Программа элективного курса для 9-х классов по истории «Вспомогательные исторические дисциплины»

Программа элективного курса для 9-х классов

по истории

«Вспомогательные исторические дисциплины»

Пояснительная записка

Преподавая историю в школе, я столкнулась с нехваткой информативного поля у учащихся при усвоении учебного материала. Приходилось тратить много времени на объяснение простейшего факта (даты по старому и новому стилю, или почему в старину у людей не было отчеств, что означает герб того или иного города и т.д.) Возникла необходимость в появлении курса, который бы формировал у учащихся представления о различных типах источников исторической информации. Такое представление могут дать вспомогательные исторические дисциплины. В школьный курс ВИД включены наиболее занимательные и доступные пониманию учащихся дисциплины, позволяющие им самостоятельно проводить исторические исследования и понимать суть истории как науки.

Под историческими источниками понимают все сохранившиеся свидетельства прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества.

Первый этап исторического исследования заключается в получении информации о происхождении источника и обусловлен его спецификой. Поэтому каждая и ВИД имеет свои приемы и объекты исследования. Но цель у них одна – помочь всесторонне изучить источник, дать максимум информации о его происхождении.

Цель курса:формирование навыков исследования и получения информации из различных исторических источников.

Задачи курса:

  1. Активизация и мотивация познавательной деятельности учащихся.

  2. Знакомство с ВИД, объектами, приемами, методами исторического исследования.

  3. Учиться самостоятельно анализировать фактический материал, ставить собственные вопросы и пробовать давать на них свои ответы.

Планируемые результаты: формирование навыков исследования и получения информации из различных исторических источников; лучшее усвоение и понимание нового исторического материала; бережное отношение к различным предметам с т.з. их исторической значимости; повышение интереса к поисковой деятельности, повышение творческой активности учащихся.

Школьный курс истории достаточно однообразен и обезличен. Дети воспринимают историю, как науку о давно умерших, незнакомых им личностях. Разговоры о людях, живших в прошлые века, и рассматривание, в лучшем случае, картинок в учебнике не доставляют им никакого удовольствия. Поэтому важно оживить каждую историческую эпоху, позволить почувствовать дыхание времени и мироощущение своих предков.

Общее количество часов: 16

Формы проведения занятий: лекции, экскурсии, семинары, практикумы и др.

Итоговая работа: реферат, проект, презентация.

Номер

занятия

Тема и содержание занятия

Кол-во

часов

1

Введение. История как наука.

*Роль истории в жизни людей.

1

2

Исторические источники. Виды исторических источников, их роль в истории.

*Определение исторического источника.

*Виды исторических источников.

*Роль ВИД в изучении истории..

*Краткая характеристика ВИД. Цель ВИД.

1

3

Археология как наука.

*Археологический памятник.

*Археологические раскопки.

*Культурный слой. Реставрация.

1

4-5

Генеалогия как наука.

*Предмет и задачи генеалогии. Методика генеалогических исследований.

*Русская генеалогия.

*Система социального этикета.

Практикум по генеалогии.

2

6

Ономастика как наука.

*Предмет и задачи ономастики.

*Разделы ономастики. Историческая ономастика.

1

7-8

Антропонимика как наука.

*Система личных имен. История происхождения и значение имен.

*Отчество. Происхождение и этимологическое толкование фамилий.

Практикум по антропонимике

2

9

Топонимика как наука.

*Происхождение географических названий.

Топонимика Бийска.

1

10

Геральдика как наука.

*Происхождение гербов. Правила геральдики. *Государственные, областные и городские гербы. Фамильные гербы.

1

11

Палеография как наука.

*Материалы для письма. Графика письма.

1

12

Хронология как наука.

*Единицы счета времени. Календари: юлианский и григорианский.

1

13

Метрология как наука.

*Меры длины. Меры площади. Меры веса. Меры жидкости. Меры сыпучих тел.

1

14

Сфрагистика как наука.

* Печать. Типы печатей.

1

15

Нумизматика как наука.

*Происхождение монет и денежных знаков.

*Русская денежная система.

1

16

Итоговое повторение. Зачет по курсу.

1

Литература:

  1. Веселовский С.Б. Ономастика. Древнерусские имена, прозвища, фамилии. М., 1974.

  2. Гербы городов, губерний и посадов Российской империи. / Сост. А.В.Кудрин, А.Л.Цеханович. М., 2000

  3. Каменцева Е.И. Хронология. М., 1967.

  4. Каменцева. Е.И., Устюгов Н.А. Русская метрология. М., 1973.

  5. Каменцева Е.И., Устюгов Н.А. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974.

  6. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М.,1984.

  7. Муравьев А.В. Русская палеография. М., 1977.

  8. Рябцевич В.Н. О чем рассказывают монеты. Минск, 1977.

  9. Селешников С.И. История календаря и хронологии. М., 1977.

  10. Сергеев И. Тайна географических названий. М.,1963.

  11. Спасский И.Г. Русская монетная система. Л., 1970.

  12. Энциклопедия для детей. М.,1995.

Т.1 Всемирная история

Что такое история. С.5-10.

Геральдика С.245-249.

Нумизматика. С.303-307

Т.5 История России

Археология Древней Руси. С.7-16.

Русская нумизматика. С.18-25.

Бонистика. С.25-27.

Русские печати.С.27-31.

Российская фалеристика. Ордена, медали, знаки отличия.С.32-46.

Генеалогия России.С.55-57.

История Государственного герба России.С.47-61.

Гербы российских городов.С.62-65.

Т.13 Страны, народы,цивилизации

13. Янин В.Л.Денежно-весовые системы русского

Средневековья. М., 1956.

  1. Элективный курс для учащихся 11 класса химического профиля Авторы программы

    Элективный курс
    Элективный курс «Химия в промышленности» предназначен для учащихся 11 класса химического профиля, но может использоваться и в классах универсального профиля.
  2. Программа элективного курса по истории для учащихся IX

    Программа
    Элективный курс «Вспомогательные исторические дисциплины» предлагается для изучения в IX классе в рамках предпрофильного обучения, направленного на выбор гуманитарного профиля.
  3. Учебные программы по предметам мон украины(2005г.) Набор элективных курсов для 9-х классов

    Документ
    Для осуществления предпрофильной подготовки необходимо определить собственную модель, которая отвечала бы особенностям, исторически сложившимся условиям и традиционным связям учебного заведения.
  4. Программа элективного курса вспомогательные исторические дисциплины 9 класс

    Программа
    Элективный курс «Вспомогательные исторические дисциплины» разработан на основе учебного пособия для педагогических ВУЗов «Вспомогательные исторические дисциплины» под редакцией доктора исторических наук, профессора В.
  5. Учебная программа факультативного курса «Культура, быт и традиции народов Поволжья» для учащихся 5 класса

    Программа
    Изучение темы «Культура. Быт и традиции народов Поволжья» имеет большое значение для социализации школьников, формирование гражданского сознания, национального самосознания подростков.
  6. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного пропедевтического курса (1)

    Документ
    Следует учесть, что учебное время на изучение регионального (национально-регионального) компонента (не менее 35 часов) – особой содержательной линии «История родного края» передано в интегрированный учебный предмет «Краеведение».
  7. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного пропедевтического курса (2)

    Документ
    На ступени среднего (полного) общего образования федеральный компонент Базисного учебного плана включает совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов.
  8. О преподавании учебного предмета история в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009/2010 учебном году

    Документ
    В рамках основного общего образования изучение истории предполагается в V-IX классах по 70 часов в год (из расчета 2 часа в неделю). Таким образом, общее время, выделенное на изучение истории в основной школе, составляет 350 часов.
  9. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного пропедевтического курса (3)

    Документ
    Федеральный компонент государственного образовательного стандарта не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного пропедевтического курса или учебного модуля по истории.

Другие похожие документы..