Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0 Ббк 74. 03

Адыгейский государственный университет

Лаборатория моделирования и развития систем образования

Кафедра педагогики и педагогических технологий

История систем образования и воспитания рОССИИ: дооктябрьский (дореволюционный) период

Блок II

Учебно-методический комплекс

Майкоп 2008

УДК 37.0

ББК 74.03

Р 76

Печатается по решению кафедры педагогики и педагогических

технологий и редакционно-издательского совета

Адыгейского государственного университета

Авторы-составители: М.Р. Кудаев, Ф.Н. Апиш

История систем образования и воспитания: дооктябрьский (дореволюционный) период.Учебно-методический комплекс. Блок 2. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008. –120 с.

Пособие содержит информацию по модулям №№ 5-8 курса «История педагогики». Представленная информация последовательно трансформируется: от подробного текста – к тезисному варианту, затем – к схемоконспекту. Даны задания корректирующего (программированного) контроля и вопросы, которые могут быть использованы как преподавателем, так и студентом для самопроверки при самостоятельном освоении учебной информации. Для полного усвоения содержания текстов читателю предложены словари к каждому модулю.

© Адыгейский госуниверситет, 2008.


Модуль 5. россия: народная педагогика (доXIв.)

1. Реферативное изложение учебной информации (по учебнику Джуринского А.Н.).

Рекомендация студенту: в ходе работы с текстом попытайтесь в порядке самоконтроля составить мысленно краткие ответы на приводимые после каждого логически завершенного отрывка вопросы (они выделены курсивом).

История русской педагогики берет свое начало в глубокой древности. Правда, от древних времен до нас дошло слишком мало прямых свидетельств о методах обучения и воспитания детей. Однако современная археология, лингвистика, востоковедение дают достаточно материала для того, чтобы представить в общих чертах процесс передачи знаний, умений и навыков от старшего поколения к младшему.

Цели и задачи обучения и воспитания подрастающих поколений в древние времена, как и в последующие исторические эпохи, определялись общественно-экономическими и геополитическими факторами.

В те далекие времена, когда славяне жили первобытной общиной, в детях прежде всего нужно было воспитывать качества, необходимые человеку для его нелегкой трудовой деятельности, для непрерывной борьбы с враждебными ему силами природы, а также набегами чужеземных племен. Задолго до того, как на территории будущей Руси в недрах племенных союзов начали кристаллизоваться институты феодальной государственности, народом уже был накоплен опыт воспитания подрастающих поколений. Опыт этого находил отражение в фольклоре, во всех его неисчерпаемо разнообразных жанрах.

  • Какие качества нужно было воспитывать в детях при первобытнообщинном строе?

Исключительно важную роль в воспитании подрастающего поколений играли произведения устного народного творчества. Фольклор был учебником жизни в самом истинном значении этого слова. При этом следует иметь в виду, что отношение фольклора к древности условно: и позднее, вплоть до нашего времени, произведения устного народного творчества продолжают выполнять важные воспитательные функции. Но совершенно очевидно, что до появления письменности фольклор в воспитании играл несравненно бóльшую роль.

Источником изучения народной педагогики являются фольклор, этнографические и антропологические материалы, археологические находки, мемуарная литература и прочее.

  • Что является источником изучения народной педагогики?

В истории народной педагогики можно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитательных функций. Первым и главным лицом в традиционном воспитании первоначально была мать. От нее ребенок получал знания языка, усваивал понятие об укладе жизни, обычаях племени, религиозные представления. На протяжении длительного времени старшие братья и сестры имели важнейшее значение в воспитании, роль отца как воспитателя утвердилась только после возникновения института семьи. В рамках рода и племени семья являлась средоточием народной педагогики-идей, традиций, опыта. В процессе формирования общественных образовательных институтов народная педагогика прочно сохраняла свои позиции.

  • Кто является главным лицом в традиционном воспитании?

  • Когда утвердился отец как воспитатель?

Важный исторический этап в развитии педагогики связан с образованием феодального государства на Руси.

В IX-X вв. происходят процессы созревания феодальных отношений. Вводившееся при Владимире христианство (988г.) должно было укрепить связи между отдельными частями Киевского государства, а школы – служить орудием воздействия на массы в целях подчинения их господствующим классам, государственной власти и христианской церкви. Князья и церковь, заботясь о распространении «учения книжного», способствовали распространению новой, христианской веры, подготовке священников, грамотных людей для нужд государственного управления.

Однако христианизация Руси не означала полного разрыва с язычеством. Народные педагогические воззрения переплетались с языческими представлениями о силах природы, суевериями, в воспитании продолжали использоваться заговоры, заклинания, магические действия, хотя решающая роль в развитии умственных способностей детей принадлежала стихийно-материалистическим взглядам старшего поколения.

В процессе труда человек постепенно приходил к пониманию того, что ряд окружающих объектов внешнего мира существует независимо от него, его сознания. Эта стихийная уверенность в существовании объективной реальности ежедневно подтверждалась жизнью. Поэтому в народной педагогике нашли отражение не только иллюзорные представления о силах природы, но и реалистические взгляды на природу и ее влияние на воспитание. Наблюдая за приметами погоды, дети усваивали, что существует определенный порядок в природе, который не зависел от желания человека, хотя представление об изменениях в природе носило суеверный характер.

  • Какова роль христианства в становлении и развитии народных педагогических воззрений?

Таким образом, в народных педагогических воззрениях соединились два представления, и это единство обусловлено противоречиями в самом процессе познания, уровнем познания.

Несмотря на существовавшие противоречия, наличие суеверных представлений, народная педагогика акцентировала внимание на воспитании, основой которого было умственное развитие детей, формирование нравственных качеств, подготовка к трудовой деятельности.

Народная педагогическая мысль выражалась в устных произведениях, творимых по особым, специфическим законам словесной передачи информации, которые были связаны прежде всего с аграрно-календарными обрядами. Ученые давно установили огромное влияние аграрно-календарной поэзии на воспитание детей. Пастушеские песни и обряды, циклы весенних, летних, осенних ритуальных, венчальных песен – вот далеко не полный перечень средств воспитания.

Особое место в народной педагогике занимали пословицы. В них наиболее четко была сформулирована педагогическая мысль в форме наставлений, поучений, советов, предупреждений, в них излагались жизненно важные истины, которые освещались мудростью народа.

Пословицы не отражали, подобно мифам, фантастических представлений человека. Чего не было в действительности, того не было в пословицах. Они стоят в ряду тех источников, которые больше всего лишены субъективизма и сохранили хоть и фрагментарные, но достоверные сведения о педагогических реалиях далеких времен. Конкретность, образность, ритмичность и краткость пословиц способствовали быстрому запоминанию их детьми и хранению в памяти народа.

Время возникновения пословиц установить трудно, но их содержание, подтверждающееся показаниями археологических и этнографических источников, дает возможность с достаточной полнотой представить ход исторического развития воспитания, выявить элементы педагогики в то далекое время.

В процессе развития общества пословицы приспособлялись к новым условиям, модернизировались, но первооснова их осталась прежней.

  • Назовите средства воспитания народной педагогики.

  • Как с помощью пословиц передавался народный опыт воспитания?

Экономическое и политическое развитие Древней Руси дохристианской поры породило множество форм и проявлений педагогической культуры, достаточно высокой для тогдашнего уровня духовной жизни. К сожалению, многое из этого достояния безвозвратно утрачено. Кроме войн, пожаров, вражеских нашествий значительная вина в этом церкви: по ее повелению истреблена оригинальная языческая скульптура, не записывались мифы, преследовалась аграрно-бытовая обрядность, устное народное творчество, музыка. Предавались забвению многие другие творения культуры дохристианского времени, в том числе народные притчи, бывальщины, приговоры и т.п., имевшие воспитательное значение.

  • Какова роль церкви в развитии дохристианской педагогической культуры?

В народной педагогике учитываются возрастные и индивидуальные особенности. Так называемая материнская педагогика, содержащая многообразные средства воспитания детей младшего возраста, предусматривает сочетание словесного и эмоционального воздействия (потешки, пестушки, считалки, скороговорки, прибаутки и т.п.) с физическими упражнениями. В народных традициях имеют место и своеобразные формы организации жизни и самодеятельности детей и молодежи: трудовые объединения, вечерки, праздники с многочисленными состязаниями, театрализованными представлениями, маскарадом.

  • Какие средства и приемы воспитания использовались в материнской педагогике?

С помощью традиций создавались основы трудового, нравственного, физического, эстетического и религиозного воспитания. Выполняя заветы предков, исполняя обычаи и обряды, наследуя традиции, дети включались в трудовую деятельность – сбор плодов, уборка урожая, рыболовство, бортничество, – усваивали социальную практику как необходимое. В передаче опыта были запрограммированы нравственные качества личности, которые отвечали той или иной ступени развития общественных отношений. Определенные педагогические функции выполняли и средства воспитания, начиная от колыбельных песен, приговоров и пестушек, кончая сказками, легендами и преданиями. Традиции, обряды и обычаи определяли содержание народных педагогических воззрений людей того времени. Все формы и методы воспитания выступали как конкретная реализация приобретенного опыта через трудовые, нравственные, эстетические традиции, которые доносили до новых поколений обычаи предшественников. Обычаи строго регламентировали поступки в конкретных ситуациях, регулировали поступки в конкретных ситуациях, регулировали поведения личности в той или иной сфере жизни и деятельности, касались межличностных отношений, требуя проявления таких нравственных качеств, как вежливость, тактичность, гостеприимство, уважение старших, почитание родителей т.п.

Традиции и обычаи выступали как две взаимосвязанные формы воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Если обычаи передавали детям конкретные образцы конкретных поступков, действий, указывали, что следует, а чего не следует делать, то традиции формировали такие социально значимые качества, как дисциплинированность, исполнительность, честность, а также трудовые навыки и умения.

  • Назовите формы и методы воспитания народной педагогики.

  • Какие педагогические функции выполняли народные средства воспитания?

В процессе воспитания особое значение придавалось соблюдению запретов (табу). Ими определялась хозяйственная, социальная жизнь и поведение человека. Рациональные в большинстве случаев по своему значению табу выражали запрет как требования, предъявляемые обществом к его членам, включая детей, но трактовка этих требований принимала в явлениях табу иллюзорный характер, окутывалась анимистическими, магическими и другими формами.

Основой нравственных отношений являлась общинная собственность на средства производства. Современный труд, коллективное пользование орудиями труда, его результатами порождали чувства взаимной выручки. Высшим идеалом добра считались такие качества, как сила, храбрость, выдержка, самообладание. Требовалось, чтобы человек был закаленным, имел сильное тело и столь же стойкую психику. Только при такой физической и психической подготовке, продиктованной условиями материальной жизни общества, была возможна жизнь того времени. На это была направлена вся система воспитания, отвечавшая требованиям к индивиду со стороны общества.

  • Опишите образ идеального человека XXI веков.

Укрепление феодального государства, расширение его международных связей, особенно с Византией – наследницей античной культуры, утверждение христианства сопровождалось дальнейшим развитием просвещения. Появляются школы при церкви и грамотных людей для государства. Усложняется обучение ремеслу. Возникают библиотеки, ведется переписка книг. Развивается устное народное творчество.

В былинах, повестях, в выдающемся произведении того времени – «Слове о полке Игореве» – воспеваются мужество и храбрость богатырей, защитников родной земли, от посягательства врагов, отражаются мечты народов о труде на благо родины.

Педагогические идеи греков, римлян, восточных народов были представлены в таких переводных сборниках, как «Изборники», «Пчела», «Измарагд» и др. Появляются оригинальные рукописные произведения. Замечательными памятниками древнерусской литературы и педагогической мысли конца ХI в. является «Поучение князя Владимира Мономаха детям».

  • Что способствовало развитию просвещения в Древней Руси?

  • Как осуществлялось взаимообогащение педагогических идей разных народов?

Огромный ущерб развитию культуры и просвещения нанесло монголо-татарское иго. При разрушении городов погибали школы, библиотеки, рукописи и др. культурные ценности.

Однако и в эти тяжелые годы на Руси продолжалось развитие культуры. «Мастера грамоты» по договоренности с родителями учили детей чтению, письму, а иногда счету и пению.

Объединение отдельных княжеств вокруг Москвы способствовало освобождению русских земель от монголо-татарского ига. Быстрое развитие и укрепление централизованного многонационального феодального Российского государства сопровождалось развитием науки, искусства, литературы, просвещения. При церквах и монастырях значительно возрастает число училищ.

  • Как происходило развитие культуры и просвещения на Руси во время монголо-татарского ига?

Огромным событием в развитии культуры было возникновение книгопечатания. В 1574 г. первопечатник Иван Федоров составил и издал печатный букварь для детей, отличавшийся гуманистическим содержанием, прогрессивными методическими идеями и художественными достоинствами. Букварь Федорова явился основой для последующих азбук и букварей, в частности первого иллюстрированного букваря Кариона Истомина.

В 1687 г. открывается славяно-греко-латинская академия.

Идеи о первоначальном воспитании и обучении малолетних детей были составной частью общепедагогических взглядов деятелей древнерусского просвещения.

Яркое представление о взглядах на семейную жизнь и воспитание того времени, основанного на строгой дисциплине, требовании безусловного подчинения детей старшим, утверждения в них «страха божьего» дает «Домострой».

  • Каковы взгляды на воспитание и обучение детей у деятелей древнерусского просвещения?

  • Чем знаменателен 1574 г. в области просвещения?

Развитие педагогической науки во многом определялось содержанием народной педагогики, т.к. научная педагогика основывалась на сложившихся воспитательных традициях, в педагогической практике отражался опыт народного воспитания. В классической педагогике проблемы взаимодействия теории воспитания и народных педагогических традиций, пути проникновения идей народной педагогики в культурное сознание рассмотрел Я.А. Коменский в трудах «Мудрость старых чехов», «Материнская школа», «Великая дидактика». На традиции семейного воспитания опирался И.Г. Песталоцци. Непосредственным развитием положений народной педагогики являются принцип культуросообразности воспитания, разработанный Ф.А. Дистервегом, и идея народности воспитания, определяющая педагогическую систему К.Д. Ушинского. Своеобразное преломление опыт традиционного воспитания получил в ведущих педагогических направлениях ХХ в., в том числе в педагогической антропологии.

В российской педагогической теории термин «народная педагогика» впервые употребил К.Д. Ушинский в методическом руководстве для учащих по его книге «Родное слово».

Во второй половине ХХ в. тенденции демократизации системы образования во всем мире способствуют возрождению многих традиционных форм воспитания. Народная педагогика находит отражение не только в устной традиции, но и в художественном творчестве, научно-просветительской деятельности, публицистике, что способствует обогащению общечеловеческой педагогической культуры.

  • Какова роль народной педагогики в становлении и развитии научной педагогики?

  • Кто из отечественных педагогов впервые использовал «народную педагогику» как научный термин?

Попытайтесь самостоятельно дать определение представленным здесь понятиям и терминам, а затем с помощью приводимого ниже словаря проверьте, правильно ли понимаете Вы эти слова.

1. Геополитический фактор 10. Фрагментарные

2. Кристаллизоваться 11. Педагогические реалии

3. Этнографический 12. Модернизировать

4. Антропологический 13. Нравственное

5. Археологические 14. Эстетическое

6. Мемуарная литература 15. Бортничество

7. Этнокультурные общности 16. Табу

8. Мифы 17. Анимистические формы

9. Субъективизм 18. Демократизация.

  1. Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0 Ббк 74. 03 (2)

    Учебно-методический комплекс
    История систем образования и воспитания: советский период и постсоветский этап. Учебно-методический комплекс. Блок III. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008.
  2. Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0 Ббк 74. 03 (3)

    Учебно-методический комплекс
    Пособие содержит информацию по соответствующим модулям курса «История педагогики». Представленная информация последовательно трансформируется: от подробного текста – к тезисному варианту, затем – к схемоконспекту.
  3. 1. Реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) (1)

    Реферат
    История систем образования и воспитания: от древнейших цивилизаций до нового времени. Учебно-методические материалы по «Истории педагогики». Блок I. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008.
  4. 1. Реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) (2)

    Реферат
    Рекомендация студенту: в ходе работы с текстом попытайтесь в порядке самоконтроля составить мысленно краткие ответы на приводимые после каждого логически завершенного отрывка вопросы (они выделены курсивом).
  5. Учебно-методическое пособие казань кгту 2007 удк 364 ббк 65. 272

    Учебно-методическое пособие
    Социальная работа : курсовое и дипломное проектирование : учебно-методическое пособие / А. В. Морозов. – Казань : Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та; 2007.
  6. Материалы IV международной электронной научной конференции 25 26 декабря 2009 года Часть I майкоп 2009

    Документ
    Ф50 Физическая культура, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности: материалы IV Международной электрон. науч. конф. Ч I. –Майкоп: Изд-во АГУ, 2009.
  7. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (4)

    Сборник статей
    Закономерности функционирования любой языковой единицы в тексте определяются особенностями ее семантики и прежде всего характером денотативно-сигнификативного плана языковой единицы, а также зависят от специфики условий коммуникации
  8. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (1)

    Сборник статей
    С48 Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: сб. ст. участников IV междунар. науч. конф., 25-26 апр. 2008 г.
  9. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (5)

    Сборник статей
    As David Crystal (2003) argues, when we look at the use of the English language, ‘we are faced immediately with a bewildering array of situations, in which the features of spoken or written language appear in an apparently unlimited

Другие похожие документы..