 080116 «Математические методы в экономике»

    Учебно-методический комплекс
    Область профессиональной деятельности: анализ и моделирование экономических процессов и объектов на микро, макро и глобальном уровнях; мониторинг экономико-математических моделей; прогнозирование, программирование и оптимизация экономических систем.

Другие похожие документы..