Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Общие положения

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор ТПУ

__________________П.С. Чубик

«_____»_______________2011 г.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ ООП

240100 «Химическая технология»

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ

Химическая технология топлива и газа

Химическая технология высокомолекулярных соединений

Химическая технология продуктов основного органического и нефтехимического синтеза

Химия и технология биологически активных веществ

Химическая технология неорганических веществ и материалов

Химическая технология тугоплавких неметаллических и силикатных материалов

Химическая технология материалов современной энергетики

Аналитический контроль природных и техногенных объектов

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)

магистр

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

очная

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ

120 кредитов ECTS

ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС ВСЕГО

2919 часов

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

972 часов

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1944 часов

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

выпускная квалификационная работа

ВЫПУСКАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

Институт природных ресурсов

Институт физики высоких технологий

Физико-технический институт

РУКОВОДИТЕЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Мазуров А.К., проректор-директор ИПР, д.г.-м.н., профессор,

Лопатин В.В, проректор-директор ИФВТ, д.ф.-м.н., профессор

Кривобоков Валерий Павлович, проректор-директор, д.ф.-м.н., профессор

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП

Бондалетова Л.И., к.х.н., доцент каф.ТООС и ВМС

Томск-2011

  1. КОНЦЕПЦИЯ ООП ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ

    ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Образовательная программа «Химическая технология» направлена на подготовку магистров в области химии и химической технологии.

В основе концепции образовательной программы лежит стремление обеспечить высококвалифицированными кадрами основные химические отрасли.

Уровень профессиональной подготовки выпускников по данной программе определяется требованиями ведущих предприятий-потребителей, которые основаны на ключевых позициях современных отраслей химической промышленности: высокой технологичности, повсеместном использовании современных информационных технологий, компьютеризации проектирования и управления. Образовательная программа «Химическая технология» 240100 сформирована с учетом требований международных аккредитационных агентств [2–4].

Важной особенностью программы является то, что её выпускникам предоставлена возможность в процессе обучения участвовать в реальных научных разработках и реальных проектах Томского политехнического университета, Томского государственного университета, академических (Институт химии нефти СО РАН, Институт катализа СО РАН, г. Новосибирск и др.), проектных институтов (ОАО НК «РОСНефть», г. Краснодар, ОАО «ТомскНИПИнефть ВНК», ОАО «Самаранефтехимпроект» и др.), научно-производственных центрах (НПЦ «Полюс», НИОСТ, НПК «Полимер-Компаунд» и др.), промышленных предприятий (Холдинговая компания ОАО «НЭВЗ-Союз», ОАО «Холдинговая компания «Сибцемент», ООО «Томскнефтехим», ОАО «Томскгазпром», ОАО «КИНЕФ», г. Кириши, ООО «Томскнефтепереработка», ОАО «Томскнефть», ОАО «Юграгазпереработка», г. Югра, ОАО «Фармстандарт–Томскхимфарм», Омский нефтеперерабатывающий комбинат, Ачинский нефтеперерабатывающий завод, Сургутский нефтеперерабатывающий комбинат, Череповецкий металлургический комбинат, Березниковский химический комбинат, Ангарский нефтеперерабатывающий комбинат, Кемеровское производственное объединение «Азот», АО «Стекольная компания САФ», г. Алматы и др.) и использовать при их выполнении современное оборудование.

    Специфика данной образовательной программы определяется опытом, традициями научных школ химиков-технологов Томского политехнического университета, сочетающими научные исследования, современные компьютерные и образовательные технологии, а также высоким кадровым потенциалом, которые обеспечивают перевод процесса познания на качественно новый уровень с возникновением неаддитивной связи фундаментальных знаний с навыками и умениями в профессиональной деятельности.

Потребителями ООП 240100 «Химическая технология» являются студенты, желающие осуществить свой карьерный рост в области высокотехнологичного наукоемкого производства и потенциальные работодатели выпускников (промышленные предприятия, научно-исследовательские центры, проектные институты). При этом общество, научно-педагогическое профессиональное сообщество и государство, как гарант качества образовательной услуги, также являются потребителями данной программы. В связи с этим цели программы, планируемые результаты и содержание программы разработаны с учетом установленных требований всех заинтересованных сторон.

Компетенции, приобретаемые магистрами

Ключевыми компетенциями выпускников по ООП ТПУ 240100 – «Химическая технология» являются:

  • способность к совершенствованию химико-технологических процессов, внедрению в производство новых современных технологий, оценке их экономической эффективности и инновационно - технологических рисков;

  • способность к эспертному исследованию свойств и реальной структуры материалов химической технологии, в том числе к самостоятельной высококвалифицированной эксплуатации современного оборудования и приборов по избранному направлению исследований;

  • умение создавать и реализовать научно-исследовательские и технические проекты по производству различных видов химической продукции с учетом особенностей сырья и достижения максимальной эффективности производства;

  • способность к быстрой и качественной разработке бизнес–планов и проведению предварительных маркетинговых исследований для коммерциализации продуктов деятельности в области химической технологии;

  • способность к самостоятельной подготовке и реализации научных проектов различного уровня, а также международных грантов.

Выпускники образовательной программы должны быть готовы к производственно-технологической, проектной и организационно-управленческой деятельности, обеспечивающей внедрение новых разработок и эксплуатацию объектов химической технологии, технологии промысловой подготовки, первичной и глубокой переработки нефти, газа и газового конденсата; технологии производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов, полимерных материалов, органических и неорганических веществ и научно-исследовательской и педагогической деятельности [1].

  1. ЦЕЛИ ООП

Механизм формирования целей ООП «Химическая технология» определяется требованиями ФГОС ВПО, стандарта ООП ГОУ ВПО НИ ТПУ, концепцией программы, критериями аккредитации основных образовательных программ, требованиями работодателей в рамках Миссии ТПУ [1–4]. Через оценивание результатов обучения проверяется достижение целей ООП, а проведение анализа удовлетворенности потребителей является основанием для корректировки целей программы.

Таблица 1

Цели образовательной программы

Код цели

Формулировка цели

Требования ФГОС ВПО и (или) заинтересованных работодателей

Ц1

Подготовка выпускника к и производственно-технологической деятельности, поиску и получению новой информации, необходимой для решения инженерных задач в области химической технологии, интеграции знаний применительно к профессиональной деятельности

Требования ФГОС ВПО, кри-терии АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI. Требования к выпускникам предприятий химического комплекса России (ООО СИБУР, ООО «Томскнефтехим», ОАО «Тоскгазпром», ОАО «КИНЕФ», г. Кириши, Череповецкий металлургический комбинат, Ангарский нефтеперерабатыва-ющий комбинат, ПО «Азот», г. Кемерово, ОАО «Холдинговая компания Сибирский цемент», Холдинговая компания ОАО «НЭВЗ-Союз», ООО «ЭльПласт», ООО «Сибметахим», ОАО «Фарм-стандарт–Томскхимфарм», АО «Стекольная компания САФ», г. Алматы и др.)

Ц2

Подготовка выпускников к организационно-управленческой деятельности при выполнении междисциплинарных проектов в профессиональной области, умению обосновывать и отстаивать собственные заключения и выводы в аудиториях разной степени профессиональной подготовленности, осознанию ответственности за принятие решений

Требования ФГОС ВПО, критерии АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI, запросы отечественных предприятий и НИИ

Ц3

Подготовка выпускников к междисциплинарным научным исследованиям в области химической технологии, интегрированию новых идей, применению математических, физических и специальных знаний и умений к решению инновационных задач, связанных с разработкой химико-технологических процессов, веществ и материалов, оборудования

Требования ФГОС ВПО, критерии АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI. Потребности научно-исследовательских центров РАН, СО РАН (ТПУ, ТГУ, Институт химии нефти СО РАН, Институт катализа СО РАН, г. Новосибирск, НИОСТ, ООО НПЦ «НООСФЕРА», г. Надым и др)

Ц4

Подготовка выпускников к проектно-конструкторской деятельности в междисциплинарных областях, связанных с разработкой химических технологий, конкурентоспособных на мировом рынке

Требования ФГОС ВПО, кри-терии АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI. Требования к выпускникам предприятий химического комплекса России (ОАО «ТомскНИПИнефть, ОАО НК «РОСНефть», г. Краснодар, ОАО «Самаранефтехимпроект, ЭЛЕСИ и др.).

Ц5

Подготовка выпускника к самообучению, постоянному профессиональному самосовершенствованию и педагогической деятельности

Требования ФГОС ВПО, критерии АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI , запросы отечественных предприятий, НИИ, ВУЗов

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ООП

  1. Область профессиональной деятельности магистров

Область профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 240100 «Химическая технология» включает [1]:

    • методы, способы и средства получения веществ и материалов с помощью физических, физико-химических и химических процессов, производство на их основе изделий различного назначения;

    • создание, внедрение и эксплуатацию производств основных неорганических веществ, строительных материалов, продуктов основного и тонкого органического синтеза, полимерных материалов, продуктов переработки нефти, газа и твердого топлива, лекарственных препаратов, энергонасыщенных материалов и изделий на их основе.

  1. Объекты профессиональной деятельности магистров

Объектами профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 240100 «Химическая технология» являются:

    • химические вещества и материалы;

    • методы и приборы определения состава и свойств веществ и материалов;

    • оборудование, технологические процессы и промышленные системы получения веществ, материалов, изделий, а также системы управления ими и регулирования;

    • методы и средства оценки состояния окружающей среды и защиты ее от влияния промышленного производства, энергетики и транспорта.

  1. Виды профессиональной деятельности магистров

Магистр по направлению подготовки 240100 «Химическая технология» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

    • производственно-технологическая;

    • организационно-управленческая,

    • научно-исследовательская;

    • проектная;

    • педагогическая

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются ТПУ совместно с обучающимися, научно -педагогическими работниками высшего учебного заведения и с заинтересованными объединениями работодателей.

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Общие положения (2)

    Основная образовательная программа
    Стратегия инновационного развития России обусловливает необходимость подготовки соответствующих кадровых ресурсов, способных к проектированию и реализации инновационной деятельности в масштабах страны, регионов, территорий, отраслей
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (1)

    Основная образовательная программа
    Направление подготовки 200100 - «Приборостроение», утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» от 12.
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (2)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа (ООП) Высшего профессионального образования Томского политехнического университета направления 131 «Нефтегазовое дело» включает в себя подготовку по пяти основным профилям:
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (3)

    Основная образовательная программа
    Предлагаемая программа сочетает в себе основные государственные требования к уровню подготовленности лиц, завершающих обучение в вузе и получающих фундаментальное экономическое образование.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (4)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа подготовки специалистов «Перевод и переводоведение» представляет собой полный (пятилетний) цикл подготовки профессионального лингвиста-переводчика, владеющего двумя иностранными языками и способного
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (5)

    Основная образовательная программа
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 809 утверждена федеральная целевая программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы, целью которой является «…развитие
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (6)

    Основная образовательная программа
    ООП магистратуры по профилю «Оздоровительная физическая культура» предусматривает изучение механизмов и факторов оздоровительного воздействия физических упражнений на организм человека, а также технологию разработки и применения тренировочных
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (7)

    Основная образовательная программа
    В своей статье «Россия, вперед!» от 10 сентября 2009 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев определил пять стратегических векторов инновационно-технологического прорыва России, одним из которых является глобальная модернизация
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (8)

    Основная образовательная программа
    Представленная ОПП разработана на основе ФГОС ВПО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 7), рекомендаций примерной образовательной программы, Стандартов ТПУ и является основным

Другие похожие документы..