Рабочая программа по химии для 11 класса среднего (полного) общего образования

Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия имени А.Л.Кекина г.Ростова Ярославской области

Рассмотрена Утверждена

На заседании кафедры Приказ по гимназии №

протокол № от «___» ___________ 201 г.

от «___» ___________ 201 г.




Рабочая программа

по химии

для 11 класса

среднего (полного) общего образования

(профильный уровень).

Смирнова Т.Ю.

2010 г.

Пояснительная записка.

Данная программа составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по химии. Профильный уровень. (сборник нормативных документов. Химия./ Сост. О.С.Габриелян. – 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. – 78).

Исходными документами для составления рабочей программы являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • федеральный перечень учебников, утвержденных приказом от 7 декабря 2005 г. № 302, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Профильный уровень

Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего об­разования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины ми­ра;

  • овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и хи­мические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; про­водить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осу­ществлять поиск химической информации и оценивать ее досто­верность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче­ских способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противо­речивых путей развития идей, теорий и концепций современной
    химии;

  • воспитание убежденности в том, что химия — мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;

  • применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явле­ний, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора про­фессии, связанной с химией.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено число часов на изучение тем:

- тема 2 «Строение вещества» вместо 15 часов – 20 часов, т.к. включена практическая работа «Распознавание пластмасс и волокон». Вводятся дополнительные уроки по решению расчетных задач (за счет резервного времени);

- тема 3 «Химические реакции» вместо 21 часа - 25 часов, т.к. включены практические работы №1,№2, №4. Вводится дополнительный урок по решению задач и выполнению упражнений по термохимии и кинетике;

- тема 4»Вещества и их свойства» вместо 33 часов – 36 часов, т.к. включены практические работы №3,№5, №6,№7;

- тема 6 «Химия и повседневная жизнь» вместо 9 часов 12 часов, т.к. включены уроки по решению задач и выполнению упражнений курса общей химии, проводится итоговый зачет по курсу общей химии (за счет резервного времени).

2. Исключена тема 5 (8 часов)

Практические работы темы 5 «Химический практикум» перенесены в соответствующие темы курса. Нумерация практических и лабораторных работ сквозная и не соответствует нумерации в авторской программе и учебнике.

3. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 3 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 3-4 часа в неделю.

11 КЛАСС (ОБЩАЯ ХИМИЯ)
(3 ч в неделю; всего 102 ч,
из них 5ч - резервное время)

Т е м а 1

Строение атома (9 ч)

Атом - с ложная частиц а. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм час­тиц микромира,

Состояние электронов в атоме. Электронное облако и орбиталь. Квантовые чис­ла. Форма орбиталей (s, p, d, f). Энергетические уровни и подуровни. Строение электронных обо­лочек атомов. Электронные конфигурации ато­мов элементов. Принцип Паули: и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов эле­ментов. Электронная классификация элементов: s-,p-, d- и f-семейства.

Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов хими­ческих элементов, обусловленные числом неспаренных электронов в нормальном и возбужденном: состояниях. Другие факторы, определяющие ва­лентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбита-лей. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».

IIериодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома. Предпосылки открытия периодического закона: накопление фактологического материа­ла, работы предшественников (Й. Я. Берцелиуса, И. В. Деберейнера, А. Э. Шанкуртуа, Дж. А. Ньюлендса, Л. Мейепа); съезд химиков в Карл­сруэ. Личностные качества Д. И. Менделеева.

Открытие Д. И. Менделеевым периодическо­го закона. Первая формулировка, периодического закона. Горизонтальная, вертикальная и диаго­нальная периодические зависимости.

Периодический закон и строение атома. Изото­пы. Современная трактовка понятия «химический элемент». Закономерность Ван-ден-Брука-Ноэ­ли. Вторая формулировка периодического закона. Периодическая система Д. И. Менделеева и стро­ение атома. Физический смысл порядкового номе­ра элементов, номеров группы и периода. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том чис­ле больших и сверхбольших. Третья формулировка периодического закона. Значение периодиче­ского закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Тема 2

Строение вещества. (15 ч)

Xимическая связь. Единая природа химической связи. Ионная хими­ческая связь и .ионные кристаллические решет­ки, Ковалентная химическая связь и ее класси­фикация: по механизму образования (обменный и донорно -акцепторный), по электроотрицатель­ности (полярная и неполярная), по способу пере­крывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полу­торная). Полярность связи и полярность молеку­лы. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомная и молекулярная. Ме­таллическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Ме­ханизм образования этой связи, ее значение. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей: ионная связь как предельный случай ковалентной по­лярной связи; переход одного вида связи в дру­гой; разные виды связи в одном веществе и т. д.

Свойства ковалентной химической связи. Насыщаемость, поляризуемость, направленность. Геометрия молекул.

Гибридизация орбиталейи геометрия м о л е к у л. sp3--Гибридизация у алканов, во­ды, аммиака, алмаза; «р2-гибридизация у соедине­ний бора, алкенов, аренов, диенов и: графита; sp-гибридизация у соединений бериллия, алкинов и карбина. Геометрия молекул названных веществ.

Полимеры органические и неорганические. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: «моно­мер», «полимер», «макромолекула», «структур­ное звено», «степень полимеризации», «молеку­лярная масса». Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма, мак­ромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. Полимеры органические и не­органические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты. Неорганические полимеры атомного строения (аллотропные модификации углерода, кристал­лический кремний, селен и теллур цепочечного строения, диоксид кремния и др.) и моле­кулярного строения (сера пластическая и др.).

Теория строения хичических соединений А. М. Б у т л е р о в а. Предпосылки создания теории строения химических соеди­нений: работы предшественников (Ж.Б.Дюма, Ф.Велер, Ш.Ф.Жерар, Ф.А.Кекуле),съезд естествоиспытателей в Шпейере. Личностные ка­чества А. М. Бутлерова.

Основные положения теории химического стро­ения органических соединений и современной те­ории строения. Изомерия в органической и неор­ганической химии. Взаимное влияние атомов в мо­лекулах органических и неорганических веществ.

Основные направления развития, теории стро­ения органических соединений (зависимость свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного стро­ения). Индукционный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность.

Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Диалектические основы общности периодического закона Д. И. Менделеева и теории строения А. М. Бут­лерова в становлении (работы предшественни­ков, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет), предсказании (новые элементы - Ga, Se, Ge и новые вещества — изомеры) и развитии (три формулировки).

Дисперсные системы. Понятие о дис­персных системах. Дисперсионная среда и дис­персная фаза. Типы дисперсных систем и их зна­чение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели. Эф­фект Тиндаля. Коагуляция. Молеку­лярные и истинные растворы. Способы выраже­ния концентрации растворов.

Расчетные задачи. 1. Расчеты, по химическим формулам. 2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная долякомпонентов смеси:. 3. Вычисление молярной концентрации растворов.

Демонстрации. Модели кристаллических ре­шеток веществ с различным типом связей. Моде­ли: молекул различной геометрии. Модели крис­таллических решеток алмаза и графита. Модели молекул изомеров структурной и пространствен­ной изомерии. Свойства толуола. Коллекция пластмасс и волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красно­го, кварца и др. Модели молекул белков и ДНК. Образцы различных систем: с жидкой средой. Ко­агуляция, Эффект Тиндаля.

Лабораторные опыты. 1, Свойства гидроксидов элементов 3-го периода.

2. Ознакомление с образ­цами органических и неорганических полимеров.

Тема 3

Химические реакции (21 ч)

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции; ее отличие от ядерной реакции. Реакции, иду­щие без изменения качественного состава ве­ществ: аллотропизация, изомеризация и полиме­ризация. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и составу реагирующих и обра­зующихся веществ (разложения, соединения, за­мещения, обмена); по изменении:) степеней: окис­ления элементов (окислительно-восстановитель­ные реакции и неокислительно-восстановитель­ные реакции); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикаль­ные и ионные); по виду энергии, инициирующей реакцию (фотохимические, радиационные, элек­трохимические, термохимические), Особенности классификации реакций в органической химии.

Вероятность протекания химических реак­ций. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия и экзо- и эндотермические реакции. Теп­ловой эффект химических реакций. Термохими­ческие уравнения. Теплота образования. Понятие об энтальпии. Закон Г. И, Гесса и следствия из него. Энтропия. Энергия Гиббса. Возможность протекания реакций в зависимости от изменения энергии и энтропии.

Скорость химических реакций. По­нятие о скорости, реакции. Скорость гомо- и: гете­рогенной реакции. Энергия активации. Элемен­тарные и сложные реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реаги­рующих веществ; температура (закон: Вант-Гоффа); концентрация (основной закон химической кинетики); катализаторы. Катализ: гомо- и гетерогенный; механизм действия катализаторов. Ферменты. Их сравнение с неорганическими ка­тализаторами. Ферментативный катализ, его ме­ханизм. Ингибиторы и каталитические яды. За­висимость скорости реакций от поверхности со­прикосновения реагирующих веществ.

Обратимость химических рeакций. X и м и ч е с к о е р а в н о в е с и е. Поня­тие о химическом равновесии. Равновесные кон­центрации. Динамичность химического равнове­сия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давле­ние и температура. Принцип Ле Шателье.

Э л е к т р о л и т и ч е с к а я д и с с о ц и а ц и я. Электролиты и неэлектролиты. Электролитиче­ская диссоциация. Механизм диссоциации ве­ществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Кислоты, со­ли, основания в свете электролитической диссоци­ации. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его кон­центрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Реакции, протека­ющие в растворах электролитов. Произведение растворимости.

В о д о р о д н ы й п о к а з а т е л ь. Диссоци­ация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН. Среды водных растворов электролитов. Значение водородного показателя для химических и биоло­гических процессов.

  1. Рабочая программа по химии для 11 класса среднего (полного) общего образования (базовый уровень

    Рабочая программа
    Данная программа составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по химии. Базовый уровень. (сборник нормативных документов. Химия.
  2. Рабочая программа по химии для 10 класса среднего (полного) общего образования (базовый уровень

    Рабочая программа
    Данная программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по химии. Базовый уровень (сборник нормативных документов.
  3. Приказ №116/ 1 от «21» августа 2010г. Рабочая программа по химии для 11 класса моу сош с. Березняк Кукморского муниципального района рт

    Рабочая программа
    Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Часть ІІ. Среднее (полное) общее образование) и авторской программы И.
  4. Рабочая программа по химии для 9 класса общеобразовательных учреждений

    Рабочая программа
    Данная программа составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по химии (сборник нормативных документов. Химия./ Сост. О.С.Габриелян.
  5. Рабочая программа по химии в 11 классе на 2011-2012 учебный год

    Рабочая программа
    Рабочая программа рассчитана на 68 часов в 11 классе, из расчета – 2 часа в неделю, из них для проведения контрольных работ – 3 часа, практических – 5 часов.
  6. Рабочая программа по химии 10-11 класс профильный уровень

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии, примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (профильный
  7. Рабочая программа по химии для 8 класса общеобразовательных учреждений

    Рабочая программа
    федеральный перечень учебников, утвержденных приказом от 7 декабря 2005 г. № 302, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
  8. Рабочая программа по физике для 11 класса (Профильный уровень)

    Рабочая программа
    освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях,
  9. Приказ от № Рабочая программа по химии для 10 класса (базовый уровень)

    Рабочая программа
    Рабочая программа по химии в 10 классе составлена на основе авторской программы «Химия. 10» О.С.Габриеляна, издательство «Дрофа» 2004г; тематического планирования учебного материала по органической химии (1час в неделю, общее число

Другие похожие документы..