Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0 Ббк 74. 03

Модуль 6. Россия: православная педагогика (XIXVIIвв.)

1. Реферативное изложение учебной информации (по учебнику Джуринского А.Н.).

Рекомендация студенту: сформулируйте вопросы к отрывкам учебной информации (они помечены знаком «»).

Не одну тысячу лет по обе стороны среднего течения Днепра жили славянские земледельческие племена. К началу IX в. здесь образовалось крупнейшее государство Европы – Русь. Оно успешно отражало набеги кочевников, воевало с Византией, было известным во многих частях света. Могущество и великолепие Киевской Руси воспеты в древних былинах, половецких песнях, скандинавских сагах. О ней с уважением писали арабские и персидские географы, византийские историки-летописцы.

В конце Х в. (988 г.) Киевская Русь приняла христианство, сохранив при этом свою государственную независимость. Русские князья, купцы строили церкви и монастыри. В церквях звучали проповеди смирения, кротости, милосердия. В общественное сознание вкоренялась идея христианского братства. Вместе с тем в народе продолжали сохраняться традиционные обычаи и верования, с которыми церкви предстояло вести длительную борьбу.

На развитие просвещения на Руси огромное влияние оказывала Византия. Средствами этого влияния были церковь и книга. Для Византии Х в. характерно то, что ее ученые обратились к сочинениям отцов золотого века христианской письменности, усваивая лучшее из созданного в прошлом. От греческой русская церковь восприняла завет строгого охранения православия в противовес католической западной церкви с ее нововведениями.

Христианство на Руси быстро распространялось. Возникла потребность в подготовке грамотных людей на церковное служение. Эту цель преследовало повеление Владимира (980-1015 гг.), о чем свидетельствует запись 988 г. В ней говорится, что князь Владимир приказал «поймати» детей знатных родителей и «дати их на ученье книжное». О просвещении проявлял большую заботу князь Ярослав (1015-1054 гг.). Сам он любил книги, читал их днем и ночью. Он собрал в Киевском соборе библиотеку, организовал переводы книг с греческого на славянский язык. Поставляя по городам и селам священников, князь назначал им жалование с условием, что они будут учить детей прихожан. В Новгороде Ярослав основал училище на 300 детей для подготовки священников и государственных чиновников.

Великий князь Всеволод (1078 – 1093) материально поддерживал училище, а его дочь Янка основала женское училище для обучения рукоделиям, грамоте, письму, пению. Смоленский князь Роман Ростиславович свои средства расходовал на устройство училищ и содержание учителей. Галицкий князь Ярослав Осмысло открыл училища, призывал монахов обучать детей грамоте. Радетелем просвещения был великий князь владимирский Константин Всеволодович (1216-1218 гг.) Владея несколькими языками, он тратил большие средства на приобретение книг для библиотеки и переводов книг с греческого. Князь завещал училищу свой дом во Владимире, библиотеку, несколько волостей.

Училища основывались преимущественно в местах пребывания епископов – в Киеве, Новгороде, Курске, Смоленске, Владимире-Волынском, Владимире-на-Клязьме и других городах и селах, и это позволяет делать вывод, что образование на Руси получило со времени крещения довольно широкое распространение. Такой вывод подтверждается и берестяными грамотами, найденными в наше время археологами при раскопках в Новгороде, а затем в Старой Руссе, Смоленске, Пскове, Витебске, Твери, Звенигороде, Галицком, Москве. Грамоты датируются ХI-ХV вв. При раскопках во всех древнерусских городах найдены писала – орудия письма на бересте.

Чему же и как учили в то далекое время?

Первыми предметами обучения были славянская грамота и письмо, церковное пение, а на повышенной ступени – греческий язык. Содержание обучения было единым для всех: и боярских детей, и посадских, и даже «убогих», т.е. детей бедных родителей. Первыми учителями были привезенные князем Владимиром греки, затем священники, впоследствии же и миряне, «мастера грамоты». Главной целью обучения было обучение благонравию, чистоте и смиренномудрию. Методы – «учити не яростию, не жестокостию, не гневом, но радостновидным страхом и любовным обычаем, сладким поучением и ласковым рассуждением».

Следует отметить, что религиозная педагогика в Древней Руси не была одномерной: в ней проявлялись различные мировоззренческие тенденции. Наряду с православно-ортодоксальной, ставшей официальной идеологией в Московской Руси, существовала рационалистическая тенденция, не исключавшая светских элементов культуры. Так, в Киевской Руси, где монополия церкви в сфере, например, книжного дела была относительной, а просвещение было достаточно широко распространено – не случайно появились произведения, во многом опиравшиеся на нравственные ценности дохристианского периода Руси. Это, например, «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Поучение Мономаха детям».

Одним из выдающихся памятников педагогики ХI–ХII вв. является «Поучение Мономаха детям». В нем отражены воспитательные идеалы Древней Руси как слияние двух начал – воспитательных традиций древних славян и православия, ставшего государственной религией. В нем заложены принципы православной педагогики, которым суждено было стать основой ее последующего развития на века. С другой стороны, в «Поучении» изложены простые нормы нравственности, получившие религиозную санкцию. Это трудолюбие, честность, почитание старших, помощь нуждающимся, гостеприимство и т.д.

Вообще после смерти Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) в Киевской Руси усиливались центробежные тенденции к обособлению отдельных князьями. Призыв автора «Слова о полку Игореве» к единению русских земель перед лицом опасности со стороны кочевых орд татаро-монголов не был услышан князьями. Разрозненные княжества не смогли противостоять намного превосходящими силам завоевателей, вторгшихся на Русь в первой трети ХIII в. Варварское нашествие, установившееся более чем двухвековое господство татаро-монголов нанесло огромный урон русскому просвещению. Еще недавно бывшая единым государством во главе с великим князем киевским Русь распадалась на юго-западную и северо-восточную. В огне пожаров уничтожались центры просвещения – церкви и монастыри, и казалось, уже никогда цивилизация не возродится на русской земле. Приняв на себя страшный удар, Древняя Русь заслонила собой страны Западной Европы, создав тем самым благоприятные условия для развития их культуры.

А что же педагогика православия? В Киевской Руси она укоренилась столь глубоко, что смогла пережить трагические последствия разделения Руси и столь длительное владычество татаро-монголов, но и сыграть важную роль в преодолении страха перед угнетателями, в собрании сил для борьбы против государственности.

Объединителем русских земель теперь выступает Московское княжество. Восстановление государственности идет рука об руку с утверждением религиозной нравственности. Исподволь происходит возрождение былых форм просвещения при монастырях, церквях, у «мастеров грамоты». Монастырь являлся школой религиозного просвещения. В нем готовили лиц для занятия высших ступеней церковной иерархии. Монастырское образование предполагало переписку книг, иконопись, создание мелодики церковных песнопений.

В ХV в. В Северо-восточной Руси получили широкое распространение частные школы. Наличие мелких училищ давало возможность каждому «хотящему учиться» овладевать первоначальной грамотой. Более высокие степени достигались путем самообразования, которое зависело от любознательности каждого, наличия книг, воли и способности. Но успешное обучение практиковалось далеко не везде. В послании архиепископа Новгородского Геннадия митрополиту Симону состояние грамотности в Новгородском крае характеризуется как низкое. Архиепископ просит митрополита походатайствовать перед царем Иваном III о том, чтобы по его царскому указу «училища учинити» для подготовки священнослужителей.

В середине следующего века по указу царя Ивана IV Васильевича созываются соборы (1547, 1549, 1551 гг.) с целью «исправления церковного благочиния, государственного управления и всякого земного строения». Среди неустроенных была и сфера образовательная. В постановлениях Стоглавого собора шла речь о плохом обучении грамоте, следствием чего была «порча» богослужебных книг, суеверия, ухудшение нравов.

По совету митрополита Макария Иван IV Васильевич решил завести типографию. В Москве начиналась имевшая грамотное значение для российского просвещения деятельность Ивана Федорова. Он был не только первопечатником на Руси, но и выдающимся просветителем – гуманистом, поставившим целью своей жизни «по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу». Отпечатанный им «ради скорого младенческого научения» в 1574г. «Букварь», составленный по буквослагательному методу, послужил образцом для последующих изданий.

О направленности русского воспитания ХVI в. в духе православия красноречиво говорит знаменитый памятник эпохи того времени «Домострой», служивший настольной книгой не одного поколения русских людей. Появление «Домостроя» при Иване IV закономерно. Дом (семья) должен быть ячейкой государства. И подобно тому как в семье (доме) муж требовал беспрекословного послушания, так в государстве воля царя предполагала безусловное повиновение подданных, прежде всего – бояр.

Между периодом процветания Киевской Руси и появлением «Домостроя» временная дистанция в пять столетий. Однако неизменными оставались гуманные идеи православной педагогики.

Разделение Руси на юго-западную и северо-восточную как одно из последствий татаро-монгольского ига обусловило некоторые различия их исторических судеб. Юго-запад оказался перед угрозой католической экспансии, одним из орудий которой было образование. Для противодействия иезуитам князь Острожский в 1580 г. открыл высшее училище с типографией для издания книг православной направленности. Но более эффективно католицизму противостояли возникшие с ХV общины различных сословий – братства, стремлением которых был христианский образ жизни. Братства выступают за православие и создают свои училища – во Львове (1587 г), Вильне (1588 г.), Бресте (1592 г.), Могилеве (1596 г.). В этих же целях киевский митрополит Петр Могила создает в 1631 г. Киево-Могилянскую коллегию, которая позже стала называться Киевской академией. Подобно европейским образовательным учреждениям Коллегия предлагала своим воспитанникам курсы филологии, математики, логики, естествознания, метафизики. Среди методов обучения важное место отводилось диспутам.

Для развития российского просвещения весьма благотворным было влияние братских школ и Киевской академии. Царь Алексей Михайлович (1645-1676 гг.) приглашает в Москву ученых из Киева. Одновременно боярин Ф.М. Ртищев собирает ученых людей для переводов церковных книг. Возглавил эту деятельность Епифаний Славинецкий, один из образованнейших людей своего времени. По окончании Киево-Могилянской коллегии он продолжал образование за границей и по возвращении принял монашество. Им переведены на русский светские сочинения по медицине, политике, педагогике; составлены словари – «Лексикон филологический», «Лексикон греко-славяно-латинский». С его именем связано распространение педагогического сочинения «Гражданство обычаев детских». В проповедях Е. Славинецкого звучал призыв к царю и «прочим могущим» «устраивать училища везде ради малых детей».

Вскоре в Москву прибыл ученый-педагог Симеон Полоцкий. Здесь он учредил Спасскую школу, а затем стал руководителем образования в семье царя Алексея Михайловича.

История сохранила наибольшее количество сведений об учебных заведениях второй половины ХVII в, когда возникает ряд новых училищ: греко-латинская школа при Чудовом монастыре, училище словесных наук и греческого языка Ф.М. Ртищева и др. Процесс создания учебных заведений венчала основанная по инициативе Симеона Полоцкого в 1687 г. высшая школа – Славяно-латинская академия, воспитанники которой внесли большой вклад в дальнейшее развитие российского просвещения.

Итак, после крещения Руси на многие века господствующей становится педагогика православная. К народной педагогике она относилась в целом отрицательно; вместе с тем была вынуждена считаться с наиболее чтимыми и устойчивыми, сложившимися до христианизации традициями. Из народной православная воспринимала те элементы, которые не противоречили ее догматам. Христианская религия являлась основополагающим началом развития педагогической мысли и деятельности образованных учреждений в течение ХI-XVII вв. Влияние православия на образование было длительным и всеохватывающим. К середине XVII в. сложилась цельная система православного образования.

Православная педагогика была предназначена для всех сословий, как для богатых, так и для бедных. Ее средствами была книга, проповедь, молитва, пост, исповедь. В центре православной педагогики воспитание верности православному учению и церкви, «страха божия», «строение души человека» в соответствии с религиозными принципами.

В православной педагогике усвоение знаний сопряжено с развитием добродетелей в человеке – религиозного восприятия мира, любви к ближнему, благочестия, трудолюбия, милосердия.

Попытайтесь самостоятельно дать определение представленным здесь понятиям и терминам, а затем с помощью приводимого ниже словаря проверьте, правильно ли понимаете Вы эти слова.

1. Сага 12. Смиренномудрие

2. Жалование 13. Православно-ортодоксальная

3. Прихожане идеология

4. Радетель 14.Рационалистическая тенденция

5. Волость 15. Светский

6. Берестяные грамоты 16. Благочиние

7. Писало 17. Экспансия

8. Посадские 18. Иезуит

9. Убогие 19. Братства

10. Миряне 20. Метафизика

11. Благонравие 21. Догматы

  1. Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0 Ббк 74. 03 (2)

    Учебно-методический комплекс
    История систем образования и воспитания: советский период и постсоветский этап. Учебно-методический комплекс. Блок III. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008.
  2. Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0 Ббк 74. 03 (3)

    Учебно-методический комплекс
    Пособие содержит информацию по соответствующим модулям курса «История педагогики». Представленная информация последовательно трансформируется: от подробного текста – к тезисному варианту, затем – к схемоконспекту.
  3. 1. Реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) (1)

    Реферат
    История систем образования и воспитания: от древнейших цивилизаций до нового времени. Учебно-методические материалы по «Истории педагогики». Блок I. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008.
  4. 1. Реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) (2)

    Реферат
    Рекомендация студенту: в ходе работы с текстом попытайтесь в порядке самоконтроля составить мысленно краткие ответы на приводимые после каждого логически завершенного отрывка вопросы (они выделены курсивом).
  5. Учебно-методическое пособие казань кгту 2007 удк 364 ббк 65. 272

    Учебно-методическое пособие
    Социальная работа : курсовое и дипломное проектирование : учебно-методическое пособие / А. В. Морозов. – Казань : Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та; 2007.
  6. Материалы IV международной электронной научной конференции 25 26 декабря 2009 года Часть I майкоп 2009

    Документ
    Ф50 Физическая культура, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности: материалы IV Международной электрон. науч. конф. Ч I. –Майкоп: Изд-во АГУ, 2009.
  7. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (4)

    Сборник статей
    Закономерности функционирования любой языковой единицы в тексте определяются особенностями ее семантики и прежде всего характером денотативно-сигнификативного плана языковой единицы, а также зависят от специфики условий коммуникации
  8. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (1)

    Сборник статей
    С48 Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: сб. ст. участников IV междунар. науч. конф., 25-26 апр. 2008 г.
  9. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (5)

    Сборник статей
    As David Crystal (2003) argues, when we look at the use of the English language, ‘we are faced immediately with a bewildering array of situations, in which the features of spoken or written language appear in an apparently unlimited

Другие похожие документы..