Программа дисциплины «дипломатическая и консульская служба» для специальности : 020200 политология по направлению : 520900 политология

Министерство Министерство

экономического развития образования

и торговли Российской Федерации

Российской Федерации

Государственный университет – Высшая школа экономики

Факультет прикладной политологии

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ И КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА»

для специальности: 020200 - политология

по направлению: 520900 - политология

( третья ступень высшего профессионального образования)

Авторы:

доктор политических наук, профессор Гусев А.А.

кандидат юридических наук, профессор Олеандров В.Л.

Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании

Секция политологии кафедры мировой политики

Председатель Зав. кафедрой С.А.Караганов

________________ _________________________

«___»____________2005 г. «____»______________2005 г.

Утверждено УС факультета

Прикладной политологии

Ученый секретарь

________________Халий И.А.

«_____»_______________2005 г.

г. Москва

Тематический план учебной дисциплины
Цель преподавания и изучения основ дипломатической и консульской службы состоит в том, чтобы обучающиеся получили базисные знания о дипломатической и консульской службе, которые могут быть необходимы и полезны как в их профессиональной работе, так и в формировании их политического и правового кругозора.

Дискуссионность предлагаемой программы предполагает экспертную роль преподавателя.

Курс должен подготовить студентов к практической деятельности в сферах дипломатической и консульской службы, позволить им ориентироваться в современных международных проблемах.

В самостоятельную работу студента входит осмысление содержания лекций преподавателя.

В результате изучения дисциплины студент должен знать современное состояние данной проблемы и обладать навыками квалифицированного ведения дискуссий по данным проблемам с зарубежными специалистами.

V. Тематический расчет часов.

п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Формы текущего

контроля

Самосто-

ятельная

работа

Всего

часов

Лек-

ции

Семи-

нары

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

Лекция 1.

ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТИТУТ И ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Лекция 2-3

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ И ИХ РОЛЬ В РАЗРАБОТКЕ, ПРИНЯТИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. МЕСТО И РОЛЬ МИДа РОССИИ.

Лекции 4- 5

УСТАНОВЛЕНИЕ, ПОДДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ И ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС.

Лекции 6 и 7

Международные переговоры.

ДЕЛЕГАЦИОННЫЙ ОБМЕН НА ВЫСШЕМ И ВЫСОКОМ УРОВНЕ.

Лекции 8 и 9

Информационно-аналитическая и политико-разъяснительная работа современной дипломатии.

Лекции 10 и 11

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ МИД РФ И РОССИЙСКИХ ПОСОЛЬСТВ.

Лекции 12 и 13

ИНСТИТУТ КОНСУЛЬСКОЙ СЛУЖБЫ.

Лекция 14
Об общих правилах поведения граждан Российской Федерации в различных странах и регионах мира с учетом особенностей их этнографической культуры и о наиболее важных требованиях международного протокола.

Экзамен

Всего:

2

2

4

4

4

4

4

4

28

1

1

1

1

1

1

1

7

2

3

5

5

5

5

5

5

35

Экзамен

2

2

3

3

3

3

2

1

19

4

5

8

8

8

8

7

6

54

Формы контроля

В самостоятельную работу студента входит: освоение теоретического материала и сведений, полученных на лекциях; знакомство с трудами отечественных и зарубежных авторов по данной тематике; подготовка эссе по избранной теме.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Знать: цели и задачи современных проблем развития и функционирования дипломатических и консульских служб;

  • Уметь: ориентироваться в справочной и статистической литературе по указанной теме; читать и понимать соответствующие документы.

  • Иметь представление: об основных проблемах дипломатической и консульской службы, международных организаций на современном этапе, о системе взаимоотношений России с другими регионами мира, о месте России в современном устройстве мира.

  • Обладать навыками: критической оценки аналитических и научных материалов по данной тематике.

Курс завершается экзаменом.

Итоговая оценка складывается из оценок за:

  • Подготовка эссе - 0.3 ( 10 000 знаков или 5 стр. маш.текста)

  • посещение лекций – 0.3

  • экзамен – 0.4

По каждому из вышеназванных видов текущего контроля дисциплины студент может получить по 10 бальной шкале соответственно:

  • за подготовку эссе – 0.3х Q1

  • за посещение лекций – 0.3 х Q2

  • за экзамен – 0.4 х Q3

где Q1, Q2, Q3, – оценки в 10 бальной шкале.

Студент получает оценку за экзамен в случае, если (0.3хQ1+0.3хQ2+0.4хQ3) = 4, т.е. для получения оценки за экзамен, студент должен набрать не менее 4 баллов по 10 бальной шкале.

Базовый учебник – отсутствует

Содержание программы.

Реализации этой задачи подчинены структура и содержание этой образовательной программы.

Программа включает в 3-ем модуле чтение 14 лекций (28 часов), проведение 7 семинаров и экзамена.

В структурном плане программа состоит из нескольких блоков:

Первый блок: вводная лекция, две лекции и одно семинарское занятие о конституционных основах и государственных органах внешних сношений России, а также общий обзор соответствующих систем государственных органов в других странах. Вторая лекция включает в себя тему: МИД России, его структура и задачи.

Второй блок: две лекции и один семинар о порядке установления и развития дипломатических отношений между государствами, о формах дипломатических связей, о работе посольств и постоянных представительств, о дипломатическом иммунитете, о дипломатическом корпусе.

Третий блок: лекция и семинар об институте переговоров в дипломатии, о правилах ведения международных переговоров, о переговорах на высшем уровне и других важнейших международных встречах.

Четвертый блок: две лекции и два семинара об информационно-аналитической и политико-разъяснительной работе современной дипломатии, их значении для формирования внешнеполитического курса страны, воздействия на мировое общественное мнение, развития сотрудничества между государствами.

Пятый блок: две лекции и один семинар об основных документах МИД России и посольств, подготавливаемых для высших эшелонов власти – Президента РФ, Правительства РФ, Законодательного Собрания. Документальное обеспечение переговорного процесса с иностранными партнерами.

Шестой блок: две лекции и два семинара об институте консульской службы, нормативно-правовой базе, регулирующей консульскую деятельность, порядке установления консульских отношений, об основных консульских функциях, о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию для российских граждан и иностранцев, о Шенгенской зоне.

Шестой блок: одна лекция об общих правилах поведения граждан Российской Федерации в различных странах и регионах мира с учетом особенностей их этнографической культуры и о наиболее важных требованиях международного протокола.

Семинарские занятия проводятся с целью закрепления материала, изложенного на лекции, и проверки знаний. В целях реализации требований образовательного стандарта к уровню знаний предлагается использование на семинарских занятиях различных, традиционных и инновационных методик (анализ конкретных ситуаций, практические задания, дискуссии, доклады и др.).

Предусматривается подготовка студентами одного эссе.

Программа состоит из следующего тематического плана лекций и семинарских занятий:

Лекция 1 (вводная).

ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТИТУТ И ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Роль и место дипломатии и дипломатической службы в государственной системе, в разработке и осуществлении внешней политики. История развития дипломатии, эволюция форм и методов с развитием международных отношений. Универсальный характер, методы, и формы дипломатии как отражение уровня международного общения, укрепления принципа суверенного равенства государств на международной арене. Новейшие тенденции в развитии дипломатии. Современные требования к деловым и личным качествам работников дипломатической службы.

Основная литература:

  1. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961г.

  2. Венская Конвенция о консульских сношениях.

  3. Указ Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. N 375 « О координирующей роли Министерстве иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации».

Лекции 2 и 3.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ И ИХ РОЛЬ В РАЗРАБОТКЕ, ПРИНЯТИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. МЕСТО И РОЛЬ МИДа РОССИИ.

Конституционная система государственных органов внешних сношений и их роль в разработке, принятии и реализации внешнеполитического курса. Глава государства и его основные функции в сфере внешней политики и международных отношений; Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и их конституционные полномочия; Правительство и конвенционные органы внешних сношений. Место и роль МИДа России в системе государственных органов внешних сношений. Координирующая роль МИДа России в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации и его структура. Порядок подготовки и межведомственного согласования документов, вносимых Президенту и в Правительство.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1 по теме.

Основная литература:

  1. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 271).

  2. Положение о Посольстве Российской Федерации. ( Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г. N 1497).

  1. Программа дисциплины «дипломатическая и консульская служба» по направлению: 520900 политология (вторая ступень высшего профессионального образования) для специальности: 020200 политология

    Программа дисциплины
    «ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ И КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА» по направлению: 520900 - политология (вторая ступень высшего профессионального образования) для специальности: 020200 - политология
  2. Программа дисциплины «международные институты и организации» по направлению: 520900 политология (третья ступень высшего профессионального образования) для специальности

    Программа дисциплины
    Показано значение многосторонних переговоров государств, конференций и международных организаций как основных инструментов поиска и согласования решений в групповом, региональном и глобальном масштабах.
  3. Итоги учебно-методической работы в 2004/2005 учебном году и задачи на новый учебный год Анализ выполнения задач учебно-методической работы за 2004/2005 учебный год 2

    Документ
    Задачи, поставленные Учёным советом ГУ-ВШЭ на 2004/2005 учебный год, в основном выполнены. Направления развития Университета, изложенные в Концепции развития ГУ-ВШЭ, реализуются в учебном процессе.

Другие похожие документы..