Учебно-методический комплекс для специальностей № 080101 «Экономическая теория»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет

ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА МОДЕЛИРОВАНИЯ
В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

экономико-математические методы

Учебно-методический комплекс

для специальностей

№ 080101 – «Экономическая теория»,
№ 080102 – «Мировая экономика»,
№ 080105 – «Финансы и кредит»,
№ 080502 – «Экономика и управление на предприятии»

Дневного и вечернего отделений

Москва 2009

экономико-математические методы

Учебно-методический комплекс

Автор-составитель

Д.А. Кононов канд. техн. наук, ст. научн. сотр., доц.

Ответственный редактор

В.В. Муромцев канд. техн. наук, ст. научн. сотр., доц.

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры моделирования в экономике и управлении РГГУ, протокол № 11 от 11.11.08

© Российский государственный

гуманитарный университет, 2009

1.Содержание

1. Содержание 3

2. Предисловие 4

3. Программа курса 5

4. План лабораторных занятий 26

5. Примерные темы дипломных работ 32

6. Итоговая контрольная работа 33

7. Система текущего и итогового контроля знаний студентов 34

2.Предисловие

Курс «Экономико-математические методы» предназначен студентам дневного и вечернего форм обучения, обучающимся по специальностям «Экономическая теория», «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии» и составлен на основе Государственного стандарта по указанным специальностям (раздел ЕН.Ф.01).

Учебно-методический комплекс состоит из предисловия, программы курса (пояснительная записка, содержание тем курса, тематические планы курса, список источников и литературы), контрольных вопросов к зачетам и экзаменам, плана лабораторных занятий, примерных тем дипломных работ, описания требований к выполнению итоговой контрольной работы, описания системы текущего и итогового контроля знаний студентов.

Все части учебно-методического комплекса взаимосвязаны таким образом, чтобы создать целостную картину изучения курса преподаваемой дисциплины.

Курс основывается на знаниях дисциплин «Математика», «Теория вероятностей», «Информатика», «Экономическая информатика», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «История экономических учений», «Мировая экономика». Он является базовой частью цикла экономико-математических дисциплин, охватывающих темы «Экономико-математические методы и Экономико-математические модели» Федерального компонента раздела ЕН.Ф.01.

Знания, полученные в курсе «Экономико-математические методы», используются непосредственно в курсах «Экономико-математические модели», «Экономико-математическое моделирование», а также при изучении экономических дисциплин, требующих формализованных средств анализа и принятия эффективных экономических решений.

3.Программа курса

3.1Пояснительная записка

Курс «Экономико-математические методы» предназначен студентам 2 курса дневного и вечернего форм обучения, обучающимся по специальностям «Экономическая теория», «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии».

Курс относится к циклу «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» (ЕН) и изучается в первом семестре 2 курса студентами дневного и вечернего отделений.

Настоящий курс предназначен студентам дневного и вечернего форм обучения, обучающимся по специальностям «Экономическая теория», «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии».

Курс «Экономико-математические методы» обобщает теоретические, экспериментальные, методические работы и современную практику в области исследования экономических объектов и теории принятия решений, моделирования и организации социально-экономических систем, а также совершенствования их функционирования на основе результатов формализованного анализа. Рынок, условия острой конкурентной борьбы, значительно повышают значение рационального создания и осуществления различных проектов, при этом возникают проблемы построения сложной системы, обеспечение ее эффективного функционирования на основе анализа и реализации управленческих решений. Теория экономико-математических моделей (ЭММ) является методологической основной анализа и принятия таких эффективных решений.

Объектами изучения в курсе выступают системы различного класса:

  • индивидуальные участники рынка;

  • производственно-технологические системы, когда объектом управления является совокупность технологического оборудования и реализованного посредством него завершенного производственного процесса;

  • системы экономико-организационного типа, объектами управления в которой являются коллективы людей (предприятия и организации);

  • социально-экономические системы, объединяющие экономическую систему (общественное производство), ее социальную инфраструктуру, а также комплекс информационных ресурсов, систему управления общественными процессами;

  • мировые социально-экономические комплексы, представляющие собой сложное переплетение ряда социально-экономических систем.

Основной целью курса является изучение современных методов экономико-математического моделирования.

Основная цель экономико-математического моделирования — определение научно-обоснованных рекомендаций о путях, средствах и методах повышения действенности и эффективности экономических процессов, поэтому изучение дисциплины целесообразно сочетать со знаниями, полученными из цикла экономических, правовых, управленческих и общеобразовательных, а также инженерных и естественнонаучных дисциплин.

Основной предмет экономико-математического моделирования — исследование процессов принятия экономических решений.

Основной метод экономико-математического моделирования — создание и анализ формальными, математическими методами идеальных моделей экономических процессов, подготовка принятия экономических решений.

Основными задачами курса являются:

  • обсуждение основных понятий современной экономической теории с точки зрения возможности моделирования социально-экономических процессов;

  • ознакомление с основными проблемами принятия экономических решений;

  • ознакомление с основными типами ЭММ;

  • ознакомление с прикладными моделями, описывающими функционирование моделируемых систем в различных областях человеческой деятельности;

  • ознакомление с формальным аппаратом анализа ЭММ;

  • выработка практических навыков построения и анализа теоретических моделей и их приложений в условиях рыночной экономики.

В результате освоения курса студент должен

знать:

  • методы проведения исследований;

  • методы анализа исходных данных;

  • основные понятия, используемые теории ЭММ;

  • основные модели теоретического исследования систем принятия решений;

  • методы анализа построенных формализованных моделей;

  • основные алгоритмические и программные средства реализации процедур решения возникающих математических задач;

уметь:

  • формулировать задачи в соответствующей области деятельности на языке ЭММ;

  • разрабатывать методы решения формализованных задач;

  • осуществлять поиск их решения на основе стандартных ППП.

Особенности курса. Курс «Экономико-математические методы» является авторским. В нем уделено значительное место рассмотрению и изучение вопросов, связанных с практическим решением задач и проблем организации и совершенствования систем принятия решений, в том числе созданию самостоятельной разработке студентами практических задач с использованием современных методологических концепций и процедур, изложенных в соответствующих разделах дисциплины, и защита их в виде презентации. При изучении теоретических основ ставится задача освоения понятийного аппарата, терминологии, определений и формулировок, используемых в современной практике управления социально-экономическими процессами, а также теоретических моделей и методологии их применения при исследовании систем принятия экономических решений.

Основными методами изучения курса являются:

  • изучение курса лекций;

  • выполнение лабораторных работ;

  • анализ основной и дополнительной литературы;

  • анализ зарубежного опыта экономико-математического моделирования;

  • анализ конкретных проектов компаний, действующих на российском рынке.

Основными формами проведения занятий являются:

  • лекции;

  • разработка моделей конкретных экономических объектов;

  • лабораторные работы;

  • разработка презентаций;

  • самостоятельная работа студентов.

Объем курса:

Для дневного отделения

56 часов, в том числе лекций — 36 часов, лабораторных занятий — 20 часов.

Для вечернего отделения

34 часа, в том числе лекций — 18 часов, лабораторных занятий — 16 часов.

В процессе изучения курса проводится рейтинговый контроль знаний студентов. Он предполагает учет результатов блиц-контрольных работ (опросов), степени участия студентов в обсуждении вопросов при разработке и выполнении практических заданий на лабораторных занятиях., а также подготовке презентаций.

Студентам предлагается раздаточный материал, находящийся в каталоге economist и содержащий основные учебно-методические материалы по изучаемому курсу.

3.2Содержание тем курса

3.2.1Раздел 1. Экономика как система общественных отношений

Понятие социально-экономической системы; экономика как система общественных отношений, измеряемых стоимостными показателями; соотношение стоимостных, информационных и энергетических показателей в рамках экономических, организационных и технологических процессов.

Родоначальники формализованного описания экономики: А. Смит, Ф. Кенэ, А. Курно, К. Маркс, Л. Вальрас; взаимосвязь, взаимозависимость и иерархия проблем различного уровня в процессе производства; качественная и количественная оценка возникающих связей; основные классы экономико-математических моделей, описывающих экономические связи между различными агентами социально-экономической системы; примеры взаимосвязанных технологических, организационных и экономических типов проблем: понятие экономической безопасности, планирование размещения предприятий отрасли на долгосрочную перспективу, принципы построения системы Контроллинга Корпорации.

Общее понятие о экономико-математических моделях: модели воспроизводства капитала; модели леонтьевского типа (В. Леонтьев, Дж. фон Нейман, Д. Гейл, М. Моришима,); классические модели экономического равновесия (Л. Вальрас, К. Эрроу, Ж. Дебре); модели государственного регулирования экономики: кейнсианские модели, монетаристкие модели; модели эндогенно-инвестиционного управления экономикой; модели, основанные на микродинамическом подходе моделирования экономики; модели коллективного поведения в экономических процессах; моделирование экономических укладов.

Основные цели курса; основной предмет курса; основные задачами курса; концепция курса; основные методы изучения курса.

3.2.1.1Экономико-математические методы как методологическая основа теории принятия экономических решений

Целевой подход при изучении социально-экономических систем.

Основные понятия целевого подхода при исследовании социально-экономической системы: цель, задача, проект, проблема; понятие структуризации проблемы: структура проблемы и ее основные логические элементы, классификация проблем, примеры структуризации проблем принятия экономических решений.

Классификация целей по признакам: функциональной направленности, временной области, месту в иерархии целей, характеристикам предметной области. Понятие графа целей, принципы построения дерева целей, примеры.

Критерии эффективности управления социально-экономических систем. Единицы измерения целей, понятие экономического критерия эффективности, критерии достижения целей, экономические критерии: продуктивность, экономичность, эффективность, качество, прибыльность, производительность, качество жизни, макроэкономические показатели.

Системный подход при изучении социально-экономических систем.

Основные понятия системного подхода при исследовании социально-экономической системы: система, внешняя среда, сложная система и ее свойства, принципы системного анализа сложных систем; основные компоненты социально-экономической системы.

Система принятия экономических решений.

Фазы процесса принятия экономических решений и их характеристика: выявление проблемы, постановка проблемы, поиск решения проблемы, принятие решения, исполнение решения, оценка выполненного решения.

Сущность процесса моделирования

Понятие модели и моделирования; этапы процесса моделирования: построение модели, изучение модели, перенос знаний с модели на оригинал, применение модели; основные типы моделей социально- экономических систем: макро и микроэкономика, классификация экономико-математических моделей. Классификация математических моделей.

Материальные и идеальные модели; структурные и функциональные модели; другие признаки классификации моделей. Примеры моделей различных типов.

Построение математических моделей. Этапы построения и исследования математических моделей; экзогенные и эндогенные переменные, переменные управления, активные средства; примеры построения математических моделей.

  1. Учебно-методический комплекс для специальностей 080101 «Мировая экономика» 080102 -«Экономическая теория»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине “Информационные системы в экономике” разработан на кафедре моделирования в экономике и управлении РГГУ.
  2. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080105 Финансы и кредит 080109 Бухгалтерский учет

    Учебно-методический комплекс
    – общепрофессиональных дисциплин федерального компонента по специальности – 080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит; 080503 – Антикризисное управление;
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Политология (название) (4)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности 080109.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11 «основы рекламы»

    Учебно-методический комплекс
    Реклама в современном социокультурном пространстве является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Сегодня коренным образом меняются требования к уровню профессионализма работников в области рекламы: нужна творческая, яркая
  5. Рабочая программа учебной дисциплины “Теория прогнозирования и планирования” (для специальностей «Национальная экономика» и«Экономическая теория»)

    Рабочая программа
    Рабочая программа учебной дисциплины "Теория прогнозирования и планирования” для студентов специальностей - "Национальная экономика". - СПб.
  6. Программа высшего профессионального образования По специальности 080101. 65 Экономическая безопасность

    Программа
    1.1. Назначение и состав основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 080101.65 «Экономическая безопасность», специализация 080101.
  7. Основная образовательная программа среднего профессионального образования Направление подготовки (1)

    Основная образовательная программа
    4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП СПО по направлению подготовки «Экономика и бухгалтерский учет».
  8. Программа дисциплины Маркетинговые коммуникации для специальности 080101. 65 «Прикладная информатика (в экономике)» «Переработано» «Утверждено»

    Программа дисциплины
    Маркетинговые коммуникации – это целенаправленное и комплексное воздействие на внешнюю и внутреннюю среду фирмы, способствующее достижению основных ее целей.
  9. Развитие социально-экономических систем: теория и методология

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «__» 2011 г. в на заседании диссертационного Совета Д 212.219.01 в ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» по адресу: 191002, Российская Федерация г.

Другие похожие документы..