Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика

Казанский педагогический журнал


4 (58) 2008

НАУЧНЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ:

МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА.


«Казанский педагогический журнал» издается с октября 1995 г., до 2003 г. выходил под названием «Профессиональное образование».

Учредители журнала: Институт среднего профессионального образования РАО (Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО), Казанский социально-юридический институт (Академия социального образования).

Выходит 12 раз в год.

Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № 77-14181 от 20.12.02.

Журнал включен в российский индекс научного цитирования, электронная версия журнала размещена на платформе Научной электронной библиотеки:

Главный редактор:

Мухаметзянова Г.В.

Редакционная

коллегия:

Алишев Б.С.,

Кирилова Г.И.,

Корчагин Е.А.,

Сохабеев В.А.,

Фахрутдинов Р.Р.,

Фисин Ю.М.,

Читалин Н.А.,

Щербаков В.С.

Редактор:

Хаплехамитов Р.Б.

Редактор по выпуску:

Латыпов Р.Р.

Адрес редакции: 420039 г. Казань,

ул.Исаева, 12

офис 204

Тел: (843) 555-81-98

факс: (843) 542-63-24

/tat_ru/science/ispo_rao/index.htm

e-mail: kpj07@

©Казанский педагогический журнал 04`2008

СОДЕРЖАНИЕ №4

Педагогика и психология профессионального образования

Салихова Н.Р. Профессиональный выбор и реализуемость личностных ценностей в юности

Хамидуллин Р.Х.Подготовка сотрудников спецподразделений ОВД к деятельности в условиях экстремальных ситуаций (психолого-педагогический аспект)

Матвеева С.Е. Создание системы исламского профессионального образования в рамках кластерной идеологии Республики Татарстан

Смирнов Д.В. Педагогические компетентность и компетенции педагога дополнительного образования – руководителя туристско-краеведческого похода

Высшее образование

Яворский О.Е.Диалог, укрепляющий социальное партнерство

Белова С.Н. Внутривузовская система оценки качества образовательного процесса

Дьячков Ю.А.,КорчагинЕ.А. Профессиональный стандарт как основа специальной и практической подготовки студентов

Игрушина Е.И. Тренинговые упражнения как средство педагогической поддержки профессионального становления будущих специалистов

Афанасьева Т.И., Чугунов А.В. Календарно–тематическое планирование в решении задач высшей школы

Терентьева И.В. Государственно-общественное управление в сфере образования

Яковлева Е.В. Историко-педагогический аспект формирования логической культуры у студентов высших учебных заведений

Социальная психология и коррекционная педагогика

Фатхуллин М.В. Структура личностных характеристик у подростков с эписиндромом.

Костюхина Е.В. Проявление особенностей личности девиантных подростков в специальном образовательном учреждении закрытого типа

Теория воспитания

ГущинаГ.А. Роль интегративного многоуровнего образования в профессиональном воспитании учащихся вузов

Маркова Н.Г.Кросскультурная грамотность как индикатор межнационального понимания

Подготовка педагогических кадров

Числова Т. М.,Юртанова Е. М. Методические задачи в обучении учителей математики

Организационно – деятельностная игра по оценке комплекса мер реформирования профессионального образования РТ, выработке предложений и дополнений

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

профессиональнЫЙ выбор и

реализуемостЬ личностных ценностей в юности

Н.Р. Салихова, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, КГУ, г. Казань

Эффективность профессионально направленного образования в высшей школе, обеспечивающая готовность выпускника к профессиональной деятельности, наряду с множеством различных факторов задается и параметрами его личностного самоопределения, готовностью к решению задач взрослости. Юношеский возраст является периодом активного жизненного поиска, апробирования различных ролей и видов деятельности, когда совершаются выборы, определяющие жизненный путь человека, что и является, по сути, началом его становления в качестве субъекта жизни [1; 4]. Выбор обучения в том или ином вузе не сводится только к выбору профессии, он является жизненным выбором, определяющим в дальнейшем образ жизни человека, его жизненный путь. Возможность совершения такого выбора обеспечивается завершением первого целостного кризиса Эго-идентичности [8], формирование которой является одной из важных задач юности и главным условием перехода к решению задач следующих возрастных этапов. В качестве важного аспекта формирования Эго-идентичности выступает построение системы личностных ценностей, которая согласно предложенной Д.А.Леонтьевым [3] концепции, является центральной структурой смысловой сферы личности и в снятой форме отражает систему жизненных отношений и деятельностей человека. Именно она создает предметно-смысловое содержание жизненного мира личности, выделяя в нем значимые объекты, явления, отношения, составляющие ее жизненное пространство, и становится внутренним основанием для совершения выборов.

В психологии большое внимание уделяется исследованиям содержательных сторон системы ценностей, которые задаются их составом и иерархией, в том числе и в начальные периоды профессионального развития личности. В гораздо меньшей степени исследованы динамические аспекты ценностей, связанные с трансформациями смысла ценности, возникающими в поле напряжения между полюсами значимости, важности, с одной стороны, и реализуемости или доступности, с другой.

Один из динамических аспектов смысловой сферы отражен в конструкте барьерности - реализуемости личностных ценностей. Он задается полярными динамическими тенденциями, которые связаны с восприятием и оценкой рассогласований параметров важности ценности, определяемой ее местом в иерархии, и степенью ее реализуемости в жизни, отражаемой параметром ее доступности [5]. Первая тенденция действует в направлении согласования мер важности ценности и ее доступности. Дистанция между ними сокращается или за счет внешних активных действий по реализации ценности, или за счет внутренних, например, компенсаторных действий по типу защитных механизмов, ведущих к понижению меры ценности при ее недоступности. В соответствии с ней человек реализует то, что может реализовать в жизни, ценит то, что имеет, и понижает ценность того, что недоступно, как в известной пословице: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Индекс реализуемости как прямая корреляция параметров важности и доступности ценности стал ее эмпирическим индикатором.

Вторая тенденция действует в направлении рассогласования или поляризации мер важности ценности и ее доступности. Они изменяются противонаправленно: дистанция до ценности еще больше увеличивает ее важность и уменьшает оценку доступности, а высокая доступность понижает важность ценности. В данном случае «журавль в небе» намного ценнее «синицы в руках», именно потому, что «не пойман», а все, что лежит в зоне доступного, теряет ценность, т.е. привлекающим фактором является именно недоступность или градиент ее изменения. Эмпирическими индикаторами данной тенденции стали индекс проблемности как отрицательная корреляция между параметрами важности и доступности ценности и индекс барьерности как прямая корреляционная взаимосвязь важности ценности и дистанции между ее важностью и доступностью.

Данные тенденции, возникающие в контексте личностных ценностей, проявляют дополнительный, инвариантный по отношению к содержанию ценности смысл, кумулирующий в себе эффект оценки и внутренней переработки рассогласования между мерами важности и доступности ценности. Разнообразные соотношения тенденций согласования и рассогласования стали критерием выделения типов смыслообразования в контексте личностных ценностей [5]. Определение типа смыслообразования в континууме барьерности - реализуемости как отдельной ценности, так и всей их системы позволяет выявить в ценностно-смысловом содержании жизненного пространства личности различные ценностно-смысловые зоны, конфигурация которых задает его ценностно-смысловой рельеф. Содержание ценностно-смысловой зоны определяется содержанием ценности, а динамическая составляющая – ее смысловым типом. Преобладание каждой из этих тенденций зависит от процессов, которые происходят в ценностно-смысловой сфере личности, репрезентирующей состояние жизненных отношений и жизнедеятельности человека. Ценностно-смысловой рельеф жизненного пространства обнаруживает социо-, возрастно-, гендерно-, профессионально- обусловленную специфику. Зафиксировано преобладание барьерных зон в юности, повышении реализуемости в ранней взрослости и разнонаправленная динамика в период средней взрослости, зависящая от социокультурных и профессионально-деятельностных детерминант.

Кроме смысловых типов конкретных ценностей, которые выявляются как социо-типические особенности отдельных групп, можно говорить об индивидуальном стиле смыслообразования как качественно своеобразном сочетании индивидуальных индексов реализуемости и барьерности. Для него характерна не только ретестовая устойчивость, но и относительная независимость от содержания конкретного списка ценностей. Характеризуя человека на определенном этапе жизненного пути и в определенной жизненной ситуации, он отражает трансформации ее смысла в свете перспектив собственной жизни.

Полученные нами экспериментальные данные позволяют связывать преобладание одной из этих тенденций со степенью освоенности или неосвоенности социальной ситуации развития [5]. Так, показатели реализуемости оказались выше в условиях освоенной социальной общности по сравнению с вхождением в новую и подготовкой к выходу из освоенной социальной общности. В последнем случае они были ниже, несмотря на то, что актуально человек еще находился в освоенной социальной общности, и в повышении барьерности ценностей проявилась внутренняя настройка на переход в новую социальную ситуацию развития.

В отношении терминальных ценностей, на материале которых и был разработан конструкт барьерности-реализуемости, он отражает освоенность жизненного пространства личности. По аналогии применительно к инструментальным ценностям, которые, по сути, представляют собой перечень свойств и качеств личности, можно трактовать конструкт барьерности-реализуемости как индикатор освоенности человеком пространства собственного Я, своих личностных проявлений. Это позволяет связать данный конструкт с понятием Эго-идентичности и предположить, что состоянию ее сформированности соответствует более высокая реализуемость инструментальных ценностей, а состоянию незавершенности в ее формировании – их барьерность. Поскольку Эго-идентичность является важным основанием совершения жизненных выборов, то можно ожидать наличие его особенностей в зависимости от преобладания реализуемости или барьерности инструментальных ценностей.

Одним из важных выборов в период юности является выбор образовательного учреждения при переходе на следующую ступень образования. Последствия такого выбора в разной степени изменяют как актуальную жизненную ситуацию, так и жизненный мир человека в целом. Это могут быть кардинальные изменения в случае переезда в другой город, когда происходит отрыв от родительской семьи и начинается самостоятельная жизнь, а могут быть частичные, ограничивающиеся только сменой образовательного учреждения. На наш взгляд, освоенность пространства собственного Я является фундаментом психологической готовности к освоению более широкого социального мира, следствием чего может стать стремление к более кардинальным изменениям жизни, расширению ее социального пространства, тогда как состояние его неосвоенности будет скорее сдерживать такие стремления, вызывая желание оставаться в прежних рамках жизни. Все вышесказанное можно оформить в виде следующей гипотезы: в ситуации жизненного выбора в период юности большая реализуемость инструментальных ценностей связана с выбором в направлении значительных изменений жизни, а их большая барьерность – с выбором в направлении «оставить все как есть».

  1. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (2)

    Документ
    Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № 77-14181 от 20.12.
  2. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (3)

    Документ
    Шамсунов А.А. Организация непрерывного профессионального образования сотрудников как основа совершенствования кадрового обеспечения органов и учреждений уголовно-исполнительной системы
  3. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (4)

    Документ
    Ф.Г. Мухаметзянова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии Академии социального образования (КСЮИ), З.
  4. Научный психолого-педагогический журнал

    Документ
    Журнал входит в перечень научных периодических изданий Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата наук и доктора наук.
  5. Я Петровна проектно-исследовательская деятельность как фактор формиро вания экологической культуры студента 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 27 апреля 2011 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.180.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальностям 13.
  6. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 25 июня 2008 г. в 10-00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212. 298. 11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г.
  7. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Актуальность проблемы исследования. Смена мировоззренческой парадигмы, в рамках которой приоритетной и долгосрочной целью становится человек, происходит в настоящее время во всех сферах жизни общества: заметно расширяется социокультурная
  8. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л (1)

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  9. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л (2)

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии

Другие похожие документы..