Учебно-методический комплекс дисциплины Специальностей: 030501 «Юриспруденция»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ГОУ ВПО «РГТЭУ»

челябинский институт (филиал)

Кафедра социально-гуманитарных наук и права

И.О. Богданова

Политология

Учебно-методический комплекс дисциплины

Специальностей:

030501 «Юриспруденция»

080105 «Финансы и кредит»

080102 «Мировая экономика»

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

080111 «Маркетинг»

080301 «Коммерция»

080401 «Товароведение и экспертиза товаров»

080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли)»

080502 «Экономика и управление на предприятии (туризма)»

080507 «Менеджмент организации»

Челябинск 2009

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ГОУ ВПО «РГТЭУ»

челябинский институт (филиал)

Кафедра социально-гуманитарных наук и права

Утверждено УМС Челябинского института (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ»

Протокол №___________

«____»__________200 г.

Председатель__________В.В.Мухин

Политология

Учебно-методический комплекс дисциплины

Специальностей:

030501 «Юриспруденция»

080105 «Финансы и кредит»

080102 «Мировая экономика»

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

080111 «Маркетинг»

080301 «Коммерция»

080401 «Товароведение и экспертиза товаров»

080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли)»

080502 «Экономика и управление на предприятии (туризма)»

080507 «Менеджмент организации»

Челябинск 2009

УДК

ББК

Б

Богданова, И.О. История отечественного государства и права Текст: учеб.- метод. комплекс дисциплины / И.О. Богданова; Челяб. ин-т (фил.) ГОУ ВПО «РГТЭУ».- Челябинск, 2009.- 30 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Политология» предназначен для студентов специальности 030501 «Юриспруденция», 080105 «Финансы и кредит», 080507 «Менеджмент организации» всех форм обучения.

УМКД включает рабочую учебную программу дисциплины, где представлены цели задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины; объем дисциплины и виды учебной работы; содержание дисциплины; темы семинарских и практических занятий; задания по самостоятельной работе студентов; тематика контрольных работ; вопросы для подготовки к зачету; учебно-методическое обеспечение, глоссарий, тестовый задания по дисциплине.

УМКД содержит методические указания по изучению теоретического курса дисциплины; методические указания к семинарским занятиям; методические рекомендации и задания по самостоятельной работе студентов; методические рекомендации по выполнению контрольных работ.

Челябинский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2009

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Аннотация

Инновационные технологии, используемые в преподавании курса

Рабочая учебная программа дисциплины

1. Цели и задачи дисциплины

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

4. Содержание дисциплины

5. Темы семинарских и практических занятий

6. Задания для самостоятельной работы студентов

7. Вопросы для подготовки к экзамену

8. Методические указания по выполнению контрольных работ

9. Учебно-методическое обеспечение

9.1. Литература

9.1.1 Основная литература

9.1.2 Дополнительная литература

Приложения к рабочей учебной программе:

1.Тестовые задания

Аннотация

Учебно-методический комплекс дисциплины Политология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для всех специальностей

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально – экономических наук.

Автор - составитель: Богданова Ирина Олеговна, ассистент кафедры «Социально-гуманитарных наук и права»

Утвержден на заседании Учебно-методического совета Челябинского института (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ» «_____»__________2009 г., протокол №___.

Согласования со смежными кафедрами:

Зав. кафедрой «Финансов, бухгалтерского учета и аудита», к.э.н., доцент

И.Н. Воропанова

Зав. кафедрой «Менеджмента и мировой экономики»,

к.э.н., доцент

В.В. Кузьменкова

И.о. Зав. кафедрой «Гражданского права и процесса», к.ю.н., доцент

А.А. Агаджанов

Зав. кафедрой «Тровароведение и экспертиза товаров», к.э.н., доцент

Н.Е. Усова

Завю кафедрой «Экономики и управления», к.э.н., доцент

Ю.В. Лысенко

Зав. Библиотекой

В.В. Луцук

Инновационные технологии, используемые

в преподавании курса «Политология»

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение о проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (предположительно по следующим темам: Гражданское общество в России, Тоталитарный политический режим, Политическая культура общества).

Исследовательский метод обучения – организация обучения на основе поисковой, познавательной деятельности студентов путем постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности и самообразовании. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа студента в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования с использованием всех научно-исследовательских методов и приемов, характерных для ученых. Этот метод обучения используется на семинарских занятиях, где студенты выступают с докладами и на консультациях по самостоятельной работе студентов.

Тестовое задание – минимальная составляющая единица теста, которая состоит из условия (вопроса) и, в зависимости от типа задания, может содержать или не содержать набор ответов для выбора по всем темам курса.

Мультимедийная презентация - способ наглядного представления учебной информации с использованием аудиовизуальных средств. Презентация на базе информационно-коммуникационных технологий, как правило, содержит в себе текст, иллюстрации к нему и демонстрируется на проекционном экране. Одновременное использование: а) авторского комментирования основных идей доклада; б) текстовых выдержек из него; в) точно подобранных или созданных иллюстраций делает выступление преподавателя не только интересным, но и запоминающимся, что позволяет успешно решать главную задачу в процессе обучения.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Современная концепция высшего образования, признанная во все мире, исходит из того, что выпускник вуза, будущий специалист не может быть политически неграмотным. Иначе он не может стать полноценной личностью, самостоятельным субъектом, принимающим ответственные решения за свою судьбу и судьбу других людей. Способность к принятию рациональных решений в политической жизни не возникает стихийно, а формируется в ходе систематического приобретения знаний и опыта. На приобретение таких знаний и ориентировано преподавание политологии в качестве обязательной учебной дисциплины. Учебная дисциплина «Политология» носит преимущественно проблемно-теоретический характер и, вместе с тем, призвана дать студенту первичные знания об основных аспектах и тенденциях эволюции практической политической деятельности людей. Освоение основ современной науки о политике позволит будущим специалистам не просто хорошо разбираться в политических явлениях и процессах, но и формировать собственную активную политическую позицию, быть полноправным и полноценным членом демократического общества. Изучение данного курса теcно связано с такими учебными дисциплинами, как отечественная история, философия, социология, психология.

Предлагаемый курс политологии соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта Российской Федерации по программе подготовки специалистов.

1 Цели, задачи и предмет дисциплины

Целью курса являетсясформировать у студентов научные представления о месте и роли политики в жизни общества. Дать студентам фундаментальные знания политической науки, политической системы общества и ее взаимосвязи с экономической системой, которые послужат основанием для осмысления социально-политических процессов и для осознания меры их социально-политической активности и ответственности.

Задачи курса:

- представление студентам современных взглядов ан предмет, достижения и методы политической науки, место политологии среди других гуманитарных дисциплин;

- ознакомление студентов с современной структурой политической науки, с системой политологических понятий, сложившимися политологическими школами и методологиями, используемыми для исследования политического мира;

- дать студентам необходимое представление о сути и особенностях политических явлений и процессов в России, их месте и роли в мировом политическом процессе.

Предметом учебного курса – анализ процессов функционирования политических институтов и политического управления.

2 Требования к уровню освоения дисциплины

После изучения данного курса студенты должны:

а) иметь представление, понимать и уметь объяснять:

- проблемы, связанные с сущностью политической власти и политической жизни, политическими отношениями и процессами, субъектами политики, международной политической жизнью, геополитической обстановкой, политическим процессом в России и её регионах, местом и статусом РФ в современном мире;

- значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества;

- характер политологии как науки и её место в системе гуманитарного знания;

- характер источников политологического знания и приёмов работы с ними;

б) знать:

- категориальный аппарат и методологию учебного курса;

- порядок использования изученной теории на практике, востребованных положений из справочной и специальной литературы по политологии при решении практических задач в сфере политики;

- содержание политических процессов и событий как объектов политической жизни общества;

- теоретические и прикладные компоненты политологического знания, их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;

- права и свободы гражданина и формы, методы их реализации на практике в различных сферах жизнедеятельности;

- приёмы и технологии политической социализации и вовлечения граждан в политический процесс;

в) уметь:

- перечислять изученные политические явления и объекты и их существенные свойства (перечисление отдельных элементов целого показывает знания об этом объекте);

- сравнивать изученные социальные и политические объекты, то есть выявлять их отличия от всех и сходства определенного объекта с ему подобными. Сравнение выявляет владение методом анализа - умением разделять объект изучения на составляющие элементы так, чтобы становились ясными его структура, взаимосвязь элементов, принципы построения целого. Сравнение также выявляет и умение синтеза - такого комбинирования элементов, которое дает возможность получить в результате исходное целое;

- давать характеристику изученным политическим институтам и процессам, то есть указывать свойственные им значимые признаки;

- объяснять (интерпретировать) изученные явления и процессы, то есть раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние (объяснение предполагает уяснение сущности, установление смысла, причин того или иного политического объекта или явления);

- приводить собственные примеры, то есть пояснять, иллюстрировать, аргументировано раскрывать изученные теоретические положения и нормы на соответствующих фактах;

- давать оценку изученных политических объектов и процессов, то есть высказывать суждение об их ценности, уровне, назначении;

- работать с научной литературой;

г) приобрести навыки:

- практического использования полученных знаний по учебному курсу в различных условиях деятельности;

- работы с источниками информации: литературой, электронными носителями и материалами конкретных исследований в области политической науки;

- получить дополнительный стимул к развитию личности: способность к аналитическому мышлению, к диалогу, стремление к расширению своей эрудиции на основе интереса к политологии.

Программа ориентирует студентов на изучение широкого круга источников и литературы по курсу. Библиография курса должна не только помочь студентам в изучении программного материала, но и способствовать самостоятельной работе над источниками.

В проведении аудиторных занятий предполагается активное использование мультимедийных технологий.

Кроме аудиторных занятий студенты должны большое внимание уделять самостоятельной работе, которая проводится в виде написания рефератов, докладов, выполнения тестовых заданий и составления конспектов.

Учебный курс по политологии читается в течение одного семестра. Формы текущего контроля определяются преподавателем, читающим курс и проводящим семинарские занятия. Итоговые формы контроля – зачет или экзамен.

  1. Учебно-методический комплекс по специальности 030501 «Юриспруденция» (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан на основе действующего законодательства Российской Федерации в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 «Юриспруденция».
  2. Учебно-методический комплекс по специальности 030501 «Юриспруденция» (27)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоохранительные органы» является неотъемлемой частью основной образовательной программы вуза, разработанной по специальности 030501 «Юриспруденция».
  3. Учебно-методический комплекс по специальности 030501«Юриспруденция» (1)

    Учебно-методический комплекс
    В основу учебно-методического комплекса по курсу «Гражданское право» положены требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования студентов по специальности 030501 «Юриспруденция».
  4. Учебно-методический комплекс по специальности 030501«Юриспруденция» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебная дисциплина «Гражданское право» входит в обязательный минимум основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 030501 «Юриспруденция».
  5. Учебно-методический комплекс для специальностей: 030501 юриспруденция (1)

    Учебно-методический комплекс
    9.5.Сборник задач и заданий по курсу «Административное право Российской Федерации. Особенная часть». Учебно-методическое пособие / Н.П. Ломанова. Кемерово 2007 (представлено отдельным изданием)
  6. Учебно-методический комплекс для специальностей: 030501 юриспруденция (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) предназначен для изучения курса «Земельное право». Он рассчитан на студентов дневной и заочной форм обучения специальности 030501 – «Юриспруденция» Кемеровского института (филиала) Российского государственного
  7. Учебно-методический комплекс по специальности 030501 «Юриспруденция» (13)

    Учебно-методический комплекс
    Общая характеристика науки «Теория государства и права». Становление, развитие и современное состояние теории государства и права. Функции теории государства и права.
  8. Учебно-методический комплекс по специальности 030501 «Юриспруденция» (24)

    Учебно-методический комплекс
    Цель и задачи курса. История политических и правовых учений – историко-теоретическая наука, изучающая возникновение и развитие взглядов людей на общество, власть, государство и право.
  9. Учебно-методический комплекс по специальности 030501 «Юриспруденция» (29)

    Учебно-методический комплекс

Другие похожие документы..