Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0 Ббк 74. 03

Словарь

Геополитический фактор – географические, территориальные, природные факторы, обуславливающие конкретную политику государства.

Кристаллизоваться – образование чего-либо из составных веществ

Этнографический – изучающий быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру.

Антропологический – характеризующийисторически наследственно устойчивые признаки физического строения, которые характеризуют группы людей на определенной территории.

Археологическиеизучающие историческое прошлое человечества по памятникам материальной культуры, которые находят при раскопках.

Мемуарная литература (от франц. mйmoires, от лат memoria - память) литература в жанре мемуаров, разновидность документальной литературы и в то же время один из видов «исповедальной прозы», подразумевает записки-воспоминания исторического лица о реальных событиях прошлого, очевидцем которых ему довелось быть.

Этнокультурные общности – общности, характеризующиеся совокупностью черт представителей одной нации или этнокультурной общности в отличие от другой.

Мифы – сказания, передающие представления древних народов о происхождении мира, явлений природы, о легендарных героях, вымысел. Это древнее народное сказание о богах или героях. Это фантастические, символические представления о богах и легендарных героях, сверхъестественных силах, объясняющие происхождение и сущность мира, предназначение человека. Различают: героические мифы; и этиологические мифы, объясняющие причины событий и обычаев.

Субъективизм – личное, пристрастное отношение к чему-либо.Это мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая наличие объективных законов природы и общества. Сущность - абсолютизация активной роли субъекта в различных областях деятельности, и прежде всего в процессе познания.

Фрагментарные – являющиеся фрагментом, сохранившиеся лишь в отрывках, обломках, фрагментах. Отрывочный, неполный.

Педагогические реалии – предметы, задачи, методы, составляющие специфику данной науки, требуют, с одной стороны, учета в образовании этнокультурного фактора, с другой - создания условий для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам.

Модернизировать – придать чему-либо современный облик, переделать что-нибудь на новейший лад.

Нравственное – категория философии, обозначающая совокупность норм, определяющих поведение человека.

Эстетическое – категория эстетики, анализирующая эмоциональные, духовные отношения человека ко всем предметам и явлениям общественной жизни. Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Бортничество – сбор мёда диких пчёл; произошло от слова «борть» – дупло дерева, бортевое пчеловодство. Это начальная форма пчеловодства, основанная на содержании пчел в дуплах (бортях) деревьев для получения меда. Был распространён у племён населяющих территорию Восточной Европы с глубокой древности, в частности, у славян.

Табу – у первобытных народов - запрет, налагаемый на какое-нибудь действие, слово, предмет. Распространённая в доклассовом обществе система запретов, нарушение которых якобы карается сверхъестественными силами. В языкознании - слово, употребление которого запрещается (вследствие религиозных верований, суеверий, цензурных запретов, боязни грубых выражений).

Анимистические формы – приписывающие всем предметам душу. Верующий в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека

Демократизация – процесс утверждения принципов демократии; установление и развитие демократического строя. Это процесс, направленный на устранение иерархии руководства в различных организациях, партиях и общественных учреждениях посредством установления порядка, ориентирующегося на интересы большинства и уравнивающего всех в правах и обязанностях.

Литература
  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII веков /Сост. С.Д. Бабишин /Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – С. 10 - 21.

  2. Педагогика народов мира. История и современность /К.И. Салимова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 293 с.

2. Тезисное представление учебной информации

Рекомендация студенту. Воспроизведите основное содержание учебной информации (модуль 5) с опорой на эти тезисы, придерживаясь логической последовательности. Критически осмыслите и усовершенствуйте тезисы.

Исторически значимые события и характеристика периода («исторический фон») – что это было за время, что в это время произошло в стране, государстве, обществе.

Формирование этнокультурных общностей. Образование феодального государства на Руси. IX-Х вв. – происходит процесс созревания феодальных отношений. Вводится христианство в 988г. Нашествие монголо-татаров.

Литература:

1. Антология пед. мысли Др. Руси и Русского государства XIV-XVII вв. /Сост. С.Д. Бабишин /Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – С. 10 - 21.

Системы воспитания, господствующие воспитательные типы. Школа и ступени обучения («педагогические бытие») – как учили и воспитывали, распространенные типы школ (практика обучения и воспитания)

Мать была первым и главным лицом в воспитании ребенка. Народные традиции семейного воспитания: обычаи, обряды, реликвии, церемониалы, умственное развитие, формирование нравственных качеств, подготовка к трудовой деятельности, организация жизни и самодеятельности. Средства: устное творчество (связано с магией и суевериями): аграрно-календарные обряды, пословицы, поговорки, народные притчи, бывальщины, приговоры. Передача некоторых традиций в процессе взаимодействия поколений. Факторы воспитания: природа, слово (мысль), труд (деятельность), быт, обычай, религия, традиции, игра, общение, приобщение ребенка к языковой культуре. Средоточие народной педагогики – семья (идеи, традиции, опыт).

1687 г. – открытие славяно-греко-латинской академии.

Литература:

1. Антология пед. мысли Др. Руси и Русского государства XIV-XVII вв. /Сост. С.Д. Бабишин /Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – С. 10 - 21.

2. Педагогика народов мира: История и современность /К. Салимова. – М.: Пед. общество России, 2000. – 293 с.

Идеи, системы взглядов, концепции теории в вопросах обучения и воспитания («педагогического сознания») – воспитательные идеалы, кто и что определяло педагогическое сознание.

Цель и задачи обучения определялись общественно-экономичес­кими факторами.

Цель: воспитать личность, готовую отразить набеги чужеземных племен, к борьбе с враждебными силами природы; такие качества личности, как трудолюбие, почитание старших, дисциплинированность, честность, исполнительность.

Четко выражена идея необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания.

Умственное развитие

Формирование нравственных качеств в центре внимания

Подготовка к трудовой деятельности

Литература:

1. Антология пед. мысли Др. Руси и Русского государства XIV-XVII вв. /Сост. С.Д. Бабишин /Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – С. 10 - 21.

Имена просветителей, мыслителей, ученых, деятелей теории и практики воспитания, образования. Их вклад (основные сочинения, научные труды и практические дела) – кто есть кто.

«Поучение князя Владимира Мономаха детям».

«Слово о полку Игореве».

Букварь для детей И. Федоров – 1574 г.

Переводные сборники «Изборники», «Пчела», «Измарагд» и др.

Литература:

1. Антология пед. мысли Др. Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин/ Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – С. 10 - 21.

Наиболее значимые события в системе образования стран (страны), реформы, если они проводились, изменения политики властей в отношении образования – как происходило развитие системы образования.

Изменение в распределении воспитательных функций. Роль отца как воспитателя утвердилась после возникновения института семьи.

Открываются школы при церквах. Возникают библиотеки, ведется переписка книг.

Огромный ущерб развитию культуры и просвещения нанесло монголо-татарское иго. При разрушении городов погибали школы, библиотеки, рукописи и другие культурные ценности.

Литература:

1. Антология пед. мысли Др. Руси и Русского государства XIV-XVII вв. /Сост. С.Д. Бабишин /Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – С. 10 - 21.

История и современность («связь времен») – что пришло к нам оттуда, сохранилось в том или ином виде

Народная педагогика – основа для развития педагогической науки.

Термин «народная педагогика» впервые употребил К.Д. Ушинский («Родное слово»)

II половина ХХ в. – возрождение традиционных форм воспитания.

Народная педагогика отражается в устной традиции, в художественном творчестве, публицистике.

Я.А. Коменский «Материнская школа», «Великая дидактика».

Литература:

1. Антология пед. мысли Др. Руси и Русского государства XIV-XVII вв. /Сост. С.Д. Бабишин /Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – С. 10 - 21.

Специфически дошкольный компонент информации – что в этот период реализовано в теории и практики дошкольного воспитания (наиболее значимо и интересно)

Материнская педагогика (потешки, пестушки, считалки, скороговорки, прибаутки и т.п. + физические упражнения).

Словесное и эмоциональное воздействие на ребенка.

семейное

Дошкольное воспитание
общественное

Литература:

1. Антология пед. мысли Др. Руси и Русского государства XIV-XVII вв. /Сост. С.Д. Бабишин /Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – С. 10 - 21.

3. Представление учебной информации в виде схемоконспектв.

Рекомендация студенту. Расшифруйте приведенные схемоконспекты и изложите, используя в качестве «зрительной опоры», связный рассказ. Критически проанализируйте их содержание и оформление и предложите свои варианты схемоконспектов.


4. Примеры псевдотестов по учебной информации

Рекомендации преподавателю и студенту. Здесь даны псевдотесты, в соответствии с которыми можно проверить, насколько усвоена учебная информация по модулю, и разработать самостоятельно задания по содержанию модуля.

1. В чем выражаются цели воспитания в народной педагогике?

а) в образе идеального человека;

б) в образе гуманного человека.

2. Роль отца как воспитателя утвердилась…

а) с формированием рода, племени;

б) после зарождения государственности;

в) после возникновения института семьи.

3. Первый печатный букварь составил…

а) Иван Федоров;

б) Карион Истомин;

в) Кирик Новгородец.

4. Какие средства включает в себя и считаются основными в так называемой материнской педагогике?

а) сочетание словесного и эмоционального воздействия с физическими упражнениями;

б) запреты;

в) физические наказания.

5. Пословицы от мифов отличаются тем, что …

а) они лишены субъективизма;

б) они выражают фантастические представления людей;

в) выражают языческое мировоззрение.

6. Что такое табу?

а) образцы рекомендованных поступков;

б) запрет;

в) физические упражнения.

7. В ходе воспитания через обычаи получали:

а) социально-значимые качества;

б) трудовые навыки и умения;

в) указания к действиям.

8. Чем были обусловлены цели и задачи обучения и воспитания детей в древние времена?

а) социально-экономическими факторами;

б) морфологическими факторами.

9. Пути проникновения идей народной педагогики в культурное сознание рассмотрел:

а) Ушинский К.Д.;

б) Толстой Л.Н.;

в) Коменский Я.А.

10. Идея народности воспитания определяла педагогическую систему:

а) К.Д. Ушинского;

б) Ф.А. Дистервега.

Ключ:

  1. Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0 Ббк 74. 03 (2)

    Учебно-методический комплекс
    История систем образования и воспитания: советский период и постсоветский этап. Учебно-методический комплекс. Блок III. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008.
  2. Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0 Ббк 74. 03 (3)

    Учебно-методический комплекс
    Пособие содержит информацию по соответствующим модулям курса «История педагогики». Представленная информация последовательно трансформируется: от подробного текста – к тезисному варианту, затем – к схемоконспекту.
  3. 1. Реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) (1)

    Реферат
    История систем образования и воспитания: от древнейших цивилизаций до нового времени. Учебно-методические материалы по «Истории педагогики». Блок I. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008.
  4. 1. Реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) (2)

    Реферат
    Рекомендация студенту: в ходе работы с текстом попытайтесь в порядке самоконтроля составить мысленно краткие ответы на приводимые после каждого логически завершенного отрывка вопросы (они выделены курсивом).
  5. Учебно-методическое пособие казань кгту 2007 удк 364 ббк 65. 272

    Учебно-методическое пособие
    Социальная работа : курсовое и дипломное проектирование : учебно-методическое пособие / А. В. Морозов. – Казань : Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та; 2007.
  6. Материалы IV международной электронной научной конференции 25 26 декабря 2009 года Часть I майкоп 2009

    Документ
    Ф50 Физическая культура, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности: материалы IV Международной электрон. науч. конф. Ч I. –Майкоп: Изд-во АГУ, 2009.
  7. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (4)

    Сборник статей
    Закономерности функционирования любой языковой единицы в тексте определяются особенностями ее семантики и прежде всего характером денотативно-сигнификативного плана языковой единицы, а также зависят от специфики условий коммуникации
  8. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (1)

    Сборник статей
    С48 Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: сб. ст. участников IV междунар. науч. конф., 25-26 апр. 2008 г.
  9. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (5)

    Сборник статей
    As David Crystal (2003) argues, when we look at the use of the English language, ‘we are faced immediately with a bewildering array of situations, in which the features of spoken or written language appear in an apparently unlimited

Другие похожие документы..