Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0 Ббк 74. 03

Внимательно прочитайте вопросы и в каждом случае выберите верный ответ.

1. Первыми предметами обучения в православной Руси были:

а) мораль, письмо, греческий язык, церковное пение;

б) славянская грамота, письмо, церковное пение.

2. Содержание обучения на Руси было:

а) единым для всех,

б) только для бояр,

в) для посадских.

3. Первыми учителями в православной Руси были:

а) священники,

б) миряне.

4. Главной целью обучения того времени было:

а) обучение благонравию, чистоте, смиренномудрию;

б) благородство, доброта.

5. Назовите вариант, где верно и полно указано сочетание средств православной педагогики?

а) молитва, книга, пост;

б) пост, книга, исповедь, проповедь, молитва;

в) проповедь, книга, исповедь.

6. Методами обучения того времени были:

а) обычаи, поучения, рассуждения;

б) физические наказания.

7. В каком произведении полно отражены воспитательные идеалы Древней Руси и заложены принципы православной педагогики?

а) «Домострой»,

б) «Слово о полку Игореве»,

в) «Поучение Мономаха детям».

8. Назовите выдающегося просветителя-гуманиста, первопечатника, поставившего целью своей жизни «по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу».

а) Иван Федоров,

б) Симеон Полоцкий,

в) Епифаний Славинецкий.

9. Какой князь известен тем, что завещал библиотеку училищу?

а) Ярослав,

б) Константин,

в) Всеволод.

10. От чего не зависело достижение высокой степени обучения?

а) самообразования,

б) финансового положения,

в) способности,

г) любознательности.

Ключ: 1б; 2а; 3в; 4а; 5б; 6а; 7в; 8а; 9б; 10б.

Вариант 2.

Внимательно прочитайте вопросы и в каждом случае выберите верный ответ.

1. Какое государство оказало значительное влияние на развитие просвещения на Руси?

а) Европа,

б) Византия.

2. В каком веке Киевская Русь приняла христианство?

а)10 веке,

б) 9 веке,

в) 12 веке.

3. Верно ли, что обучение того времени было единым для всех?

а) да,

б) нет.

4. Кто из этих князей известен в истории тем, что он материально поддерживал училища?

а) Владимир,

б) Всеволод,

в) Ярослав.

5. Первыми учителями на Руси были:

а) персы,

б) варяги,

в) греки.

6. Какая педагогика становится господствующей посла крещения Руси?

а) православная,

б) народная,

в) общественная.

7. В какой период возникли первые частные школы?

а) 10 век,

б) 15 век,

в) 17 век.

8. Какое княжество выступало объединителем русских земель

а) Московское,

б) Галицкое,

в) Новгородское.

9. Укажите автора, который составил и отпечатал первый «Букварь»?

а) Иван Федоров,

б) Петр Могила,

в) Епифаний Славинецкий.

10. Что являлось в тот период главной целью обучения и воспитания?

а) обучение предприимчивости,

б) обучение благонравию, чистоте, смиренномудрию.

Ключ: 1б; 2а; 3а; 4б; 5в; 6а; 7б; 8а; 9а; 10б.

В приведенных ниже заданиях определите, кто есть кто.

Кто есть кто - 1

Вопрос

Ответ

1. Кто из князей материально поддерживал училища?

а) Ярослав Осмомысл

б) Константин Всеволодович

в) Великий князь Всеволод

г) князь Владимир

д) князь Ярослав

2. Этот князь приказал «поймати» детей знатных родителей и «дати их наученье книжное» Назовите его.

  1. Какой князь собрал в Киевском соборе библиотеку?

  1. Назови те имя Великого князя Владимирского, который тратил большие средства и а приобретение книги их переводы.

  1. Назовите имя Галицкого князя, который открывал училища, и призывал монахов обучать детей грамоте.

Ключ: 1 – в; 2 – г; 3 – д; 4 – б ; 5 – а.

Кто есть кто - 2

Вопрос

Ответ

1 .Кто основал первую библиотеку на Руси?

А) Петр Могила

Б) Ф.М.Ртищев

В) князь Острожский

Г) князь Ярослав

Д) Симеон Полоцкий

2. Кто в 1631 г. создал Киево-Могилянскую коллегию, которая позже стала называться Киевской академией?

3. Кто учредил в Москве Спасскую школу, а затем стал руководителем образования в семье царя Алексея Михайловича?

4. Для противодействия иезуитам этот князь в 1580 г. открыл высшее училище с типографией для издания книг православной направленности. Кто это?

5.Кто, во второй половине 17 века, создает училище словесных науки греческого языка?

Ключ: 1 – г; 2 – а; 3 – д; 4 – в; 5 – б.

Правильно назовите автора известного в истории педагогического сочинения

Основные труды

Автор

1 .«Букварь».

а/Владимир Мономах

б/Петр Бориславич

в/Иван Федоров

г/Епифаний Славинецкий

д/Константин Всеволодович (Владимирский)

2. «Гражданство обычаев детских».

З. «Наставлениео детях».

4 . «Поучение детям»

5. «Спою о полку Игореве».

Ключ: 1 – в; 2 – г; 3 – а; 4 – д; 5 – б.

Задание: «Патриархальная Русь: средства и ступени обучения»

Прочитайте изложение отрывка из книги («История педагогического процесса» Курс лекций Г.И. Михайловская и В.И. Горовая) и затем постарайтесь верно выбрать, какие из предлагаемых здесь определений соответствуют перечисленным книгам, которые за отсутствием специальных учебных книг (исключая азбуку) использовались при обучении.

«… В древней Руси педагогическая мысль и опыт народа воплощались в традициях обычаях, обрядах и древнерусских книгах – летописях, поучениях, житиях. Для патриархальной русской семьи характерно было суровое отношение родителей к детям, а высшей целью воспитания было повиновение заповедям Господним. Книга почиталась – отождествляясь с божественной мудростью, а монахов и священников русские почитали как учителей. В роли учителей (а обучение было домашним) могли выступать дьячки, ремесленники, грамотные крестьяне – все, чей уровень грамотности позволял промышлять этим. Начало учения – 1 декабря и продолжалось всю зиму. Был особый ритуал связанный с началом обучения. Ступенями обучения были азбука, часослов, псалтырь, евангелие. Чтению обучали буквослагательным способам, очень трудным для детей. Книги были рукописными, слова писались слитно, а наиболее употребительные слова – сокращенно. Главное средство обучения – зазубривание текстов. Две-три зимы продолжалось обучение азбуке и псалтырю. Кроме азбуки в качестве учебных книг были азбуковники».

Книги

Определение

1. Летопись

А. Религиозно-направленное

Б. Жизнеописание «подвижников», «святых», «угодники».

В. Хронологически последовательное описание событий на Руси.

Г. Первоначальное пособие по обучению грамоте (синоним букваря).

Д. Книга псалмов, содержащая 150 молитвенных песнопений.

Е. Книга, содержащая псалмы молитвы, песнопения и др. тексты суточного круга богослужения.

И. Свод правил русской общественной и семейной жизни (13-16 вв.)

К. Рукописные сборники учебного нравоучительного и справочного характера; позже (13-16 вв.) – толковые или энциклопедические словари.

2. Житие

3. Поучение

4. Домострой

  1. Псалтырь

  1. Часослов

  1. Азбуки

8. Азбуковник

Ключ: 1в; 2 б; 3а; 4и; 5д; 6е; 7г; 8к.

5. Контрольные вопросы(для 15–20-минутного письменного экспресс-опроса):

Вариант 1

  1. Какое влияние оказала Византия на развитие православия на Руси?

  2. Какие воспитательные идеалы древней Руси отражены в «Поучении Мономаха детям»?

  1. Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0 Ббк 74. 03 (2)

    Учебно-методический комплекс
    История систем образования и воспитания: советский период и постсоветский этап. Учебно-методический комплекс. Блок III. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008.
  2. Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0 Ббк 74. 03 (3)

    Учебно-методический комплекс
    Пособие содержит информацию по соответствующим модулям курса «История педагогики». Представленная информация последовательно трансформируется: от подробного текста – к тезисному варианту, затем – к схемоконспекту.
  3. 1. Реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) (1)

    Реферат
    История систем образования и воспитания: от древнейших цивилизаций до нового времени. Учебно-методические материалы по «Истории педагогики». Блок I. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008.
  4. 1. Реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) (2)

    Реферат
    Рекомендация студенту: в ходе работы с текстом попытайтесь в порядке самоконтроля составить мысленно краткие ответы на приводимые после каждого логически завершенного отрывка вопросы (они выделены курсивом).
  5. Учебно-методическое пособие казань кгту 2007 удк 364 ббк 65. 272

    Учебно-методическое пособие
    Социальная работа : курсовое и дипломное проектирование : учебно-методическое пособие / А. В. Морозов. – Казань : Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та; 2007.
  6. Материалы IV международной электронной научной конференции 25 26 декабря 2009 года Часть I майкоп 2009

    Документ
    Ф50 Физическая культура, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности: материалы IV Международной электрон. науч. конф. Ч I. –Майкоп: Изд-во АГУ, 2009.
  7. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (4)

    Сборник статей
    Закономерности функционирования любой языковой единицы в тексте определяются особенностями ее семантики и прежде всего характером денотативно-сигнификативного плана языковой единицы, а также зависят от специфики условий коммуникации
  8. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (1)

    Сборник статей
    С48 Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: сб. ст. участников IV междунар. науч. конф., 25-26 апр. 2008 г.
  9. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (5)

    Сборник статей
    As David Crystal (2003) argues, when we look at the use of the English language, ‘we are faced immediately with a bewildering array of situations, in which the features of spoken or written language appear in an apparently unlimited

Другие похожие документы..