Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации по специальности 080111 Маркетинг

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)

Кафедра маркетинга и рекламы

Одобрено учебно-методическим советом

факультета коммерции и маркетинга

Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации по специальности 080111 Маркетинг

МОСКВА 2009

Составители:

д.э.н., проф. Т.Н Парамонова

к.э.н., проф. И.Н. Красюк

д.т.н., проф. Ш.К. Ганцов

к.э.н., проф. В.В. Азарова

Под общей редакцией

зав. кафедрой Маркетинга и рекламы д.э.н., проф. Т.Н. Парамоновой

УМК по ИГА составлен в соответствии с ГОС по специальности Маркетинг и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по программам ВПО, утвержденным Ученым советом 30.01.2007 (протокол № 6)

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2009

Содержание

Стр.

Введение 4

1. Подготовка к сдаче итогового междисциплинарного экзамена 5

    1. Требования к содержанию итогового междисциплинарного

экзамена 5

    1. Дисциплины итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080111 Маркетинг (основная образовательная программа, сокращенная образовательная программа) 6

      1. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности 6

      2. Управление маркетингом 8

      3. Товароведение и экспертиза товаров 12

      4. Экономика организации (предприятия) 16

    2. Критерии оценки знаний выпускников по специальности

080111 Маркетинг 18

  1. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы 20

    1. Цели и задачи выпускной квалификационной (дипломной)

работы 20

    1. Этапы выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы 21

      1. Выбор темы 21

      2. Изучение и анализ теоретических источников, и определение задач исследования 23

      3. Структура выпускной квалификационной (дипломной)

работы 23

      1. Оформление выпускной квалификационной (дипломной)

работы 25

      1. Порядок допуска выпускной квалификационной (дипломной) работы к защите 26

      2. Публичная защита выпускной квалификационной (дипломной) работы 27

Приложения

  1. Титульный лист 30

  2. Примерное содержание выпускных квалификационных (дипломных) работ 31

  3. Примеры оформления рисунков и таблиц 32

  4. Примеры списка оформления списка литературы 33

  5. Отзыв научного руководителя 34

  6. Внешняя рецензия 36

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации (УМК-ИГА) предназначен для студентов, завершающих курс обучения по специальности 080111 Маркетинг в Российском государственном торгово-экономическом университете. Итоговая государственная аттестация выпускников по специальности Маркетинг включает итоговый междисциплинарный экзамен и защиту выпускной квалификационной (дипломной) работы. УМК содержит требования к итоговым аттестационным испытаниям, темы выпускных квалификационных (дипломных) работ, требования к содержанию иметодические рекомендации по их оформлению, критерии их оценки.

Итоговый междисциплинарный экзамен является одним из аттестационных испытаний по основной образовательной программе подготовки дипломированных специалистов.

В соответствии с этим итоговый междисциплинарный экзамен охватывает тематику дисциплин теоретической и практической подготовки по соответствующим дисциплинам.

Итоговая государственная аттестация осуществляется Государственной аттестационной комиссией. Составы Государственной аттестационной комиссии в Университете утверждаются ректором после утверждения Учредителем председателей Государственных аттестационных комиссий.

1. ПОДГОТОВКА К СДАЧЕ ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

    1. Требования к содержанию итогового междисциплинарного экзамена

Содержание итогового междисциплинарного экзамена наряду с требованиями к содержанию основных дисциплин учитывает также требования к дипломированному специалисту, предусмотренные государственным образовательным стандартом и необходимые для получения квалификации.

Дипломированный специалист должен знать:

  • основы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин для решения профессиональных, социальных, научных и педагогических задач;

  • законы функционирования рынка и средств его регулирования;

  • тенденции развития спроса, разработки стратегии развития предприятия и тактики его рыночного поведения;

  • экономическое регулирование деятельности предприятия;

  • методы выявления и формирования новых потребностей, оценки их роли в структуре потребностей различных групп потребителей;

  • подходы к разработке товарной и коммуникационной политики фирмы;

  • стратегии сбыта, каналы распределения и организацию системы товародвижения и продаж;

  • специфику работы предприятия в различных отраслях и сферах деятельности;

уметь:

  • анализировать рыночную ситуацию, обеспечивать конкурентоспособность продвигаемых товаров и услуг;

  • использовать информационные технологии для решения маркетинговых задач;

  • разбираться в аналитических материалах участников рыночных отношений: собственников, кредиторов, поставщиков и покупателей;

  • определять степень финансовой устойчивости предприятия и его деловой активности, эффективность предпринимательской деятельности;

  • разрабатывать товарную политику предприятия (организации);

  • правильно выбирать цели, методы и стратегии ценообразовании для внутренних и международных рынков;

  • разрабатывать стратегию сбытовой деятельности предприятия (организации);

  • создавать систему коммуникаций по продвижению товаров и услуг, формировать имидж предприятия;

  • организовать работу службы маркетинга и координировать ее с деятельностью других служб.

Итоговый междисциплинарный экзамен проводится в рамках итоговой государственной аттестации выпускников и включает в себя вопросы по дисциплинам, перечень которых утверждается выпускающей кафедрой. Для выпускников по специальности 080111 "Маркетинг" по основной образовательной программе, сокращенной образовательной программе утверждены следующие дисциплины:

  • Маркетинг в отраслях и сферах деятельности

  • Управлением маркетингом

  • Товароведение и экспертиза товаров

  • Экономика организации (предприятия)

Итоговый междисциплинарный экзамен проводится по билетам, содержащим вопросы, составленные в соответствии с учебными планами и программами. Перечни вопросов раздаются студентам (филиалам - рассылаются) за полгода до начала итогового экзамена. Сдача итогового междисциплинарного экзамена проходит на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии.

К итоговому междисциплинарному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе или сокращенной основной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

1.2. Дисциплины итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080111 Маркетинг (основная образовательная программа, сокращенная основная образовательная программа)

1.2.1. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности.

Маркетинг розничного торгового предприятия.

Субъекты маркетинга розничного торгового предприятия. Окружающая среда маркетинга розничного торгового предприятия. Концепция маркетинга розничного торгового предприятия: концентрация усилий на удовлетворение потребностей целевого сегмента, ориентировка на долгосрочный успех и создание эффекта масштаба, концентрация на предложение дополнительных услуг и совершенствование мерчендайзинга. Функции маркетинга розничного торгового предприятия: аналитическая, товарная, продаж, управления и контроля. Услуги розничной торговли.

Окружающая среда розничного торгового предприятия.

Факторы внешней среды предприятия: факторы прямого воздействия (потребители, конкуренты, инвесторы, законы, собственники, поставщики); факторы косвенного воздействия (состояние экономики, международное окружение, социально-культурные факторы, географические и политические факторы, научно-технический прогресс).

Стратегия целевого маркетинга розничного торгового предприятия.

Значение месторасположения розничного торгового предприятия в определении целевого сегмента. Признаки сегментации рынка. Критерии оценки сегмента: емкость рынка, относительная однородность качественной характеристики потребителей, доступность сегмента, рентабельность, конкурентный прессинг, устойчивость сегмента, позиционная ориентация, территориальная ориентация, покупательная способность потребителя. Позиционирование розничного торгового предприятия.

Товарная (ассортиментная) политика розничного торгового предприятия.

Торговый ассортимент, его характеристики (глубина, широта, сопоставимость).

Принципы формирования торгового ассортимента. Группы торгового ассортимента (базовые товары, привлекающие товары, дополняющие товары). Импульсивная покупка. Анализ торгового ассортимента.

Ценовая политика розничного торгового предприятия.

Методы ценообразования в розничном торговом предприятии (ориентация на издержки и ориентация на рынок). Стратегии ценообразования: высокие/низкие цены, средние цены, ежедневные низкие цены. Инструменты ценообразования (купоны, скидки, пластиковые карты, множественное ценообразование и др.)

Коммуникативная политика розничного торгового предприятия.

Маркетинговые коммуникации розничного торгового предприятия.

Методы стимулирования продаж: промоушен - акции, мерчендайзинг, ценовое стимулирование, прямой маркетинг, рекламные коммуникации. Стимулирование торгового персонала.

Мерчендайзинг.

Понятие и цели мерчендайзинга. Основные процедуры мерчендайзинга: планировка торгового зала, размещение и представление товаров в торговом зале, оформление товара и места продажи, стандарты мерчендайзинга.

Факторы конкурентоспособности. Конкурентные преимущества торгового предприятия.

Факторы конкурентоспособности розничного торгового предприятия: место расположения, уровень подготовки торгового персонала, уровень цен, ассортимент и др. Формирование имиджа предприятия.

Конкурентные преимущества: ценовые и неценовые (качество потребительских услуг). Конкурентные преимущества, основные на внешних отношениях: лояльные покупатели; преимущества в налогообложении; месторасположения; взаимоотношения с поставщиками и др.

Конкурентные преимущества, основные на внутренних отношениях: широкий ассортимент товаров; низкие издержки, за счет эффекта масштаба; ценовая политика; реклама; выгодные условия; высокое качество обслуживания, квалификация персонала и др. Устойчивое конкурентное преимущество.

Стратегическое планирование в розничном торговом предприятии.

Особенности процесса стратегического планирования розничного торгового предприятия; этапы стратегического планирования и их анализ. Оценка ситуации; определение стратегических возможностей; оценка стратегических альтернатив; определение конкретных целей и распределение ресурсов; разработка торговли - микс в соответствии с принятой стратегией; оценка деятельности и внесение корректив.

Имидж розничного торгового предприятия.

Понятие имиджа розничного торгового предприятия. Факторы формирования имиджа торгового предприятия в глазах покупателя: соотношение "цена - качество" товарного ассортимента; атмосфера магазина; внешний вид здания; состояние прилегающей территории; внешний вид и поведение продавцов; оформление торговых прилавков, вспомогательных помещений, отношение к проблемам покупателей.

Литература

  1. Ламбен Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок. /Пер. с англ. под ред. В.Б. Колчанова. – СПб.: Питер, 2007.

  2. Мерчандайзинг: эффективные инструменты и управление товарными категориями / Алан Веллхофф, Жан Эмиль Масон – М.: ИД Гребенникова, 2004.

  3. Ньюмен Э., Каллен П. Розничная торговля: организация и управление /Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского – СПб.: Питер, 2005.

  4. Основы управления розничной торговлей / Розмари Варли, Мохаммед Рафик, - М.: Издательский Дом Гребенникова, 2005.

  5. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг в розничной торговле. Учебно-практическое пособие – М.: ИД ФБК – Пресс, 2004.

  6. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2008.

  7. Парамонова Т.Н., Рамазанов И.А. Мерчендайзинг: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007.

  8. Урохина Л.И., Башмачникова Е.В., Романеева Е.В. Маркетинг в оптовой и розничной торговле: учеб.пособие. – М.: КНОРУС, 2007.

  1. Рабочая программа по дисциплине «Мировая экономика» для специальности 080111 «Маркетинг» специализация 15 «Организация маркетинга на предприятии» цикл дисциплин факультативы (фтд)

    Рабочая программа
    Рабочая программа «Мировая экономика» цикла факультативных дисциплин (ФТД) составлена на основании требований Государственного Образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровня
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы маркетинга» Учебное пособие

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы маркетинга»: учебное пособие по изучению курса для студентов специальности 080 Маркетинг. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине компьютерная подготовка (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки уровню
  4. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в соответствии с Государственными

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки уровню
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «бухгалтерский учет и аудит» Учебное пособие

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080 Маркетинг, утвержденного 23 марта 2 г.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины основы системного анализа (код и название дисциплины по учебному плану специальности) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Основы системного анализа» входит в цикл естественнонаучных дисциплин специальности «Маркетинг», включена в курс подготовки специалистов – экономистов на основании специфики их профессиональной деятельности, отраженной
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Коммерческая деятельность (название)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в федеральный компонент общих гуманитарных и социально-экономических и общепрофессиональных /специальных дисциплин специализации и является обязательной для 2 курса.
  8. Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080507 «Менеджмент организации», 080111 «Маркетинг»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебным планом специальности 080507 ««Менеджмент организации», 080 «Маркетинг».
  9. Учебно-методический комплекс по социоло

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по социологии составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям: 080507 «Менеджмент организации», 080 «Маркетинг»,

Другие похожие документы..