Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология по отрасли

Министерство образования и науки РФ

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Таганрогский институт управления и экономики»

«Утверждаю»

Проректор по научной работе

___________ Купчинов Н.Ф.

_____________ 2011 г.

Образовательная программа

послевузовского профессионального образования

по специальности

19.00.07 – Педагогическая психология

по отрасли

19.00.00 – психологические науки

Присуждаемая ученая степень

Кандидат психологических наук

Таганрог

2011

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 19.00.07 – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1.1. Нормативно - правовую базу разработки основной образовательной программы (ООП) послевузовского профессионального образования составляют:

  • Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ,

  • «Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации», приложение к Приказу Минобразования РФ от 16 марта 2000 г. № 780,

  • «Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)», утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 16 марта 2011г. №1365,

  • «Положение о порядке присуждения учёных степеней», постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74 (в редакции постановления Правительства РФ от 20 июня 2011 г. №475),

  • «Номенклатура специальностей научных работников», приказ Минобрнауки РФ от 25 февраля 2009 г. № 59,

  • Паспорта научных специальностей,

  • Нормативные документы института.

1.2. При условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) присуждается учёная степень ‑ кандидат психологических наук.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (далее по тексту - подготовки аспиранта) по специальности 19.00.07 – «Педагогическая психология» при очной форме обучения составляет 3 года, при заочной форме обучения - 4 года.

В случае досрочного освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре.

1.3. Цели аспирантуры

Цель аспирантуры - подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки, образования, промышленности.

Целями подготовки аспиранта, в соответствии с существующим законодательством, являются:

  • формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности;

- углубленное изучение теоретических и методологических основ экономики и вопросов управления народным хозяйством;

  • совершенствование философского образования, в том числе ориентированного на профессиональную деятельность;

  • совершенствование знаний иностранного языка, в том числе для использования в профессиональной деятельности.

Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры:

Выпускники аспирантуры являются специалистами высшей квалификации, способными самостоятельно ставить и решать научные и производственные проблемы, а также проблемы образования в различных областях управления и экономики.

1.4. Паспорт специальности 19.00.07 – Педагогическая психология

Шифр специальности:

19.00.07 Педагогическая психология

Формула специальности:

Содержанием специальности 19.00.07 – «Педагогическая психология»является исследование психологических фактов, механизмов, закономерностей учебной деятельности и действия ее индивидуальных или коллективных субъектов (обучающихся, группы, класса), самой педагогической деятельности и действия ее индивидуальных или коллективных субъектов (педагога, педагогического коллектива), взаимодействия субъектов педагогической и учебной деятельности на различных уровнях и ступенях образовательного процесса; исследование психологического влияния содержания и форм организации образовательного процесса на его результаты, влияния характера и содержания различных видов деятельности, осуществляющейся в условиях образовательной среды, на возникновение и развитие психологических новообразований обучающихся, их личностное развитие на разных ступенях и уровнях образования; исследование развития педагогической психологии в исторической ретроспективе и современном состоянии.

Области исследований:

1. Психология обучающегося на разных ступенях образования (дошкольного, школьного, вузовского), его личностное и психологическое развитие.

2. Психология образовательной среды.

3. Психология учебной деятельности, учения.

4. Психологические особенности обучающихся как субъектов учебной деятельности.

5. Психология формирования учебных групп и их влияние на продуктивность

учебной деятельности обучающихся.

6. Психология педагогической деятельности, психологические закономерности, факторы и условия ее становления и развития, профессионально-психологические особенности педагогов (способности, компетентность, стиль). Психология педагогического контроля (педагогическая психодиагностика).

7. Психологические условия эффективности педагогического воздействия.

8. Образовательный процесс как единство обучения и воспитания. Психологические закономерности, механизмы, особенности и условия эффективности воспитательного процесса.

9. Психологические особенности управления учебно-воспитательным процессом, психолого-педагогические аспекты технологизации и информатизации образовательной среды.

10. Методология, теория, история педагогической психологии и ее отдельных направлений.

11. Психологические особенности различных типов обучения.

Отрасль наук:

психологические науки

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОМУ

ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА

2.1. Лица, желающие освоить образовательную программу подготовки аспиранта по данной отрасли наук, должны иметь высшее профессиональное образование.

2.2. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, принимаются в аспирантуру по результатам сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе. По решению экзаменационной комиссии лицам, имеющим достижения в научно-исследовательской деятельности, отраженные в научных публикациях, может быть предоставлено право преимущественного зачисления.

2.3. Порядок приема в аспирантуру и условия конкурсного отбора определяются действующим «Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации».

2.4. Программы вступительных испытаний в аспирантуру разработаны Таганрогским институтом управления и экономики в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

  1. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 19.00.07 – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    1. Основная образовательная программа подготовки аспирантов реализуется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования.

Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии*(1).

3.2. Образовательная программа послевузовского профессионального образования имеет следующую структуру:

3.3. Образовательная составляющая включает следующие разделы:

Обязательные дисциплины (ОД. А.00);

Факультативные дисциплины (ФД.А.00).

3.4. Исследовательская составляющая включает следующие разделы:

Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (НИР.А.00);

Кандидатские экзамены (КЭ.А.00);

Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (ПД.А.00).

4. Нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования в очной форме обучения не может превышать три года, в заочной форме - четыре года.

  1. ТРУДОЕМКОСТЬ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 19.00.07 – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Индекс

Наименование разделов и дисциплин

(модулей)

Трудоемкость

(в зачетных

единицах) *(2)

ОД.А.00

Обязательные дисциплины

15

ОД.А.01

История и философия науки

2

ОД.А.02

Иностранный язык

4

ОД.А.03

Основы методологии научных исследований

1

ОД.А.04

Психология и педагогика высшего образования

1

ОД.А.05

Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности:

Педагогическая психология

2

ОД.А.06, ОД.А.07,

ОД.А.08

Дисциплины по выбору аспиранта*(3)

Современные тенденции развития психолого-педагогической науки

Современные образовательные технологии

Педагогическая акмеология

Современные проблемы теоретической психологии

Статистические методы и математическое моделирование в психологии

Качественные и количественные методы исследований в психологии

5

ФД.А.00

Факультативные дисциплины

Психология профессионализма

Планирование карьеры

Современные информационные технологии

Научные семинары

12

Итого на образовательную составляющую

27

НИР.А.00

Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание учёной степени кандидата наук

165

КЭ.А.00

Кандидатские экзамены

3

КЭ.А.01

Кандидатский экзамен по истории и философии науки

1

КЭ.А.02

Кандидатский экзамен по иностранному языку

1

КЭ.А.03

Кандидатский экзамен по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук

1

ПД.А.00

Подготовка к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук *(4)

15

Итого на исследовательскую составляющую

183

Общий объём подготовки аспиранта *(5)

210

*(1) На базе образовательной программы послевузовского профессионального образования по соответствующей специальности научных работников научным руководителем совместно с аспирантом разрабатывается индивидуальный план аспиранта.

*(2) Одна зачётная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 минут. Максимальный объём учебной нагрузки аспиранта, включающий все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часа в неделю.

*(3) Дисциплины по выбору аспиранта (ОД.А.06, ОД.А.07, ОД.А.08) выбираются по согласованию с научным руководителем из числа предлагаемых для освоения обязательных дисциплин, исходя из тематики диссертационного исследования.

*(4) Подготовка к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (ПД.А.00) включает оформление диссертационной работы и представление её на кафедру или в совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук.

*(5) Без учета каникул.

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

19.00.07 – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта при очной форме обучения 156 недель, в том числе:

  • образовательная программа подготовки – 18 недель (972 часа);

  • программа научно-исследовательской подготовки, включая оформление и представление диссертации – 122 недели (6588 часов);

  • каникулы не менее – 16 недель.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 19.00.07 – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    1. Основная образовательная программа подготовки аспирантов сформирована с учетом следующего: максимальный объем учебной нагрузки аспиранта в период теоретического обучения устанавливается в размере 54 часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

6.2. Условия реализации основной образовательной программы аспиранта

6.2.1. Кадровое обеспечение

Научное руководство аспирантами и соискателями осуществляет доктор психологических наук, доцент Макарова Е.А.

6.2.2. Учебно-методическое обеспечение

Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно-информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы. Институт располагает обширной библиотекой, включающей научную литературу по вопросам экономики и управления, научные журналы и труды конференций.

Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно-информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы.

Библиотека института обеспечивает каждого аспиранта основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса по всем дисциплинам образовательной программы, в соответствии с требованиями к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования и паспортом научной специальности.

Фонд Научной библиотеки Таганрогского института управления и экономики составляет около 40 000 экземпляров научной, учебной, справочной литературы. Из них обязательной учебно-методической литературы более 30 000 экземпляров. Раздел научных изданий помимо монографий и научных сборников содержит большую коллекцию диссертаций и авторефератов диссертаций.

В фонде библиотеки насчитывается более 115 наименований отечественных и местных периодических изданий, в том числе архивы ряда периодических изданий на электронных носителях информации. Фонды библиотеки содержат основные российские научные журналы по юридическим, экономическим и смежным наукам, внесенные в «Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук», утвержденный ВАК Министерства образования и науки РФ. («Арбитражный гражданский процесс», «Банковское дело», «Вопросы философии», «Вопросы экономики», «Государство и право», «Деньги и кредит», «Известия высших учебных заведений, Северо-Кавказский регион. Общественные науки», «История государства и права», «Журнал Российского права», «Мировая экономика и международные отношения», «Правоведение», и другие).

Библиотека Таганрогского института управления и экономики предоставляет пользователям доступ к следующим электронным ресурсам:

  • Электронный каталог MARK SQL (количество записей - 14104), содержащий библиографические описания всех документов фонда и аналитическую роспись статей периодических изданий.

  • Электронная библиотека, размещенная на сайте Таганрогского института управления и экономики.

  • Издания на электронных носителях (СD дисках): Учебники и учебные электронные курсы, монографии, базы данных отдельных журналов.

  • Базы данных СПС «Гарант».

Формирование фонда Научной библиотеки ТИУиЭ осуществляется на основании учебных планов ТИУиЭ.

В целях расширения информационных возможностей пользователи (аспиранты) Научной библиотеки ТИУиЭ получают единый бесплатный Читательский билет Центральной городской библиотеки им. А.П.Чехова, позволяющий пользоваться её фондом и Городским Центром электронных ресурсов.

6.2.3. Материально-техническое обеспечение

Институт располагает современной материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы.

Институт располагает 7 компьютерными классами, оснащенными 105 компьютерами, объединенными в локальную сеть, с выходом в Интернет. Поддерживается собственный сайт www.tmei.ru, электронная почта, образовательная среда «Moodle». Имеется собственная типография, оснащенная необходимой техникой.

  1. УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ В АСПИРАНТУРЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 19.00.07 – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

7.1. Требования к знаниям и умениям выпускника аспирантуры

7.1.1. Общие требования к выпускнику аспирантуры:

Выпускник аспирантуры должен быть широко эрудирован, иметь фундаментальную научную подготовку, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, анализа, обработки и хранения научной информации, уметь самостоятельно формировать научную тематику, организовывать и вести научно-исследовательскую деятельность по избранной научной специальности.

7.1.2.Требования к научно-исследовательской работе аспиранта

Научно-исследовательская часть программы должна:

  • соответствовать основной проблематике научной специальности, по которой защищается кандидатская диссертация;

  • быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;

  • основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях отечественной и зарубежной науки и практики;

  • использовать современную методику научных исследований;

  • базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;

  • содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласованные с научными положениями, защищаемыми в кандидатской диссертации.

7.1.3. Требования к выпускнику аспирантуры по специальным дисциплинам, иностранному языку, истории и философии науки определяются программами кандидатских экзаменов и требованиями к квалификационной работе (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук).

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации аспиранта

7.2.1. Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских экзаменов, завершение работы над диссертацией и представление диссертации на кафедру для получения соответствующего заключения.

Порядок проведения кандидатских экзаменов устанавливаются «Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации».

Требования к содержанию и оформлению диссертационной работы определяются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК России).

7.2.2.Требования к итоговой государственной аттестации (порядок представления и защиты диссертации на соискание степени кандидата наук) разрабатываются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК России).

8. ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА

8.1. Лицам, полностью выполнившим основную образовательную программу при обучении в аспирантуре в образовательных учреждениях и научных организациях, реализующих программы послевузовского профессионального образования, и прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение.

8.2. Лицам, полностью выполнившим основную образовательную программу послевузовского профессионального образования и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (защитившим диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук), выдается диплом кандидата наук, удостоверяющий присуждение искомой степени.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1. Учебный план специальности 19.00.07 – Педагогическая психология. Очная форма обучения.

Приложение 2. Учебный план специальности 19.00.07 – Педагогическая психология. Заочная форма обучения.

Приложение 3. Рабочая программа дисциплины «История и философия науки».

Приложение 4. Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык».

Приложение 5. Рабочая программа дисциплины «Основы методологии научных исследований».

Приложение 6. Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика высшего образования».

Приложение 7. Рабочая программа дисциплины «Педагогическая психология».

Приложение 8. Рабочая программа дисциплины «Современные тенденции развития психолого-педагогической науки».

Приложение 9. Рабочая программа дисциплины «Современные образовательные технологии».

Приложение 10. Рабочая программа дисциплины «Педагогическая акмеология».

Приложение 11. Рабочая программа дисциплины «Современные проблемы теоретической психологии».

Приложение 12. Рабочая программа дисциплины «Статистические методы и математическое моделирование в психологии».

Приложение 13. Рабочая программа дисциплины «Качественные и количественные методы исследований в психологии».

Приложение 14. Рабочая программа дисциплины «Психология профессионализма».

Приложение 15. Рабочая программа дисциплины «Планирование карьеры».

Приложение 16. Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии».

  1. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 19. 00. 13 Психология развития, акмеология по отрасли

    Образовательная программа
    «Положение о порядке присуждения учёных степеней», постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74 (в редакции постановления Правительства РФ от 20 июня 2011 г.
  2. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 12. 00. 01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве по отрасли

    Образовательная программа
    1.2. При условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) присуждается учёная степень
  3. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 08. 00. 10 Финансы, денежное обращение и кредит по отрасли

    Образовательная программа
    1.2. При условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) присуждается учёная степень
  4. К основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отрасли 13. 00. 00

    Документ
    1.1. Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (далее – Временные требования) по отрасли наук Педагогические науки разработаны в соответствии постановлением Правительства
  5. Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности (2)

    Образовательная программа
    1.1. Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени
  6. Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации

    Документ
    Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденные приказом Минобрнауки России от 16.
  7. Пояснительная записка. 3-8 Образовательная программа начального общего образования. 9-36 1 Целевое назначение образовательной программы 9 Адресность образовательной программы 9

    Пояснительная записка
    Современная парадигма образования, признание значимости личностных образовательных ценностей привело к созданию вариативной педагогической системы с различными видами и типами школ.
  8. Основная общеобразовательная программа послевузовского профессионального образования подготовки аспирантов по специальности 05. 23. 22 «Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов»

    Образовательная программа
    Программа специальной дисциплины ОПД.АФ.03.02. «Инженерно-транспортные системы и направления их совершенствования в современных условиях урбанизации».
  9. Отчет о результатах самообследования деятельности Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Содержательный отчет
    На основании решения Ученого совета в целях определения готовности Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Международный институт менеджмента ЛИНК» (МИМ ЛИНК) к государственной аккредитации

Другие похожие документы..