Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0 Ббк 74. 03

Словарь

Сага (от др. сканд. saga) - сказание, легенда.

Жалование - денежное вознаграждение за работу, службу.

Прихожане - верующий, принадлежащий к какому-нибудь приходу.

Радетель – покровитель; человек, который радит кому-нибудь.

Волость - в древней Руси: местность, область подчиненная одной власти.

Берестяные грамоты - древнерусская грамота, выцарапанная на полоске кусочки береста.

Писало - орудие письма на бересте.

Посадские – в Московском государстве торгово-промышленный класс, составляющий главную массу городского населения.

Убогие - 1) крайне бедные, нищие; 2) немощные, жалкие.

Миряне – люди, живущие в миру.

Благонравие - отличительно хорошее поведение

Смиренномудрие - отсутствие гордости

Православно-ортодоксальная идеология – система взглядов,придерживающаяся православного религиозного учения, которая считается, единственно верным.

Рационалистическая тенденция - оторванная от чувственного мира.

Светский - отвечающий понятиям и требованием света, принадлежащее к свету.

Благочиние - приличие, благопристойность. В православном церковном управлении: священник, выполняющий административные обязанности по отношению к нескольким церквям.

Экспансия - расширение, распространение. Это политика, направленная на экономическое, политическое подчинение других стран, на расширении сфер влияния, на захват чужих территорий. Обозначенное стремление империалистических государств к захвату новых территорий, колоний, рынков в других странах

Иезуит - член «общества Иисусу», могущественной католической духовной организации.

Братства – содружества, общины различных сословий.

Метафизика – философское учение, утверждающее неизменность раз и навсегда данных и недоступных опыту начал мира. Материалисты считают, что это антинаучные измышления о «духовных первоначалах» бытия, о предметах, недоступных чувственному опыту.

Догматы – основные положения в религиозном учении, считающиеся (церковью) непрележной истиной и не подлежащей критике. Это положения, принимаемые за непреложную, непререкаемую истину, признаваемые бесспорным и неизменным без доказательств.

Литература
  1. Салимова К.И. Педагогика народов мира: История и современность. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – С. 295 - 301.

  2. История педагогики. Часть I и II: Учебное пособие для пед. институтов /Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997г.

  3. Российская педагогическая энциклопедия /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская педагогическая энциклопедия, илл. Т.1: А – М, 1993.

  4. Российская педагогическая энциклопедия /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская педагогическая энциклопедия, илл. Т.2: М – Я, 1999.

  5. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

2. Тезисное представление учебной информации

Рекомендация студенту. Воспроизведите основное содержание учебной информации (модуль 6) с опорой на эти тезисы, придерживаясь логической последовательности. Критически осмыслите и усовершенствуйте тезисы.

Исторически значимые события и характеристика периода («исторический фон») – что это было за время, что в это время происходило в стране, государстве, обществе.

988 г. – принятие христианства – быстрое распространение на Руси. Строительство церквей, монастырей. Нашествие татаро-монгольского ига. Распад Руси на юго-западную и северо-восточную.

1574 г. – книгопечатание «Букваря» И. Федорова.

Церковь стала государственным учреждением и имела большое политическое значение.

Педагогическая мысль и опыт народа воплощались в традициях, обычаях, обрядах и древнерусских книгах – летописях, поучениях.

Литература:

1. Педагогика народов мира: История и современность /К. Салимова. – М.: Пед. общество России, 2000. – С. 295 - 301.

Исторически значимые события и характеристика периода («исторический фон») – что это было за время, что в это время происходило в стране, государстве, обществе.

Создавались школы, где учились дети всех сословий. Предметы обучения: славянская грамота и письмо, церковное пение, греческий язык. Первые учителя – греки – священники – миряне. Главная цель обучения – благонравие, чистота и смиренномудрие. Методы – «учите не яростию, не жесткостию, не гневом, но радостновидным страхом и любовным обычаем, сладким поучением и ласковым рассуждением». Берестяные грамоты подтверждали распространение образования, князь Ярослав основал первую библиотеку на Руси, Янка (дочь князя Всеволода) – женское училище. В 1687 г. Симеон Полоцкий – славяно-латинскую академию. Греко-латинская школа при Чудовом монастыре; училище словесных наук и греческого языка Ф.М. Ртищева – во II половине ХVII в. ХV в. – частные школы. В 1631 г. Петр Могила создает Киево-Могилянскую коллегию.

Литература:

1. Педагогика народов мира: История и современность /К.И. Салимова. – М.: Пед. общество России, 2000. – С. 296 - 300.

Идеи, системы взглядов, концепции, теории в вопросах обучения и воспитания («педагогическое сознание») – воспитательные идеалы, кто и что определяло педагогическое сознание.

Идеи, системы взглядов, концепции, теории записаны в уставах, наказах ранних памятников: работы князей, общественных деятелей и просветителей, охватывающие широкий круг социальных вопросов.

Симеон Полоцкий сформировал педагогические взгляды под влиянием западно-европейских просветителей. Стремился доказать, что светское знание не только не колеблет веры в Бога, но утверждает ее, обогащая ум человека. В ряду общих педагогических проблем он рассматривал вопросы воспитания маленьких детей.

Литература:

1. Педагогика народов мира: История и современность /К. И. Салимо­ва. – М.: Пед. общество России, 2000. – С. 297 - 300.

Имена просветителей, мыслителей, ученых, деятелей теории и практики воспитания, образования. Их вклад (основные сочинения, научные труды и практические дела) – кто есть кто

Памятники педагогики: «Поучение Владимира Мономаха детям».

Иван Федоров – «Букварь» 1574 г.

«Домострой»

Епифаний Славинецкий – педагогическое сочинение «Гражданство обычаев детских»; составлены словари – «Лексикон филологический», «Лексикон греко-славяно-латинский».

Константин Всеволодович (Владимирский) – «Наставление о детях».

Литература:

1. Педагогика народов мира: История и современность /К.И. Салимова. – М.: Пед. общество России, 2000. – С. 299 - 301.

Наиболее значимые события в системе образования стран (страны), реформы, если они проводились, изменения политики властей в отношении образования – как происходило развитие системы образования.

Иван IV Васильевич созывал соборы (1547,1549, 1551 гг.) с целью «исправления церковного благочиния, государственного управления и всякого земного строения» – реформирование системы образования.

ХIV-ХVI вв. – широкое распространение рукописных книг. Многое погибло во время нашествия татаро-монголов.

Литература:

1. Педагогика народов мира: История и современность /К.И. Салимова. – М.: Пед. общество России, 2000. – С. 298.

История и современность («связь времен») – что пришло к нам оттуда, сохранилось в том или ином виде.

Обсуждаются вопросы внедрения в систему образования богословия как школьного предмета.

Сейчас существуют воскресные школы, где дети приобщаются к различным религиозным обрядам, разучивают молебни, псалмы и т.д.

Литература:

1. Педагогика народов мира: История и современность /К.И. Салимова. – М.: Пед. общество России, 2000. – С. 295 - 301.

Специфически дошкольный компонент информации – что в этот период реализовано в теории и практике дошкольного воспитания (наиболее значимо и интересно).

В этот период детям уделялось большое внимание.

«Домострой» ярко характеризует семейную жизнь и воспитание детей.

Идея семейного воспитания и сейчас рассматривается многими педагогами как наиболее приемлемая (например, Никитины). Она тесно взаимосвязана с преемственностью семьи и ДОУ.

Литература:

1. Педагогика народов мира: История и современность /К.И. Салимова. – М.: Пед. общество России, 2000. – С. 295 - 301.

3. Представление учебной информации в виде схемоконспекта.

Рекомендация студенту. Расшифруйте приведенные схемоконспекты и изложите, используя в качестве «зрительной опоры», связный рассказ. Критически проанализируйте их содержание и оформление и предложите свои варианты схемоконспектов.

Государство Русь

Х в.

Принятие христианства (988 г.) влияние Византия (ср-ва: церковь и книга)

Строительство церквей и монастырей Князь Владимир

ХI-XII вв.

Училища, для подготовки людей Князь Ярослав

на церковную службу

– предметы греч. яз. + слав. грамота + собрал библиотеку в Киевск. соборе,

+ письмо +церковн. пение

– содержание обучения

единое (боярские + посадские +) переводы книг греч. на славян. язык

+ убогие

учителя греки священники миряне Князь Всеволод

– цель благонравие, чистота, смиренномудрие материально поддерживал училища

– методы «учите не яростию, не жесткостию, Янка

не гневом, но радостновидным основала женское училище,

страхом и любовным обычаем, для обучения

сладким поучением и ласковым рукоделиям, грам. письму, пению

рассуждением».

«Поучение Мономаха детям» – принципы правосл. основа Роман Ростиславович

пед-ки: развития

педагогики на века устройство училищ,

содерж. учителей

трудолюбие честность почитание старших гостеприимство князь

Константин Всеволодович

приобретал книги для

библ-к, переводы

книг с греч., завещал

библиотеку училищу

ХIIIXIV вв.

В первой трети XIII в. – нашествие татаро-монгольского ига


Распад Руси в огне пожаров уничтожены центры просвещения


Юго-зап. Сев.-вост. урон просвещению

Уничтожение церквей и монастырей


Московское княжество

Выступает объединителем русских земель

Монастырь – школа религиозного просвещения (церк. иерхархия)

ХV вв.

Наличие:

Мелких училищ, частных школ – широкое распространение

Высокая степень обучения достигалась путем:

самообразования любознательности воли способности

ХVIXVII вв.

Иван IV Васильевич – созыв соборов, цель: Иван Федоров

«исправление благочиния, гос. управления и «Букварь» – 1574г.

всякого земного строения» князь Острожский

1580 г. училище с типографией

– создание типографии

митрополит Петр Могила

памятник эпохи 1631 г. Киево-Могилянская

коллегия

«Домострой» – дом (семья) – ячейка государства Епифаний Славинецкий

словари: «Лексикон

филологический»,

противостояние католицизму «Лексикон

греко-славяно-лат.»

Симеон Полоцкий

общины – братства христианск. образ жизни славяно-латинская академия –

1687 г.

4. Примеры псевдотестов по учебной информации

Рекомендации преподавателю и студенту. Здесь даны псевдотесты, в соответствии с которыми можно проверить, насколько усвоена учебная информация по модулю, и разработать самостоятельно задания по содержанию модуля.

  1. Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0 Ббк 74. 03 (2)

    Учебно-методический комплекс
    История систем образования и воспитания: советский период и постсоветский этап. Учебно-методический комплекс. Блок III. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008.
  2. Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0 Ббк 74. 03 (3)

    Учебно-методический комплекс
    Пособие содержит информацию по соответствующим модулям курса «История педагогики». Представленная информация последовательно трансформируется: от подробного текста – к тезисному варианту, затем – к схемоконспекту.
  3. 1. Реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) (1)

    Реферат
    История систем образования и воспитания: от древнейших цивилизаций до нового времени. Учебно-методические материалы по «Истории педагогики». Блок I. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008.
  4. 1. Реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) (2)

    Реферат
    Рекомендация студенту: в ходе работы с текстом попытайтесь в порядке самоконтроля составить мысленно краткие ответы на приводимые после каждого логически завершенного отрывка вопросы (они выделены курсивом).
  5. Учебно-методическое пособие казань кгту 2007 удк 364 ббк 65. 272

    Учебно-методическое пособие
    Социальная работа : курсовое и дипломное проектирование : учебно-методическое пособие / А. В. Морозов. – Казань : Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та; 2007.
  6. Материалы IV международной электронной научной конференции 25 26 декабря 2009 года Часть I майкоп 2009

    Документ
    Ф50 Физическая культура, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности: материалы IV Международной электрон. науч. конф. Ч I. –Майкоп: Изд-во АГУ, 2009.
  7. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (4)

    Сборник статей
    Закономерности функционирования любой языковой единицы в тексте определяются особенностями ее семантики и прежде всего характером денотативно-сигнификативного плана языковой единицы, а также зависят от специфики условий коммуникации
  8. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (1)

    Сборник статей
    С48 Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: сб. ст. участников IV междунар. науч. конф., 25-26 апр. 2008 г.
  9. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (5)

    Сборник статей
    As David Crystal (2003) argues, when we look at the use of the English language, ‘we are faced immediately with a bewildering array of situations, in which the features of spoken or written language appear in an apparently unlimited

Другие похожие документы..