Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

возрастная анатомия

и физиология

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2008

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

возрастная анатомия

и физиология

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2008

ББК

Д

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Научный редактор:

док. биологических наук, профессор Н.К Гайнанова

Рецензент:

канд. биологических наук, доцент О.И. Пятунина

Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – 72 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 03.24.00. «Биология»

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008.

 Сост.: Беликова Р.М., 2008.

Утверждаю

Декан факультета

_______________

«_____» ________




Рабочая программа

Кафедра _________________Биологии и химии______________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование

дисциплины _____________ОПД. Ф. 05. Возрастная анатомия и физиология_________

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)

Статус _______________________________обязательная___________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности

(направления)______________________03.24.00. «Биология»_______________________

(коды специальностей (направлений)

Формы обучения_________________________________заочная________________________________

(дневная, заочная)

Объем дисциплины ____________________72 часа_______________________________

(общий объем дисциплины, час.)



Распределение по семестрам

Номер семестра

Учебные занятия

Число курсовых проектов

Форма итоговой аттестации

Общий объем

в том числе:

самостоят. работа

аудиторные

всего:

из них:

лекции

практич

лаборат

6

72

10

8

2

-

62

-

зачет



Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ОПД. Ф. 05. Возрастная анатомия и физиология.

Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности энергетического обмена и терморегуляции. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

Разработчик доцент Р.М. Беликова

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

биологии и химии

Заведующий кафедрой _____________________ А.М. Псарев

Одобрена Ученым советом филологического факультета

«_______»_____________________ Председатель ______________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В курсе рассматриваются закономерности роста и развития детского организма, возрастные морфофункциональные особенности деятельности его различных органов и систем.

Цель курса – формирование у студентов такого подхода к педагогическому процессу, который способствует сохранению, укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни учащихся в процессе их обучения в школе.

Базой для освоения дисциплины «Возрастная анатомия» являются цитология, гистология, анатомия и физиология человека, валеология в объеме вузовской программы.

Задачи курса состоят в том, чтобы познакомить студентов с особенностями развития детского организма, физиологическими процессами, сопровождающими определенные этапы онтогенеза; сформировать навыки проведения антропометрических исследований; мотивировать студентов на осуществление мероприятий по сохранению и укреплению не только своего здоровья, но и здоровья их будущих учеников.

В ходе изучения материала курса, студенты знакомятся с закономерностями развития детского организма, с основными функциональными изменениями на различных этапах онтогенеза; условиями нормального роста и развития детского организма в современной социальной среде.

При чтении курса широко используются материалы предыдущих курсов таких дисциплин, как анатомии и физиологии человека, основ медицинских знаний, возрастной психологии, валеологии. Данные этих дисциплин позволяют в полной мере раскрыть возрастные особенности онтогенеза детей и подростков.

Ожидаемыми результатами обучения по курсу являются:

- умение студентов применять полученные знания в области анатомии и физиологии при организации учебно-воспитательной работы в школе;

- умение студентов применять разнообразные методы и формы обучения учащихся основам анатомии и физиологии с обязательным использованием технических средств обучения;

- овладение студентами техникой простейших экспериментальных исследований по возрастной анатомии и физиологии;

- умение студентов осуществлять дифференцированный подход в решении педагогических и учебно-воспитательных задач в зависимости от индивидуальных особенностей детского организма, степени школьной зрелости, наличия отклонений в состоянии здоровья;

- умение студентов самостоятельно работать с литературой;

- навык работы с измерительными приборами.

Итогом курса является зачет. Зачет проводится в форме итогового тестирования. Вопросы теста должны быть из различных разделов курса возрастной анатомии и физиологии. Кроме того, предполагается проведение зачет в традиционной форме – по билетам. Вопросы билета также должны быть из разных разделов дисциплины.

Результирующая оценка складывается из многих компонентов. В процессе освоения дисциплины преподавателем осуществляется текущий контроль, который включает ответы на семинарских занятиях, написание конспектов, ведение терминологического словаря, результаты промежуточных тестов, посещаемость лекционных и практических занятий. На основании этого выводится оценка. При условии согласия студента с оценкой студент освобождается от зачета, если же студент претендует на более высокую оценку – он сдает зачет.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

(рабочая модульная программа)

1.1.1. Цели и задачи дисциплины

В курсе рассматриваются закономерности роста и развития детского организма, возрастные морфофункциональные особенности деятельности его различных органов и систем.

Цель курса – формирование у студентов такого подхода к педагогическому процессу, который способствует сохранению, укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни учащихся в процессе их обучения в школе.

Задачи курса состоят в том, чтобы познакомить студентов с особенностями развития детского организма, физиологическими процессами, сопровождающими определенные этапы онтогенеза; сформировать навыки проведения антропометрических исследований; мотивировать студентов на осуществление мероприятий по сохранению и укреплению не только своего здоровья, но и здоровья их будущих учеников.

Структура курса предусматривает лекционные и семинарские занятия.

Задачи лекционных занятий: ознакомить студентов с закономерностями развития детского организма, с основными функциональными изменениями на различных этапах онтогенеза; условиями нормального роста и развития детского организма в современной социальной среде.

Задачи семинарских занятий: проверка умений студентов работать с измерительными приборами и дополнительной литературой; умений анализировать и обобщать полученные на лекционных занятиях знания; развитие навыков самостоятельной работы.

Работа над разделом начинается с актуализации знаний из прошлых курсов и обсуждения вопросов, уже знакомых по содержанию студентам.

Другая составная часть работы над разделом представляет собой ряд проверочных вопросов, которые призваны помочь студентам акцентировать своё внимание на узловых аспектах изучаемой темы.

1.1.2. Содержание дисциплины

ОПД. Ф. 05."Возрастная анатомия и физиология"

Предметом изучения учебного курса ботаники является: основные закономерности и процессы, протекающие на различных этапах онтогенеза детей и подростков. В предмет курса входит также рассмотрение условий нормального развития детского организма в современной социо-культурной среде.

Требования ГОС к содержанию курса

ОПД. Ф. 05."Возрастная анатомия и физиология"

Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности энергетического обмена и терморегуляции. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..