Программа обучения посвящена актуальным вопросам, стоящим перед органами местного самоуправления в связи с вступлением в силу в полном объеме Федерального закона от 06.

ВВЕДЕНИЕ

«С 2009 года закон о местном самоуправлении будет работать в полном объёме, начнётся реализация его основной идеи – большинство вопросов жизнеобеспечения должно решаться на местном, то есть на городском и поселенческом уровне…».

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев

С 1 января 2009 года в полном объеме на всей территории Российской Федерации будут применяться нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В Российской Федерации не так давно начали заниматься подготовкой кадров для органов местного самоуправления. С 2005 года Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации по заказу Министерства регионального развития Российской Федерации осуществляется комплекс мероприятий по созданию и развитию Системы подготовки кадров, поддержки и сопровождения органов местного самоуправления.

В 2008 году по заказу Минрегиона России проводится обучение высших должностных лиц муниципальных образований, в том числе глав вновь образованных муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, глав местной администрации городских и сельских поселений.

Программа обучения посвящена актуальным вопросам, стоящим перед органами местного самоуправления в связи с вступлением в силу в полном объеме Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В представленных материалах содержатся доклады по следующим направлениям:

    • реализация органами местного самоуправления собственных и делегированных государственных полномочий (Раздел 1);

    • управление муниципальными финансами, формирование местных бюджетов и межбюджетных отношений в свете проходящей бюджетной реформы (Раздел 2);

    • управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе земельными ресурсами (Раздел 3);

    • развитие муниципальных образований: территориальное развитие, комплексное социально-экономическое планирование муниципальных образований различных типов, вопросы местного самоуправления на уровне субъекта Российской Федерации (Раздел 4).

Указанные материалы представлены также на DVD-диске, содержащем дополнительно слайды по тематике обучения и электронные версии учебных курсов, разработанных Академией в рамках Системы подготовки кадров, поддержки и сопровождения органов местного самоуправления по направлениям:

    • «Муниципальное управление»;

    • «Муниципальные финансы»;

    • «Правовое обеспечение местного самоуправления»;

    • «Управление муниципальным имуществом»;

    • «Управление муниципальными закупками»;

    • «Кадровое обеспечение местного самоуправления»;

    • «Управление развитием муниципальных образований (Стратегическое планирование. Территориальное планирование)».

Диск содержит навигационную систему, позволяющую соотнести материалы докладов с соответствующими темами перечисленных выше курсов.

Все разработанные и представленные материалы предназначены для повышения профессионального уровня и использования в текущей деятельности.

Раздел 1

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 06.10.2003 № 131-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» В УСЛОВИЯХ ЗАВЕРШЕНИЯ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ И ДЕЛЕГИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

Тема 1.1

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА УРОВНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя РФ, признается и гарантируется Конституцией РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления в числе иных полномочий относятся:

  • правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;

  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном Федеральным законом № 131-ФЗ.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления, согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 131-ФЗ, относятся:

  • правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ в случаях и порядке, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ;

  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ;

  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов РФ в порядке, установленном Федеральным законом № 131-ФЗ.

В настоящее время правовое регулирование полномочий органов местного самоуправления по решению установленных Федеральным законом № 131-ФЗ вопросов местного значения и процедуры наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на федеральном уровне представлено следующим образом.

Правовую основу местного самоуправления в РФ составляют:

  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

  • Конституция РФ;

  • федеральные конституционные законы;

  • Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы;

  • издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);

  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

  • уставы муниципальных образований;

  • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан;

  • иные муниципальные правовые акты.

В Конституции РФ осуществляется регулирование основополагающих положений о местном самоуправлении в РФ (гл. 8, статьи 130–133). Согласно нормам Конституции РФ «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления».

Основным международным документом, регламентирующим на территории РФ вопросы организации местного самоуправления, является Европейская хартия местного самоуправления, ратифицированная РФ в 1998 г. Согласно ст. 2 Европейской хартии местного самоуправления принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции страны. В полном соответствии с указанными положениями Хартии в законодательстве РФ приняты и действуют ряд законодательных актов, регулирующих вопросы организации местного самоуправления.

К основополагающим действующим федеральным законодательным актам о местном самоуправлении следует отнести:

  • Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

В Послании Федеральному Собранию РФ от 26.04.2007 Президент РФ отметил, что «один из главных критериев политической культуры и развития общества – это увеличение объема полномочий региональных и местных властей. Сегодня децентрализация полномочий в сфере государственного управления достигла в России самого высокого за всю ее историю уровня. <…> Значительно расширены компетенция и возможности местных органов власти».

Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления проведено путем внесения изменений и дополнений в более чем 250 федеральных законов.

Учитывая возложенные на органы местного самоуправления полномочия, помимо вышеперечисленных федеральных законодательных актов, деятельность органов местного самоуправления регламентируется также отраслевыми законодательными актами. В частности, Бюджетный кодекс РФ (БК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ), Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ (ЗК РФ), Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ), а также около 70 иных федеральных законов устанавливают полномочия органов местного самоуправления в соответствующих правоотношениях.

Полномочия органов местного самоуправления поселений в сфере регулирования бюджетных правоотношений

Общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений устанавливает БК РФ. Кодексом определены основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

К бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:

  • установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

  • составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

  • установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

  • определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

  • осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

  • установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к местному бюджету;

  • в случае и порядке, предусмотренных БК РФ и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

  • иные бюджетные полномочия, отнесенные БК РФ к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления (ст. 9 БК РФ).

Органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с БК РФ.

Статьей 1 БК РФ установлено, что к бюджетным правоотношениям относятся:

  • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

  • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

В соответствии со ст. 2 БК РФ в состав бюджетного законодательства РФ входят принятые в соответствии с БК РФ муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иные муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 БК РФ.

Муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут противоречить БК РФ.

На основании п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Таким образом, в соответствии с положениями БК РФ правовое регулирование бюджетных отношений в муниципальном образовании осуществляется главным образом представительным органом муниципального образования.

Как определено в БК РФ, муниципальные правовые акты в сфере бюджетных отношений принимаются местной администрацией в развитие муниципальных правовых актов представительных органов муниципального образования.

  • Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. (Ст. 78 БК РФ)

  • Основания, условия предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов на срок до одного года устанавливаются муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального района. (Ст. 93.3 БК РФ)

  • В случае, если муниципальное долговое обязательство, выраженное в валюте Российской Федерации, не предъявлено к погашению (не совершены кредитором определенные условиями обязательства и муниципальными правовыми актами муниципального образования действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями муниципального долгового обязательства, или истек срок муниципальной гарантии и в иных случаях, предусмотренных статьей 115 настоящего Кодекса, указанное обязательство считается полностью прекращенным и списывается с муниципального долга,если иное не предусмотрено муниципальными правовыми актами представительных органов муниципального образования.

Местная администрация по истечении сроков и в иных случаях, указанных в пункте 1 статьи 100.1 настоящего Кодекса, издает муниципальный правовой акт о списании с муниципального долга муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации. (Ст. 100.1 БК РФ)

  • Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций. (Статья 152).

  • Порядок и сроки составления проектов местных бюджетов устанавливаются местными администрациями с соблюдением требований, устанавливаемых настоящим Кодексом и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. (Ст. 184 БК РФ)

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, согласно п. 4 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, находится принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.

Вместе с тем порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ развития муниципального образования и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается решением о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу. (Ст. 179 БК РФ).

  1. Программа обучения посвящена актуальным вопросам, стоящим перед органами местного самоуправления в связи с вступлением в силу в полном объеме Федерального закона от 06. (2)

    Программа
    С 1 января 2009 года в полном объеме на всей территории Российской Федерации будут применяться нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  2. Закону от 6 октября 2003 г. N 131-фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

    Закон
    "Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  3. Справочник с комментариями к Федеральному закону от 6 октября 2003 года №131-фз «Об общих принципах организации местного самоупарвления в Российской Федерации»

    Интернет справочник
    Бабичев Игорь Викторович, кандидат юридических наук, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса – ст.
  4. Методические рекомендации органам местного самоуправления в сфере содействия в развитии малого предпринимательства

    Методические рекомендации
    Вступление в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в значительной мере изменило существующую в нашей стране систему местного самоуправления.
  5. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по соглашению с окмо с февраля 2008 г (55)

    Информационный бюллетень
    Президент России Дмитрий Медведев внёс в Госдуму поправки в Федеральный закон "О политических партиях", сообщила 23 марта пресс-служба Кремля.
  6. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по соглашению с окмо с февраля 2008 г (80)

    Информационный бюллетень
  7. Материалы к вопросу 3

    Документ
    1.2.Укрепление связей с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и крупными некоммерческими организациями 8
  8. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за апрель 2009 года (1)

    Информационный бюллетень
    Как сообщила Глава Министерства экономического развития Эльвира Набиуллина на заседании Президиума Правительства, данное предложение прозвучало во время обсуждения антикризисных мер с руководящим составом партии «Единая Россия» и сейчас
  9. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за апрель 2009 года (2)

    Информационный бюллетень
    Как сообщила Глава Министерства экономического развития Эльвира Набиуллина на заседании Президиума Правительства, данное предложение прозвучало во время обсуждения антикризисных мер с руководящим составом партии «Единая Россия» и сейчас

Другие похожие документы..