Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0 Ббк 74. 03

Вариант 2

  1. Назовите отличительные черты педагогики в России в конце XIX – начале XX вв.

  2. Назовите два подхода к идее «свободного воспитания» отечественной педагогики начала XX в.

6. Вопросы для контроля и самоконтроля:

        1. В какие годы возникло общественно-педагогическое движение в России? Какие цели оно преследовало?

        2. Назовите основные идеи воспитания и образования во второй половине XIX века.

        3. Охарактеризуйте школьные реформы 1860-х годов.

        4. Какие типы учебных заведений появились в России, согласно Уставу 1864?

        5. Когда в России появились высшие начальные училища?

        6. Каковы основные педагогические идеи конца XIX – начала XX вв.

        7. Какой принцип является основополагающим в концепции свободного воспитания?

        8. Назовите педагогов – общественных деятелей второй половины XIX века.

        9. Назовите известные вам труды К.Д. Ушинского.

        10. Какова идеальная школа по Л.Н. Толстому?

        11. Какие факторы оказывали влияние на развитие отечественной педагогики в начале XIX века?

        12. Какова роль народной педагогики в воспитании и образовании подрастающего поколения XX в.?

Справочные материалы по блоку

«Кто есть кто в истории педагогики»

Татищев Василий Никитич (1686-1750) - русский историк, государственный деятель, просветитель, автор планов создания двух академий и университетов, двух академий ремесел.

Основные труды: «Разговор двух приятелей о пользе училищ» (1733), «Духовная», «Записка об учащихся и расходах на просвещение в России».

Основные идеи:

- раздельное обучение детей дворян и иных сословий;

- разработал систему дворянского воспитания;

- обучение включало и религиозные и светские науки;

- в содержание обучения входили и инженерное дело, воинские уставы, азиатские языки;

- требовал увеличения числа учителей и расходов на их содержание.

Бецкой Иван Иванович (1704-1795) - русский государственный и общественный деятель. Президент Академии художеств в Петербурге (1764-1794).

Основные труды: «Генеральное учреждение в воспитании обоего пола юношества» (1763), «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения и до юношества» (1766).

Основные идеи:

- воспитание «новой породы людей», не имеющих предрассудков и пороков высшего общества; - стремился воспитать просвещенных и гуманных дворян, купцов, промышленников, ремесленников;

- обучение должно быть без принуждения, с учетом склонностей ребенка;

- воспитывать должно без принуждения, с учетом склонностей ребенка;

- воспитатели должны быть «добросовестными и примерными, достойными людьми»;

- строгая изоляция воспитанников от пагубного влияния общества.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) - основоположник русской науки, мыслитель, просветитель. Оказал огромное прогрессивное влияние на развитие передовой мысли и образования, по его инициативе и проекту в 1755 г. был открыт Московский государственный университет.

Основные труды: «Регламент московских гимназий» (1655), «Регламент академической гимназии» (1758) и др.

Основные идеи:

- необходимость просвещения народа, доступность школ, бессословность обучения;

- задача школы - формировать «просвещенное юношество», приучать к «правильному образу мышления» и «добрым нравам», воспитывать любовь к труду, прилежание;

- основа обучения - родной язык;

- изложение предмета следует начинать с простейших понятий;

- разрабатывал методики преподавания физики, химии, русского языка, литературы;

- необходимость семейного воспитания;

- высшая школа должна иметь свой устав, предусматривающий «вольности и привилегии», быть автономной от правительства.

Радищев Александр Николаевич (1749-1802) - писатель, общественный деятель, основоположник русской революционной демократии.

Основные труды: «Путешествие из Петербурга в Москву», «О человеке, его смертности и бессмертии», «Памятник дактилохореическому витязю», «Рассуждения о человеке и его способностях», «Письма к графу Воронцову», «О добродетели, достоинстве и заслуге», «Рассуждения о труде и праздности».

Основные идеи:

- определил главной целью воспитания – вырастить «истинного сына Отечества»;

- обозначил стороны гармонического развития: умственное, нравственное, эстетическое, физическое и трудовое;

- ратовал за народное, общественное воспитание;

- программа школьного обучения должна: 1) обеспечивать разностороннее образование, 2) давать знания, полезные в жизни, 3) всегда учитывать возраст учащихся;

- разработал периоды развития детей: младенчество, детство, отрочество, юность;

- подчеркивал необходимость воспитания детей родителями до совершеннолетия;

- полагал, что с помощью самообразования можно достичь независимости суждений.

Одоевский Владимир Федорович (1803-1869) - русский писатель, педагог, музыкальный критик и руководитель первых детских приютов в России.

Основные труды: «Положение о детских приютах», «Наказ лицам непосредственно заведующим детскими приютами», «Таблица складов» и др.

Основные идеи:

- одним из первых русских педагогов пытался наметить путь умственного развития детей, начиная с раннего возраста;

- задача детских приютов - быть убежищем для бедных детей, внушать чувство «доброй нравственности», приучать к порядку и опрятности, дать элементарные знания;

- дал ценные указания наставникам и родителям по проведению бесед с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Пирогов Николай Иванович (1810-1881) - русский врач, педагог - профессор хирургии.

Основные труды: «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела», «Патологическая анатомия азиатской холеры», «Вопросы жизни».

Основные идеи:

- основная задача школы - формирование волевой, нравственно устойчивой личности;

- разработал план создания единой системы образования;

- предлагал свой способ словесной оценки знаний: «сведения недостаточные» (ниже необходимого минимума), «сведения достаточные» (необходимый минимум), «избыток знаний»;

- главное внимание в организации школьного дела уделял подготовке учительских кадров.

Зелинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) - литературный критик, философ, преподаватель русского языка Межевого института, революцио­нер-демократ.

Основные труды: «Рассуждение о воспитании», рецензии на детские книги и учебники.

Основные идеи:

- развитие чувства национального достоинства и любви к Родине;

- нравственное воспитание, физическое воспитание;

- атмосфера доверия и любви между воспитанником и воспитателем, в семье;

- главное в воспитании - пример;

- связь знаний с реальной жизнью;

- систематичность и научность обучения;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- идея всестороннего развития личности.

Герцен Александр Иванович (1812-1870) - русский революционер-демократ.

Основные труды: «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845), «Былое и думы», «Избранные педагогические высказывания» (изд. 1958).

Основные идеи:

- доступность, связь науки с жизнью;

- цель воспитания - подготовка ребенка к жизни, развитие самостоятельности мышления;

-самостоятельность в получении знаний;

- всестороннее и свободное развитие личности.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) - русский ученый, писатель, публицист, революционер-демократ.

Основные труды: «Эстетические отношения искусства к действительности», «Критический взгляд на современные эстетические понятия» и др.

Основные идеи:

- поборник широкого просвещения народа, права женщин на образование, обучение учащихся на родном языке;

- сторонник идеи гармоничного развития телесной и духовной сторон человека - это цель нового воспитания;

- пропагандист идеи воспитания активных борцов за свободную, счастливую трудовую жизнь народа;

- труд - важное средство физического и нравственного воспитания;

- специальное образование должно основываться на широком общем;

- основа методов учебной работы - в развитии мысли, возбуждении научных интересов учеников;

- успех образования зависит от учителя. Учитель Должен: добросовестно относиться к работе, знать своих учеников, уважать и любить их, не использовать антигуманных методов, быть образцом нравственной чистоты и сторонником передовых идей времени.

Водовозов Василий Иванович (1825-1886) - русский педагог, методист-словесник, работал учителем словесности, вместе с Ушинским преподавал в Смольном институте.

Основные труды: «Новая русская литература», «Древняя русская литература», «Практическая славянская граммати­ка», «Русская азбука для детей» и др.

Основные идеи:

- последователь педагогических идей Ушинского, большое влияние оказали Чернышевский, Добролюбов.

- боролся против школьной схоластики, муштры, рутины;

- противник авторитарного воспитания и физических мер воздействия;

- сторонник женского образования;

- боролся за общедоступность школ, улучшение содержания и системы образования;

- в качестве средств всестороннего развития ребенка наряду с умственным образованием предусматривал физическое, нравственное, эстетическое воспитание;

- подчеркивал, что каждый предмет должен, оказывать воспитательное воздействие;

- особое место в воспитании занимают патриотические чувства, гуманизм, уважение к человеческой личности;

- большое значение в воспитании имеет труд;

- вводил новые методы обучения; аналитико-синтетическое обучение грамоте, объяснительное чтение, идейно-художественный подход к разбору лит. произведений, наглядного обучения) - в структуру уроков включал: проверку дом. задания, сообщение темы, подготовку к изложению нового материала, сообщение, факультативную паузу, упражнения для закрепления новых знаний.

Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870) – основоположник научной педагогики и народной школы в России, педагог-демократ.

Основные труды: «О камеральном образовании», «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир», «Вопрос о душе в его современном состоянии» и др.

Основные идеи:

- считал основной задачей воспитания - подготовку человека к жизни (Требования умственного развития, морального и физического здоровья, эстетического совершенства);

- подчеркивал необходимость всестороннего изучения человека, с учетом антропологических наук: анатомии, физиологии, психологии, патологии человека: этики, логики, философии; географии, статистики, истории, филологии и др.

- воспитание должно быть народным. Идея народности в воспитании (любовь к Родине, готовность отдать силы служению народу) связана с национальным своеобразием;

- необходимость реального образования, связь образования с жизнью;

- дидактическая система характеризует стадии обучения, дидактические принципы, типы уроков и т.д. Первая включает три ступени: живое восприятие материала, сравнение, сопоставление; выделение главного, приведение изучаемого в систему, вторая стадия - обобщение учителем сообщенного материала и работа по закреплению полученных знаний. Особого внимания требует повторение. Знания должны быть ясными и глубокими;

- обосновал важнейшие дидактические принципы: системность (бессистемные знания не приносят пользы), последовательность, сознательность усвоения, наглядность, посильность;

- разработал теорию классно-урочной системы, типы уроков: уроки устных и практических знаний, письменных упражнений, проверки и оценки, смешанный;

- центральное место в формировании человека занимает родной язык;

- дал обстоятельную характеристику воспитательных возможностей родного языка;

- придавал огромное значение труду в обучении;

- личность учителя - основа для воспитания. Необходима добротная научная подготовка педагога. При его обучении важна продуманная постановка педагогической практики;

-считал психологию важнейшей для педагога наукой;

- равные права мужчин и женщин на образование и воспитание:

- воспитал плеяду русских педагогов (Н.Ю. Бунаков, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, В.Д. Семенов, В.Я. Стоюнин).

Корф Николай Александрович (1834-1883) - русский выдающийся педагог.

Основные труды: «Русская начальная школа» (1879), «Народная школа» (1880), «Руководство к обучению по звуковому методу» (1480) и др.

Основные идеи:

- организовывал «науку о начальном образовании»;

- для России необходима самостоятельная разработка ряда дидактических проблем, без заимствования западно-европейских систем обучения;

- в школе нужно преподавать небольшое количество предметов, но зато основательно их прорабатывать;

- обучение детей нерусских народов как общегосударственного;

- обосновал значение навыков в процессе воспитания и обучения.

Толстой Лев Николаевич (1828-1910) - великий русский писатель, мыслитель, просветитель, педагог.

Основные труды: «Проект общего плана устройства народных училищ», «Азбука», «Книга для чтения», ст. «О народном образовании» (1874) и др.

Основные идеи:

- школа должна обучать и воспитывать, причем в религиозном духе;

- дело образования должно находиться в руках самого народа;

- критиковал западное образование и его догматы;

- в отличие от Д. Дьюи (США), свободное воспитание понимал как свободу ученика для творчества, а не свободу ухода от трудностей учения;

- показал несостоятельность абстрактной педагогики, оторванность от практики;

- школа должна давать детям разносторонние знания, развивать их творческие силы, - необходимость обучения детей самостоятельному мышлению;

- содержание обучения должно определяться потребностями детей, чтобы они охотно и успешно учились;

- разработал методику школьного рассказа и беседы, написания сочинений;

- принципы наглядности, изучения явления в естественной обстановке, на природе;

- важность семейного воспитания, родительского примера;

- открыл школу для крестьянских детей в своем поместье Ясная Поляна, издавал педагогический журнал «Ясная Поляна».

Стоюнин Владимир Николаевич (1826-1888) - русский педагог, методист-словесник.

Основные труды: «Воспитание русской женщины» (1859), «Мысли о наших гимназиях» (1860), «О преподавании рус­ской литературы» (1884) и мн. др.

Основные идеи:

- противник дворянско-сословной системы воспитания;

- отрицал крепостничество и его пережитки в области народного просвещения;

- основная задача школы - воспитание человека и гражданина;

- стремился воспитать всесторонне развитую, гармоничную личность;

- предложил методику преподавания литературы.

Ильминский Николай Иванович (1822-1891) - русский педагог-миссионер, служил переводчиком в научной командировке на Восток (Египет, Турция), профессор Казанской Духовной Академии.

Основные труды: переводы на татарский язык церковно-богослужебных книг, букварь (для инороднических школ), «О системе просвещения инородцев».

Основные идеи:

- христианизация, русификация нерусскоговорящих;

- воспитание верноподданнических чувств;

- создание миссионерских школ и училищ по подготовке учителей;

- разработал особую систему просвещения нерусских народностей на основе живого разговорного народного языка;

- родной язык считал основанием и орудием школьного образования;

- главную роль отводил начальной школе.

Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) - русский публицист, революционер-демократ, литературный критик, просветитель, возглавлял критико-библиографический отдел журнала «Современник».

Основные труды: «О значении авторитета в воспитании», «Новый кодекс русской практической мудрости», 2Николай Владимирович Станкевич» и др.

Основные идеи:

- общедоступность образования;

- необходимость женского образования;

- цель воспитания - формирование активной личности, применяющей высокие убеждения в реальной жизни;

- непременное условие воспитания - право ребенка на сознательное действие в соответствии с «добром и правдой», а не из страха;

- задача педагога - направлять формирование в сознании ребенка истинных ценностей;

-учет индивидуальных особенностей ребенка;

- образование призвано ориентировать деятельности личность - дать практические сведения о мире, а не загромождать память фактами.

Лесгафт Петр Францевич (1837-1909) - русский педагог, врач, анатом, создатель теоретической анатомии, основоположник врачебно-педагогического контроля в физическом образовании.

Основные труды: «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Равноправие женщин, их образование».

Основные идеи:

- равноправие женщин, подъем женского образования;

- охрана материнства и младенчества;

- важность семейного воспитания;

- создание новой школы, дающей подлинно научное, связанное с жизнью образование;

- всестороннее и гармоничное развитие растущего человека, неразрывная связь физического образования с умственным, нравственным, трудовым воспитанием;

- активизация методов обучения, борьба с механическим зазубриванием;

- изучение анатомо-физиологических и психологических особенностей ребенка;

- подвижные игры как средство формирования характера ребенка.

Каптерев Петр Федорович (1849-1922) - русский педагог, психолог.

Основные труды: «Новая русская педагогика», «История русской педагогики», «Дидактические очерки».

Основные идеи:

- разработал сущность педагогического процесса, цель и задачи обучения, содержание учебного курса, методы обучения, школьной дисциплины;

- главную цель обучения видел в саморазвитии личности школьника;

- выступил против перегрузки школьных программ учебным материалом;

- считал необходимым предоставление учащимся старшего возраста свободного времени;

- высказался за введение факультативных предметов;

- идея автономности педагогического процесса;

- школьное самоуправление.

Водовозова Елизавета Николаевна (1844-1923) - русская детская писательница, педагог.

Основные труды: «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста» (1871), «Жизнь европейских народов» (1875-1883), «На заре жизни».

Основные идеи:

- резкая критика женского воспитания;

- познавательный характер детского чтения.

Вахтеров Василий Порфирьевич (1853-1924) - русский педагог, участник деятельности Московского комитета грамотности, организатор школ и внешкольных учреждений для рабочих.

Основные труды: «Доклад «О всеобщем обучении»» (1894), «Основы новой педагогики» (1913), «Методическое руководство для учителя «На первой ступени обучения», хрестоматия для классного чтения «Мир в рассказах для детей».

Вентцель Константин Николаевич (1857-1947) - русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Идеалист.

Основные труды: «Этика и педагогика творческой личности» (1911-1912), «Основные задачи нравственного воспитания», «Борьба за свободную школу» (1906), «Пережитое, прочувствованное и сделанное».

Основные идеи:

- теория свободной школы;

- воспитание творческой личности;

- труд - мощное средство нравственного воспитания;

- создание общины «Дом свободного ребенка»;

- автономия школы от государства;

- аполитичность воспитания;

- равные со взрослыми права и свободы;

- космическая педагогика (полное освобождение и раскрепощение личности, гражданина Вселенной);

- связь образовательной деятельности с жизнью, природой.

Тихеева Елизавета Ивановна (1866-1944) - русский педагог, одна из создателей русской дошкольной педагогики.

Основные труды: «О чтении детей» (1909), «Русская речь и пути к ее развитию» (1913), «Детский сад по методу Е.И. Тихеевой» (1930) и др.

Основные идеи:

- дошкольная педагогика - существенная и необходимая часть общей системы воспитания;

- всестороннее развитие личности ребенком подготовка самостоятельных и творческих людей;

- воспитание сознательной дисциплины:

- необходима определенная программа занятий с детьми в детском саду.



Учебное издание

Учебно-методический комплекс

по «Истории педагогики»

Блок 2

История систем образования и воспитания России: дооктябрьский (дореволюционный) период

Авторы-составители:

М.Р. Кудаев, Ф.Н. Апиш

Изд-во ООО «Аякс».

385000, г. Майкоп, ул. Кавалерийская, 26

Подписано к печати 24.05.2008. Бумага типографская.

Формат 84х108/32. Гарнитура Таймс. Усл.-п. л. 7,6.

Тираж 100 экз. Заказ 234.

Отпечатано в ООО «Аякс». 385000, г. Майкоп, ул. Кавалерийская, 26

  1. Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0 Ббк 74. 03 (2)

    Учебно-методический комплекс
    История систем образования и воспитания: советский период и постсоветский этап. Учебно-методический комплекс. Блок III. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008.
  2. Учебно-методический комплекс Майкоп 2008 удк 37. 0 Ббк 74. 03 (3)

    Учебно-методический комплекс
    Пособие содержит информацию по соответствующим модулям курса «История педагогики». Представленная информация последовательно трансформируется: от подробного текста – к тезисному варианту, затем – к схемоконспекту.
  3. 1. Реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) (1)

    Реферат
    История систем образования и воспитания: от древнейших цивилизаций до нового времени. Учебно-методические материалы по «Истории педагогики». Блок I. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008.
  4. 1. Реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) (2)

    Реферат
    Рекомендация студенту: в ходе работы с текстом попытайтесь в порядке самоконтроля составить мысленно краткие ответы на приводимые после каждого логически завершенного отрывка вопросы (они выделены курсивом).
  5. Учебно-методическое пособие казань кгту 2007 удк 364 ббк 65. 272

    Учебно-методическое пособие
    Социальная работа : курсовое и дипломное проектирование : учебно-методическое пособие / А. В. Морозов. – Казань : Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та; 2007.
  6. Материалы IV международной электронной научной конференции 25 26 декабря 2009 года Часть I майкоп 2009

    Документ
    Ф50 Физическая культура, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности: материалы IV Международной электрон. науч. конф. Ч I. –Майкоп: Изд-во АГУ, 2009.
  7. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (4)

    Сборник статей
    Закономерности функционирования любой языковой единицы в тексте определяются особенностями ее семантики и прежде всего характером денотативно-сигнификативного плана языковой единицы, а также зависят от специфики условий коммуникации
  8. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (1)

    Сборник статей
    С48 Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: сб. ст. участников IV междунар. науч. конф., 25-26 апр. 2008 г.
  9. Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года (5)

    Сборник статей
    As David Crystal (2003) argues, when we look at the use of the English language, ‘we are faced immediately with a bewildering array of situations, in which the features of spoken or written language appear in an apparently unlimited

Другие похожие документы..